Русские идут летящей походкой

Опубликовано: 19.06.2003
Просмотров: 5157
Комментариев: 0
Очень положительную и правильную статью о танцевальном спорте в Нью Йорк Сити можно почитать в Интернейшенл Геральд Трибьюн за 12 Июня 2003. Она перепечатана из Нью Йорк Таймс.


РУССКИЕ ИДУТ ЛЕТЯЩЕЙ ПОХОДКОЙ

Иосиф Бергер (Нью Йорк Таймс)
Интернейшенл Геральд Трибьюн, 12 июня 2003, четверг.

НЬЮ-ЙОРК: Братья Атанасовы - Димитр, Владимир и Алекс - вникают во внешкольные занятия, как типичные американские мальчишки. В их случае - мальчишки, вкалывающие на занятиях бальными танцами по пять часов в неделю.

\"Я там 24/7\", - понтуется Димитр, чьи одноклассники в средней школе Дайкера Хейтса Младшего даже не догадываются, где он пропадает после уроков: \"Я провожу там больше времени, чем дома\".

Но братья, дети эмигранта из бывшего Советского Союза, не танцуют, как типичные американские мальчишки. На другой день Димитр (14 лет), Владимир (12) и Алекс (9), подкатили к трём стильными девочкам по ту сторону отсвечивающей лакированным деревом площадки Королевского Центра Танцевального Спорта - островка элегантности в толчее квартала Мидвуд в Бруклине.

Они делали румбу на музыку \"Жаворонка\" и джайв в тему Дюка Эллингтона \"Сядь на поезд А\". Пары не просто ползали под счёт, а исполняли разделения и броски ногой, как Астер.

Братья грациозно свидетельствуют о том, как эмигранты из бывшего Советского Союза и стран Варшавского договора вдыхают новую жизнь в бальные танцы. Результат говорит сам за себя: в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Коннектикуте эмигранты из бывшего СССР владеют 11-ю из танцевальных студий Фреда Астера, франчайзинговую сеть которых Астер основал в 1947-м. Вдобавок до сотни русских преподают в 89-и остальных студиях Астера по стране.

Русское преимущество в бальных танцах обусловлено притоком превосходно подготовленных танцоров из бывшего СССР за последнее десятилетие. Люди едут в Соединённые Штаты в поисках материального вознаграждения, более соответствующего их квалификации. По ходу русские стимулировали нечто вроде ренессанса дуэтного танца, пребывавшего в спячке со времён пришествия рок\'н\'ролла.

\"Бальные танцы прибавили в популярности и большой фактор - иммигранты\",- говорит Арчи Хейзелвуд, президент любительской ассоциации бальных танцев США (US ABDA), представляющей конкурсный бальный танец, известный, как танцевальный спорт. \"Нам сильно помогло появление столь многих людей, не просто знающих бальные, но чувствующих их и преданных нашему виду\".

Эмигранты из бывшего СССР и Восточной Европы стали светилами профессиональных и любительских соревнований в США и подняли их качество, исполняя румбы-вальсы с грацией, колоритом и точностью, невиданными со времён Астера. Они обогатили свою технику угловатостью в бёдрах и плечах, привлёкшей бродвейского хореографа Боба Фосса, дающего танец более в постмодернистской интерпретации.

\"Это экстремально атлетично и очень энергетично\",- сказал Стив Маланга, староста Манхеттенского Института, стоявший у истоков Манхеттенской Любительской Классики, востребованной танцевальной ассоциацией. \"Это находит отклик в душе. Это то, чему они содействовали\".

В бруклинском русском землячестве и пригородах Нью-Джерси русские инструкторы основали с дюжину школ, где сотни детей занимаются самбами, вальсами и мамбами, пока их амбициозные матушки маются в комнатах ожидания. Многие дети поглощены вихрем межклубных конкурсов.



Большинство из этих слушателей - дети эмигрантов из России или бывшего СССР. Сергею Набатову 48 лет. Он эмигрировал в США, уже будучи вице-президентом украинской профессиональной танцевальной организации и судьёй WD&DSC. В Бруклинском Колледже мистер Набатов преподаёт 4 класса бальных танцев по одному - три кредита за каждый.

(Примечание переводчика: в учебных заведениях США действует кредитная система. Академические кредиты - очки. Их набор даёт право на стипендию, получение от банка займа на обучение и прочие льготы. Кредиты начисляются за каждый сданный экзамен. Один экзамен может принести до трёх таких очков. Присвоение степени бакалавра требует набора ~120 кредитов. Т.е. если Вам не даётся физика и химия, то вместо них можно сдать 4 экзамена профессору Набатову. Правда, это бывает даже сложнее. :))

Его занятия популярны среди всевозможных американцев, а так же слушателей из Доминиканской республики, Израиля, Колумбии итд всех цветов радуги.

Восемь утра - рановато для танцев, но Сергей уже принимает экзамен у 37 слушателей. Кавалеры при галстуках, дамы в платьях. Некоторые из них ещё путаются в ногах на румбе и линди. Тем не менее похоже, экзамен по танцам доставил студентам колледжа большее удовольствие, чем, скажем, по органической химии.

