\"Мы всегда мечтали об идеальном месте для танцев. О месте, которое было бы больше, чем танцевальной студией. Где мы могли бы танцевать столько, сколько хочется. Быть изобретательными, смеяться, работать, отдыхать и получать удовольствие. Место, где рады любому желающему. Место, которое мы могли бы называть домом\" - гласит цитата на сайте одной танцевальной студии. Мне стало интересно побывать в таком месте и посчастливилось убедиться на личном опыте, что оно существует. Оно создано танцорами для танцоров и называется Brooklyn DanceSport Club.
Уже с первых минут пребывания там, вы проникаетесь в атмосферу танцев и хотите опробовать паркет. Эта студия является новым домом Евгения Кацевмана и Марии Манусовой, ставшими чемпионами США 11 раз, и бесчисленные звания которых можно перечислять без остановки. Они встретились в Нью-йорке, в Бруклине, в 1993 году и стали одними из самых успешных и наиболее опытных пар в мире танцевального спорта. Евгений и Мария достигли беспрецедентных результатов и проложили путь для будущих поколений молодых американских танцоров. Сейчас они успешно передают навыки молодому поколению и делятся секретами своей карьеры.
Мне удалось лично встретиться с Евгением и задать несколько вопросов об их клубе и бальных танцах в США.
Добрый день, Евгений! Мой первый вопрос, отличается ли взгляд на бальные танцы здесь, в США, от взгляда в России?
- Вы знаете, я думаю было бы справедливо сказать, что взгляды на бальные танцы меняются и здесь и там. Когда мы были детьми и росли еще при Советском Союзе, были кружки и дома пионеров. И нам во многом повезло, что у нас были такие условия и возможности. И сейчас, так как система меняется, взгляды тоже меняются. Я не думаю, что можно сказать, что в России все осталось по-прежнему. С другой стороны, когда мы с Машей приехали 20 лет назад, в США не было большого любительского движения и детского танцевания.
На сегодняшний день оно очень выросло, и у нас много детей, которые танцуют хорошо и успешно, достигают высоких результатов не только нашей стране, но и по всему миру.
Но в России в основном все думают, что в США больше на любительском уровне танцы, то есть это для тех, кто просто хочет для удовольствия потанцевать. Как вы считаете, правда ли это? Или это абсолютно не так?
- Если на сегодняшний день сделать сводки о результатах американских пар, то люди, которые так думают, могут сильно удивиться.
Благодаря вам!
- Ну, может быть, отчасти вначале. Таких, как мы, сегодня становится больше, и наши дети разные, и многие попадают в финалы. Вот недавно одна американская пара у вас в Москве заняла 5 место на чемпионате мира по юниорам, приехав как бы ниоткуда, без судьи. Мы за них все рады и гордимся. В Америке, конечно, есть social dancing, и я думаю, что это тоже позитивное явление. У нас много людей, которые вовлечены в этот бизнес, и это знающие профессионалы. Преподавание парам - не основное для них дело, поэтому, когда они выходят на площадку в качестве судей, у них гораздо более здоровый интерес и они судят более независимо. Ведь они не зависят от того, придут к ним пары заниматься, или нет. У них есть свои конкурсы, студии, да эти студии опираются, в основном, на social dancing. Но, тем не менее, это все равно люди, которые стали чемпионами и финалистами мировых турниров, и поэтому общая атмосфера у нас на больших турнирах американских достаточно позитивная. Разговоров о политике и несправедливости, о которых мы наслышаны в Европе, у нас меньше, я могу сказать так.
А вообще отличаются конкурсы сами по себе здесь, уровень конкурсов?
- У нас очень много конкурсов и они разные.
Ну то есть такого уровня как Blackpool, German Open, такого уровня здесь есть конкурсы?
- У нас до раскола федерации был US OPEN в Майами, который был на уровне Блекпула и German Open.
То есть пары русские сюда тоже приезжали?
- Да, все приезжали.
И сейчас тоже приезжают?
- Сейчас этого меньше, с тех пор как WDC разделилось с WDSF. Мне кажется, все пострадали от этого, не только у нас. Все большие конкурсы, включая Блекпул и German Open, пострадали от этого раскола, поэтому, к сожалению, сейчас не увидишь всех ведущих танцоров в мире на одной площадке. И мы не исключение.
