Cказки Венского леса, или 12-й Благотворительный Венский бал в Москве

Опубликовано: 07.06.2014

Венский бал (фото: Антон Алешкин)
Просмотров: 7392
Комментариев: 0
«Alles Walzer!» - с этой фразы вот уже 12 лет подряд в Москве стартует одно из самых значимых событий в культурной жизни столицы – Благотворительный Венский бал. В этом году он вновь открыл свои двери для 130 дебютанток и сотен гостей. 31 мая Гостиный двор стал не просто площадкой для культурных или деловых переговоров между австрийским и русским сообществом, но и местом совершенно уникального светского праздника. Таких Москве очень не хватает…

У 12-го Венского бала – особенный шарм. И хотя он традиционно проходит в самом сердце Москвы, здесь все-таки незримо чувствуется имперская Австрия. С ее неспешным ритмом жизни, пробуждениями спозаранку под мерный звон церковного колокола и праздниками, праздниками... В шикарных платьях или же национальных костюмах.

Австрийцы, как никто другой, знают толк в музыке, танцах и развлечениях. Не зря на венских открытках написано: «Culture for everyone» («культура для каждого»). Александр Смагин и Элизабет Смагин и в Москве создают такую радушную атмосферу, что каждый гость Венского бала ощущает себя уютно. В каком бы качестве Вы не оказались на Венском балу, здесь стоит выглядеть элегантно. Слишком свободный дизайн платья или плохая обработка ткани костюма могут разрушить полноту впечатления, а значит - настроение бала.

Дресс-код Венского бала в Москве, хотя и не сравнится по серьезности с Оперным балом в Вене, но все-таки достаточно строгий. В Гостином дворе уместен фрак, белые перчатки, смокинг, черный костюм с черной бабочкой и цветное платье в пол. Следовать этим требованиям лучше беспрекословно: пунктуальные организаторы оставляют за собой законное право не допускать гостей в неподходящей одежде.

Если в XIX веке на некоторые венские балы могли попасть только те, кто мог насчитать восемь дворянских предков по материнской и отцовской линии, то сейчас оказаться среди избранных намного проще. Чтобы стать дебютанткой, нужно всего лишь быть представительницей прекрасной половины человечества в возрасте от 18 до 23-х лет, и (важное обстоятельство!) еще свободной от уз Гименея.

Впрочем, это еще не всё. Все 130 дебютанток, как водится, проходили очень строгий отбор. Во время предварительного собеседования комиссия интересовалась не только их танцевальными навыками, но и тем, чем увлекаются светские леди, насколько хорошо образованы, какие языки знают.

Если профессиональных партнеров на репетициях традиционно много, то танцовщицы, как правило, далеки от мира бального танца. Именно поэтому во время репетиций почти каждая из дебютанток должна была обзавестись самыми настоящими башмачками Золушки, и танцевать, танцевать, танцевать…

И, наконец, их час настал. Торжественный спуск по лестнице, затаенное дыхание, шелест белоснежных платьев, и вот, уже 12-й Венский бал вступает в свои права. Как и Лотта Гёте, этот волнующий момент каждая из них, наверно, запомнит навсегда: "Надо только посмотреть, как она танцует! Видишь ли, она всем сердцем, всей душой отдается танцу, все движения ее так гармоничны, так беспечны, так непринужденны, как будто в этом для нее все, как будто она больше ни о чем не думает, ничего не чувствует, и, конечно же, в те минуты все остальное не существует для нее".

На балу дебютанты исполняют кадриль, полонез и вальс. Но за несколько месяцев репетиций, которые проходили два раза в неделю, девушки успели освоить и другие танцы европейской и латиноамериканской программы. Непосредственно хореографию для торжественного выхода ставили зарубежные специалисты: безупречная итальянка Раффаэла Пегани и очаровательный австриец Андрей Киту. И она впечатлила не только дебютантов и гостей, но и даже видавших виды профессиональных танцоров.

Ирина, архитектурный факультет: «Когда мы спускались по лестнице в зал, то нас охватывали самые разные чувства. Это было и ожидание, и тревога, потому что мы боялись перепутать хореографию или наступить на чье-то платье, и, конечно, же потрясающая радость от происходящего. Это было очень-очень красиво!».

Венский бал - это, прежде всего, музыка и танцы. Но нельзя забывать и о том, что балы - это еще и приятные знакомства, и неспешные разговоры с бокалом искристого шампанского. Ну, а в десять часов незаметно настает время торжественного ужина.

Австрийская кухня – ближайшая родственница немецкой. А потому в буфете подают аппетитную рульку, классические сосиски и традиционный шницель с кислой капустой. Мороженое "Movenpick", потрясающие сладости и ароматный дымящийся кофе от Julius Meinl, которым можно наслаждаться до самого рассвета – также приятный бонус для всех гостей бала.

