Павел Дорохов - Вальс с олимпийским мишкой

Опубликовано: 15.04.2008

Павел Павлович Дорохов (президент ФТСР)
Просмотров: 13729
Комментариев: 0
Будут ли включены в олимпийскую программу спортивные бальные танцы?

На вопросы корреспондента \"Спортивной трибуны\" отвечает президент Федерации танцевального спорта России, член Президиума Международной федерации танцевального спорта Павел Дорохов.

– Павел Павлович, как возникла идея проведения турнира и его название?

– Название турнира \"Виват, Россия!\" возникло сразу, как только мы определились с датой его проведения – в самый канун голосования о месте будущей Олимпиады-2014. В этой связи такой, как теперь принято говорить, «слоган» показался нам очень актуальным. Думаю, мы имеем все основания полагать, что в увлекательной борьбе, вознесшей Сочи на Олимп мирового спортивного движения, есть и наша лепта. Ведь турнир стал одним из заключительных ярких, зрелищных аккордов в преддверии принятия решения в далекой Гватемале.

Что касается идеи провести турнир, то она родилась лет пять назад. Подобные турниры уже не один год проводят Румыния, Болгария, Италия, Испания, Франция. Мы неоднократно на них бывали и успешно выступали. Причем каждый раз нас ждал приятный сюрприз – место проведения танцевальных конкурсов было в непосредственной близости с комфортабельными черноморскими или средиземноморскими пляжами. Было очевидно, что эти соревнования пользуются большой популярностью у конкурсантов, гостей и спонсоров во многом благодаря последнему обстоятельству. Тогда возник закономерный вопрос: \"Почему бы и нам не организовать нечто подобное у себя, к примеру в Сочи?\"

– К сожалению, от идеи до ее воплощения прошел не один год...

– Сегодня, оглядываясь назад, припоминаешь, сколько пришлось преодолеть бюрократических препон на пути к цели. Дело сдвинулось с мертвой точки, как только мы нашли соучредителя турнира в лице руководства Центрального совета общества \"Динамо\" и его подразделения в Южном федеральном округе. Подключилась и Краснодарская федерация танцевального спорта. Стали активно работать с властями уже непосредственно на месте, вырабатывать концепцию соревнований. В результате мы пришли к выводу, что можем организовать турнир на уровне самых высоких мировых стандартов. Наглядный тому показатель – в первый же год мы приняли 1,5 тысячи танцевальных пар со всех концов России и мира. Считаем это большой удачей. Было разыграно 30 комплектов медалей. Бригада судей у нас состояла из 120 человек, включая 20 иностранных арбитров из 15 стран. Украшением турнира стало участие в судействе соревнований звезд мировой величины, легенд танцевального спорта: Ларисы Давыдовой и Александра Мельникова.

– Когда спортивные танцы будут в олимпийской программе? Ваш прогноз?

– Вопрос интересный. И прежде всего потому, что он для нас очень злободневен. Это главная проблема, которую сегодня пытается решить Международная федерация танцевального спорта.

Для того, чтобы попасть в программу зимних или летних Олимпийских игр, любой вид спорта должен отвечать определенным требованиям Международного олимпийского комитета. Регулярно, через каждые восемь или десять лет, списки кандидатов обновляются. Танцевальный спорт – в листе ожидания МОК уже последние 30 лет.

Как вам известно, не так давно произошла смена руководства МОК. Теперь его возглавляет президент Жак Рогге, а он является убежденным сторонником идеи, что летние Олимпийские игры достигли своего оптимального размера по количеству участников и их разрастание нецелесообразно. Другими словами, освободится место – милости просим, будем реально рассматривать ваши шансы.

– И есть кандидаты на исключение?

– Это вопрос не ко мне, а к Международному олимпийскому комитету. Я знаю, что МОК продолжает оценивать многие виды спорта, которые уже наличествуют в его программе, исходя из различных критериев. И заодно подготавливает новый список из потенциальных претендентов. Мы, то есть Международная федерация танцевального спорта и я как член ее руководства, должны за это лето подготовить пакет увесистых документов и передать их соответствующим комитетам МОК. Насколько нам улыбнется удача, судить трудно. Но основным препятствием может быть недостаточно четко сформулированная у нас база судейства.

Надо признать, что мы полностью, на все сто процентов, вид спорта с субъективной оценкой результатов. Учитывая то, что Международный олимпийский комитет недавно объявил решительную борьбу с субъективным судейством, проблема эта действительно серьезная. Во-первых, мы не «метричны», то есть у нас нет никаких четких, выраженных в цифрах показателей. У нас судейство сравнительное, и его суть заключается в том, что на паркете выступает не одна пара, а несколько одновременно: от двух до четырнадцати, в зависимости от размера площадки. На каждый заход отводится в среднем полторы минуты. Судейская бригада состоит из нечетного количества арбитров: не менее семи, но не более пятнадцати. Каждый из них должен успеть просмотреть всех выступающих и определить, какая пара лучшая.

\"Нравится\" или \"не нравится\" – это типичная зрительская оценка. Зритель ведь как рассуждает: вот в этой паре партнерша красивая, у нее костюм оригинальный, больше стразов от Сваровски. А вот эта пара двигается более энергично и при этом делает такие \"па\", что дух захватывает! И зритель в большинстве своем считает, что этого достаточно, чтобы предпочесть одну пару другой.

На самом деле существуют совсем другие критерии. Судьи прежде всего оценивают музыкальность, попадают ли танцоры в ритм, такт, смотрят на их основную позицию, линию корпуса, плеч, рук, ног, ведение в паре, ее баланс. Важнейший из критериев – работа стопы, также связанная с балансом: встает ли танцор на полупальцы или на пальцы, как он опускается и поднимается, плавно или рывком, встает ли на внешнюю или внутреннюю часть стопы… Все это очень важно.

