Pro-Am движение в России – явление молодое, на сегодняшний момент оно находится в стадии бурного роста по сравнению с другими странами, где этот формат соревнований имеет за плечами уже несколько десятилетий истории, устоявшиеся правила и стандарты. И участники Pro-Am движения, как и в любом другом процессе в период развития, сталкиваются с нюансами, которые требуют дополнительного обсуждения и помощи экспертов.
В прошедшем сезоне 2013-2014 гг. одной из наиболее рельефных и обсуждаемых стала проблема судейства в Pro-Am: каковы критерии оценки в паре, насколько статус тренера влияет на место в рейтинге, справедливы ли упреки студентов, адресованные как своим преподавателям, так и судейским бригадам; каким образом в паре делится ответственность тренера и студента, как решали эти вопросы в других странах, и можно ли адаптировать эти решения для российской арены.
Мы предлагаем Вашему вниманию мнения людей, сделавших Pro-Am частью своей профессиональной деятельности, с интересом перенимавших опыт зарубежных коллег, и которые, безусловно, всей душой болеют за дальнейшее развитие этого красивого танцевального соревнования в России.
Беседу вёл Михаил Спорыхин – директор по Pro-Am НАСКТ, Судья Всероссийской категории по спортивным танцам.
Михаил Спорыхин
- В Америке в какой-то момент была ситуация, когда судили пары, а не студентов, и это привело к тому, что сложилась когорта сильных тренеров, студенты которых постоянно выходили в финал и полуфинал, другим участникам стало неинтересно продолжать соревнования, и количество пар в Scholarship резко сократилось. У преподавателей пропала мотивация, у студентов началась гонка за чемпионами, для бизнес-системы это тоже очень невыгодно. Сейчас там ситуация поменялась, и это обычная история, когда Дони Бернс или Пол Ричардсон занимают четвертое - пятое место в финале. Как можно было бы решить эту проблему в России? Часты ли случаи, когда студенты берут два-три занятия и выходят на паркет, уверенные в высоких оценках, потому что их партнер – чемпион?
Леонид Плетнев
Лауреат Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов, Почетный президент Международного Танцевального Союза (IDU), Председатель комитета спортивно-танцевальной деятельности РТС
- Система соревнований Pro-Ам изначально была и остается умной и грамотно приспособленной к особенностям этой танцевальной категории. Мой первый опыт работы и оценки Pro-Ам пришелся на конец 90-х годов прошлого века. Разбираясь с новой для себя системой, я обращался с многочисленными вопросами к своим американским коллегам – организаторам этого движения в США. И пришел к выводу, что в турнирах Pro-Ам оценка производится по-разному: на начальных танцевальных уровнях, в турнирах по Single и Challenge (там, где исполняются ограниченные наборы фигур Sylabus), оцениваются только студенты(ки), а в Scholarship (где разрешена свободная хореография) оценивается пара в целом.
Данный подход обусловлен следующим. Уровень студентов делится на Bronze, Silver, Gold. Участие в турнирах начинаются с этих низких и более простых для усвоения танцевальных уровней, в соревнованиях по отдельным танцам (Single) и по сочетаниям нескольких танцев (Challenge). На этих этапах исполнительское мастерство учителя и студента(ки) сильно отличаются, и о целостности пары речь в принципе еще не идет. Поэтому сравниваются уровни мастерства только студентов(ок) между собой. Собственный исполнительский уровень партнера-учителя не влияет на оценку студента(ки) – ее успех зависит от ее собственного уровня танца.
