Путешествие на Кубу: как танцуют латину на родине?

Опубликовано: 18.07.2014

фото: Юлия Соболева
Просмотров: 20534
Комментариев: 0
Кубинский танец ча-ча-ча, кубинская румба… как часто мы слышим эти словосочетания из уст педагогов и ведущих турниров. Что общего осталось у латиноамериканской программы спортивных танцев и истинной латины Карибского региона? Как изменилась техника исполнения, перелетев через океан? Что думают о наших танцах сами кубинцы? Чтобы ответить на эти вопросы, DANCESPORT.RU отправляется на Кубу.

Ретроавтомобили, колониальная архитектура, прекрасный Атлантический океан и великолепное Карибское море, улыбчивые, но несколько навязчивые люди, и, конечно же, заводные ритмы, - это то, с чем в первую очередь сталкивается человек, попавший на Остров Свободы.



Необычайный колорит этой социалистической страны пугает одних и манит других. Бросающаяся в глаза бедность соседствует с прекрасным бесплатным образованием и медициной. Магазины для местного населения значительно отличаются от супермаркетов для туристов: если в первых можно купить разве что яйца и консервы (ассортимент совсем небогат), то в туристических местах есть практически все, к чему мы привыкли.

Дело в том, что на Кубе есть две валюты: неконвертируемое и конвертируемое песо. Местные жители получают зарплату в неконвертируемой валюте, что преграждает им путь в магазины с яркими витринами, а туристам в каждом обменном пункте дают конвертируемые песо. Именно с этим связана некоторая навязчивость местного населения – многие стараются всячески угодить путешественнику (провести экскурсию, продать ром или сигары и т.д.), чтобы его отблагодарили более ценными деньгами. Эмбарго США и распад СССР наложили свой отпечаток на жизнь местных жителей.



Но несмотря ни на что, здесь танцуют везде, сливаясь с музыкой воедино. Этим Куба и важна для всех влюбленных в танец.

РИТМЫ УЛИЦ

Пританцовывающие рабочие на стройке, сами себе задающие ритм, уличные певцы, исполняющие если не "Сomandante Che Guevara", то, как минимум, что-то знакомое любому танцору, - атмосфера, честно говоря, совсем не способствует серьезному рабочему настроению даже в столичной Гаване. Тем не менее, это довольно большой город, но новые районы все же не такие колоритные, как улочки Старой Гаваны.

Гавану поистине можно назвать не только столицей Кубы, но и столицей сальсы. Многие бальники недооценивают сальсу: это социальный танец, который не входит в конкурсную латиноамериканскую программу и, как следствие, не заслуживает пристального внимания, да и шаги там, в принципе, не очень сложные. Но это мнение во многом обманчиво – сальсу по праву можно считать бабушкой конкурсной латиноамериканской программы.



Удивительно, но именно у сальсы гораздо больше общего с нашей конкурсной самбой, чем с самбой бразильской, о которой мы рассказывали ранее. Под такие хиты как "La vida es un carnaval", "Moliendo café" и другие песни, которые мы часто слышим на турнирах по латиноамериканской программе, на Кубе танцуют именно сальсу. Конечно, на примере других композиций можно убедиться, что ритм самбы и сальсы все же разный, но очень близкий.

Кроме того, сальсу, в отличие от бразильской самбы, гораздо чаще танцуют в паре, что также сближает конкурсную самбу и кубинскую сальсу. Музыка сальсы вышла из такого кубинского направления, как сон. Сон отличается более медленным темпом, это результат синтеза музыки испанских фермеров и ритмов африканских рабов. За 350 лет испанской колонизации на остров было ввезено более миллиона африканцев, что очень повлияло и на этнический состав, и на культуру Кубы.



Что же касается сальсы, то со временем из нее вышли и другие ритмы, в том числе и ча-ча-ча.

Если сальса – королева Гаваны, то за пределами столицы во многих городах господствуют уже другие ритмы. Стоит отъехать 250 км к юго-востоку от Гаваны, и мы попадаем в очень милый город Сьенфуэгос, расположившийся на берегу Карибского моря. В 1819 году его основали французские эмигранты и сделали непохожим на остальные кубинские поселения симметричным расположением улиц. "Сто огней" - именно так дословно переводится с испанского название этого города.



А еще в 100 км от спокойного и довольно чистого Сьенфуэгоса находится, пожалуй, один из самых колоритных городов острова – Тринидад. Это настоящий город-музей, который долгое время оставался изолированным от остальной части острова, благодаря чему там сохранились мощеные брусчаткой улицы, а также дома, построенные в 17-18 веках.

Спокойный, бедный, атмосферный, - именно эти слова больше всего подходят, чтобы описать это город, но самое главное – в Тринидаде на каждом углу играет ча-ча-ча! Неслучайно даже традиционный местный напиток носит созвучное название – канчанчара. Танцоров, уличных и профессиональных, здесь гораздо меньше, чем, к примеру, в Гаване. Но здесь есть своя "Casa de la musica" (Дом музыки), где можно ближе познакомиться с местным творчеством и убедиться, что еще не все мелодии ча-ча-ча добрались до конкурсного паркета.



ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ КАБАРЕ

Латиноамериканское кабаре – такой формат выступлений очень популярен на Острове Свободы. Посмотреть на профессиональных танцоров можно практически в каждом городе. Эффектные по-карнавальному откровенные наряды, красивые девушки и юноши, - такой танцевальный формат, честно говоря, приходится по вкусу не всем зрителям. Порой чрезмерная откровенность и не всегда соответствующий уровень мастерства артистов некоторых заведений производит двоякое впечатление. Вот такая она, латинская культура!

