Танцевальное шоу – это жанр, с которым любой танцор сталкивается на протяжении своей карьеры. Свадьбы, городские и школьные праздники, показательные выступления на сборах и турнирах, соревнования по европейскому и латиноамериканскому секвею – вот только небольшой список событий, где может пригодиться индивидуально поставленное шоу.
Один из важных факторов популярности жанра сегодня – распространение по всему миру передач "Strictly come dancing", благодаря которым танцевальные постановки доступны не только любителям танца, но и широкой публике. И все-таки далеко не каждая пара решается на постановку конкурсного шоу. Ведь секвей требует от танцоров не только артистизма и креативности, но и более внимательного отношения к музыке, теме и сюжету постановки.
[B]Сергей Михеев, чемпион мира по европейскому секвею[/B]: "Секвей – это не просто схематичный танец под музыку. Это шоу, которое нужно прожить. Для того чтобы у пары получился неповторимый номер, она должна созреть. То есть не просто уметь красиво танцевать, но и накопить достаточный багаж эмоциональных и духовных переживаний, иметь хорошие артистические способности: играть вживую, как в театре. И тогда режиссеру-постановщику остается лишь задать тему, которая сможет раскрыться в танце именно этой пары, и никакой другой".
Бальный танец – это особый язык, в котором каждое движение каждое движение выражает какую-то мысль или идею. Отношения женщины и мужчины, их встречи и разлуки, размолвки и примирения и есть главное содержание происходящего на паркете. Однако по сравнению с конкурсным танцем, танцевальное шоу обладает более мощным потенциалом выразительности, а значит меньше нуждается в дешифровке, более доступно неподготовленной публике.
[B]Аннет Зюдоль, чемпионка мира по европейскому секвею:[/B] "Шоу – это не только хореография и шаги. Шоу по-настоящему должно рассказывать с помощью танца какую-то историю. Это сложный танцевальный вид. Это музыкальное качество. В шоу необходимо быть особенно музыкальным, так как в нем нет привычных музыкальных клише. В этом виде танца нужно много размышлять о музыкальности, о роли партнера и партнерши. Это что-то особенное, что необходимо делать специально. Это немножечко магия (дословно "Magikdust" – прим. ред.). Не только хореография и шаги, но и душа в танце".
Впрочем, далеко не все эксперты согласны, что танцевальное шоу в обязательном порядке должно иметь сюжет и соответствовать классическим принципам построения произведений сценического искусства. Оно может быть эмотивным, абстрактным, скрепляться лишь единой темой, подчеркнутой при помощи музыки, движения, артистических средств и костюмов.
[B]Талят Тарсинов, известный педагог и хореограф[/B]: "Сейчас часто говорят: у тебя нет истории в танце, нет сюжета, но ведь можно играть не только сюжет. Тема больше, чем сюжет: она шире, ассоциативнее. Гораздо важнее, что мы почувствуем, чем переполнена душа двух сердец… Главное, чтобы человек мог нести своим искусством message (послание, сообщение), пусть даже без завязки, кульминации и развязки. Разрушение канонов порой приносит что-то новое".
Танцевальное шоу стоит на пересечении нескольких видов искусств. Оно постоянно соприкасается с музыкой, балетом, театром, кино, литературой, скульптурой, живописью. Использование изобразительно-выразительных средств других искусств придаёт танцевальному шоу глубину и символизм, наполняет его образностью и скрытыми смыслами.
Одно из смежных с бальным танцем видов искусств – это балет. Выбор вечного хореографического сюжета требует от пары высокого уровня артистического и исполнительского мастерства, поскольку балет обладает более разнообразными средствами выразительности (либретто, сценография и др.). Однако скромный сценический масштаб танцевального шоу с лихвой компенсируется разнообразием его тематики.
[B]Декан факультета искусств МГУ, профессор Александр Лободанов[/B]: "Классический балет строит свою сюжетику, композицию на матримониальных мотивах (от лат. matrimonium – брак, замужество), "без любви нет балета"... Тематически, жанрово и "географически" бальный танец шире классического танца. Кроме того, бальный танец – объемен. Он – многомерный, в отличие, скажем, от балета, который смотрится на сцене только с одной стороны".
Очень популярны в спортивных бальных танцах сегодня сюжеты кино. Менее элитарное, чем балет, кино во многом помогает исполнителям создать нужный визуальный образ, который будет доступен большинству зрителей. Кино очень чутко реагирует на текущие запросы общества, и поэтому танцевальные постановки, основанные на киносюжетах, смотрятся очень своевременно.
Театр также очень близок по своей природе танцевальному шоу. И это касается не только артистических средств выразительности. Композиционное построение танцевальных постановок во многом воспроизводит классическое членение драмы на акты. Немаловажный аспект сходства – и использование различных театральных приемов, таких, например, как импровизация или «разрушение четвертой стены" (т. е. границы между зрительный залом и сценой). Очень востребована в бальных танцах с их стремлением к типизации и система амплуа (леди и хулиган, альфонс и роковая красотка и т.п.).
[B]Федор Полянский, чемпион мира по латиноамериканскому секвею[/B]: "Сцена – это ведь что-то совершенно особенное. В театре даже аплодисменты другие. В театре тебя ни с кем не сравнивают, тебя либо принимают, либо нет. И твое действие на сцене длится дольше, чем на площадке, это время, которое ты проживаешь на сцене. Шоу ближе к этим ощущениям... Тем не менее, когда ты танцуешь шоу, ты тоже должен показать техническое качество. А это качество все равно немного убивает эмоцию".
Чуть менее очевидны пересечения танцевального шоу с живописью и скульптурой. Эти виды искусств статичны, они отражают застывшее мгновение, а значит лишены столь необходимой бальному танцу напряженной динамики. Тем не менее, скульптура и живопись с их вниманием к малейшим оттенкам человеческих эмоций, движений и поз, могут быть востребованы в танцевальных постановках в качестве визуальных символов.
[B]Анна Безикова, вице-чемпионка мира по латиноамериканской программе, кандидат педагогических наук[/B]: "Язык бального танца – это язык человеческих чувств. И если слово что-то обозначает, то танцевальное движение – выражает, и выражает только тогда, когда, находясь в гармоническом единстве с другими движениями, служит выявлению всей творческой, эмоционально-образной структуры танцевального произведения".
Танцевальное шоу достаточно требовательно к индивидуальности танцоров. Именно благодаря шоу-программам многие пары по-новому открываются зрителям и судьям. Участие в национальных и мировых чемпионатах по европейскому и латиноамериканскому секвею положительно сказывается на рейтинге дуэтов. И дело здесь не только в титулах. Ведь шоу – это, прежде всего, поиск себя, творческий опыт, который позволяет не только отчеканить индивидуальный стиль, но и выйти за привычные границы.