Студенты(ки) самого высокого уровня Pro-Ам, при желании, выступают в соревнованиях Scholarship. Это соревнование лучших, вершина качества Pro-Ам. И, естественно, на этом самом высоком уровне уже невозможно отделять партнеров друг от друга. Их задача как раз и состоит в демонстрации парных качеств как единого целого, чем парный танец по сути своей и является – мужчина и женщина становятся ПАРОЙ. Им разрешена свободная хореография, как инструмент импровизации и свободы (обязательные и необходимые показатели высокого уровня). Поэтому и оцениваются пары в целом! Именно на этом уровне важным становится также и исполнительский уровень учителя-партнера. Поэтому здесь востребованы самые высококлассные конкурсные профессиональные танцоры-учителя. Их уникальный опыт и навыки, безусловно, помогают наилучшему представлению студента(ки) и украшают танец пары в целом. Роль партнера-мужчины в танцесложно переоценить, поэтому пары, где учителями и партнерами выступают лучшие профессиональные танцоры, выглядят и танцуют лучше других. Это вполне объективно.
Русским женщинам свойственен максимализм – «хочу всё и сейчас!», а значит поскорее в Scholarship. Часто и сами учителя поощряют эту гонку. Но нужно не забывать, что там вам придется соревноваться с действительно лучшими парами и по уровню мастерства, и по конкурсному опыту. Иметь успех там намного сложнее, и он является результатом многолетнего труда. Лучше расти постепенно, системно, получая подольше и побольше положительных эмоций от побед на начальных уровнях, в Single и Challenge соревнованиях. Откровенно слабую студентку сильный партнер украсит в танце, но все равно не вытянет рядом с откровенно более сильными.
Олег Чернов
Член Президиума НАСКТ, Руководитель Танцевального центра «НИКА», Тренер по Европейской программе, Судья Всероссийской категории по спортивным танцам, Главный специалист Комитета по физической культуре и спорту ЮАО г. Москвы.
- На мой взгляд, необходимо оценивать только студента, т.к. преподаватели не ставят перед собой цель соревноваться друг с другом, для этого существуют спортивные турниры! На турнирах пар Pro-Am соревнуются студенты, желающие понять насколько высок их личный уровень мастерства по сравнению с другими студентами. Проблема со "звёздными тренерами" существует и в России, мне кажется дело каждого руководителя клуба объяснить студенткам, что тренера необходимо выбирать по тому, насколько комфортно с ним работать, как доступно он объясняет материал, ставит понятные задачи. А место, которое студент займет на турнире, зависит исключительно от его работоспособности, желания и самоотдачи!
Денис Каспер
Директор танцевального клуба GallaDance Монарх Центр, Финалист Чемпионата России среди любителей, финалист Чемпионата России среди профессионалов, финалист Master-Gala среди профессионалов в Австрии г.Инсбрук, неоднократный участник телевизионного проекта «Танцы со Звездами»
- Я как опытный преподаватель и профессионал, все же считаю, что оценивать нужно танец студентки, а не пару в целом. Я работаю в сфере Pro-Ам уже пять лет и имею достаточный опыт, чтобы так рассуждать.
Первое: каждая студентка, танцуя с опытным преподавателем, уже находится в выгодной ситуации. И танцуя в финале Scholarship, она благодаря хорошему ведению и благоприятным условиям, которые создает для нее ее преподаватель, уже демонстрирует хорошее взаимодействие в паре. Безусловно, судья оценивает гармонию пары в общем, но, сравнивая хороший танец пар в финале, в результате взвешивая все за и против, должен выбрать и оценить ту или иную студентку, учитывая ее личное качество, навыки, координацию, умение показать свою индивидуальность, артистизм и т.д. Опытный судья легко может это сравнить и увидеть.
Второе: Если мы в результате придем к тому, что будем оценивать пару, а не студентку, зона ответственности за результат будет смещаться на преподавателя, а это приведет к тому, что развитие студентки и ее личное стремление к качеству исполнения и к результату будет не на должном уровне. Ответственность за результат должен фокусироваться только на студенте. А опытный танцор-преподаватель своим вниманием, заботой и танцем являет огромное дополнение и толчок к этим достижениям.
Михаил Спорыхин
- Профессионал с опытом обладает навыками, позволяющими преподнести ученицу в более выгодном свете. Как часто он оказывается в то же время заложником ситуации и неоправданно высоких обязательств, возложенных на него студенткой, а зачастую и ответственным за проигрыш в ее глазах?