Однако даже не вооруженным глазом можно отметить, что у большинства танцоров есть хореографическое образование, благодаря чему они сочетают в своих выступлениях элементы классической хореографии с движениями национальных танцев.

Самое известное кубинское кабаре – "Тропикана". Оно было открыто еще в 1939 году и обрело огромную популярность в 50-х годах, когда Куба фактически находилась под властью США. "Танцовщицы более полные, более сексуальные по сравнению с американскими, их широкие бедра преградили бы им путь на американскую сцену. Танцы не так тщательно отработаны, как в американских шоу, но в настоящем латиноамериканском танце гораздо больше энергии", - говорили американские зрители. Говорят, что даже известный гангстер Аль Капоне специально приехал в Гавану, чтобы посетить это шоу. После революции кабаре продолжило свое существование и работает до сих пор.



Стоит отметить, что в наши дни "Тропикана" - это исключительно туристическое удовольствие. Билет на представление стоит не менее 70 долларов. При средней кубинской зарплате в 15 долларов не сложно догадаться, что кубинцы развлекаются в других заведениях.

Чтобы посмотреть, как отдыхают местные, мы отправились в один из приличных по местным меркам клубов. Еще до начала веселья молодежь стала прибывать, особым успехом у девушек пользовался молодой человек, который приехал в клуб на нашей "шестерке" с тюнингом по последней кубинской моде. Но это не главное, наша задача – посмотреть, как они танцуют.

Программа вечера началась с откровенного выступления танцоров и певцов, после чего началось всеобщее веселье. Именно здесь можно было увидеть потрясающую парность, компактное танцевание, интересные связки экспромтом, необычайную легкость движений. Кубинская душа танцует не на публику, а только в тесном контакте, как будто вокруг нет никого. Нельзя жить на Кубе и не уметь танцевать – это в крови у всего местного населения.

Кроме того, практически в каждом заведении, будь то кафе или отель, чаще всего есть своя музыкальная группа, которая исполняет известные латиноамериканские хиты в своей аранжировке, а также продает диски. Таким образом, даже в одной Гаване можно услышать больше ста вариантов "Сomandante Che Guevara", что уж говорить обо всем Острове Свободы.



В один из вечеров, когда мы присоединились к танцующим, нас буквально одолели вопросами кубинцы и отдыхающие из Колумбии – они просто не могли поверить, что в России можно научиться танцевать латиноамериканские танцы! Система соревнований по танцевальному спорту им неизвестна, а если показать им видео, к примеру, конкурсного ча-ча-ча, то они не сразу узнают этот танец.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТЕХНИКА

О сходствах и различиях можно говорить и спорить очень долго: с одной стороны – конкурсная латина и традиционные латиноамериканские танцы очень похожи, c другой – очень отличаются.

В первую очередь, бросается в глаза разница в технике исполнения, причем отличается именно моторика движений. Танцоры-бальники с детства учатся выпрямлять колени в ча-ча-ча, тянуть стопу, красиво держать руки. Кубинцы же танцуют иначе – почти все шаги они делают на слегка смягченное колено, что позволяет им увеличить амплитуду движений бедер. Каждое движение словно вытекает из предыдущего, здесь в ча-ча-ча практически нет резких движений.

Никто не пытается сделать, к примеру, восьмерку бедрами с выключенными коленями или неестественные, но эффектные скручивания в корпусе. Может, именно поэтому многие кубинцы танцуют до старости, не зная проблем с менисками, позвоночником и т.д.? Спортивная составляющая и стремление к красоте и чистоте линий – то, что отличает нас, бальников, от большинства кубинцев.

Под чистотой линий в данном случае подразумеваются не только позиции рук и корпуса (с этим в тех же кабаре все в порядке), но и положения бедер и стоп. Местные танцоры практически не собирают ноги в нейтральную позицию между шагами, и если бы наши партнерши делали такие откровенные и далеко не всегда красивые проходящие позиции, то вряд ли они могли бы себе позволить короткие юбки в конкурсном костюме. А если бы и позволили, это выглядело бы вульгарно.



Спортивная составляющая танцевального искусства отражается и в том, что танцорам, выступающим на соревнованиях по танцевальному спорту, важно, как они выглядят со стороны. Важно показать хорошую картинку, заработать как можно больше крестов, первых мест, понравиться публике и т.д. Танцы на Кубе носят, в первую очередь, социальный характер. Главная задача – просто получить удовольствие от того, что ты делаешь.

И, самое главное, когда кубинцы танцуют – они действительно счастливы. Вы никогда не увидите у них страшных гримас на лице от старания продемонстрировать "то самое, что я так давно тренировал" или скандалов с партнершей, потому что "я тебя в другую сторону повел". Они счастливы, несмотря ни на что, и этому, пожалуй, у них действительно стоит поучиться.

Конечно, современная конкурсная латина и традиционные танцы Латинской Америки сейчас идут разными дорогами. То, что сейчас исполняют танцоры на соревнованиях по танцевальному спорту, вряд ли можно назвать истинными латиноамериканскими танцами. Тем не менее, мы желаем всем танцорам хоть раз окунуться в эту культуру и вынести что-то интересное для себя. Важно знать свою историю, важно знать историю танцев, которые являются неотъемлемой частью твоей жизни. А о других особенностях культуры Латинской Америки мы расскажем в следующий раз.

Юлия Соболева