Григорий Федак: профессиональный подход к психологии танцевального спорта

Опубликовано: 20.09.2012

Григорий Федак (фото из личного архива)
Просмотров: 15392
Комментариев: 0
Работа со спортивным психологом – очень важный момент в карьере любого спортсмена. В большинстве видов спорта, тем более олимпийских, психолог, как и спортивный врач, обязательно сопровождает сборную. В бальных танцах спортивная психология также играет большую роль, хотя обращение к психологу пока не вошло в танцевальную привычку. А ведь это могло бы решить сразу много задач и ускорить результат: как убрать волнение перед турниром? Решить проблемы взаимоотношений в паре? Как вернуться на паркет после травмы? На эти и многие другие вопросы Вам поможет найти ответ Григорий Федак – профессионал своего дела с многолетним опытом работы.

Григорий Федак – педагог-психолог, дипломированный специалист с многолетним стажем работы в области психологии спорта, автор методик и тренингов по психологии танцевального спорта. Публикации Григория регулярно выходят на страницах научных изданий, посвященных спортивной психологии. Личный танцевальный опыт также помогает Григорию в работе с танцорами, парами, их родителями и тренерами, ведь психологу необходимо понимать всю суть и специфику того или иного спортивного направления.

- Григорий, расскажите, пожалуйста, как Вы решили стать спортивным психологом?

- Мой путь в психологию спорта и психологию танцевального спорта начался, когда мне было 7 лет. Меня (как и многих детей в моем городе) отвели в студию танцев и готовили к покорению вершин танцевального олимпа. Шли годы, на определенном этапе спортивного совершенствования я понял, что для достижения результатов в танцах мало физической и технической подготовки, важно учитывать и психологическую составляющую тренировки и соревнований. И тогда я твердо решил заняться спортивной психологией и психологией танцевального спорта в частности. Ведь кто может понять проблемы танцора как ни сам танцор, да еще и со специальным образованием в области психологии спорта.

- Чем может помочь профессиональный спортивный психолог спортсмену-танцору?

- Психолог может помочь убрать излишнее волнение перед турниром или выступлением; помочь спортсмену-танцору улучшить результаты, повысить общую эффективность пары; решить проблемы во взаимоотношениях с партнерами, родителями и тренерами; быстрее адаптироваться после травмы; разработать индивидуальную программу мотивации танцора; разработать релаксационные техники для быстрого восстановления психической и физической нормы после соревнований (выступлений) или травм; поможет достичь желаемых результатов и поверить в себя.

Чтобы быть готовым к ответственному соревнованию, танцор должен быть к нему подготовлен! Однако, как показывает моя практика, высокий уровень подготовленности и даже общая готовность спортсмена-танцора к конкретному соревнованию ещё не обеспечивают достижения высокого спортивного результата.

Часто бывает так, что не все танцоры, готовые к соревнованию, показывают запланированные результаты. Одни спортсмены почти всегда показывают те результаты, на которые они способны показать, они никогда не проигрывают тем, кто слабее их подготовлен, обычно выигрывают у равных себе и могут даже обойти танцоров, превосходящих их по спортивному мастерству. Это надежные спортсмены. Другие могут тоже быть хорошо подготовлены к соревнованиям и при случае могут даже выиграть у лидера, но через некоторое время – проиграть аутсайдеру. О таких говорят «ненадежный спортсмен», «неустойчив», «нестабилен», «не знаешь, что от него можно ожидать». Иными словами, эффективность соревновательной деятельности зависит не только от готовности спортсмена-танцора, но ещё и от его соревновательной надежности.

- От чего зависит соревновательная надежность танцора?

- Бесспорно, что чем выше класс спортсмена-танцора, тем выше его соревновательная надежность. Однако и среди высококвалифицированных танцоров есть лица с недостаточно явными спортивно-значимыми (особенно психическими) качествами, которые ограничивают достижение высоких результатов.

Соревновательную надежность спортсмена-танцора составляют, кроме стабильности и динамики спортивного результата, такие свойства личности как эмоциональная устойчивость, способность спортсмена противостоять различным трудностям без утраты психологического равновесия, способность адаптироваться к изменениям и находить выход из сложившейся ситуации, а также свойства высшей нервной деятельности, темперамент, мотивация достижения успеха, уровень притязаний, склонность к лидерству и др.

Для повышения психологической готовности и устойчивости к соревнованиям, танцоров необходимо учесть не малое количество внутренних (психологических, физических и т.д.) и внешних (место соревнования или тренировки, соперники, родители, партнер(ша)) факторов.

Важно и то, как соревнования (и тренировки) влияют на спортсмена-танцора, как он справляется не только с неудачами, но и с победами. Все мы знаем выражение «зазвездил(ла)», после чего часто результаты падают, причем, очень низко.

Часто многие забывают о таком важном аспекте подготовки к соревнованиям как психологическая тренировка. Следствием этого становится, к сожалению, плохой результат, конфликты в паре, с родителями и тренерами. Для повышения эффективности спортивных тренировок просто необходимо развивать не только физические, но и психические качества спортсмена-танцора.

Совместная работа спортсмена и спортивного психолога призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных (а в танцевальном спорте парных) действий спортсменов-танцоров как на тренировках, так и на ответственных соревнованиях и перед ними.

- Какими качествами должен обладать спортивный психолог, чтобы оказать квалифицированную помощь?

