Опубликовано: 26.11.2004
Просмотров: 17218
В этом разделе я приведу описание самой концепции единичных действий, описание единичных действий и пояснения их функциональной обоснованности.
За основу этого раздела я беру текст, составленный для брошюры к одноименному учебному фильму, выпущенному нами совместно со студией «Эста-Видео».
Методика, которую мы предлагаем, не несет в себе принципиально новой информации по технике латиноамериканского спортивного танца, однако в ней собран и организован определенным образом опыт тренерской и тренировочной работы с ведущими европейскими педагогами в этой области.
Наш методический подход основан так же на методиках преподавания хореографии и гимнастики, созданных десятилетиями успешной работы российских педагогов.
Основным отличием этой методики от других способов преподавания латиноамериканского танца является четкое разделение методической работы на этапы сложности, позволяющее выстраивать грамотное движение, начиная с первых же лет занятий спортивным танцем.
Нельзя исключить из внимания тот факт, что ведущие российские педагоги тоже поэтапно выстраивают свою работу с танцорами, однако принцип уровня сложности, по которому выстраивается предлагаемая информация, принципиально отличается от нашего подхода.
До сих пор система преподавания латиноамериканского танца строится по вышеописанному принципу преподавания в группах «соушл-дэнс», где работа строится от «общего к частному»: сначала разучивание фигур и схем, а затем постепенное углубление в детализацию, где каждый новый слой информации мало связан с предыдущим и подается как нечто принципиально новое. Плюс к этому параллельно – новые фигуры, артистизм, понятия ритма и пр. С каждым новым этапом по этой системе усложняется и увеличивается количество деталей, над которыми работает танцор, и которые не представляют в сумме единой системы взаимозависимых понятий.
Мы предлагаем отталкиваться от опыта хореографов и гимнастов, где изначально работа тренера строится таким образом, чтобы добиться максимального качества от единичных действий исполнителя и взаимосвязанности между ними, и уже затем - построение сложной хореографии и обучение актерскому мастерству.
Таким образом, наша методика по преподаванию техники латиноамериканского танца строится в следующем порядке, после того, как изучены базовые фигуры и вариации:
Постановка баланса, перенос веса и работа стопы
Корпус и руки
Ведение и взаимодействие в паре
Кроме этого, в контексте этой методики мы предлагаем варианты исполнения поворотов и вращений, дающие скорость и элегантные линии.
Важно, что максимальной эффективности любая работа, в том числе и эта, достигает тогда, когда только после полного освоения одного этапа, тренер переходит к следующему. Это связано с тем, что внимание, как таковое, на начальных стадиях обучения настолько тотально и неразделяемо, что невозможно заставить его отслеживать работу разных групп мышц одновременно. Поэтому если натренировать один аспект танца до автоматизма, то можно переходить к другому, без риска потерять уже наработанное.
Желание сделать «сразу все» приводит тренера часто к тому, что он начинает пытаться угодить и судьям, и танцорам и их родителям в ущерб методичности и последовательности подачи материала. И это особенно трудно, когда затруднено представление о том, в какой же именно последовательности должен быть подан материал.
В той последовательности, которую предлагаем мы, нет жесткого ограничения: только так и никак больше. Скорее все-таки важна именно полная концентрация на одном из аспектов прежде, чем переходить к другому. Поэтому вы можете начать работать именно в том месте, с тем аспектом, который у ваших танцоров развит хуже, и уже потом обращаться к другим.
Нельзя не упомянуть так же о том, что на любом уровне танцевания у танцоров есть определенный порог, за которым тренировка одной и той же информации уже перестает приносить серьезный эффект. Это значит только то, что нерешенные проблемы на других участках работы мешают продвигаться дальше. Этими словами я хочу обратить внимание на то, что в любой работе можно удариться в крайность и прийти к абсурду, если не отмечать внимательно то, что происходит с вашими танцорами в реальности. Любая эффективная работа строится от того, насколько она актуальна.
