Опубликовано: 26.03.2003
Просмотров: 4729
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести новые навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница - между тем, какие навыки есть и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас, и в чем будет заключаться совершенствование, в чем разница между действительным и желаемым. Причем определить ни теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к отслеживанию себя: что у меня есть? что я делаю? как я делаю? каким образом? что я при этом чувствую? как я не делаю то, что я хочу? что мне мешает? и так далее.
Например, когда новичку тренер говорит, что в этом шаге нужно начинать наступать на стопу с каблука, он (новичок) впервые в жизни замечает, как он обычно наступает на стопу и благодаря этому осознанию может контролировать свои мышцы для того, чтобы наступать на стопу так, как он хочет это здесь делать теперь.
Процесс тренировки тела сводится к отслеживанию (осознанию) навыков своего движения и корректировке этих навыков. Процесс психологической тренировки сводится к осознанию своих навыков реагирования в различных ситуациях и корректировке этих навыков.
Однако успех и в том и в другом не определяет одно лишь только осознание себя (хотя и это уже - половина успеха). Для того чтобы изменить себя (движение своего тела, свои психические реакции, свою личную ситуацию в жизни, отношения с людьми, свои привычки) кроме осознания \"как я это делаю обычно\", а так же \"как я это делаю сейчас\", важно научиться видеть, чем так важны для вас ваши привычные действия. Потому что до тех пор, пока неосознанная важность ваших привычных действий будет влиять на ваши поступки, никакая сознательная корректировка не изменит ваших навыков.
Например, трудности с формированием навыков движения. Танцор, получая доходчивую информацию от тренера, не может изменить своего движения до тех пор, пока не осознает, что именно ему так важно в том его обычном способе движения, который он не может изменить сознательным усилием. Важность может заключаться: в том, что танцору важно чувствовать себя комфортно при исполнении какого-то элемента и при старом способе движения он чувствует себя комфортно, а при новом - нет (очень распространенный вариант неосознанного психологического сопротивления нагрузкам); в том, что танцору, как личности, важно самому \"догнать\" как нужно танцевать, чтобы это было его личным достижением, а не чужим предложением (таких считают упрямыми); танцора может неосознанно раздражать какая-то манера тренера, которая ассоциативно связана у него с данным элементом. И многое другое, у каждого свое.
Подчеркиваю, что все эти \"важные причины\" не осознаются, а потому мешают изменять себя. Такие же точно фокусы проделывает психика и в психологической работе над собой, в попытках создать новые психологические навыки, и в такой же степени это происходит и при обучении актерскому мастерству.
Преодоление трудностей в тренировке любого направления реально, когда 1) налажен процесс осознания себя, 2) есть представление о том, как корректировать себя.
1 часть - Осознание - представляет собой ряд простейших психологических упражнений по направлению своего внимания на какую-либо конкретную часть своего восприятия. Каждое из таких упражнений может начинаться словами \"я осознаю, что я вижу (слышу, представляю, чувствую и т.д.)\" и продолжаться перечислением всего, что регистрируют глаза (уши, внутреннее зрение, рецепторы кожи и т.д.). Это упражнения на осознание получаемой информации. Более сложные упражнения - на отслеживание собственных чувств, как реакций на получаемую информацию.
Чувства и ощущения являются самыми главными поставщиками информации о самом себе и индикаторами достоверности той информации, что приходит извне. Проблема современных людей заключается в том, что у большинства из нас с детства отработаны приемы подавления своих чувств с целью соответствия той или иной социальной ситуации. И таким образом все мы частично слепы и глухи, а потому часто не можем понять, почему с нами случаются те или иные вещи, часто - повторяющиеся. Но подавление чувств не освобождает нас от них, а переводит их в другое русло - рождает вторичные чувства, различные толкования, которые становятся основой мышления и мировоззрения, а так же в психосоматические явления: различные головные, мышечные боли и спазмы, нарушения пищеварения и кровообращения. А про нервные срывы совсем трудно не вспомнить.
Все эти явления, от мировоззрения до проблем со здоровьем, могут явиться серьезным ограничением для создания новых навыков, для усовершенствования себя как в спорте, так и в умении жить и общаться, решать ежедневные задачи своего существования и вопросы своего карьерного роста.
2 часть - Корректировка - представляет собой ряд упражнений, отучающих от привычных действий, диктуемых привычными реакциями. Примеры таких упражнений и техник осознания можно найти в дзенской традиции, учении толтеков и гештальт-терапии.
Для того, чтобы немного познакомиться практически с указанными техниками, попробуйте представить выражение вашего лица сейчас, а затем осознать и назвать чувство, которое у вас возникло после осознания выражения своего лица.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!