Леонид Плетнев
- Конечно, профессионал оказывается заложником, если студентка именно с этим связывает причину успеха (или неуспеха) своей пары. Но нужно не забывать, что классный профессиональный партнер – это еще (правда, не всегда!) и более высококлассный учитель. Он и учит студента(ку) на уроке и преподносит его(ее) на конкурсе лучше других. Поэтому часто бывает, что встав в пару с классным партнером, студентка (а, точнее, пара в целом) сразу выглядит лучше, и эта пара имеет больший успех.
Здесь стоит коснуться темы преподавания в Pro-Ам. Эта тема особая. Именно в построении учебного процесса кроется причина многих проблем. Молодые профессиональные танцоры (а тем более танцоры-любители, работающие в Pro-Ам учителями) зачастую обладают далеко не достаточными знаниями, навыками и опытом для преподавания танцев, тем более взрослым людям. А русский Pro-Ам особенный: в нем по-танцевальному реализуются уже состоявшиеся, достигшие успехов в жизни и в бизнесе студенты(ки), привыкшие получать все на самом высоком уровне. А его, уровня, молодым учителям как раз и не хватает. Молодым учителям нужно учиться правильно учить. Серьезные сетевые студии постоянно и системно повышают квалификацию своих профессиональных сотрудников, приглашая с лекциями ведущих мировых и отечественных консультантов, а “вольным стрелкам” необходимо организовывать это самим, не жалея части заработанных учительством средств на собственное образование.
Олег Чернов
- Да, задача профессионала не из лёгких. Сильно срабатывает поведенческий стереотип: ты мужчина, профессионал, я женщина, от меня мало что зависит, проиграл - ты! Тренер-профессионал (если он таковым является на самом деле) помимо тренерских обязанностей, должен обладать навыками психолога. Умение настраивать партнёршу на турнир, на работу, на результат, это также важно, как и поддерживать её во время турнира и объяснять ошибки и неудачи после. А главное - показывать пути устранения недостатков, пути решения проблем. Когда студентка с тренером на одной волне, проблем удаётся избежать.
Михаил Спорыхин
- Где заканчивается профессионализм преподавателя с его умением преподнести студентку в лучшем свете и начинаются собственные усилия и замотивированность студента на результат? И какие личные качества и характеристики принимаются во внимание при оценке студентки вне зависимости от личности ее партнера?
Леонид Плетнев
- Собственные усилия студента(ки) должны присутствовать всегда и воспитываться с первых уроков. При правильно организованном учителем учебном процессе вырабатываются правильное понимание и ответственность студента за свой результат. Замотивированность на результат – это и зло и благо, палка о двух концах. С одной стороны, заниматься танцами имеет смысл и нужно ради удовольствия, а выступать на конкурсах приходится за результат. Здесь важно, что сам студент(ка) считает хорошим результатом. Можно занять не первое место, но получить огромное удовольствие от танца, а можно выиграть и не получить его вовсе. Всегда лучше концентрироваться на удовольствии. При его очевидности и результат в турнире всегда будет выше.
Олег Чернов
- Собственные усилия проявляются в тот момент, когда студентка точно понимает, что оценивают конкретно её! Она становится не придатком пары, а полноправным партнёром, желающим добиться результата, когда она, вне зависимости от партнёра, демонстрирует своё личное качество танцевания, подчёркивает индивидуальность партнёра, создаёт гармонию движений, и это то, что на самом деле оценивают судьи - индивидуальность танца.
Михаил Спорыхин
- Среди участников движения Pro-Am бытует мнение, что судьи ставят высокие оценки паре, в которой более признанный и опытный преподаватель, так как судьи, которых приглашают организаторы конкурсов, не всегда понимают нюансы и специфику движения Pro-Ам и оценивают пару, а не ученика. Актуальна ли проблема отсутствия четкого алгоритма судейства в конкурсах Pro-Ам? Как ее можно было бы решить?
