Бальные танцы – не только красивый, но и травматичный спорт. Одна из серьёзнейших проблем, с которыми сталкиваются танцоры, – это травмы колена. Они могут не только серьезно замедлить тренировочный процесс, но и просто поставить крест на танцевальной карьере. О том, как избежать проблем с коленями, мы поговорили с методистом ЛФК, Станиславой Продан.
Станислава прошла сложный путь к профессии. Детство в танцевальной семье, яркая карьера в десяти танцах, РГУФК, интенсивная преподавательская работа. Но в 25 лет её жизнь резко поменялась. Она оступилась буквально на ровном месте, в итоге – компрессионный перелом головки кости, разрыв менисков и связки. Впереди у нее маячила неприятная перспектива операции, костыли и противоречивые прогнозы врачей: вероятность восстановления 50 процентов... Но её спортивный характер и счастливая случайность полностью изменили этот вектор...
Уже через месяц после операции, на костылях, Станислава познакомилась в аэропорту с Сергеем Шнуровым, лидером группировки "Ленинград", который предложил ей участие в своём новом концерте. Это дало дополнительный стимул для восстановления после травмы. Не меньше пяти часов в день она тратила на физическую реабилитацию: ЛФК, тренажеры, бассейн... И уже через два с половиной месяца танцевала в Москве вместе с "Ленинградом".
После этого Станислава решилась посвятить себя физической реабилитации, помогая людям с различными травмами "встать на ноги".
"Если бы я знала то, что я знаю сейчас, я бы могла заранее предотвратить все дальнейшие последствия, вызванные неспецифической дисплазией соединительной ткани, строением костей ног и моими физическими данными. Бальные танцы только усилили мою природную предрасположенность к подобным травмам. И хотя мы учились в институте пять лет, никто нам не объяснил, что с этим делать. Если у Вас все соединительные ткани в организме подвержены более сильному растяжению, то вам нужна определенная физическая нагрузка, которая будет стабилизировать правильные мышечные группы и поддерживать мышечный корсет.
К счастью, в 2016 году Всемирная организация здравоохранения приняла решение о том, что при травме мениска консервативное лечение ничем не хуже оперативного. А, если учитывать длительность реабилитации после операции, то даже лучше. Мне повезло, потому что в нашем зале преподавал бывший худрук Большого театра. Чтобы продолжать тренерскую работу, я использовала свои знания в ЛФК и балетный класс для восстановления нужных мышечных групп. Это позволило мне победить боли, которые периодически возникали после операции.
Само собой, далеко не все в бальных танцах рискуют получить травму колена. Но если говорить о предрасположенностях, то многое можно определить по строению тела. У нас есть так называемые торсии бедренной кости. Когда мы рождаемся, то эта кость, грубо говоря, относительно прямая. Когда мы растем, то одна головка скручивается относительно другой. От увеличенной наружной торсии большеберцовой кости, антеверсии бедра и латерального смещения большеберцового бугорка зависит, есть ли вальгус колена. Вальгус – это так называемая Х-образная ножка. Бывают О – образные ножки, то есть, когда человек ставит ноги вместе, они могут выглядеть, либо как колесо, либо как Х. Х – это и есть вальгус, такая деформация увеличивает риск травмы.
Разумеется, повышенный риск травмы есть и у тех, у кого есть неспецифическая дисплазия соединительной ткани. А дисплазия в танцах – очень частое явление, потому что в танцы изначально идут более гибкие. Им легче порвать связки, если нет хорошего мышечного корсета. Еще один повышенный фактор риска – это плоскостопие девочек, поскольку у нас в бальных танцах "ранние" каблуки, что еще больше влияет на то, что колени "летят" в подростковом возрасте. Научно доказана корреляция между степенью плоскостопия и болью и хрустом в передней части колена.
В бальных танцах много динамики. И если мышцы слабые, связки слабые, то расшатать суставы можно очень быстро. Особенно, если говорить о латиноамериканских танцах. Например, самба просто убийственна для коленного сустава. Это связано с тем, что все время идёт ротация в колене, плюс оно постоянно сгибается и разгибается. Чаще всего у нас не хватает силы квадрицепса, отводящих мышц бедра, большой и средней ягодичной мышц. То есть, упрощенно можно сказать, это передняя поверхность бедра и ягодицы.
Сейчас не так много танцоров, которые делают комплекс упражнений, нацеленный на компенсацию индивидуальных физических особенностей и компенсирующий нагрузки от танцевальных тренировок. Для того, чтобы понять, какие упражнения нужно делать, проводятся специальные замеры, такие как ортопедическое тестирование и мануально мышечное тестирование. Как минимум, измеряется Q-угол, который показывает, есть ли вальгус (то есть, насколько колени сваливаются вовнутрь). Так можно отследить, насколько меняется угол вальгуса, в зависимости от тонуса мышц. Не всегда причина боли в колене кроется в патологии коленного сустава. Часто боль возникает при пережатии нервного корешка в пояснице. В таком случае лечат поясницу. После всех обследований и тестов составляется специальный комплекс физической подготовки.
Выполнение комплексов упражнений – это вопрос мотивации и ответственности. В любом случае, нельзя забывать и о разминке. В принципе, десяти пятнадцати минут достаточно, чтобы включились те мышцы, которые необходимы. Разминка необходима не только взрослым, но и детям, потому что тело не всегда успевает за ростом костей, и чтобы заниматься танцами, нужно постоянно делать определенные упражнения.
И это касается не только риска травм, но и всего тренировочного процесса. Если танцоры "сдохли" на турнире, то нужно сначала поработать с мышечной силой, а только потом с выносливостью. Часто нужно провести двигательное переобучение, "включить" мышцу. Затем работать с мышечной силой, стабилизировать мышечный корсет, и только потом можно добавлять динамику и тренировать выносливость.
Это очень важно. Профилактика травм – это, прежде всего знание своих физических особенностей, правильный мышечный корсет и индивидуально подобранные комплексы упражнений. И мне очень нравится, как работает реабилитация в танцах, потому что с её помощью мы можем решить множество проблем – от болей в суставах и спине, до включения нужных мышц, которые позволят нам безопасно и эффективно освоить технику в танце".