Важность образования сложно переоценить в любой сфере жизни. Бальный танец в этом смысле – не исключение. Теперь у всех причастных к этому прекрасному миру появилась совершенно удивительная возможность получить образование в самом главном вузе страны, совершенствуя при этом свое профессиональное мастерство.
Самый творческий факультет МГУ - факультет искусств открывает новый профиль - "современный бальный танец". Уже с 20 июня и по 5 июля на факультете начнется прием документов для поступления. И хотя времени до этого момента еще немало, но количество желающих учиться искусству танца в стенах МГУ уже подбирается к необходимой отметке.
О подробностях этого уникального начинания нам удалось узнать у профессора Московского университета, декана факультета искусств, доктора филологических наук Александра Павловича Лободанова и инициатора открытия данного профиля, выпускника магистратуры факультета и первого российского победителя Юниорского Блэкпула в европейской программе Валентина Решетникова. Диалог это получился очень глубоким, в очередной раз подтвердив, что в искусстве танца, как и в любом другом, всегда будут интересны только настоящие личности.
Московский государственный университет ассоциируется с фундаментальной наукой. Какое место ваш творческий факультет занимает в системе других факультетов МГУ?
Александр Лободанов: Факультет искусств был создан в 2001 году по инициативе Виктора Антоновича Садовничего. В основу нашего факультета положена уникальная концепция, которой нет больше ни в одном из российских университетов. Это сочетание фундаментального гуманитарного образования с серьёзной практической подготовкой студента по различным видам искусств. Казалось бы, простая вещь, но именно она даёт удивительные результаты.
Какова основная задача факультета искусств как факультета Московского университета? Я ее могу выразить словами нашего выдающегося профессора ХIX века, всем известного историка Василия Осиповича Ключевского. Он говорил о том, что университет не учит сумме знаний, университет формирует личность. Мы формируем личность, давая ей ключи, инструменты к дальнейшему получению знаний в течение всей жизни. На рубеже XX и XXI века интересна личность. Не технарь интересен всем. Поэтому так актуально образование на факультете искусств.
А в чем принципиальные отличия этой концепции от образовательных концепций других вузов?
Александр Лободанов: Творческие вузы готовят практиков, которые нередко оказываются не востребованными в своей профессии. Если человек не востребован в своей профессии, это означает, что он не подготовлен к жизни. Почему? Потому что он не получил широкого гуманитарного образования. Мы стараемся в условиях жесткого рынка подготовить студентов так, чтобы они не растерялись, закончив наш факультет, чтобы они были востребованы не только в узкой профессии. Но, чтобы они могли при насыщенности рынка в их области успешно реализовать себя еще и в таких областях как театральная и музыкальная журналистика, радио, телевидение, оценка произведений искусства.
Вы интересуетесь судьбами выпускников факультета?
Александр Лободанов: Факультет искусств заботится о том, как выпускник себя реализует в дальнейшем. Мы должны и предоставляем широчайшую возможность для творческой самореализации после окончания университета. Это, может быть, и практическая реализация, и гуманитарная – сферы журналистики, преподавания и так далее.
Наши студенты работают во многих художественных галереях Москвы, в московских театрах: в драматическом театре имени Пушкина, Московском драматическом театре имени К.С.Станиславского, в Театре новой драмы, в Большом театре, в театре Станиславского и Немировича - Данченко, на радио, на телевидении, в журнале \"Театр\", \"Арт Деко\". О выпускниках нашего нового профиля мы будем заботиться не менее внимательно.
Чем еще факультет искусств может помочь своим выпускникам?
Валентин Решетников: На факультете искусств есть возможность не просто получить прекрасное гуманитарное образование, но и не жертвовать ради этого своим любимым делом и профессиональными успехами. Бальные танцы - это то, чем люди занимаются всю жизнь. Но занимаются, зачастую не имея статуса. Профессия есть, а статуса нет. Под статусом я подразумеваю диплом, который бы подтверждал их квалификацию. А если ты получил диплом магистра МГУ по специальности "современный бальный танец", то комментарии здесь излишни. Поэтому это не только образование, но и возможность, наконец, "узаконить" свою деятельность, и в дальнейшем, обеспечить гарантиями собственное дело.
