Опубликовано: 14.04.2000
Просмотров: 4861
В своей работе я пытаюсь представить по некоторым вопросам различные, а иногда полярные точки зрения, в связи с неоднозначностью и многомерностью спортивного танца как синтеза спорта и искусства.
В спортивном танце спорт и искусство объединились самым органичным способом, являя зрителю гармонию сильных и красивых тел мужчины и женщины, слившихся ритмом и мелодией и отражающих всю широту оттенков проявления любви, гордыни, ревности, драмы, личностной яркости и индивидуальности каждого из партнеров.
Именно это соединение и производит на зрителя ярчайшее впечатление, затрагивая самые различные направления его восприятия от психологии до физиологии.
Не менее глубокое влияние спортивный танец оказывает и на самих танцоров, поскольку необходимость тренировать свое тело, воображение, восприятие музыки, эмпатию, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, танца и своего образа в нем, стиль - все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик танцора и неизмеримо его обогащает.
В дискуссиях с однокурсниками по поводу этнической принадлежности спортивного танца, мы пришли к выводу, что в настоящее время спортивный танец не имеет национальности и, таким образом, не является чуждой культурой в других этносах, к которым не имеют отношения танцы спортивных программ - европейской и латиноамериканской. На самом деле, за последние годы спортивный танец интегрировал в себе огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца, и стал искусством \"всех времен и народов\" среди других видов хореографии.
Тем не менее, различные слои общества с эстетической точки зрения воспринимают спортивный танец по разному, и это зависит и от возрастных, и от этнических, и от конфессиональных, и, наконец, от интеллектуальных особенностей личности каждого - и зрителя, и исполнителя. И здесь основная суть в том, что спортивный танец своей спецификой затрагивает самые глубокие, я бы сказала, архетипические, древние струны личности, массу проблем, связанных с табу и нравственностью, такие, как сексуальность и ее духовность, любовь и сохранение индивидуальности в ней и мужчины, и женщины.
Тем более сложно обстоит ситуация с восприятием детского спортивного танцевания, поскольку ребенок, в силу его возрастных особенностей психологического восприятия отношений между мужчиной и женщиной, не может отобразить в своем танце ни глубины этих отношений, ни их красоты и богатства, ни философской сути, ни собственно сексуальности, ввиду отсутствия должного для такого творчества жизненного опыта. Тем не менее, сама субкультура танцевального спорта, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения танцоров прививает ребенку с первых лет занятия танцами такой образ жизни (не только в этой социальной группе, но и в обществе в целом), который большинство мыслящих людей считают красивым именно в эстетическом понимании этого слова. Это и более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими людьми - взрослыми и детьми, с противоположным полом, согласно своей половой роли (хотя об этом можно спорить, поскольку в танцевальном спорте, как и в других видах искусства, существует тенденция, я бы сказала, унисексуального поведения). А так же и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной. Таким образом, при всем своем сущностном несоответствии детскому возрасту, спортивный танец формирует в танцорах с детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст Льва Толстого: \"В человеке все должно быть прекрасно: и лицо (в данном случае - тело), и мысли, и одежда\". Опытный же танцор, впитавший в себя таковой образ жизни, по сути становится именно таким человеком.
Однако и здесь я могу поспорить с самой собой, поскольку мои психологические исследования в области танцевального спорта показали, что имеет огромное значение, каким образом и кем юному танцору преподносится танцевальная субкультура, поскольку некоторые способы и педагоги-тренеры способны сделать из ребенка скорее закрепощенного невротика, чем творческую личность, иными словами \"техника в руках дикаря - кусок железа\". Но это имеет отношение скорее к психологии и педагогике, чем к дисциплине, которой я посвящаю эту работу.
Являясь (для меня) кульминацией творческой деятельности человека, спортивный танец объединил в себе не просто спорт и искусство, а представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент - собственное тело: красоту звука и ритма, линии, чувства, силы, скорости, напряжения и расслабления, цвета, сексуальности, возможностей тела человека как эластичного материала и как языка, понятного представителю любого этноса, а так же красоту гармонии всех этих граней спортивного танца.
Поэтому танцор - настоящий, грамотный, мыслящий, чувствующий - совершенствует свое тело гимнастикой и бодибилдингом, изучает отличные от данного виды хореографии и спорта (например, фигурное катание), актерское мастерство и режиссуру, стилистику, как искусство создания образа, анализирует музыку, психологию межполовых отношений, сексуальность и эмоциональность, и их проявлении в творческом выражении. Большое значение имеет костюм танцора, как неотъемлемая часть сценического образа и здесь четко прослеживаются современные эстетические тенденции, о чем я пишу ниже.
Вся эта огромная работа не может не отразиться на танце спортсмена, пройдя через призму души, опыта, представления о мире и о самом себе в нем. И, разумеется, такое проникновение в глубочайшие слои искусства и его философии не может не оказать влияния и на формирование личности танцора, его мировоззрения. Так же как и в других видах искусства, в танцах мастером, создающим мировые танцевальные шедевры своим телом, становится тот, кто виртуозно владеет своим инструментом плюс глубоко изнутри и философски воспринимает сам то, что передает своему зрителю.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!