Что нужно знать, чтобы стать первым. Личное кредо тренера. Часть 3.

Опубликовано: 29.10.2004
Просмотров: 9599
Комментариев: 0
Мы начинаем публикацию третьей части книги известного танцевального психолога Нины Рубштейн \"Что нужно знать, чтобы стать первым\". В данную публикацию вошли 2 раздела книги \"Препрасьон\" и \"Личное кредо тренера\".


Препрасьон

То, что я пишу на этой странице – безусловно, от меня, от автора. А вот дальше, на протяжении всех остальных страниц до самой обложки – точно не от меня J.

Дело в том, что все это не придумано вчера, и придумано не вчера, и не мной, и ни каким-либо определенным человеком. Все это собрано тысячами людей в различных областях человеческого знания и классифицировано в разных науках. А затем десятком других людей из этих самых наук изъято самое ценное и добавлено в смесь из разных областей человеческой деятельности и по-новому организовано.

Я лишь интерпретирую все эти знания, пропущенные через мой мозг, опыт, жизнь, добавляя свои наблюдения, метафоры, остроты, иллюстрируя, таким образом, текст. И чужие афоризмы. Поскольку некоторые люди говорят так, что после их слов ничто уже не кажется более точным, емким, передающим самую суть.

Пробуйте на вкус и наблюдайте: подходит ли это вам. Берите из этого все, что вам подходит, и без сожаления отвергайте чуждое.

Эта книга является развитием и продолжением первых двух частей книги «Что нужно знать, чтобы стать первым».

Здесь я рассматриваю основные вопросы, волнующие начинающих и опытных тренеров, собранные мною из психологической практики работы с тренерами.

Поскольку жизнь моя еще не кончилась, а опыт все растет и растет, я снова пишу о режиссуре танца – новые материалы, развитие старых тем.

Из второй части, возможно, у читателя сложилось впечатление, что в актерском мастерстве достаточно влиять и гипнотизировать, для того, чтобы стать первым. Но это лишь один из нескольких самых необходимых аспектов любого высшего мастерства в любом виде деятельности, основа харизматических качеств личности. Для начала пути очень важно умение обратить на себя внимание. Однако это не то, что приведет наверх. Наверх приводит трудолюбие и техника, аналитический подход и методика, системность и взаимосвязанность мышления и действий. Об этом и пойдет речь.

Вторая часть моей книги разделена на «психологию танцевального спорта» и «психологию вообще», я имею ввиду ту часть, которая называется «Общая концепция достижения цели». Сама по себе она является отдельной книгой, а включенная в эту серию, она обработана специально для танцоров.

В этой же, новой, книге я продолжаю знакомить моих читателей с «психологией вообще» и включаю сюда мою новую книгу «Сценарий вашей жизни». По содержанию этот текст является переложением на простой человеческий язык основ гештальт-терапии – одного из самый ведущих современных методов психологической помощи.

Надеюсь, что это дополнение поможет более полно осмыслять не только жизненный, но и профессиональный собственный опыт моим читателям.

Из предыдущей моей книги вы узнали о том, каков имидж, амплуа и стратегия «человека-успеха». Это всего лишь образец, может быть, картинка, и, по сути, там ничего нет о том, как прийти к тому, чтобы вы стали тем, кем вы хотите стать, учитывая все ваши индивидуальные качества и черты, приоритеты, вашу личную историю.

Во второй книге описано, как добиться успеха, какими чертами важно обладать, для того, чтобы это было возможно в любой из сфер жизни. А так же о том, как выстраивать свою стратегию и свою тактику. Однако (и это совершенно естественно), вы можете не обладать такими чертами и, мало того, можете столкнуться с серьезными препятствиями на пути к тому, чтобы обрести новые навыки для воплощения в жизнь своих самых сокровенных представлений о том, какой она должна быть.

Легко сказать «будь собой». Однако, человек встречает тысячу препятствий на пути к себе, начиная со смутного представления о том, что же такое «я» и «собой», и где оно находится. Продолжается этот тернистый путь трудностями в попытках разобраться между огромным количеством приобретенных установок о том, какими вы должны быть. И эти установки лишают вас ориентации в реальном мире. И заканчивается ваше стремление к совершенству привычными механизмами психологических манипуляций с самим собой, другими людьми и миром вокруг себя.

Эти механизмы призваны обеспечить равновесие в жизни, но, на деле, являются лишь компенсацией нашей обычной неспособности полагаться только лишь на самих себя, на свои личные ценности и приоритеты, свои интересы и только свои желания и потребности. По причине незнания самих себя и всех этих подробностей своей личной жизни. Обратите внимание: так же часто, как вы говорите «да знаю я себя!», вы теряетесь «не знаю, что со мной произошло…»

И эти препятствия обусловлены, в первую очередь, вашей личной историей и вашим жизненным сценарием. И если личную историю изменить никак нельзя, то жизненный сценарий вполне подвластен каждому.