И, конечно, это совершенно особенное ощущение, когда ты являешься студентом МГУ. Каждый раз, входя в эти стены, ты испытываешь гордость за то, что ты учишься именно здесь. И я думаю, это объяснять никому не нужно.
Александр Лободанов: Абитуриенты, которые к нам придут, должны понимать, что мы – не техникум, который готовит их к соревнованиям по бальным танцам. Это - Московский университет. Они должны быть готовы к тому, чтобы получить фундаментальное гуманитарное образование. И потом они поймут, насколько благотворно в их дальнейшей жизни скажется это образование, насколько благотворным оно станет для их личности.
А какие дисциплины входят в обязательные программы вашего факультета?
Александр Лободанов: Танец, музыка, слово, изображение, театр - изначально все эти искусства были вместе, как бы в одном ядре. Вот почему на факультете искусств мы преподаем все искусства. Мы читаем все пять видов искусств от первого до последнего курса. Мы подробно останавливаемся на том, как эти виды искусств между собой взаимодействуют.
Все наши студенты слушают курс, который называется "Интегративное искусствознание" - историю всех пяти видов искусств, начиная от Древнего мира и заканчивая современностью. У нас есть курсы психологии искусства, социологии искусства, философии искусства, замечательный курс "Литературные сюжеты в искусстве". Естественно, классические общие курсы - "Русский язык и культура речи", "Культурология", иностранные языки...
Валентин Решетников: Для того чтобы люди, оканчивающие наш факультет, имели этот фундамент со знаком качества Московского университета, у студентов нашего профиля будет обязательным изучение базовых трудов по основам бального танца – классических учебников Алекса Мура, Уолтера Лайерда, например, и, разумеется, подробнейший анализ всех аспектов конкурсного и показательного танцев. От костюма до владения паркетом.
Какую роль играет практика в этом теоретическом массиве?
Александр Лободанов: Для профиля "современный бальный танец" практика занимает где-то около половины от общего массива, поверьте, что по часам это вполне достаточно.
Валентин Решетников: У тех, кто поступит на факультет искусств, будет техническая возможность практиковаться в нашем танцевальном зале и после лекций. Это не обязательно, но это возможность, которую можно будет использовать, чтобы рационально распоряжаться своим временем.
Вы планируете большой набор?
Александр Лободанов: Нет, первый набор мы не будем планировать большим. Мы не занимаемся массовым производством. Как говорит Виктор Антонович Садовничий, факультет искусств – это штучное производство (смеется). Но у нас совершенно точно будет творческий конкурс. Только три факультета МГУ, помимо ЕГЭ, проводят творческий конкурс – это отделение искусствоведения исторического факультета, факультет журналистики, и, в первую очередь, факультет искусств. Этот конкурс называется у нас "испытание творческой направленности". На этом испытании абитуриенты будут демонстрировать свои возможности: пластику, понимание и ощущение ритма, интуитивное восприятие музыки.
А кто будет выступать в качестве экзаменаторов?
Валентин Решетников: Творческий конкурс – это серьезное испытание, которое будет включать в себя еще и собеседование. Этот конкурс будут принимать ведущие в нашем жанре российские специалисты. Мы уже получили согласие от Леонида Михайловича Плетнева, Елены Вадимовны Колобовой, Максима Александровича Котлова и Игоря Ивановича Кондрашева.
Александр Лободанов: И конечно эти профессионалы будут сотрудничать с нами в качестве преподавателей специальных дисциплин по новому профилю.
Многие из тех, кто связал свою жизнь с бальным танцем, уже имеют за плечами высшее образование. Будет ли на факультете искусств возможность получения второго высшего образования?
