Евгения Кулигина – обладательница серебряной медали Чемпионата России по 10 танцам, вице-чемпионка Кубка Мира в этой же программе, призер Чемпионата Европы среди "Профессионалов" с большим опытом конкурсных выступлений. Сегодня мы хотим узнать у Евгении о ее личном отношении к танцевальному искусству, о грамотном партнерстве, с точки зрения профессионального танцора, добившегося рекордных танцевальных высот, и о том, чем отличаются "Любители" и "Профессионалы" в бальных танцах.
- Евгения, бальные танцы - это дело всей вашей жизни. Что же больше всего Вам нравится в них?
- Кроме получения хорошей физической формы и постоянной "закалки" характера, занимаясь бальными танцами, мы развиваем интеллект - чтобы достичь высоких результатов нужно анализировать большое количество информации, продумывать множество деталей - от костюма до того, как в данную секунду поставить ногу. Кроме этого, танцевальное искусство дает возможность развиваться в различных направлениях деятельности - ты можешь преподавать, передавая свои знания молодому поколению; можешь быть как участником, так и организатором различных мероприятий - мы сами очень часто принимали участие в концертах, приуроченных к таким праздникам, как 9 мая, День города, День России, 8 марта, День защитника Отечества и так далее. Отдельного разговора заслуживает постановка номеров для таких мероприятий. В этой сфере деятельности ты реализуешь свой творческий потенциал, а также помогаешь отвлечь нынешних детей и подростков от экранов телефонов, привлекая их к миру искусства. Я являлась постановщиком более 30-ти танцевальных номеров - особенно мне интересно работать с большим количеством танцоров, поэтому в нескольких моих номерах принимали участие 12 и более дуэтов. Возможность преподавать, передавать свои знания и опыт начинающим танцорам также приносит мне удовлетворение. Приятно видеть, как твои ученики достигают все новых и новых высот. Я могу с уверенностью сказать, что 90% моих воспитанников в дальнейшем одержали победы на важных турнирах... Ещё один несомненный “плюс” бальных танцев - возможность путешествовать. За время моей танцевальной карьеры я выступала на крупных престижных международных соревнованиях в России, Швеции, Англии, Италии, США, Китае, Австрии, Швейцарии, Германии, Белоруссии, Дании, Эстонии, Польше и в других странах.
- Как бальные танцы помогли вам в обычной жизни?
- В обычной жизни танцы помогают держать себя постоянно в тонусе, потому что соревнования проходят почти каждые выходные и из формы выходить никак нельзя. Кроме этого, благодаря бальным танцам учишься распределять свое время так, чтобы хватало на всё - и на соревнования, и на тренировки, и на учебу, и на отдых иногда. Соответственно, ты привыкаешь делать всё максимально эффективно за максимально короткий срок - это помогает в различных сферах деятельности.
- Была ли у вас какая-то заветная цель в танцевальном плане?
- Цель любого танцора высокого уровня - стать Чемпионом Мира, пока эту вершину я не взяла, но подошла к ней очень близко - я являюсь вице-чепионкой мира по Профессионалам в соло-танцах и финалисткой Чемпионата Мира, что так же очень престижно. К тому же, я одержала более 50 побед в престижных международных и всероссийских фестивалях, соревнованиях и чемпионатах.
- Перейдем к психологии танца. Как вы думаете, что самое важное в отношениях между партнером и партнершей?
- Главное - понимание, что вы идете вместе к одной цели, от этого зависят и взаимоотношения между партнерами, и продуктивность работы в паре. Конечно, разногласия будут возникать - это неизбежно, но необходимо стараться свести их к минимуму, понять, что в ругани нет смысла, что она не помогает идти вперед, а наоборот, "откидывает" назад. Мне всегда везло с партнерами - у нас были хорошие взаимоотношения, и во всех спорных ситуациях мы старались прийти к компромиссу. Вообще, танцы - это некая ролевая модель взаимоотношений в обычной жизни - здесь мы общаемся с противоположным полом, с наставниками, с учениками и их родителями, с судьями и зрителями. Такие разные связи делают из каждого танцора высокого уровня тонкого психолога, ведь без грамотного выстраивания всех этих взаимоотношений не будет результата.
- Каким, по Вашему, должен быть идеальный партнер?
- Идеальный партнер - тот, который уважает тебя как личность и как свою партнершу, понимает, что ты - часть команды, которая идет с ним к одной цели; который прислушивается к твоему мнению и который является мужчиной-лидером, умеет грамотно направлять пару, ведь бразды правления в нашей профессии в руках у партнеров, как и в обычной жизни - мужчина ведет, а женщина следует. Если партнер умеет вести, а партнерша умело чувствует, тогда всё получится.
- Большинство танцоров высокого уровня становятся в дальнейшем педагогами. Каким, с Вашей точки зрения, должен быть ученик?