На столиках, украшенных подсвечниками, – другой формат и другое меню. Изысканное трио из нежного телячьего ростбифа, норвежского лосося и крема спаржи, сибас на ризотто, черненном чернилами каракатицы и другие шедевры высокой кухни, приготовленные заботливыми руками шеф-повара Николая Семенова, радуют тех, кто выбрал для себя гала-ужин.

Важно отметить, что Венский бал – это не очередной бизнес-проект. Средства, полученные от мероприятия, идут в Благотворительный фонд «Линия жизни», который оказывает поддержку тяжелобольным детям и Благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист». Венский бал в Москве прекрасно вписался не только в русскую, но и в общеевропейскую традицию благотворительных учреждений.

Вечер только начинается, а в Гостином дворе множество знакомых лиц. На паркете очень часто можно заметить среди танцующих блестящего ведущего этого вечера, заслуженного деятеля искусств Станислава Григорьевича Попова. А еще Леонида и Веру Плетневых, Александру Рыгину, Веру Красову, Дмитрия и Алену Кравец и многих-многих других.

Традиционно на Венском балу демонстрируют свое мастерство ведущие танцевальные дуэты: Мирко Гоззоли и Алессия Бетти, Джонатан Уилкинсон и Хэзел Ньюберри, Арунас Бижокас и Катюша Демидова, Эльдар Джафаров и Анна Сажина. В этом же году на Венский бал приехал ансамбль народного танца под руководством Франца Хубера. Он выступал с истинно австрийской программой, исполняя народные вариации вальса, польки под аккомпанемент квинтета "Wieselburger Stammtischmusi"…

«Сегодня мы хотим продемонстрировать гостям типичную австрийскую музыку, национальную одежду, танцы. И мы сегодня очень сильно поражены, - рассказывает участник танцевального коллектива Мартин Вебер – Обычно, когда мы выступаем у себя на родине, в Нижней Австрии (Niederösterreich), мы все-таки не видим такого количества танцующих пар. Мне кажется, российская публика очень воодушевлена происходящим».

Благодаря их вмешательству на балу царит радостная атмосфера народного праздника. Такого, например, как праздник летней ночи, когда обычно немноголюдные площади средневековых австрийских городков наполняются группами людей в парадных национальных костюмах. Оркестр играет вальсы, марши, а девушки в изящных сарафанах и мужчины в кожаных штанах и короткополых шляпах тем временем неспешно попивают пиво и напитки на основе фруктов и ведут о чем-то вдумчивые беседы до полуночи.

Мелодии симфонического оркестра "Русская филармония" под руководством дирижера «Volksoper» Альфреда Эшве, композиции джазовых оркестров Семена Мильштейна "Дэнс-лэнд" и Росса Митчелла делают вечер по-настоящему волшебным. Вальсы, квикстепы, польки, галопы (и - да, да! первый в истории Венского бала в Москве пасодобль) кружат гостей в вихре танца с ночи и до утра. Арии из опер и оперетт в исполнении лучших голосов мира радуют даже истинных ценителей.

Что уж говорить, о дебютантах бала, которые в этот вечер просто заворожены происходящим. Дмитрий Ивахненко (ТСЦ «Северянин»): «Мы сегодня весь день репетировали. Было, конечно, тяжело, потому что мы весь день были на ногах, ноги болят, но это того стоило. У нас была Генеральная репетиция, а потом девочки отправились к стилистам. Потом был небольшой перерыв, и, когда мы вернулись, то все уже были накрашены и переоделись в платья. Потом мы все вместе пошли фотографироваться.

Дальше наступило время торжественного выхода, и поскольку мы танцевали на площадке, то нам было сложно оценить, как выглядела наша хореография со стороны, но скажу честно: всем понравилось. Мне кажется, что это очень важно, что люди на Венском балу не просто сидят за столиками, а постоянно выходят на паркет. Никто не собирается уходить, все будут танцевать до утра».

У каждого в Гостином дворе свои впечатления: кто-то вспоминает бесшабашную полуночную кадриль, кто-то незабываемый галоп или потрясающе нежный “Last Waltz” в исполнении оркестра Росса Митчелла. Элитарность и вкус здесь чувствуется не только в пышности нарядов, но и во взглядах, умении себя держать. Молодые люди, как на подбор, галантны, юные леди обворожительны. Что ни говори, а этот бал для многих станет первым университетом изящных манер.

Настроение вечера во многом предопределяет и оригинально украшенное пространство Гостиного двора. Шикарные люстры, невероятной величины паркет, фантастические декорации. Венский бал, вообще, кажется ожившей картиной, на которой фигуры кружатся, мелькают, растворяясь в полумраке бальной залы. И, кажется, нет границы между прошлым и настоящим. Ведь здесь бал правит музыка…
*