Валентин Решетников: Те, кто будет получать на нашем факультете второе высшее образование, смогут сразу поступить на второй курс, минуя ЕГЭ. Их вступительным испытанием будет только творческий конкурс. Диплом магистра, который они получат через пять лет, даст им полноправную возможность преподавать, в том числе в высших учебных заведениях.
С чем связано решение открыть профиль "бальный танец" на факультете искусств МГУ?
Александр Лободанов: Почему интересно и своевременно открыть профиль бальный танец на нашем факультете? Танец - это один из пяти видов искусств. Потребность к движению – это потребность врожденная. Как и пение, как и речь, танец - это естественное поведение человека, это то, что врождено человеку. Это то, что в науке называется "естественный семиозис".
Классический танец сейчас не так востребован в обществе. И дело здесь не только в засилье массовой культуры. Классический балет строит свою сюжетику, композицию на матримониальных мотивах (матримониальный - от лат. matrimonium - брак, замужество), "без любви нет балета". Это действительно так. Круг тем, который может разрабатывать классический балет, не так широк. Многие из этих тем сейчас не востребованы молодежью, потому что эмоциональная потребность в них не воспитывается с детства ни в семье, ни в школе.
Бальный танец более полно отвечает (пусть и усечённой пока) эмоциональной потребности молодёжи. Тематически, жанрово и "географически" бальный танец шире классического танца.
Кроме того, бальный танец – объемен. Он – многомерный, в отличие, скажем, от балета, который смотрится на сцене только с одной стороны. Мне думается, развиваясь в нем, молодежь также может прийти и к пониманию таких вершин хореографии, как балетный танец.
Валентин Решетников: Это уникальная возможность, которая обязательно будет востребована. Мне кажется, это начинание сформировано всей историей развития бального танца. В свете последних событий, происходящих вокруг нашего жанра, особо хочу отметить, что для развития, собственно танца, очень важно быть вне политики. Поэтому у нас на факультете будут работать представители разных организаций, разных взглядов, но объединенные профессионализмом и любовью к своему делу. Танец должен объединять людей, а образование необходимо для эффективного поиска правильных решений в сложных ситуациях.
И все-таки, нравится нам это или нет, но сейчас бальный танец во многом движется в спортивном направлении. Как бы вы могли оценить эту тенденцию сквозь призму концепции факультета искусств?
Валентин Решетников: Александр Павлович (Лободанов - прим. ред.) писал в своей книге "Неприкладные искусства" о том, что танец
связан с физической культурой, но ни в коем случае не
равноценен ей. Танец – произведение, обладающее знаковыми свойствами, в то время как физическая культура – это средство для "воспитания тела", не обладающая сама по себе такими свойствами. Хотя, разумеется, чем она более развита, тем больше выразительных средств у исполнителя. Но это всего лишь одна из составных частей. И ставить ее во главу угла – это значит ограничивать возможности танцора и впоследствии зрителя.
Естественно, факультет искусств смотрит на бальные танцы с позиции искусства. Все, что изучается на нашем факультете в общетеоретическом блоке, дает очень много для более глубокого понимания бального танца, насыщает его содержание. Формирование широкого кругозора обогащает личность. Тренировать тело можно и нужно в тренажерном и танцевальном залах, а знания получать в университете. Здесь нет противоречия со спортивной стороной вопроса.
Александр Лободанов: В подтверждение приведу высказывание выдающегося педагога вокала второй половины XIX века - Ламперти. Самым важным для оперного певца Ламперти считает именно
ум. На второе место он ставит музыкальность, и только третьим техническое мастерство. Не наличие голоса - голос можно развить, не наличие абсолютного слуха, а именно
ум Ламперти ставит на первое место.
И Святослав Теофилович Рихтер всегда говорил, что пианист играет не руками, он играет головой. Я думаю, что также и в танцах. Без эрудированности широты личности не будет. Если у человека нет ничего за душой, ему просто нечего сказать, он неинтересен будет, он будет пустой. Даже с технической подготовкой. Он как обезьяна научится правильным движениям, но эти движения не будут эстетически одухотворены.