28 октября в Москве пройдет Чемпионат мира по европейским танцам среди профессионалов. Генеральный партнер турнира — «Газпромбанк» (АО), официальный партнер — Авиакомпания NordStar. Информационный партнер – DANCESPORT.RU. Организацией Чемпионата руководит заслуженный деятель искусств России, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент WDC Станислав Попов. Сильнейшие российские танцоры Александр Жиратков и Ирина Новожилова, неизменно появляющиеся в финалах всех мировых турниров этого года, рассказали о том, как пришли в танцы, в чем видят силу своего дуэта и российской танцевальной школы в целом и о многом другом.
Как получилось, что вы занялись спортивным танцами?
Александр: Я пришел в танцы в первый раз с папой в 9 лет. Просто попробовать, что такое танцы. Потанцевал месяц, мне понравилось, меня переставили в первую линию. Педагоги сказали: «У мальчика есть способности, хорошо слышит ритм. Оставляйте его у нас». Папа оставил. И буквально через два-три месяца меня уже было не вытащить оттуда. Я уже понял, что мне там все нравится, и это мое на данный момент. И постепенно все это переросло в более серьезное, профессиональное занятие, которое продолжается и по сей день.
Ирина: А я пришла в танцы в четыре года. У меня есть старшая сестра Анастасия Новожилова. Она тоже достигла высочайших результатов в своей танцевальной карьере. В детстве я, естественно, всегда тянулась за ней. Мне всегда хотелось быть такой же красивой, с красивой постановкой спины, выворотными стопами. И, конечно, я смотрела на старшую сестру. Дома она постепенно обучала меня каким-то азам хореографии. И мама заметила, что я очень хочу танцевать, что у меня это получается, и отвела меня в танцевальную секцию. С этого момента я больше не останавливалась, всегда стремилась идти вперед и сейчас занимаюсь этим профессионально.
Фото: Елена Анашина
Как сложился ваш дуэт?
Александр: Мы танцуем вместе с 2008 года. Получается уже девять лет. Познакомились мы в Гонконге. Мы оба из Сибири, но до этого никогда знакомы не были. В Гонконг оба приехали работать, оба закончили свою любительскую карьеру, были оба без партнеров. И после года работы в Гонконге мы решили попробоваться и потанцевать вместе, может быть, просто какие-то маленькие шоу. Но в итоге после пары выступлений почувствовали, что у нас хорошо получается.
Ирина: Мы очень совпадали по темпераменту. Нам очень нравилось танцевать вместе, нравился тренировочный процесс, всё очень подходило нам обоим.
Александр: Нас попросили попробовать станцевать маленький турнир, и мы поняли, что у нас всё лучше и лучше начинает получаться вместе. Так постепенно закрутилось. Поехали на более серьезные турниры. И результат потихонечку пошел на верх. Так и остались танцевать в паре и пришли к тому, к чему пришли: стали финалистами всех крупнейших турниров мира.
Что для вас бальные танцы: спорт или искусство?
Александр: Бальные танцы — это удачная комбинация спорта и искусства. Если у тебя нет нужной физической подготовки, то танцуя финал по две минуты каждого танца, ты просто физически не сможешь показать свои ощущения, музыкальность, собственные интерпретации, потому что элементарно устал и у тебя нет сил. Тогда никакого искусства не получится. Но, опять же, называть это только спортом тоже нельзя, потому что, исполняя только набор фигур и физических элементов, ты абсолютно не можешь показать танец, его красоту и музыкальность. Поэтому так важна именно комбинация спорта и искусства.
Чем принципиально отличается стандарт от латины с точки зрения исполнения? Можно сказать, что с какай-то из этих программ выступать сложнее?
Александр: И европейская программа и латиноамериканская одинаковые по сложности, нельзя сказать, что что-то проще, что-то сложнее. И там и там есть свои трудности и нюансы, просто разная специфика. В стандарте она заключается в том, что ты должен быть в постоянном контакте с партнершей, но держать свою позицию. В то же время нельзя ограничивать движение партнера. В этом вся сложность стандарта. Потому что нельзя просто встать в контакт и зажать своего партнера. Нужно давать и свободу, и возможность самовыражаться. И комбинация этого, баланс — самое сложное для партнера.
Ирина: В латине можно найти свободу и самостоятельность, не взаимодействовать постоянно. Ведение, контакт с партнером через руку — это свойственно европейской программе. А в латине есть моменты, когда можно отпустить руку, поиграть с публикой. В стандарте выражать свою эмоциональность нужно через лицо, не отпуская рук. Поэтому в стандарте свои сложности. Несмотря ни на что, позиция рук должна быть всегда идеальной, безупречной, никаких сбросов локтей вниз. Поэтому для меня лично в стандарте сложнее.
Всегда ли оценки судей совпадают с вашими собственными ощущениями от выступления?
Александр: К сожалению, не всегда совпадают. Со мной, наверное, многие танцоры согласятся, что наш вид очень субъективно оценивается. Поэтому зачастую бывает, что судейство не отражает объективную обстановку на паркете среди пар. Но это такой вид спорта.
Если посмотреть на мировую элиту спортивных танцев, мы увидим очень много русских фамилий, даже в дуэтах, выступающих за другие страны. В чем секрет успешности российской школы спортивного танца?
Ирина: Я думаю, что в нашей большой стране очень много талантливых ребят. И, конечно, важную роль играет то, что танцорам, воспитанным в российской школе танца, свойственна дисциплинированность. Начиная с самого раннего возраста, у нас дети относятся к своим занятиям танцами очень серьезно, с большой отдачей.
Александр: Да, я согласен с Ириной. Дисциплина — наше главное преимущество. И талант. Русские люди в принципе очень одухотворенные, чувственные. И при этом у нас очень хорошая школа. Мы очень дисциплинированные по своему характеру, закаленные. Я думаю именно это в первую очередь двигает нас вперед и отличает от многих других спортсменов.
В чем по-вашему сила и преимущество вашего дуэта?
Ирина: Мы очень похожи по способностям, по темпераменту, по физическому уровню. У нас в паре нет слабого звена, можно так сказать (смеется). Мы отлично дополняем друг друга.
Александр: Мы оба сильные. Мы оба энергичные. Это главные наши плюсы — энергетика и природная физическая составляющая.
Фото: Аркадий Чигинов
Как вы оцениваете свою нынешнюю форму?
Аександр: По нашим ощущениям, по тому, что мы видим, у нас сейчас лучшая форма за все девять лет, что мы танцуем вместе. Я могу сказать, что мы сейчас находимся на пике нашей танцевальной формы.
В чем особенность атмосферы кремлевских турниров?
Александр: Кремлевский дворец сам по себе место очень праздничное, красивое. Огромное пространство, декорации великолепные, оркестр с русскими танцевальными мотивами.
Ирина: Это создает праздничную обстановку, веселое и доброе настроение. Мы некоторые песни даже подпеваем во время танца. Не знаю, как будет в этот раз, но раньше всегда так было.
Кого считаете основными своими соперниками на Чемпионате в Кремле?
Александр: Главными нашими конкурентами, конечно, будут Домен Крапец и Наташа Карабей, они будут представлять Германию, Андреа и Сара Гиджарелли (Великобритания), Виктор Фанг с Анастасией Муравьевой, они выступают за США. В основном вот эти танцоры, все, кто впереди нас в финалах.
Что бы вы пожелали участникам турнира в Кремле?
Александр: Я хочу пожелать танцорам любить танцы, танцевать от души, искренне, от всего сердца! Любить это дело на все 100 процентов! Тогда будет всё получаться.