А вообще в вашем клубе танцует больше русских людей?
- Нет, я не могу так сказать. У нас танцует много детей из Польши, и американские дети танцуют, и китайские дети танцуют, и из всех республик советских тоже много, то есть у нас достаточно разношерстный контингент.
И, соответственно, вы с маленького возраста до взрослого берете?
- Да, мы берем с самого начала. Мы с Машей уже несколько лет не учим начинающих маленьких детей, но мы уже вырастили за эти годы ведущие пары, которые берут у нас эту эстафету.
Как вам удалось столько знаменитых и хороших танцоров привлечь в качестве тренеров в ваш клуб?
- Ну я могу сказать, что я не уверен о конкретных именах, наверное, вы имеете ввиду Марата Гимаева с Алиной Басюк?
В том числе конечно, да.
- С Маратом и Алиной мы знакомы и дружим очень много лет. Поэтому, когда мы открыли студию, они задумались о переходе в профессионалы, это был достаточно естественный переход. Мы во многом единомышленники, поэтому это получилось достаточно органично.
Но на любительском уровне вы здесь не преподаете, только конкурсный танец?
- Я бы не назвал это любительским или профессиональным уровнем, потому что люди, которые занимаются так называемым social dancing, они тоже занимаются этим профессионально.
Согласна.
- Но мы не знаем этот бизнес хорошо, как положено. А конкурсный танец мы знаем хорошо, и мы в нем чувствуем себя уверенно, поэтому мы решили не распыляться и заняться именно тем, что мы любим и знаем. Мы концентрируемся на конкурсном танце любительского и профессионального уровня.
А расскажите по поводу самих танцев. Насколько я знаю, американские программы латина/стандарт тоже отличаются от российских??
- У нас в Америке есть такое понятие как интернациональная программа. Это то, что вы в России знаете как латинская и стандартная программа, и параллельно у нас есть категории, которые называются American Smooth и American Rythm. Мы здесь, честно говоря, ими не занимаемся. То есть лично я и Маша - мы работаем с парами высокого уровня этих категорий тоже, но на сегодняшний день детей мы им не обучаем.
Еще вопрос о системе занятий, у вас также, как в России? То есть, есть групповые занятия + частные уроки, или частные уроки как основные занятия и общие практики?
У нас все это есть: групповые занятия, параллельно ученики берут частные уроки, что совсем не обязательно, и да, мы устраиваем практики 2 раза в неделю латина и 2 раза в неделю стандарт обязательно.
Понятно. А сложно было открыть клуб здесь? Я знаю много танцоров в России мечтают открыть свой клуб, и им, я думаю, это интересно.
- Да, это все не просто. В нашей стране бальные танцы не признаются официальным спортом, и даже если бы это было так, то мы все равно не получаем никаких субсидий, пособий и никакой посторонней помощи, все на рыночной основе. Поэтому, грубо говоря, мы соревнуемся за помещение с банками и аптеками. Но, тем не менее, если ты что-то любишь и сильно хочешь, всегда можно найти путь как это сделать, и я рад, что нам это удалось, и у нас все пока получается. Поэтому трудно, да, но, тем не менее, нас это не останавливает.
Вас ученики сами уже находят? Или вы как-то рекламируетесь? Интересно, как этот процесс здесь происходит.
- У нас есть страничка в фейсбуке, в интернете, мы ее постоянно поддерживаем, у нас есть люди, которые специально этим занимаются. Мы делаем это для того, чтобы поделиться своими достижениями и тем что у нас происходит. Кроме этого, мы специально рекламой не занимаемся.
Когда вы начинали танцевать, какая пара была ваша любимая, и, может быть, сейчас какая интересна, из тех, кто танцует в профессионалах?
