Студенческая жизнь современного танцора словно полоса сверхзадач, где самое сложное - все успеть. Но самое главное - делать то, что действительно любишь. Этой весной корреспондент DANCESPORT.RU приехал в
Московский государственный институт культуры, где проходят обучение многие танцоры, чтобы посмотреть на выпускной показ четвертого курса по предмету Мастерство хореографа.
Московский государственный институт культуры привлекает танцоров-бальников, прежде всего, благодаря тому, что здесь открыто профильное для них отделение спортивного бального танца. Многие первокурсники знакомы лишь с бальной хореографией, но весь комплекс учебных дисциплин здесь построен на развитие танцевальных способностей, навыков хореографа и актерского мастерства. Все это пригодится им как на конкурсном паркете, пока они танцуют сами, так и в будущем, когда они станут педагогами и хореографами. Особое внимание здесь уделяется и привычным для бальников Стандарту и Латине. "Мы изучаем фигуры и готовимся к сдаче экзаменов на тренерство и судейство. Готовимся быть педагогами и тренерами, - рассказал Илья Андреевич Миргородский, педагог и куратор выпускного четвертого курса, - я лично не лезу в то, что они танцуют на турнирах. Моя задача заключается в том, чтобы они знали сами фигуры. Не все тренеры учат фигуры по книжке, и на турнирах они танцуют не по учебнику. Поэтому для многих то, что мы изучаем здесь, становится открытием".
Учиться в МГИК интересно, но довольно сложно, ведь, несмотря на творческую направленность вуза, учебному процессу сопутствует жесткая дисциплина. Тем не менее, танцоры, в отличие от многих других студентов, учатся с 9 до 16, после чего могут отправляться на свои личные тренировки. Так что многие танцоры, обучающиеся здесь, показывают очень достойные результаты на конкурсном паркете.
Многие экзамены здесь проходят не просто по привычным многим билетам, а в формате спектаклей. Например, выпускной четвертый курс подготовил выпускные показы по европейской и латиноамериканской программам, а заключительный выпускной показ прошел по предмету Мастерство хореографа. Студентам здесь предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности - именно у них чаще всего рождаются идеи постановок, которые в дальнейшем согласуются с педагогами.
В этом году выпускной четвертый курс выбрал очень необычную тему для выпускного показа по предмету Мастерство хореографа - "Чужой". Суть постановки заключалась в том, как важно в жизни не стать чужим, не играть по чужим правилам и чужими жизнями. Основой этого танцевального спектакля стал мюзикл и фильм "Волосы". Движение хиппи, война во Вьетнаме, и, самое главное, отношения между людьми, - все это студенты выразили посредством хореографии. Удивительно, как мюзикл, неотъемлемой частью которого является слово, превратился в хореографическую постановку. Студенты отлично справились с поставленной задачей и донесли до зрителя весь спектр чувств и эмоций. Любое чувство, любое слово, которое пропевалось в музыке, танцоры показывали своими движениями, языком тела. "Мне очень понравилось, потому что это неординарный показ для меня, так как я обычно вижу только конкурсный танец, а здесь ребята танцуют в необычной для меня обстановке. Было трудно узнать, что они бальники", - призналась Елена Васильевна Миргородская, старший тренер ТСК " Авангард".
Своими впечатлениями от этого показа поделилась Полина Геннадьевна Горбунова, старший преподаватель: "Я нахожусь под большим впечатлением. Я знаю, насколько это тяжелая работа, и то, что я увидела, не могло остаться незамеченным. Ребята были очень эмоциональны, все было очень грамотно и здорово. Этот курс, действительно, очень интересный. Мы не раз отмечали, как студенты изменились за годы обучения, это колоссальная разница. Испытываешь гордость, когда видишь результат работы педагогов".
"Я в первый раз был на таком экзамене, и могу сказать, что мне очень понравилось, - рассказал о своих впечатлениях президент и старший тренер ТСК Авангард Михаил Хаимович Фраткин, - это был танцевальный вариант мюзикла. Для ребят это, конечно, победа. Там были элементы джаз-модерна, присутствовала лексика бальных танцев (и латиноамериканских, и европейских). Творчески все было здорово, и по качеству это было достаточно неплохо. Но мне показалось, что были некоторые сложности со звуком.
Безусловно, профессиональное образование в танцевальном мире играет важную роль. Я думаю, что его надо развивать, готовить профессиональных преподавателей, чтобы танцоры могли быть в дальнейшем хорошими тренерами. Безусловно, знание истории танца и методики преподавания – это очень полезно в преподавательской деятельности. Другое дело, что какие-то организации, которые популяризируют различные виды танцев (например, аргентинское танго и т.п.), на мой взгляд, не очень плотно контактируют с профильными учебными заведениями. Не очень уверен, что у всех есть стратегия на этот счет, осмысленная программа.
Думаю, очень хорошо, что танцоры-бальники могут получить высшее образование в Московском государственном институте культуры".
О специфике работы именно с танцорами-бальниками после показа подробно рассказала Елена Игоревна Бутылкина, Заведующая отделением спортивного бального танца Московского государственного института культуры: "Специфика работы с танцорами-бальниками заключается в том, что они так много танцуют свои хореографии, что когда им говорят, что можно использовать все танцевальные направления, они бросаются на все, кроме бального танца. Мне все время приходится напоминать ребятам, что они, в первую очередь, бальники. Не всегда это помогает, но какую-то бальную лексику они используют, тем более, у них есть отдельные экзамены по Бальному танцу (Стандарт и Латина). На Мастерстве хореографа они дают себе волю и и попробуют все, что хотят, что у них получается, и то, что точно не получится сделать на паркете.
