В начале 2009 года отметила 70-летний юбилей прославленная русская балерина Екатерина Сергеевна Максимова. Вчера её не стало. Она болела и в последнее время, когда появлялась где-то, некоторые не сразу узнавали ее.
Прекрасные актёрские способности, обаяние, детское восприятие мира, замечательные внешние данные позволили молодой балерине уже в первые годы работы в Большом театре получать роли, о которых многие балерины мечтают в течение многих лет. Лёгкость, воздушность, изящество исполнения, подкупающая искренность Максимовой в воплощении сценических образов очень быстро обратили на себя внимание зрителей, критики и балетмейстеров.
Она была великой балериной, трагические партии удавались ей больше, чем кому-либо из тех, кто был рядом (а рядом – так вышло, совпало – тоже были великие и тоже народные). Возможно, потому, что трагическим было и ее собственное мировосприятие, ее собственные отношения с миром не были простыми.
Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева сложился ещё в хореографическом училище. С тех пор, более пятидесяти лет, они были вместе и на сцене, и в жизни. В 1960. 1980-х годах этот дуэт был одним из символов Большого театра, звёздная пара Максимовой и Васильева объездила весь мир, прославляя русский балет. В 1972-м они стали лауреатами премии им. Мариуса
Петипа Парижской академии танца ("Лучший дуэт мира"), 1989-м премии им. Джино Тани ("Лучший дуэт").
Расцвет – мгновенный, фантастический! – пришелся на 60–70-е годы, когда она танцевала главные партии – в «Спящей красавице», в балетах Юрия Григоровича – в «Щелкунчике», в «Спартаке» (она была Фригией, с которой потом сравнивали всех других, Максимова была эталоном). В последние годы в связи с Максимовой часто вспоминали именно тот факт, что Григорович уволил ее из Большого театра (хотя тем же приказом была уволена и супруга самого Григоровича Наталья Бессмертнова), но, думается, еще важнее, что с партиями в балетах Григоровича связаны лучшие страницы ее жизни в Большом и лучшие страницы советского балета. Ее партнером был Владимир Васильев, партнером и мужем. Они были и красивой, и какой-то сказочной парой, особенно имея в виду амбициозный мир театра и прочие обстоятельства жизни.
Сегодня часто с восхищением сообщается о каких-то приглашениях и выступлениях наших солистов в Ла Скала или Парижскую оперу. Максимова танцевала на лучших площадках мира в пору, когда железный занавес жестко делил мир надвое. «На нее» ставили Бежар, Кранко и другие.
Однако не всё легко складывалось в творческой биографии Екатерины Максимовой, "маленького эльфа", как часто называли её в зарубежной прессе.
В 1975 году в результате тяжелой травмы позвоночника она оказалась прикованной к больничной постели, врачи не были уверены, сможет ли знаменитая танцовщица ходить, а уж о балете, по их мнению, она должна была забыть навсегда. На счастье, она нашла поддержку лечащего врача, который разработал для неё специальную программу. Преодолевая боль и бессилие, неверие окружающих, Максимова день за днём упорно продолжала заниматься.
Через год она вновь танцевала на сцене Большого театра. Пережитые Екатериной страдания заставили её многое переосмыслить в собственном творчестве. В результате её героини потеряли легкомысленность, их детская наивность сменилась мудростью, глубиной чувств.
Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день ее 60-летия. С 1998 года Е.С.Максимова была балетмейстером-репетитором Большого театра. Под её руководством в Большом театре репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.
Маленькая, хрупкая, как будто и впрямь беззащитная, похожая и на цветок, какой-то чрезвычайно экзотический, и на фарфоровую статуэтку, она умела быть жесткой. Не случайно ее книга называется «Мадам «Нет». Жаль, что смерть – не из тех, кому можно ответить отказом...
Балерина Екатерина Максимова включена в энциклопедию
"Лучшие люди России - 2009". Последний выпуск ежегодной общероссийской энциклопедии уже отправлен в типографию, поэтому Екатерина Сергеевна включена в этот том наряду с живыми.
Знаменитая балерина, скончавшаяся в ночь на 28 апреля, будет похоронена завтра на Новодевичьем кладбище. Об этом сообщил сегодня генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.
По его словам, церемония прощания начнется в 10 часов утра в Атриуме ГАБТа, где состоится гражданская панихида. Сюда придут друзья и коллеги замечательной артистки, совсем недавно отметившей свою 70-летие, чтобы выразить слова сочувствия ее мужу и партнеру Владимиру Васильеву.
Из Большого театра траурная процессия направится в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где пройдет поминальная служба и уже затем гроб с телом покойной перевезут на Новодевичье кладбище, где и состоится последняя прощальная церемония.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!