Каждый раз, приводя в соответствие, казалось бы, противоречивые вещи, я сталкиваюсь с тем, что для полного понимания материала необходимо показывать его на живом примере, «на организме конкретного танцора». И в этом трудность тренера, который работает через книгу J. Поэтому мне бы хотелось, чтобы при чтении этих (да и любых других) материалов, читатель ориентировался, прежде всего, на свой тренерский опыт, ища в моих словах, скорее, подсказку и подтверждение своего опыта, нежели противоречие. Сложные и непонятные моменты всегда можно прояснить на живом семинаре.
Хочу так же пояснить, что и в книге, и в учебном фильме показаны только самые основные и необходимые упражнения. Арсенал упражнений растет в тот момент, когда тренер видит перед собой конкретного ученика с конкретными проблемами и совершенно индивидуальным восприятием. С этой точки зрения каждый ученик является почвой для создания таких упражнений, и для творчества тренера в этом аспекте здесь огромный ресурс.
Описание единичных действий.
Шаг представляет собой самый простой элемент танцевального действия, на котором можно подробно рассмотреть все фазы перемещения с одной ноги на другую. Техника движения здесь определяет: характер латиноамериканского танца, скорость перемещения, взаимосвязанность между частями тела для создания максимально гармоничного, красивого движения, а так же устойчивость.
Основные единичные действия в процессе шага: подготовка (работа корпуса), вынесение ноги для шага, положение максимальной устойчивости (вес на двух ногах), перенос веса и окончание шага, являющееся началом подготовки к следующему шагу.
В современном преподавании большинство педагогов выделяют максимум два действия – подготовка к шагу и перенос веса («и» «1», «и» «2» и т.д.), нагружая их большой смысловой нагрузкой и дробя музыкальный такт на огромное количество под-ударов. Несомненно, поскольку это дает свои результаты, можно тренироваться и так. Однако тренировка отдельных деталей позволяет добиться максимального эффекта в силе и чистоте движения, и при хорошем качестве этих действий не составляет труда объединить их в последовательность действий.
Мы предлагаем в тренировочном процессе разбить эти действия на более мелкие, и тренировать их отдельно друг от друга, а затем собрать в единое движение. Такой способ дает возможность тренировать разные группы мышц максимально эффективно, что в свою очередь дает перспективу развития движения, а не исправления в течение длительного времени мелких недочетов движения из-за не тренированности отдельных групп мышц.
Единичное действие – это мельчайший элемент движения. Из единичных действий складывается шаг, из шагов – фигура, из фигур – композиция.
Во время шага тело танцора проходит через три основные фазы, каждая из которых является единичным действием.
Шаг вперед: работа корпуса, вынос рабочей ноги, перенос веса.
Шаг назад: работа корпуса, вынос рабочей ноги, перенос веса.
Шаг в сторону: работа корпуса, вынос рабочей ноги, перенос веса.
Как видно, любой шаг выполняется в одной и той же последовательности действий. И так же необходимо добавить, что любая фигура состоит, прежде всего, из таких шагов с такой последовательностью действий. Единственное, что подлежит изменению – это ритмические интерпретации и в зависимости от них – скорость прохождения той или иной фазы.
Открытая и закрытая позиции.
В первую очередь, для того, чтобы танцор имел представления о позициях, на которых в будущем будет основано его грамотное движение, в латиноамериканских танцах мы используем закрытую и открытую позиции бедер. Здесь мы пользуемся смысловой аналогией с различными позициями стоп в классическом танце – основой, с которой начинается преподавание балета.
При открытой позиции бедра развернуты друг от друга, позиция ног выворотная.
В закрытой позиции бедро опорной ноги закрывается к бедру рабочей ноги. Опорная нога стоит в шестой позиции по отношению к телу, рабочая – выворотно.
В конечной точке шага вперед мы используем открытую позицию бедер.
В конечной точке шага назад мы используем закрытую позицию бедер.