- Интересный вопрос. Знаете, я могу сказать, что нам с Машей, когда были помоложе, и повезло, и не повезло. Во-первых, потому что мы были далеко от эпицентра танцевания. Мы были в Америке, и мы не брали много уроков. Мы, как и многие из сверстников нашего поколения, росли по пленкам. Но я могу сказать, что нам повезло в том плане, что у нас не было одного кумира. Нам нравились очень многие вещи у нескольких на тот момент ведущих пар: это было поколение, когда танцевали Алан Торнсберг и Брайан Ватсон, Пол Килик и Ханс Гальке. И, видимо, это одна из причин, почему у нас, как многие говорят, появился какой-то свой стиль. Потому что мы не пытались подражать ни одной из этих пар. Сейчас мне трудно сказать. Но могу сказать что поколение, с которым мы соревновались, не все года, но определенные года, это были люди, с которыми мы дружили, и нам приятно было с ними соревноваться. Мы уважали друг друга как танцоров, и, мне кажется, друг у друга учились. И это были такие пары как Дима Тимохин с Аней Безиковой, Славик Крикливый, Франко Формика. Это были пары, с которыми у нас, на самом деле, много общих историй, и сейчас приятно вспомнить, как мы соревновались на паркете.
Был ли какой-то такой совет, который вы услышали от своих тренеров, который сейчас вы всем своим ученикам обязательно передаете?
- Да, у нас было много советов, но я не могу похвастаться, что мы их особо слушались. Поэтому мы свои советы высказываем только в качестве субъективных пожеланий. Пройдя этот путь, знаем, что учатся все, в основном, на своих ошибках. Мы высказываем свое мнение, но с пониманием того, что люди должны сами принимать решения. И лично я, допустим, научился с возрастом мягче воспринимать, когда пары решают что-то самостоятельно.
Никого сам не слушая в своей карьере, я понимаю их прекрасно. Поэтому я не иду с ними на конфликт, если они не согласны с моим мнением, я им позволяю пройти свой собственный путь.
Расскажите секрет, который помог вам столько лет вместе успешно танцевать.
- Ну я не знаю. Наверное, это понятнее со стороны. У нас сложились такие отношения, я не знаю почему. Мы не задумывались никогда о смене партнеров, даже в самые трудные моменты, у нас просто такой вопрос не возникал. Мы всегда старались улучшить себя, мы оба старались искать недостатки в себе, а не в партнере.
Это хороший совет, искать в себе недостатки.
- Да! Вот про совет вы спрашивали до этого, сейчас я вспомнил. Один раз тренер сказал нам, что если бы один из вас был бы безупречен, у вас было бы все безупречно. Поэтому сначала надо смотреть, прежде всего, на себя. Я думаю, к этому мы прислушались. Это, на самом деле, хороший совет. Если у одного все замечательно, значит проблемы не возникает. Если она возникает, значит еще можно в себе покопаться тоже, до того как это вынести это на своего партнера.
Приглашали ли вас здесь участвовать в танцевальных телепрограммах? Тут это очень популярно.
- На Dancing With The Stars. Пару раз они нам звонили и спрашивали о нашем расписании, но в то время мы были заняты своим конкурсным танцем. Но они нас приглашали только на демонстрацию, потому что ни я, ни Маша не заинтересованы в том, чтобы участвовать в этой программе как профессионалы.
То есть не ждать вашим поклонникам вас на ТВ шоу?
- Я думаю, нет. Мы знакомы с этим бизнесом, может быть, для Европы и для России это что-то новое, а у нас то, что они делают, это именно то, что называется PRO-AM. Это в нашей стране очень популярно. И, будучи знакомым с этим бизнесом, мы никогда этим не занимались. Я как бы для себя знаю, что это не самая моя сильная сторона. И поэтому я предпочитаю не делать то, в чем я не профессионал.
Последний вопрос. Какое достижение, на ваш взгляд, самое главное в вашей жизни, и какие у Вас планы на будущее?
- Я думаю, что об этом трудно судить самому. Нам приятно, что наш танец помнят, что люди подходят и говорят добрые слова. Нам приятно, что когда мы выходим даже сейчас танцевать на шоу или демонстрацию, то людям приятно нас видеть, и они хотят нашего возвращения на конкурсный паркет. Это все приятно, наверное, это и есть достижение, когда у людей в памяти остается доброе чувство, и какие-то впечатления о вашем танце. И что мы хотим в будущем? Продолжать это или через себя или через своих учеников, оставлять какие-то впечатления, воспоминания, давать людям что-то чувствовать, и чтобы у них было что вспомнить.
Замечательные планы! Спасибо большое!