Мы должны сделать так, чтобы критерии нашего судейства были понятны не только узкому кругу лиц, но и зрителям. Это одно из требований МОК. Для этого Международная федерация танцевального спорта в настоящее время уточняет оценочный аппарат, делает его понятным в словесном выражении для публики.

– И каким образом можно этого достичь? Нести знания в массы, как это делает популярный на нашем телевидении проект \"Танцы со звездами\"? Или как существующие в некоторых странах кабельные телеканалы, которые в режиме нон-стоп показывают соревнования по бальным танцам с соответствующими комментариями специалистов?

– Комментаторы – это не принципиально. К примеру, в футболе правила игры понятны. Те, кто любит футбол, без комментаторов знают, что такое вне игры, желтая карточка, пенальти, угловой... Хотя и футбол не является стопроцентно объективным видом спорта. Но в танцевальном спорте только судья решает, пока по одним ему ведомым критериям, что хорошо, а что плохо.
Проблема еще и в том, что у нас до сих пор не существует отдельного судейского корпуса. Мы сравнительно молодой вид спорта. Поэтому подавляющее большинство судей – тренеры. Если вспомнить футбол или бокс на заре их развития, то перед ними тоже стояла схожая проблема. Но с развитием этих видов спорта их судейский корпус выделился в самостоятельные корпоративные объединения. Мы же еще проходим тот естественный период, когда тренер и судья выступают в одном лице. Поэтому такой аргумент как: \"На паркете моя пара, и поэтому я отдаю ей предпочтение\", к сожалению, весьма часто встречается.

– И тем не менее танцы – очень массовый и популярный вид спорта, и Международный олимпийский комитет не может с этим не считаться.

– Действительно, цифры говорят сами за себя. Всего на планете спортивными танцами занимаются 3 миллиона человек. В Российской Федерации более 50 тысяч танцоров, имеющих соответствующий класс мастерства и квалификационные книжки. Еще примерно столько же тех, кто только в подготовишках ходит, посещая так называемые \"школы бального танца\". Плюс еще одна категория, которая расширяется достаточно быстрыми темпами и состоит из людей практически любого возраста, желающих научиться красиво двигаться под музыку.

Наша жизнь за последние годы приобрела новые черты: появилось немало вечеров, балов, корпоративных вечеринок. И это отнюдь не танцплощадки советских времен. Престижно показать на официальном вечере перед коллегами и друзьями знание пяти-десяти фигур в каждом из бальных танцев, в частности таких, как венский вальс, танго, медленный вальс или, если брать латиноамериканскую программу, ча-ча-ча, румба, джайв. Именно эти танцы наиболее популярны сегодня и выполняют очень важную функцию социального общения. Мы слишком долго, в течение 80 лет, по понятным причинам считали их совершенно неприемлемыми по идеологическим соображениям.

– Тем не менее из рассказов моих родителей мне известно, что на переломе сталинско-хрущевских времен многие из этих \"социальных\" танцев все же разучивались в кружках на работе, ими увлекались в студенческие годы. Уже потом на смену венским вальсам пришли дискотеки, культивировавшие незамысловатые ритмичные подергивания, при которых отпадала надобность даже в партнере. Теперь эстафету от дискотек подхватили ночные клубы...

– Безусловно, одно время наши дворцы и дома культуры различной системы подчинения (Минкультуры, Профобразования, ЦК ВЛКСМ) культивировали бальные танцы на уровне художественной самодеятельности. Но этот элемент был слишком незначительным, чтобы считаться значимым фактором. Сейчас танцевальное искусство возрождается. Мамы и папы с удовольствием ведут к нам своих чад. И прежде всего потому, что они уверены, что их дети, занимаясь танцевальным спортом в свободное от школы время, не окажутся под влиянием \"улицы\". К тому же наш вид спорта сравнительно недорогой. Он, безусловно, требует вложения средств, но его не сравнить с такими сверхзатратными видами спорта, как гольф, горные лыжи или такой технически сложный спорт, как парусный. Танцами занимается немало ребят, чьи родители относятся к бюджетным категориям рабочих и служащих. Эти семьи трудно назвать зажиточными, и тем не менее, несмотря на все трудности, они выкраивают средства ради того, чтобы их сыновья и дочери научились грациозно двигаться под музыку, были опрятно одеты, получили навыки вежливого, деликатного общения с противоположным полом. Ведь в нашем виде спорта учатся правилам этикета, приобретают красивую осанку, а это, к сожалению, в широкой обиходной культуре сегодняшней России не так часто, как хотелось бы, встречается. Добавьте ко всему вышеперечисленному достаточно высокие физические нагрузки.

Танцевальная пара, проводя на паркете в среднем полторы минуты, затрачивает такое же количество энергии, что и бегун на 400–500 метров. При этом требования у нас к спортсменам более сложные. Легкоатлет не следит за свой осанкой, выражением лица, да и артистичности ему нет нужды уделять внимание. Танцоры же должны показать, что исполнение элементов максимальной сложности им дается легко, без особых усилий. И только они сами да их тренер знают, сколько труда, времени, энергетических затрат скрыто за совершенством их движений, музыкальностью, отточенностью хореографии, четкой ритмикой. Наши конкурсанты соревнуются в лучшем исполнении танца. А он был, есть и будет симбиозом спорта и искусства, неотъемлемым элементом общечеловеческой культуры.