В конечной точке шага в сторону мы используем закрытую позицию бедер. Конечной точкой шага мы называем положение тела, в котором вес тела полностью сосредоточен на одной (опорной) ноге, а пальцы рабочей ноги указывают точку, из которой был сделан предыдущий шаг (предыдущий перенос веса). Как правило, этот момент приходится на музыкальный удар.
Это описание не исключает фигур, в которых существуют положение веса «между ног», поскольку в этих фигурах такое положение обосновано, прежде всего, игровым характером данного движения, актерской задумкой, либо дуэтным трюком, в котором партнерам необходимо удерживать максимальный баланс для создания эффектного, рискованного положения.
Когда танцор освоил закрытую и открытую позиции бедер и может с уверенностью применять их на любом шаге в любой фигуре, мы переходим к следующему этапу.
Устойчивость и красивые линии ног.
Упражнения, которые мы предлагаем в этом разделе, позволяют решить сразу несколько задач: устойчивость, сильные хореографичные ноги, сильная стопа, грамотные позиции ног, правильная постановка нижней части корпуса (мышц пресса и ягодиц).
Единичное действие: перенос веса.
В процессе шага существуют моменты, при которых вес тела находится сначала на одной ноге, затем на двух ногах и снова на одной ноге.
Для тренировки устойчивости важным является положение, при котором вес тела расположен на двух ногах.
Упражнение, формирующее чувство устойчивости, мы отрабатываем на шагах вперед, назад, в сторону, на основных движениях танца Румба и Ча-Ча-Ча. Это упражнение выполняется под счет, где на каждый нечетный удар вес располагается одинаково на две стопы, а на каждый четный вес переносится полностью.
Выполняйте любое упражнение в удобном для вас темпе, постепенно ускоряя, а затем пробуйте выполнять его под музыку разного темпа. Методика тренировки различной новой информации подробно описана в первой части этой книги «Закон успешной тренировки».
Задача второго упражнения на устойчивость в том, чтобы как можно дольше оставлять вес на подушечке опорной стопы с давлением в пол. Его смысл в том, чтобы максимально использовать силу опорной стопы.
На каждый нечетный удар в шаге вес распределен «между ног», причем одна нога стоит на все стопе (та, на которую совершается шаг), а вторая на подушечке стопы. На каждый четный удар вес переносится полностью за счет сильной работы подушечки и пальцев стопы второй ноги.
После того, как танцор освоил этот аспект работы стопы, мы переходим к следующему этапу.
Единичное действие: Вынос рабочей ноги.
Для создания элегантных линий при движении рабочей ноги, важно обращать внимание на следующие детали. Стопа рабочей ноги при переносе ее с места на место остается натянутой во время всего движения. При этом в момент, когда рабочая нога проходит рядом с опорной ногой, колено рабочей ноги должно быть высоко поднято, чтобы дать возможность стопе быть сильно натянутой.
Первое упражнение формирует красивые линии ног. На каждый нечетный удар красивая натянутая нога выносится вперед (если это шаг вперед), на каждый четный удар совершается полный перенос веса. То же самое происходит при шагах назад, в сторону, при выполнении основного движения ча-ча-ча, румбы.
Второе упражнение позволяет увеличить скорость выноса ноги. Для этого мы используем работу корпуса, как начало вынесения рабочей ноги. Задача этого упражнения в том, чтобы движение начиналось в корпусе. О работе корпуса речь пойдет ниже.
Типичные ошибки при тренировке правильного переноса веса.
Первая ошибка – не собранный пресс. Расслабленные, не собранные мышцы пресса (так же как и «распущенные» мышцы ягодиц) всегда являются большим препятствием для того, чтобы различные части тела были связаны между собой, создавая тем самым гармоничное движение всего тела и красивые линии.
