Поражение – неотъемлемая часть спорта. Вопрос лишь в том, как спортсмен переживает проигрыш, становится ли он безразличным, агрессивным или использует себе во благо полученный опыт. В статье про типы темпераментов я уже касалась темы наиболее эффективной работы со спортсменами после неудачного выступления. Сегодня я расскажу о методах и правилах переживания поражения, когда пара не смогла по разным причинам продемонстрировать желаемый результат.
Первое правило, которое очень важно - cформировать у спортсмена отношение к проигрышу как важному и нужному этапу в спортивной карьере. Предполагаю, что многие из вас сейчас скажут, «легко сказать, но трудно сделать» или «зачем это, только высокий результат имеет значение, а проигрыш – это слабость, надо поскорее забыть». Умение признать свое поражение, сделать правильные выводы – и есть проявление настоящего спортивного характера. Только тот, кто умеет упав - подняться, заслуживает спортивного уважения. Повторю еще раз, родители, тренеры должны учить ребенка, а зачастую и взрослого спортсмена, уважительно относиться к своему проигрышу. Каким образом объяснять? В первую очередь, примерами из разных видов спорта. Проигрывают все: и олимпийские чемпионы, и звезды мировых чемпионатов. Важно объяснить, что проигрыш – это составная часть победы. Также вы можете использовать различные установки. Например, «победа показывает, что ты можешь, а поражение – чего ты стоишь!».
И перед тем как учить этому ребенка, подумайте, а вы сами как относитесь к его проигрышу? Какие эмоции и чувства овладевают вами? Как меняется ваше поведение? Что вы демонстрируете окружающим? Потому как, если вы уговариваете юного спортсмена, что все хорошо, а на самих лица нет, вряд ли он вам поверит.
Второе, непосредственно после поражения могут произойти следующие негативные последствия: ухудшение деятельности, чего конечно же не хочется ни одному спортсмену; переключение на неосновную деятельность («Ну их, эти танцы, вокруг столько всего интересного»); снижение самооценки («Все равно ничего не получается…или более негативный вариант «Кто я такой? Неудачник»); застой или даже завершение деятельности («Сил нет…»); дефицит поддержки, ведь так часто вокруг начинают утешать, вместо того, чтобы сопереживать и помочь пережить («Пустяки, ерунда, чего раскис и т.п.»).
И что же делать с этими последствиями? Конечно, лучше не допускать, но так бывает в учебнике, а не в жизни.
Очень важно отталкиваться от непосредственного состояния проигравшего спортсмена. Что это значит? Рассмотрим крайние проявления, а затем детально проговорим, что непосредственно делать.
Если он/она плачет, дайте поплакать, пусть эти эмоции выйдут наружу, просто будьте рядом. Если вам важно, спросите, чем вы можете помочь, но будьте готовы, что на нас может вылиться агрессия на ситуацию. Проявите мужество и мудрость.
В случае если спортсмен совсем отрицает проигрыш, т.е. говорит, что «ерунда, судьи плохие, не хочу об этом говорить», постарайтесь не поднимать эту тему в тот же день. Но дальше необходимо деликатно (потому как таким людям очень сложно признавать свое поражение) начинать разговор о том, что было сделано хорошо, а что следовало бы изменить. Таким образом, вы говорите не о поражение (лучше вообще не употреблять это слово), а анализируете соревновательный день. Помните, что спортсмен может улыбаться, демонстрировать очень хорошее расположение духа, но при этом испытывать массу негативных эмоций и мыслей.
Что еще можно сделать, чтобы эффективно пережить поражение? Изменить отношение к нему. Например, если вы видите, что по какой-то причине спортсмен считает, что именно это соревнование является самым важным для него, постарайтесь вместе с тренером снизить значимость этого турнира или переключить его внимание с результата на то, что удалось ему выполнить наилучшим образом. Говорить не о 25-м месте, а о прекрасной технике в латине, которую он продемонстрировал. Всегда можно найти, за что похвалить, стоит только захотеть.
Важно, чтобы после неудачного выступления сохранялась мотивация на будущие результаты. Вы вполне можете спустя три-четыре дня после проигрыша начинать формировать цели на будущие турниры. После проигрыша очень важно поднять самооценку спортсмена. Самооценка формируется через отношение к себе и отношение других людей. Так что вы добрым словом, подчеркиванием хороших сторон выступления или вообще сильных черт спортсмена сможете помочь ему в переживании проигрыша. Помните хвалить, но не льстить!
Какой еще может быть вариант… Если спортсмен действительно, «еле перебирал ногами», также важно обсудить, понимает ли он это? В чем видит причины? Если он таким образом саботирует вас и окружающих, тогда еще больше поводов задуматься, поговорить, а не ругать или выяснять отношения.
И заключительное… правильная психологическая поддержка, что это? Сочувствие, соучастие. Вместо «да, ерунда, хватит переживать; не впервой; что ты расклеился» и т.п.) использование фраз, отражающих состояние спортсмена в данный момент «мне кажется, ты расстроен сейчас»; «я вижу, что ты огорчен»; «я рядом, и в любой момент могу оказать тебе поддержку».
Проигрыш должен формировать спортивную злость, а не безразличие или агрессию. И если она сформировалась, значит поражение пережито эффективно!
Ваш психолог,
Анастасия Федорушкина
www.fedorushkina.com
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!