Помимо спортивной мы пропагандируем сценическую деятельность. Потому что бальный танец со временем ушел в стопроцентное спортивное танцевание, он стал теряться для публики, которая не занимается этими видом. Хочется исправить эту ситуацию, чтобы бальный танец достойно выглядел не только на паркете, но и на сцене. Мы активно работаем в этом направлении".
Но, конечно, в этот день главными действующими лицами были студенты. После показа они не могли сдержать эмоций, ведь за эти четыре года их группа стала настоящим сплоченным коллективом. Но уже совсем скоро перед ними откроются новые двери. О том, что им дало обучение в МГИК, и как проходила подготовка к экзамену студенты выпускного курса рассказали DANCESPORT.RU.
Тарас Скуратов: "Самое основное, что дает наше учебное заведение - это выход бальных танцев за пределы нашего спортивного вида деятельности. Многие студенты успешно выступают на соревнованиях различных организаций, но здесь мы стараемся рассматривать бальный танец именно в аспекте культуры, чтобы зрителю было не просто понятно, какая пара танцует лучше, а чтобы мы смогли донести те или иные образы, и искусство было доступным. Если говорить о моих любимых предметах, то это Мастерство хореографа и композиция и постановка танца. Это совсем непривычный предмет даже для танцоров топового уровня. Это не просто постановка схем и вариации и разложение их по тактам, а именно раскрытие образов. Постановки и образы бывают самые разные (и комедийные, и трагические), и в дальнейшем и на конкурсном паркете эти знания и навыки позволяют танцору раскрыть себя как личность".
Яна Анина: "Это был потрясающий опыт, который я 100% не смогла бы получить в карьере танцевального спорта. Я думаю, что он поможет мне и в конкурсной жизни. Мы получили знания и направления, в которых нам еще предстоит развиваться. Учеба здесь дала нам источники знаний, а то, как мы сможем реализоваться - уже зависит от нас. Конечно, хотелось бы внести что-то новое даже в нашу конкурсную жизнь. Совместить учебу с танцевальной карьерой было довольно сложно. Ребята, которые учатся на других специальностях (экономических, языковых и т.д.) часто рассказывают, как им сложно учиться. Но и нам нелегко, профессия хореографа отнимает много сил и времени".
Леонид Хожайнов: "У нас была не только бальная хореография, латина и стандарт, но и сценический танец, классический и народный танец. В сегодняшнем спектакле мы старались смиксовать все. Мы все готовили в короткий срок, так как до этого у нас еще были показы по Стандарту и Латине. Последние дни было особенно сложно, так как было необходимо сопоставить все со звуком и светом и разместиться на площадке. Мне, как одному из главных действующих лиц, надо было подготовиться эмоционально и физически. Так как главный герой у меня очень активный, сил уходило много, приходилось держать себя в тонусе".
Дмитрий Анисимов: "Самым сложным сегодня было вжиться в роль. Даже не просто ее станцевать, а именно прожить ее, понять все переживания моего героя, что он чувствует по отношению к главной героине. Было много вопросов, но я рад, что удалось найти ответы на них. Мне очень понравилось, что за время учебы мы стали более универсальными танцорами, изучив различные направления".
Мария Астафьева: "Впечатлений сегодня масса, и все они положительные. Это был наш последний танцевальный экзамен, и мы счастливы, что мы справились с задачей, и зрители это оценили. Если говорить о профессиональном спорте, то его достаточно сложно сочетать с учебой здесь, особенно выездные турниры. Огромное спасибо Елене Игоревне Бутылкиной за то, что мы смогли найти общий язык по этому вопросу. Учеба, мне кажется, внесла новые эмоциональные и артистические грани в конкурсный танец, также очень помогли классический танец и растяжка".
Вероника Погорецкая: "Конечно, за время обучения здесь были как плюсы, так и минусы. Главным плюсом, безусловно, был наш сплоченный коллектив, наша маленькая группа из семи человек. Интереснее всего было изучать Мастерство хореографа и композицию и постановку танца".
Кристина Шинкарюк: "Наш дружный сплоченный коллектив - это главное, а то, что группа небольшая - это даже плюс. Знания, полученные здесь, помогают в танцевальной карьере, но, наверное, в первую очередь это касается секвея и постановки номеров".
Эльвира Емельянова: "Моим любимым предметом как раз было Мастерство хореографа, и сегодня все было очень здорово, надеюсь, что зрителям тоже понравилось. Несмотря на то, что нас немного, мы смогли сделать такую большую постановку".
Евгений Кочеров, студент 1-го курса: "Сегодня я вместе с выпускниками участвовал в этом показе. Хочется сказать, что ребята большие молодцы, что за такое короткое время поставили такой спектакль. Мы получили колоссальный опыт, окунувшись в эту атмосферу. Познакомившись здесь с другими направлениями, я понял, что не надо останавливаться только на бальном танце. Например, наш педагог по современному танцу говорит, что для танцоров очень важны ощущения, если мы что-то не прочувствовали, значит, мы сделали это неправильно. Теперь стараюсь следовать этому не только на этих занятиях, но и на тренировках по спортивным бальным танцам. Что касается бальных танцев, то здесь мы учим все фигуры, это очень важно и для педагога, и для хореографа. Потом на их основе мы делаем вариации и различные показы, но все начинается с базы. И сдать на судейскую категорию с этими знаниями потом будет гораздо проще".
С подробной информации о поступлении и обучении вы можете ознакомиться на официальном сайте
Московского государственного института культуры.