Леонид Плетнев
- Если все участвующие в конкурсном процессе будут знать свои полномочия, права и обязанности и качественно выполнять их, то и мнения будут бытовать положительные. Где-то нужно оценивать только студентов(ок), где-то пару в целом. Решить это можно образованием судей. В РТС мы это делаем на Конгрессах. В реальных сегодняшних условиях по крайней мере Главный судья турнира должен проводить краткий инструктаж экспертов перед работой. Всем организаторам процесса Pro-Ам нужно договориться и принять единые правила оценки, потому что зачастую для неискушенного в судействе Pro-Ам эксперта чье-либо авторитетное, но очень личное мнение может стать неверным руководством к подходу в оценке.
Олег Чернов
- Безусловно, специфика работы судей на турнирах Pro-Am важна и актуальна. На мой взгляд, единственный и действительно действенный выход из положения - чёткая работа главного судьи соревнований или наблюдателя. От того, как будет проведена беседа с судейской бригадой, зависит качество результата на таких соревнованиях.
Михаил Спорыхин
- Бытует еще одно мнение, что принцип судейства отдельно студента не работает при оценке Scholarship. Насколько это мнение оправдано? Также и в стандарте - дама может быть оценена только с позиции того, как ее партнер научил и как ведет. Так ли это?
Леонид Плетнев
- Об этом мнении, а точнее принципе оценки, я тоже рассказал ранее. Это справедливо именно при оценке Scholarship. По моему мнению, в Scholarship нужно оценивать пару в целом. А вот со стандартной программой танцев все намного сложнее. Она, исполняемая в контактной сомкнутой позиции, и являет собой ПАРНУЮ суть ПАРНОГО танца. Пара должна создавать эффект полного единения, стремиться к этому как к цели. А главная задача партнера, при этом, показывать свою даму. И чем лучше он это делает, тем лучше для дамы. Это очевидно. Поэтому действительно непросто выделить в ней одного из партнеров для оценки. Но именно это и является особенностью Pro-Ам на начальных этапах, и сделано это, как я уже писал ранее, специально с учетом специфики категории, где уровень учителя-танцора и студент(ки)-танцора могут сильно отличаться. В этом состоит определенная сложность для судей, особенно редко судящих это направление. Еще важно отметить, что у многих студентов(ок), давно и серьезно занимающихся танцами под руководством лучших учителей-исполнителей и выступающих в Scholarship, уровень мастерства поднимается практически до профессионального. В США известно немало случаев (а уже есть и у нас), когда лучшие студенты(ки) Pro-Ам затем начинают выступать в категории Профессионалы.
Олег Чернов
- Возможно, в Scholarship задачи стоят сложнее, однако в том же стандарте: одно дело партнёру научить даму двигаться правильно, другое дело отразить грамотно действия партнёра, принимать активное участие в движении пары, заполнять музыку свои телом, опять же от партнёра, создавать шарм и индивидуальность пары - дело самой партнёрши. И это и будет являться её оценкой. Работая с парами высокого уровня, могу смело заявить: без огромной и кропотливой работы партнёрши пара никогда не будет двигаться правильно.
Михаил Спорыхин
- Мы благодарим всех участников обсуждения данной темы. Но еще раз просим обратить внимание, что Президиумом Национальной Ассоциации танцевальных клубов, школ и студий танца утверждены Правила проведения конкурсов среди пар Pro Am, проходящих под эгидой НАСКТ. Пункт 4.2.11 Правил гласит: «Судья во всех видах конкурсов Про Ам (Single Dance, Multi Dance, Scholarship, Show) должен оценивать студента и сравнивать его с другими студентами конкурса. В конкурсах Ам Ам сравниваются пары».
Организаторы конкурсов при поддержке НАСКТ выполняют данное правило, и Главный судья и Наблюдатель от НАСКТ проводят инструктаж среди судей по правилам оценки студентов на конкурсе.