Прежде, чем начать чтение этой книги, попробуйте определить, какую цель вы ставите перед собой: найти формулы для понимания того, что с вами происходит, или для описания и аргументации своих жизненных позиций, как имеющих право на существование, или вы хотите открыть для себя перспективы, увидеть больше, чем вы привыкли видеть?

Личное кредо тренера

Для того, чтобы эффективно решать проблемы любых взаимоотношений в рамках танцевального спорта, сложностях тренировочного и карьерного процессов, важно располагать как можно более точной и полной информацией об интересах каждой из сторон этой системы. И здесь для тренера важно, в первую очередь, видеть свою личную позицию по отношению к разным аспектам танцевального спорта, и как можно более правдиво.

БОльшая часть конфликтов и трудностей возникает, как правило, из-за неверных представлений об интересах разных участников этого процесса, и степени их ответственности за результаты или проблемы.

Итак, в чем состоит тренерский интерес и позиция в танцевальном спорте.

Как правило, самый главный тренерский интерес – это его признание как специалиста учениками, их родителями, коллегами, судьями, арендодателями помещения, в котором он работает, широкой танцевальной общественностью. И это признание может складываться не только из тех результатов, которых достигают его ученики. Не менее

значимыми для этого являются следующие моменты:

методичность подачи тренировочного материала;
психологическая атмосфера, которую тренер создает в клубе;
умение строить отношения с родителями;
умение строить отношения со спортсменами;
величина заработка тренера, которая отражается на его внешности и образе жизни;
умение планировать и продвигать карьерную стратегию учеников;
умение поддерживать трудолюбивых учеников и стимулировать менее азартных;
умение регулировать отношения в парах между спортсменами;
умение выстраивать отношения с ассистентами и коллегами, с которыми данный тренер сотрудничает;
умение защищать интересы своих спортсменов в конкурентной атмосфере турниров.
Эти и многие другие, более мелкие детали, делают тренера конкурентно способным и успешным. Опытные и талантливые тренеры обладают навыками эффективного поведения в каждом из перечисленных моментов, а молодым педагогам приходится этому учиться на собственных ошибках, а так же пользоваться помощью более опытных коллег, или специалистов в области психологии бизнеса, орг-консультантов, консультантов по проблемам отношений.

Здесь я хочу пояснить термин «эффективное поведение». В гештальт-терапии не принято пользоваться словосочетаниями «правильная модель поведения» или «неправильная модель поведения», поскольку эти представления сильно зависят от контекста. Вернее будет полагать, что существуют те модели поведения, которые ведут к достижению целей и удовлетворению потребностей индивидуума, то есть эффективные, или наоборот, такие модели поведения, которые дезориентируют или создают препятствия, то есть неэффективные.

Возвращаюсь к интересам тренера.

Престиж, конкурентоспособность и признание, конечно же, не единственный интерес тренера в его работе. Второй значимый интерес тренера – это материальная компенсация, заработная плата. Тренеры, которые сильно завышают оплату своих услуг, рискуют остаться без работы. Тренеры, которые сильно занижают стоимость занятий или делают скидки по причине личной заинтересованности в спортсмене, рискуют создать себе ситуацию, в которой их труд не принесет серьезных плодов, поскольку они позволяют спортсменам и их родителям недооценивать свое мастерство. Здесь важно найти ту сумму, которая бы адекватно отражала как преподавательский уровень тренера, так и специфику того контингента, с которым он работает. А так же она должна отражать ту конкурентную ситуацию, в которой он находится на данном этапе своего профессионального развития.

Под спецификой контингента я понимаю ту прослойку спортсменов, с которой данный тренер работает наиболее эффективно. Например, один тренер великолепно работает с детьми первых трех лет обучения, а другой хорошо справляется только с взрослыми танцорами Д – В класса, третий прекрасно ведет группы, четвертый может быть эффективным только при работе с малой группой или индивидуально.

Каждый тренер должен отдавать себе отчет в том, что именно у него получается лучше всего, а где – его проблемная область. Третий значимый интерес тренера – это его личные, человеческие отношения с учениками и их родителями. И это есть самое краеугольное, острое и трудное место тренерской карьеры. Дело в том, что многим довольно трудно найти тот момент, где кончается бизнес и начинается интимный, в широком смысле этого слова, контакт, не разрушая при этом ни того, ни другого. И здесь точно нет общих рекомендаций для всех, этот вопрос индивидуален постольку, поскольку крайне индивидуальны те личные и профессиональные запросы, которые присутствуют у конкретного тренера к конкретному спортсмену или его родителям в конкретной ситуации. Здесь вам может помочь только личный опыт и работа с психологом.