- Психолог в спорте должен быть только со специальным образованием. Современные понятия о профессионализме спортивного психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения человека, но и умения тактично и своевременно выдавать спортсмену, тренеру эффективно воздействующую, полезную информацию. Спортивный психолог должен досконально знать специфику танцевального спорта и владеть профессиональными навыками.

Главный критерий деятельности – быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена. Если вы идете на прием или тренинг к психологу, позиционирующему себя как спортивный, обязательно поинтересуйтесь, где и чему этот человек учился, есть ли у него диплом, подтверждающий его квалификацию именно спортивного психолога. Обычный психолог не владеет специальными знаниями и технологиями в области именно спортивной психологии.

Работа психолога включает в себя психодиагностику; психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации; психологическую подготовку; ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена-танцора.

- Хорошо, когда спортсмен сам знает, какая именно психологическая помощь ему нужна, но ведь так бывает далеко не всегда. Как понять, в каком направлении работать с тем или иным спортсменом?

- В первую очередь, работа со спортсменами-танцорами строится на основании их «запроса» или «запроса» тренера.

Нередко меня приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая «созревала» давно (повысить стрессоустойчивость танцора, научиться регулировать эмоциональное состояние спортсмена-танцора перед ответственными соревнованиями и на тренировках и т.п.).

Но так уж устроена наша психика (и психика спортсмена не исключение), что для разрешения большинства накопившихся проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени.

При регулярной совместной работе танцора и психолога можно добиться поставленных целей, задач и найти пути решения проблемы.

- Многим танцорам говорят, что они неуверенно выглядят на паркете, из-за чего теряются на общем фоне, хотя при этом обладают хорошей техникой. Работа со спортивным психологом поможет им улучшить этот аспект танцевания?

- К сожалению, не так уж и легко в спорте достигаются успешные результаты. Многие спортсмены-танцоры, имея адекватные физические умения и навыки, чтобы добиться успеха, характеризуются отсутствием уверенности в способности демонстрировать свои физические, технические умения и навыки в критических ситуациях (а соревнование является именно такой ситуацией).

Отсутствие уверенности у спортсменов-танцоров очень часто связано с каким-то определенным умением или техническим навыком, однако оно может «перейти» и на выполнение других умений и навыков.

Когда танцор сомневается в своей способности добиться успеха или ожидает, что что-то произойдет не так, как нужно, спортсмен создает так называемое самоосуществимое предсказание. К сожалению, в спорте такое бывает часто. Такое предсказание представляет собой психологический барьер, ведущий к образованию порочного круга: ожидание неудачи приводит к неудаче, что повышает ожидание очередной неудачи.

Есть такой закон — спортивный результат повышается с увеличением уровня уверенности до оптимального. Из моей практики могу сказать, что работа с танцором в направлении «приобретения» уверенности может принести хорошие результаты.

- В какой-то момент некоторые партнеры начинают часто менять партнерш, не достигая на первых турнирах желаемого результата. Как Вы к этому относитесь?

- Во-первых, необходимо подходить к этому индивидуально. Танцевальная деятельность, как и любая другая спортивная деятельность, направлена на развитие технических качеств спортсмена и достижение спортивного результата. Необходимо помнить о том, что в паре два человека, две судьбы, две личности, два характера.

Сталкиваясь в своей практике с подобными случаями, частой подоплекой таких расставаний я слышу- не сошлись характерами. На второе место я бы поставил завышенные требования к партнеру(ше), и завышенные требования к результатам. Танцевальная пара, это живой организм который живет и развивается по определенным законам и стадиям. Зная эти законы и стадии, и на какой находится та или иная пара, можно избежать печальных случаев расставания перспективных и результативных пар.

- Скажите, пожалуйста, кто может обратиться к Вам за консультацией? Сами танцоры, их родители, тренеры?

- Ко мне обращаются и те и другие и третьи.

Танцоры обращаются с вопросами: как побороть страх перед соревнованиями, повысить соревновательную уверенность, закомплексованность, развитие эмоциональности в танце, по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в паре.

Запросы тренеров в большинстве случаев касаются повышения общей психологической грамотности спортсменов и своей в частности. Немалую долю обращений составляют вопросы по улучшению тренировочного процесса для достижения высокого спортивного результата.

Родители спрашивают как помочь ребенку справиться со стрессом, волнением перед ответственным соревнованием, также их интересуют вопросы об отношениях Тренер-Родитель.

В моей практике перечень обращений настолько широк и разнообразен, что сейчас сложно перечислить их все. Одно я могу сказать, чем грамотнее и своевременнее будет оказана психологическая помощь спортсмену-танцору, тем больше повысится вероятность достижения спортивного результата.

- Как Вы подходите к вопросу конфиденциальности, ведь, возможно, не все Ваши клиенты хотят, чтобы все знали, что они прибегают к специализированной помощи…

- Вопрос конфиденциальности и безопасности для меня стоит на первом месте. Главный принцип психолога - "Не навреди" - в точности применим к практике оказания психологической и психотерапевтической помощи.

Вся моя работа строится на строгой конфиденциальности. Спортсмен, тренер, родитель, обращающийся ко мне, может быть уверен, что его проблемы, особенности работы с ним не выйдут за рамки психологической сессии и не станут достоянием широкой общественности.

В своей работе я руководствуюсь «Этическим кодексом психолога-консультанта». Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

Григорий Федак
Телефоны: +7 929 6338242; +7 903 5285319
Сайт: www.progresscenter.ru