Опубликовано: 12.07.2013
Просмотров: 10448
В психологии спорта много тем, требующих особо пристального внимания со стороны тренеров, спортсменов и их родителей. Одна статья не ответит на все интересующие вопросы, но я постараюсь описать ключевые моменты психологической работы в спорте с учетом особенностей спортивных танцев.
Первый вопрос, который следует задать своему ребенку, а затем и себе: чего вы хотите? (я заведомо не хочу описывать возможные варианты ответов (желаний), чтобы вы смогли ответить себе сами). Этот ответ и будет мотивацией вашего ребенка в спорте. Подумайте, насколько ваши желания и желания ребенка сочетаются между собой.
Поговорите с ребенком, что можно сделать для этого. Обсудите вопросы, касающиеся основных аспектов спортивной деятельности: тренировки, турниры, общение с тренером и партнером, соперниками. Вопросы следует формулировать следующим образом: для чего нужны тренировки; что в них положительного (\"хорошего\"); какие трудности могут быть в тренировках; как они помогут ему в реализации его желаний. По такому же принципу необходимо проговорить по остальным темам, желательно обсудить эти темы несколько раз и отдельно друг от друга.
Ни для кого не секрет, что взаимодействие в паре - один из самых сложных психологических вопросов в танцевальном спорте. К сожалению или к счастью, мы не всегда имеем возможность выбирать партнера по характеру, темпераменту и т.п. Но \"кто предупрежден, тот вооружен\". Прежде всего, важно хорошо узнать какой характер и темперамент у партнера; и постараться принять его. Что значит принять? Это значить позитивно отнестись к его свойствам, ведь \"наши недостатки продолжения наших достоинств\". Негативные качества неразрывно связаны с положительными сторонами. И спорт подтверждает это. Второе правило: помнить, что у каждого есть тонкие и слабые места. Следует избегать ситуаций, которые задевают эти точки, особенно в предсоревновательный и соревновательный периоды.
Темам характера, темперамента, а также совместимости, и того, что делать, если \"партнеры никак не могут найти общий язык\" будет посвящен отдельный цикл статей. В которых я расскажу, какие бывают характеры, какие плюсы и минусы, на что стоит обращать особое внимание, и, конечно же, как определить тот или иной тип.
Тренировки... в них проходит большая часть жизни спортсмена, я часто сталкиваюсь в ходе работы с тем, что спортсменам приходится учиться любить тренировки заново, обретать потерянное чувство радости. Несомненно, лучше не допускать состояния пресыщения, перенапряжения или монотонии, это те негативные состояния, о которых спортсмены говорят \"надоело, не хочу больше танцевать\", \"устал, времени ни на что нет\", \"что интересного в этих танцах, кому они нужны\". Произошла такая ситуация?! Вариантов всего два: взять паузу и что-то изменить или снижение результативности, плохое настроение и усталость. Решать вам! Подумайте, как внести свежий глоток свежего воздуха в тренировки? Это может быть новый зал, время тренировок, одежда, музыка, приглашение кого-то из близких на тренировку и многое др. И не стоит забывать, про другие сферы жизни, общение с друзьями, семьей, учеба, круг интересов играют положительную роль в спортивной карьере. Согласно данным спортивной психологии, спортсмены с широким кругом интересов достигают более высоких результатов, чем те, кто сосредоточен исключительно на спорте.
Тренеры бывают разные и все они также проходят кризисные этапы как в карьере, так и на соревнованиях. На мой взгляд, столь же важно знать и понимать, какой человек мой тренер? Это позволяет эффективно тренироваться и не тратить время, силы и деньги впустую. Следует четко осознать, какие функции должен выполнять тренер, а какие нет. Например, знает ли тренер план тренировок, есть ли у него понимание, что важно тренировать в первую очередь? Должен ли он налаживать взаимодействие между родителями в паре? И много других вопросов... Какой ваш тренер \"крикун\", \"профессор\", \"поддерживающий\", \"оскорбляющий\", а может быть \"трясун\" или \"герой\"? Не забывайте, каждый тренер вносит вклад в успех спортсмена, узнайте у своего ребенка, чему научил его тот или иной тренер.
Боязнь выступления, \"перегорание\" до старта, чрезмерное волнение, отсутствие задора на выступлении и другие сложности перед стартом, которые не позволяют продемонстрировать все, на что способен спортсмен. С такими трудностями сталкиваются танцоры разных классов, они могут возникать как у самых маленьких, так и спортсменов международного уровня. Самый актуальный вопрос, что делать? В первую очередь, танцевать, включите любимую музыку и просто подвигайтесь под нее, танцуя свое волнение. А далее, снижайте значимость соревнования, если чрезмерное волнение; боязнь выступлений - как можно более подробно представьте, что будет на соревновании, что может мешать и как с этим справляться. Рекомендаций по подготовке к соревнованиям достаточно много, задавайте свои вопросы и мы будем искать пути решений!
С пожеланиями побед,
ваш психолог
Анастасия Федорушкина
www.fedorushkina.com
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!