И четвертый, не менее значимый интерес тренера – это способность и возможность творчески реализоваться в своей работе. Если ваша работа с танцорами вам представляется некоторой рутиной, где нет возможности воплотить свои творческие идеи о видении танца, если таковые вообще присутствуют J, то тогда вряд ли вам вообще будет комфортно в этой среде. И тем более трудно, если в условии не-творчества приходится еще и решать проблемы взаимоотношений. Основная трудность здесь в том, что если у самого тренера присутствует некреативное отношение к работе, то включается определенный психологический феномен, при котором чрезвычайно трудно заметить творческую инициативу, исходящую от самих спортсменов и их родителей.

Многим тренерам по собственному опыту известно, что развитие отношений, в которых существует много неизвестности, недоговоренности, необоснованных ожиданий, рано или поздно приводит к недоразумениям и конфликтам. И здесь принципиально важным становится не столько как разрешить эти конфликты, сколько как предотвратить их, учитывая, что тренеру, как и любому другому человеку, встречается в работе множество самых разных людей с самыми разными позициями. Таким образом, важным становится то, как строить отношения с людьми и как предупреждать развитие конфликтных ситуаций.

В первую очередь, тренеру необходимо разобраться с собственной позицией в собственной педагогической роли. Здесь я предлагаю некоторую концепцию, основанную на гештальт-подходе. Эта концепция уже не раз доказала свою эффективность.

В гештальте существует понятие о том, что совмещение нескольких социальных ролей по отношению к одному и тому же человеку не приводит к эффективности ни в одной из них. Например, сочетание роли родителя и тренера по отношению к одному и тому же ребенку или даже взрослому.

Прежде всего, сочетание ролей неэффективно потому, что дезориентирует всех участников этих отношений в их обязательствах и правах друг к другу. А это, в свою очередь, рождает массу необоснованных ожиданий, перекладывание ответственности друг на друга, и как следствие – возникновение претензий.

Заблуждением было бы считать, что этим страдают в основном родители, когда они пытаются влезать в тренировочный процесс. Очень часто можно видеть тренеров, пестующих своих учеников, как собственных детей.

Еще одним заблуждением будет полагать, что такая позиция тренера приведет к наиболее высоким результатам спортсменов или к их признательности. И, я полагаю, что ваш собственный опыт в этом еще более убедителен, чем мои слова.

Поэтому главная задача тренера в выстраивании эффективных отношений состоит в том, в первую очередь, чтобы самому не смешивать роли. И тогда это будет хорошим способом не создавать прецедентов, не провоцировать родителей и спортсменов и сотрудников на соответствующее поведение, и не поддерживать чужих и своих собственных иррациональных моделей поведения.

Конечно, для того, чтобы находиться четко в рамках тренерской роли, а не быть частично няней, а частично капризным ребенком для своих танцоров, сотрудников и родителей учеников, тренеру необходимо понимать, чем собственно роль тренера отличается от других ролей.

Характеристика роли тренера.

Тренер – это, в первую очередь, продавец своих услуг. Он точно знает, какая услуга сколько стоит и принимает оплату только деньгами, поскольку деньги – универсальное мерило для любых товаров и услуг. Бартер для тренера – мера исключительная, поскольку в бартере чрезвычайно трудно отмерить эквивалентность взаимных услуг. И здесь точно есть опасность создать почву для необоснованных ожиданий.

Кроме этого, тренер – это человек, обладающий строго определенной, узкоспециализированной и достаточно глубокой профессиональной квалификацией в той сфере услуг, которую он предлагает.

В компетенцию тренера входит:

знание спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которыми он работает;
знание возрастных психофизиологических особенностей спортсменов;
знание методики преподавания с учетом вышеперечисленных условий;
определение режимов и графиков тренировок, соревнований, спортивных сборов;
навыки организации тренировочного процесса.
Это значит, что:

никакие родители не могут учить его, как работать с тем или иным классом или возрастом;
тренер точно знает, что от тех или иных нагрузок может быть такая-то реакция;
его методика преподавания максимально эффективна для данного возраста;
его график тренировок рассчитан на максимальный успех;
он отлично знает, как должен быть организован тренировочный процесс и полноценно справляется с его организацией.
Все, что сверх этого – харизма и личный стиль тренера – не относится к обязательному уровню профессионализма, позволяющему работать со спортсменами.

В компетентность тренера не входит:

Определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;
Прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
Решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.
Это значит, что тренер:

Не должен отвечать за то состояние, с которым танцор пришел на тренировку;
Не должен знать, станет ли данный танцор чемпионом;
Не должен заниматься решением вышеперечисленных проблем танцора и его семьи.
Учитывая все названные позиции и условия, тренер четко очерчивает свою позицию и фигуру в клубе по отношению к каждому из остальных участников системы. Однако, как правило, возникает много нюансов, не отраженных в этих списках, поэтому ниже я разделяю текст на отдельные значимые темы, где приведены подробности и уточнения.

Нина Рубштейн