Анастасия Федорушкина: темперамент и танец

Опубликовано: 09.08.2013
Просмотров: 11284
Комментариев: 0
Много слов сказано о темпераменте… Однако, позволю себе затронуть эту тему вновь. Темперамент – это не абстрактное психологическое понятие. Темперамент – это то, что определяет нашу жизнь: то, как мы общаемся, то, как мы переживаем стресс, то, какими мы выглядим в глазах окружающих и многое другое.

Проведу небольшой экскурс. Откуда у нас тот или иной темперамент? Дан ли он нам при рождении или формируется в процессе воспитания?

Обрадую Вас или огорчу, но… темперамент не выбирают, он наш от рождения. И очень важно научиться жить с ним в гармонии, а не наперекор ему, научится управлять им.

Темпераментов всего четыре. У каждого из нас доминирует один из них.

Здесь возникает вопрос: а знаете ли Вы, какой темперамент у Вас, Вашего партнера, тренера? Понимание и знание этого позволит Вам не затрачивать силы и время на изменение того, что изменить нельзя, а даст возможность использовать преимущества темперамента каждого из участников спортивного процесса. И помните, нет «плохих» темпераментов, есть незнание сильных сторон каждого из них.

Как в целом можно описать их?

Холерика отличает высокая степень неуравновешенности, что проявляется в бурных, часто сложно контролируемых эмоциях; высокая активность, порой воспринимаемая со стороны как чрезмерная; порывистость и резкость в движениях.

Флегматик характеризуется спокойствием, которое многие окружающие оценивают как безразличие; медлительностью, более размеренным и неторопливым включением в деятельность, а вовсе не ленью; не быстрыми, спокойными и часто однообразными движениями.

Сангвиник обладает высокой активностью, стремится к изменениям и часто ищет что-то новое, отличается быстротой и живостью движений.

Меланхолик обладает высокой чувствительностью, эмоции имеют большой спектр переживаний, который он чаще держит в себе, движения его обладают плавностью и тонкостью.

Что важно учитывать в тренировочном процессе?

Если Ваш партнер - холерик, помните, что он зачастую может плохо разогреться перед тренировкой, нетерпелив в отработке базовых элементов, не склонен к анализу неудачного выступления, может быть невнимателен к тому, что говорит тренер. Он вспыльчив, но отходчив. Его эмоциональные реакции не столько направлены против Вас, сколько скорее всего являются лишь выплеском чрезмерной энергии. С таким партнером важно быть настойчивым и бдительным, в меру строгим; как говорится «держать его в рамках четких правил». Например, после турнира - обязательный анализ, перед тренировкой - отработка бейсика столько-то времени, проговаривание тренеру того, что он услышал и т.п.

Флегматик на тренировке – это мечта тренера!- с точки зрения настойчивости и упорства в отработке тех или иных элементов. Он редко устает, очень внимателен, сосредоточен, обладает повышенным самоконтролем. Перед тренировкой ему необходимо время, чтобы настроится на танец. В танцевальном спорте основные сложности флегматика связаны с проявлением эмоций, «проживанием танца». Поэтому на тренировках очень важно уделять большое внимание артистичности, отрабатывать не только технику, но и улыбку, настроение, передаваемое танцем. Важно обсудить, что несет тот или иной танец пары, как это можно показать. Желательно смотреть видео выступлений профессиональной пары с похожим стилем танца. Если Ваш партнер – флегматик, помните, что его нельзя торопить! Не тратьте свои силы на возмущение по поводу его медлительности, лучше помогите ему разобраться с той или иной задачей. И если он задастся целью, то, поверьте, его трудолюбию не будет равных.

Не заставлять – это основное правило на тренировке, да и в целом во взаимодействии с сангвиником. Если сангвиник заинтересован, он будет долго и тщательно отрабатывать тот или иной танец на тренировке. Если тренер демонстрирует свое уважительное отношение к интересам сангвиника – он будет его слушать. В противном случае, тренировки не будут приносить желаемого результата, а только - трату денег и времени. Такие танцоры любят менять композиции, костюмы, партнеров, поэтому подумайте, что преобразовывать и изменять менее затратно. Сангвиника практически невозможно заставить тренироваться, если он этого не хочет. Проявляйте изобретательность для мотивации такого партнера, ставя ему всякий раз новые задачи.

Меланхолик в тренировочном процессе лучше других темпераментов «схватывает» самые тонкие и незаметные другим движения, ощущение танца, композиции. Эмоциональная глубина позволяет им очень тонко отрабатывать технику, но при этом, им требуется частый отдых в тренировке, длительная настройка на нее. Меланхоликам следует чуть раньше приходить в зал перед занятиями. Тренеру важно проявлять чуткость в отношении такого танцора, свести к минимуму замечания. Лучше сосредоточится на том, что нужно сделать, а не на том, что неправильно. И особенно важно, как родителям, так и партнеру меланхолика – не кричать, а говорить спокойно, чуть пониженным тоном. Именно меланхолики, будучи постоянно в сомнениях и переживаниях, часто демонстрируют (при правильной мотивации) уровень танца «на две головы выше» своих соперников.

На турнире каждый темперамент также будет проявлять себя определенным образом.

Холерик склонен недооценивать силы соперника и имеет слишком высокую мотивацию, что в результате приводит к предстартовой лихорадке и сложностям в контроле своего волнения на паркете. Он демонстрирует неестественный, наигранный, утрированный танец. Спортсменам – холерикам следует позволить проявить часть эмоций до выхода на паркет, например, попросив станцевать композиции в перерыве. Они достаточно внушаемы, поэтому можно через уверенный и спокойный настрой партнера, родителей или тренера передать необходимое состояние.

Флегматик, так же как и на тренировке, уверен и спокоен в день соревнований. Важно не мешать ему, создавать достаточно расслабленную и непринужденную атмосферу на турнире, чтобы он смог снизить уровень и так высокого самоконтроля. При возникновении форс-мажорных ситуаций надо быть готовым оказать ему поддержку, так как он сложнее всех приспосабливается к изменениям. И напоминаю, флегматики предпочитают общаться с небольшим кругом знакомых людей. Так что не создавайте им лишний стресс от знакомства с новыми людьми.

Для того, чтобы сангвиник показал себя на турнире, ему необходимо создать небольшой уровень стресса. Например тем, что его соперник сегодня очень хорошо смотрелся на разминке. Сангвиники часто переоценивают свои силы, поэтому важно сохранять адекватный (чуть завышенный) уровень самооценки, но при этом ни в коем случае не занижать ее. Важно заинтересовывать сангвиника всяких раз перед выступлением чем-то новым.

Подготовьте меланхолика к турниру заранее. Вселяйте в него уверенность в собственных силах, снижайте значимость результата, т.е. места на турнире. Лучше проговорить с ним его опасения, страхи; договориться о том, как и чем Вы можете ему помочь на турнире. Например, оградить от нежелательного общения или находиться в поле его зрения между танцами. Помните, меланхолики способны достигать высоких результатов, главное оказывать им соответствующую поддержку.

Надеюсь, знание своего темперамента и понимание темперамента партнера, позволит Вам повысить эффективность тренировок и результативность на турнирах.

У каждого есть свои сильные стороны,
ваш психолог Анастасия Федорушкина
www.fedorushkina.com