- Идеальный ученик - тот, который тебе доверяет. Потому что если есть доверие, тогда ученики совершенствуют свой танец во много раз быстрее.
- Ваше мнение: возможно ли совмещать профессиональные занятия танцами и личную жизнь?
- Да, возможно. Если говорить о личной жизни как об отношениях с противоположным полом, то, конечно, проще, если твой партнер является и твоим партнером по жизни. Однако, много примеров того, как танцоры соединяют свои жизни с людьми из других сфер деятельности. Если понимать под личной жизнью свободное время, то это тоже реально, однако с некоторыми оговорками - иногда перед важными выступлениями у тебя нет времени на отдых, ты все время проводишь в зале, разбирая проблемные фигуры, танцуя прогоны и так далее. Если у танцора есть организаторские способности, всё становится намного проще. Например, когда я родила сына, я через короткий промежуток времени снова вышла на паркет, и совмещала не только выступления и воспитание ребенка, но и управление ателье и имидж-центром.
- Один из самых популярных вопросов нашего вида искусства – разница между профессионалами и любителями. Как вы думаете, в чем же заключается различие?
- Я считаю, что разница в качестве танца - профессионалы более осознанно относятся к техническому исполнению фигур. В любителях пары в большинстве своем делают акцент на скорость, объем, силу, в то время как профессиональные дуэты имеют несколько другой подход - они стараются каждое движение сделать максимально правильно и точно. Их танец более размеренный, спокойный и в некоторых моментах более правильный.
- Вы на себе испытали переход из Любителей в Профессионалы, что меняется в танце при смене дивизиона?
- Танец вообще меняется постоянно, в течение всей танцевальной карьеры, ведь артист растет в своем мастерстве каждый день и этот рост зависит от множества факторов. Например, в моей карьере было два случая, когда мы меняли преподавателя, что кардинально меняло наш танец. Если говорить о переходе, то когда пара принимает решение танцевать по профессионалам, наступает момент переосмысления танца. Многие приостанавливают танцевальную карьеру на время и становятся зрителями, чтобы понять, как наша работа выглядит со стороны, как судьи оценивают дуэты, как пары преподносят себя на паркете, что помогает танцорам, а что мешает на соревнованиях. В профессионалах меньше турниров, поэтому больше времени на осмысление всех граней танца и больше времени на практику, на преподавание, которое дает очень много и тренеру - когда передаёшь свои знания другому, ты тоже учишься. В моей жизни перерыв в танцевальной карьере произошёл, когда я ждала сына, и когда ему было 3 месяца, я встала в пару и начала карьеру в профессионалах.
- Как многократная победительница крупнейших международных соревнований и настоящий эксперт в бальных танцах, скажите, есть ли у вас фавориты среди танцевальных дуэтов, выступающих в данный момент?
- Мне сложно выделить несколько имен, мои симпатии не зависят от «раскрученности» дуэта или его рейтинга, лично для меня важна индивидуальность - как в образе, так и в исполнении. Естественно, пара должна быть техничной, но если она выделяется на фоне остальных чем-то ещё, тогда мне это нравится. Танцоры должны выражать себя через танец, не своего тренера или кумира, а именно себя, свой характер, показывать исключительностью своей личности через движения. Если всё так, то такое исполнение выглядит убедительно, уверенно и интересно для любого зрителя. Когда я танцую, я пытаюсь передать свои эмоции окружающим, и, когда я вижу отдачу, для меня нет большего счастья.
- Что важнее: техника и талант?
- Важно и то, и другое, просто у многих талантливых танцоров не хватает трудолюбия, а если нет техники - то никакие врожденные качества не помогут. На первых этапах становления очень видно талантливых деток, но не всегда это в дальнейшем выливается в успех. При этом в танцевальном мире достаточно примеров, когда у человека не идеальная фигура, нет природной пластики или музыкальности, но он потом и кровью вырабатывает в себе все нужные качества. Кроме этого, каждый человек талантлив по-своему, нужно просто найти в себе сильные стороны и направить их в нужное русло.
- Евгения, вы являетесь примером для молодого поколения танцоров - ваши высочайшие достижения становятся для них отличным стимулом. Какой совет дали бы начинающим танцорам?
- Нужно верить в себя, очень хотеть танцевать и переносить это желание в работу над собой. Сейчас очень много амбициозных детей и родителей, но главное, чтобы эти амбиции были основаны на каждодневной работе, технике и спортивном духе. А ещё важно оставаться профессионалом в любой ситуации - в конфликте с партнером вспоминать, что вы идёте к одной цели, после неудачного выступления - идти и работать над ошибками, а не опускать руки, на тренировке - выкладываться на полную катушку, и превозмогать усталость и лень, чтобы добиться результата.