Вторая ошибка встречается при тренировке шага назад. Она возникает в том случае, если на нечетный удар при выполнении вышеназванных упражнений весь корпус встает над ногой, на которую исполняется шаг. И тогда при полном переносе веса корпус «заваливается» назад. Чтобы этого избежать, при шаге назад на нечетный удар в этих упражнениях необходимо оставлять вес точно посередине между двух ног. Ягодицы и пресс при этом должны быть собраны. В классике есть термин «схвачены» или «подхвачены». В работе с танцорами я использую образ вареного и сырого яйца, как иллюстрацию «схваченных» и «распущенных» мышц: достаточно покрутить его на столе, чтобы понять, какое из них спортивнее J.
Следующая ошибка возникает, если при переносе веса «опускаться» на бедро опорной ноги. При этом колено рабочей ноги остается очень низко и поэтому не остается возможности провести дальше красивую высокую стопу. Правильно - держать бедро рабочей ноги при переносе веса на одной высоте с бедром опорной ноги. При шаге назад нет возможности вывести ногу назад с прямым коленом, если бедро рабочей ноги опущено вниз. Это, конечно же, на самом деле возможно, но стоит посмотреть в зеркало, чтобы понять, как это будет выглядеть J.
Сильный и гибкий корпус.
Упражнения этого раздела позволяют развивать целостность и взаимосвязанность движения. Грамотная работа корпуса во многом определяет скорость перемещения, включенность разных групп мышц корпуса, что в результате дает впечатление мягкости и гибкости корпуса, гармоничности движения. При использовании этих упражнений, возможно получить действительно очень красивое движение даже от тех учеников, которые производят впечатление врожденной негибкости. Кроме этого, при максимальной включенности грамотной работы мышц корпуса, увеличивается сила и амплитуда движения.
Единичное действие: Ротация.
Ротация – это поворот корпуса вокруг своей оси.
В этом единичном действии не участвуют руки. Движение начинается под рукой (подмышкой) и заканчивается на уровне колена. Три точки – грудь, подвздошная кость (маленькая выпирающая косточка чуть выше начала ноги J, особенно заметна у танцоров с плоским животом) и колено – являются точками одной линии, которая во время ротации остается вертикальной. Остальные части тела в момент ротации статичны, либо создают противодвижение. Для того, чтобы руки и плечи не компенсировали движение корпуса, мы используем упражнение с эластичным бинтом. Это шаги в любом направлении, при которых для того, чтобы вынести ногу для шага, в корпусе совершается ротация: сторона опорной ноги поворачивается назад, а сторона рабочей ноги, вместе с ногой, выходит вперед. При этом в руках на уровне груди мы натягиваем эластичный бинт или эспандер с целью выключить руки из этого процесса.
Вообще, при тренировке одной группы мышц важно отключать от работы все те мышцы, которые не должны быть использованы в этой работе. Это необходимо делать для того, чтобы «не нужные» мышцы не компенсировали недостаток силы в «работающих» мышцах при совершении конкретных усилий. Это позволяет максимально развить как работающие в этом упражнении мышцы, так грамотную, без искривлений, координацию. В биомеханике спортивного движения существует термин, описывающий это явление – «компенсаторное искажение». Чтобы лучше представить, что именно он обозначает, достаточно вспомнить, как при первых тренировках выворотности ног (изучении классических позиций ног) у танцоров компенсаторно выворачиваются руки J.
Скорость ротации влияет на скорость перемещения танцора из шага в шаг. Для того, чтобы добиться максимальной скорости, мы используем упражнение, основная задача которого – как можно резче и быстрее убрать назад сторону опорной ноги. При этом важно сохранять статичное положение рук и стоп. Это упражнение так же можно выполнять на любых шагах.
Другое упражнение – когда при той же последовательности действий акцент (основное усилие) делается на то, чтобы максимально растянуть, подать вперед ведущую сторону.
При упражнениях на ротацию важно следить за тем, чтобы линии обеих сторон оставались вертикальными, чтобы не отставало колено рабочей ноги, не «проваливалось» бедро.