\"Я всегда была девочкой, которая сидела на танцах\",- сказала Джулия Мач, 19-и лет, чьи родители эмигрировали из Вьетнама. \"Теперь я танцую с таким удовольствием, что растворяюсь в музыке и движении. Я люблю это\".

Здешние русские рождены танцевать. Парадокс, но корни танцевальных традиций стран бывшего СССР уходят в грандиозные царские балы. Дети получают первые уроки танцев в начальной школе. Позже родители охотно поддерживают их увлечение.

Советский Союз организовал спортшколы с научно разработанной методикой подготовки спортсменов международного уровня для наиболее перспективных молодых людей. Даже сегодня конкурсы в общем показывают по телевидению.

Анна Штерншис, ассистент профессора в университете Торонто, преподаёт русскую массовую культуру. Она считает, что интерес к танцам, как выражение того, что она называет \"культурностью\", особенно силён среди русских евреев. Она говорит, в СССР евреи были ограничены в религиозном самовыражении и реализовались в светских областях культуры, с детства приобщая детей к литературе, музыке и танцам.

(Примечание переводчика: не совсем так. Несмотря на то, что деятели социалистической революции были преимущественно, как выразилась мисс Штерншис, \"русскими евреями\" и эта этническая группа даже заняла ключевые посты в партии, армии и комиссариате внутренних дел к середине 1930-х годов, в стране получила распространение идеология государственного антисемитизма.

Оттеснение евреев от власти началось со смещением Льва Троцкого. После великой чистки партии, армии и органов госбезопасности этнические евреи стали там редким исключением. Евреев катастрофически сыпали на вступительных экзаменах в ВУЗы, готовившие кадры для спецслужб и любых высокотехнологичных, а значит секретных отраслей.

С другой стороны масса русских евреев реализовались действительно в искусстве, медицине и фундаментальной науке. Музыка к \"Романсу Кавалергарда\" принадлежит Евгению Шварцу, лучший учебник русского языка написан Розенталем, ставшая бестселлером занимательная физика - Перельманом, а отец Жириновского - не кто-нибудь, а юрист. Так что всё было не так уж плохо. Виктор Анпилов свидетельствует, что на его курсе на юрфаке МГИМО этнические евреи составляли до 80% слушателей. Это при том, что их доля в населении страны составляла единицы процентов. Сам Анпилов попал на юрфак в рамках социальных квот для промышленного пролетариата. Возможно, государственный антисемитизм в СССР стал реакцией как раз на этнический протекционизм в сочетании с подменой государственных интересов клановыми.

Надо отметить, что высший партийный пост в СССР занимали соответственно этнический грузин (Сталин), украинец (Хрущёв) и молдаванин (Брежнев). К тому же товарищу Сталину при всей неоднозначности оценок его политического наследия нельзя отказать в признании государствообразующей роли русского (а не какого-либо другого) народа СССР.

В советском спорте вообще и конкурсном танце в частности русские евреи себя совершенно не проявили. Возможно, просто все русские евреи нашего спорта собрались в Торонто у мисс Штерншис. :))

Русские родители здесь часто слишком обременены построением новой жизни, чтобы заниматься самим. Но они записывают в студии детей.

\"Это лучше, чем сидеть за компьютером день напролёт\",- говорит Ирина Атанасова, американка русского происхождения, мама танцующих Атанасовых. Она и сама профессиональная исполнительница. Её муж Димитр, болгарин, управляет студией Фреда Астера на востоке 43-й улицы в Манхеттене.

Димитр-старший всегда пытался привить слушателям любовь к бальным танцам. Студия под его руководством предлагает занятия людям, желающим танцевать, не слишком запинаясь, а так же проверенным временем парам, стремящимся вернуть былую романтику в отношения. \"Большинство из этих парней никогда не держали женщину в руках во время танца\", - говорит он о своих слушателях. \"У меня занимался исполнительный директор с Уолл Стрит. Он с лёгкостью ворочал миллионами, но когда выходил на паркет, становился похож на восковую фигуру из музея мадам Тюссо\".

Бальные танцы постепенно привлекают так же американских тинейджеров и младших детей. \"Приходится упорно бороться, чтобы убедить маленьких американцев начать\",- говорит Маланда. \"Они опасаются, что их засмеют друзья, а иметь своё мнение стесняются. В русском сообществе, напротив, это считается круто. Занимаясь бальными, американцы русского происхождения помогут нашему обществу стать свободнее\".

Это так же позволит русским взять реванш в соревновании систем. В мюзикле 1957 года \"Шёлковый чулок\", Астер играет американца, который использует танцевальное искусство для иллюстрации преимуществ капиталистического способа производства трём \"товарищам\" и длинноногой Ниночке в исполнении Сид Шарисс.

Похоже, в реальной жизни русские перевернули доску, превзойдя Астера в его же искусстве и теперь несут цивилизацию Америке.

Перевод с английского: Ярий

Редакция благодарит Сергея Набатова за консультации по переводу идиоматических выражений.