Танец как театр: представление, посвященное столетию Юрия Любимова

Опубликовано: 21.10.2017
Фото: Антон Алешкин

Антон Семенов, Павел Трошичев, Оксана Васильева, Ольга Заливалова
Просмотров: 4015
Комментариев: 0
"Холмы. Фантазии на спектакли Юрия Любимова" - именно так называлось двухчасовое танцевальное представление, которое в течение двух дней проходило на сцене Музея Москвы. Яркий состав участников, блистательный ведущий, теплая и камерная атмосфера, и необычный театральный формат мероприятия подарили всем присутствующим незабываемые впечатления.

"Холмы" - не первый опыт театральной адаптации бального танца, но очень успешный. Поводом для создания этого танцевального представления стало 100-летие с рождения выдающегося режиссера Юрия Петровича Любимова. На сцене Музея Москвы, которая во многом напоминала лаконичное пространство театра на Таганке, звучали зонги из "Доброго человека из Сезуана", вспоминали необычные декорации "А зори здесь тихие", читали отрывки из личных записей режиссера.

Погружение в мир Юрия Любимова произошло при помощи языка танца. Уже известные и новые постановки танцоров, дополненные точными и тонкими комментариями Станислава Попова о жизни и сценографии руководителя театра на Таганке, создавали непринужденную атмосферу творческого вечера. У Станислава Григорьевича с постановками Юрия Любимова – особенная связь. В финале его знаменитого номера "Кармен", который они танцевали вместе с Людмилой Поповой, звучит аллюзия на творчество режиссёра.



За творческую реализацию проекта отвечал Арсен Агамалян. Он был режиссером представления, хореографом и исполнителем ряда постановок, а в финале подготовил для зрителей совсем особенный сюрприз. После нескольких танцевальных выходов, Арсен без микрофона прочитал стихотворение Иосифа Бродского "Холмы", которое стало своеобразным лейтмотивом вечера.

Холмы - это своего рода аллегория человеческой жизни со всеми её взлётами, падениями, непредсказуемостью и неизбежным движением вперёд. Именно поэтому сценография шоу во многом напоминала черно-белое полотно. Переходы от белого к черному, однако, не были окончательными. Кольцевая композиция шоу утверждала торжество жизни: представление начиналось и завершалось жизнерадостной самбой.

Всего на сцену Музея Москвы вышло шесть танцевальных дуэтов. Федор Полянский и Дина Ахметгареева, Арсен Агамалян и Оксана Васильева, Павел Трошичев и Ольга Заливалова, Антон и Валерия Семёновы - признанные и титулованные мастера латиноамериканского шоу. В пересечениях с оригинальными и глубокими образами спектаклей Юрия Любимова: "Медея", "А зори здесь тихие", "Шарашка", "Высоцкий", их постановки приобретали новые интонации.



Каждому из участников представления Станислав Попов передавал предметы реквизита. Эта интересная находка стала своего рода символической деталью, которая связывала все композиции со спектаклями Юрия Любимова. Так, например, Ольга Заливалова получила из рук Станислава Попова корону, Федор Полянский и Дина Ахметграеева театральные маски, Валерия Семенова письмо и т.п.

Помимо маститых танцоров, на сцене Музея Москвы выступали и несколько юных участников. Очаровательные Иван Филиппов и Софья Пак подготовили для зрителей микс джайва и квикстепа. А Иван Солженицын, внук выдающегося русского писателя Александра Солженицына, и его профессиональная партнерша Ольга Гандембул, исполнили авторскую хореографию медленного вальса.

Ну а завершился вечер совсем по-театральному. После окончания представления на сцену вышла супруга режиссера, одна из идейных вдохновительниц «Холмов», Каталин Любимова. Она поблагодарила всех участников за высокий профессионализм и вручила ведущему и танцевальным дуэтам букет цветов. А потом были автографы и фотосессии, селфи и поздравления, улыбки, благодарная публика. И удивительный обмен энергиями, о котором, пожалуй, мечтает каждый танцор, выходя на паркет или поднимаясь на театральную сцену.



Арсен Агамалян:


"Прежде чем говорить о "Холмах" хочу сказать большое спасибо Станиславу Григорьевичу Попову за возможность участвовать в этом проекте. Всё, в чём он предлагает принять участие, - это какие-то невероятные события, связанные с великими людьми из его окружения, легендами, среди которых Ю.П. Любимов, Б. Я. Эйфман, А. М. Плисецкий. Поэтому огромное спасибо ему. Если бы не он, то не о чем было и говорить. Станислав Григорьевич предложил мне заняться этим проектом, поскольку мне всегда был близок театр. По его инициативе мы встретились с Каталин Любимовой и руководителем благотворительного фонда Юрия Любимова и обсудили некоторые детали.

У меня была всего неделя на то, чтобы продумать какую-то идею. Мы старались выстроить параллель с творчеством Юрия Петровича. К примеру, Юрий Петрович стремился к антидекорации, он предпочитал, в основном, белый, черный и красный цвет в сценографии. Я понимал, что соотнести это с эстетикой бального танца (стразы, перья) будет очень сложно. С другой стороны, Юрию Петровичу нравилась пластика, и он всегда говорил: "Если бы я не стал режиссёром, я стал бы танцором", поэтому мы попробовали.