Правильная работа корпуса формирует хорошую связь и взаимопонимание в паре. Для этого мы используем упражнение в паре. Это может быть «кукарача», или просто перемещение веса с ноги на ногу. Партнер держит руку партнерши. Опорную сторону нужно убирать назад от «замка» рук одновременно обоим партнерам. Движение начинает партнер, а партнерша продолжает работой своего корпуса. Важно, чтобы при этом упражнении часть руки от локтя до замка и у партнера, и у партнерши оставалась неподвижной.
Единичное действие: Контракция.
Контракция – это сокращение мышц (пресса, косых мышц спины и живота).
Мышцы пресса мы используем для перемещения ног. Для этого подходит упражнение из танцевального направления «фанк», при котором сокращение мышц нижнего пресса приводит в движение колено, которое поднимается наверх. При выполнении этого упражнения важно почувствовать хорошую связь между работой пресса и движением колена. Попробуйте добавить это специальное взаимодействие между работой пресса и движением ног к вашему танцевальному шагу, и вы увидите, как движение становится более собранным, линии корпуса элегантными. Хорошая связь между прессом и работой ног дает возможность быстрее готовиться к следующему шагу.
Контракция косых мышц спины дополняет ротацию перед шагом, увеличивает силу и амплитуду, а так же скорость движения. Она начинается перед окончанием поворота стороны опорной ноги. При выполнении этого упражнения важно создавать специальное усилие – «нажимать» лопаткой вертикально вниз, в пол, и с помощью этого усилия перемещать тело в следующий шаг. Это специальное усилие я так же слышала под названием «сэттл», но, к сожалению, так и не узнала точного произношения и написания этого слова и его перевод.
Правильные ротация и контракция формируют красивую пластику корпуса, создают гармоничное и взаимосвязанное движение всех частей тела.
Типичные ошибки при тренировке работы корпуса.
Главные ошибки всегда возникают из-за неправильного положения корпуса, неправильной осанки, расслабленных мышц пресса. Необходимо собрать пресс и сформировать вертикальные линии правой и левой стороны. При расслабленных мышцах в этой части тела сигнал о начале подготовки к шагу, который появляется в косых мышцах спины «застревает» в расслабленном прессе и не достигает ваших ног, и в связи с этим ротация и контракция могут не давать скорости, поскольку отсутствует связь между корпусом и ногами.
Ошибки при контракции мышц спины выглядят как «качание» бедрами. Эта ошибка возникает тогда, когда контракция выполняется раньше, чем ротация или вместо нее.
Если во время тренировки ротации не фиксировать руки, то мышцы корпуса не работают – они двигаются вместе корпусом, и мышцы спины остаются не включенными в работу.
Так же недопустимо, чтобы во время работы корпуса выполнялась «подкрутка» на стопе, твист. Стопу необходимо фиксировать на полу и доворачивать только в момент полного переноса веса на другую ногу. Это дает корпусу возможность выполнить максимальную амплитуду движения. Вообще стопа становится выворотной только тогда, когда бедро выворотно, а это происходит только при полном переносе веса, в конечной точке каждого шага, но не в процессе его выполнения.
Если вы помогаете работе корпуса мышцами рук и плеч, это не только искажает вид и создает лишние движения рук, но и будет мешать во время танца в паре. Руки должны оставаться свободными во время работы корпуса, кисть и часть руки до локтя фиксирована на одном месте между партнерами. Локоть сгибается или выпрямляется от приближения или удаления стороны корпуса во время ротации.
Как проверить, правильно ли вы убрали сторону назад: подайте руку партнеру, стоящему перед вами, чтобы он ее крепко держал. Затем попробуйте ее отнять, создавая это «отнимающее» движение назад не самой рукой, а корпусом, спиной. Максимально возможное усилие здесь покажет вам, до какого состояния вы можете убрать сторону назад. Точно так же можно проверить, до конца ли вы вывели сторону вперед. Для этого партнер, который держит руку, должен стоять позади вас, а ваше «отнимающее» движение должно быть направлено грудью вперед.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!