День 1




День 2




Мы решили: почему бы нам всем не "посуществовать" в эстетике Юрия Любимова? В эстетике, когда нет никаких костюмов, декораций, когда есть только идея, артисты, которую пытаются её воплотить. Именно поэтому в самом начале представления мы выходим в черных тренировочных костюмах. Все номера, которые мы представляли, связаны с теми спектаклями, которые создавал Ю. П. Любимов.

Идея назвать представление "Холмы" мне пришла практически сразу. Мне всегда нравилось это стихотворение Иосифа Бродского, в котором жизнь сравнивается с холмами, а смерть с равниной. Так что "Холмы" - это своего рода аллегория жизни со всеми её препятствиями. На всю подготовку концерта у нас ушло примерно два месяца.

Конечно, из-за наших поездок организовать представление было непросто. Многие ребята находились в других городах. Федя с Диной прилетели из Красноярска, Паша и Оля, и Антон и Лера из Англии. Было всего два дня на генеральные репетиции. И я хочу сказать, что у нас сложилась просто потрясающая атмосфера.



Понятно, что мы все соревнуемся между собой, но я получил настоящее удовольствие от общения с ребятами. И мне кажется, все чувствовали тоже самое. Это так здорово уважать, любить тот труд, который делают другие. Когда ты понимаешь, что не только ты, но и другие могут делать потрясающие, вкусные, интересные вещи. И я уверен, что участие в таком серьезном деле нас всех очень сильно поменяет. Потому что это другое качество. Не только нас как спортсменов, но и нас, как актеров, артистов».

Павел Трошичев:


"Невозможно найти слова, чтобы в полной мере передать все свои эмоции, полученные от последних двух дней, проведённых в музее Москвы, на спектакле-посвящении творчеству Ю. П. Любимова. Все труды и затраты, вложенные в наше творчество, окупились за эти два вечера. Сбылась моя мечта: из спортсменов мы превратились в артистов! Мы не конкурировали и не сравнивали себя ни с кем, мы все были разными, мы все были лучшими! Именно так и должно быть!

Огромное спасибо всем ребятам: Федору Полянскому и Дине Ахметгареевой, Антону и Валерии Семёновым, Арсену Агамаляну и Оксане Васильевой, которые приняли участие в этом представлении. Вы все большие молодцы! Наполненные силой и не сломленные духом люди. Я ощутил себя частью команды. Особая благодарность нашему не сменному танцевальному вождю Станиславу Григорьевичу Попову, благодаря которому это событие состоялось. Для нас это мероприятие стало одним из самых значимых в нашей танцевальной карьере".



Дина Ахметгареева:


"Участие в перфомансе, посвященном столетию Ю.П. Любимова, оставило незабываемое послевкусие. Это был момент, когда чувствуешь необыкновенное единение с танцорами, со зрителями, когда не хочется расставаться, когда нет конкурентов и победителей, а есть единомышленники, вместе с тобой переживающие что-то светлое и душевное. Этот спектакль - незаменимый опыт, дающий возможность прикоснуться к театральному искусству, быть внутри него, и это, правда, очень сильное впечатление.

Я думаю, что все получилось, потому что собралась лучшая, творческая команда, где каждый был на своем месте. И это несомненно благодаря Арсену Агамаляну, которого мы все знаем как мегатворческого человека. Он выступил и как режиссер этого проекта и как артист, и конечно, же как исполнитель великолепных шоу вместе со своей супругой Оксаной Васильевой. Не могу не сказать, как я очарована Оксаной – её танцем, артистизмом, грацией и практически героизмом, ведь в перерывах между танцами её ждал малыш.

Проводником в мир Любимова был Станислав Попов. Это было сделано мастерски и очень человечно, потому что Станислав Григорьевич делился своими впечатлениями о постановках великого режиссера, рассказывал, что сам черпал вдохновение от его спектаклей. Благодаря его подводкам, каждый выход артистов-танцоров был очень логично связан с сюжетом спектакля.

Ну и, конечно, хочу сказать спасибо всем, кто участвовал в этом перфомансе – Антону и Валерии Семеновым, Павлу Трошичеву и Ольге Заливаловой – потрясающим танцорам, вложившим душу в каждое свое выступление. Я хочу поблагодарить их за прекрасно проведенное время. Спасибо и моему дорогому партнеру – Федору Полянскому, с которым вместе творим и переживаем все события нашей творческой жизни. Это был настоящий театр, о котором я мечтала!"

Валерия Семенова:


"Эти незабываемые два дня мы провели в Музее Москвы в чудесной компании прекрасных людей и профессиональных танцоров. Благодаря нашему чудесному Станиславу Попову, нам выпала возможность поучаствовать в спектакле - посвящении творчеству Ю.П. Любимова. Эти два дня выступлений подарили нам бесценный опыт участия в таком виде искусства как театр, позволил раскрыть душу зрителю в каждом из номеров в отдельности, поработать с такими высокими профессионалами в одной команде и просто получить море невообразимых эмоций! Благодарность всей команде танцоров, Арсену Агамаляну как постановщику, организаторам и техникам, и зрителям за Ваше тепло и поддержку!"