Опубликовано: 22.03.2005
Просмотров: 9207
Здравствуйте, Уважаемые коллеги!
Тема моей лекции «Подготовка танцоров к турнирам». Ко мне очень часто приходят танцоры и тренеры с тем, чтобы получить ответы на этот вопрос. Однако часто я сталкиваюсь с тем, что от меня ожидают какого-то волшебного совета, как за пять минут перед выходом танцору внезапно стать дееспособным. Это так же нереально, как если бы существовал прием, который делает за пять минут перед выходом на площадку из танцора Д класса танцора А класса.
Я не устаю повторять, что психологическая выносливость, устойчивость и адаптация к стрессовым ситуациям тренируется точно так же, как и технические или физические аспекты танца. Это, если хотите, психологическая техника, ее разный уровень. Вы знаете, что в танцы приходят ребята талантливые, которые берут информацию просто с показа, или сразу же начинают делать все, что говорит тренер.
В психологических аспектах точно так же: есть люди, уже готовые к тому, чтобы взять на вооружение психологические приемы, а есть те, кому приходится много трудиться в этой области, преодолевая ограничения своей психики и своего мировоззрения, чтобы доиться возможности выходить на паркет и танцевать, максимально и рационально используя свои ресурсы.
В этом смысле есть свои закономерности: подвижные и энергичные ребята часто так же хорошо берут психологические аспекты в работу, как и технические, а ребята инертные, скованные, так же трудно работают со своим психологическим состоянием, как и с техникой.
Одним словом, никаких фантастических волшебных приемов я вам сегодня не расскажу, скорее, предложу некоторую технологию психологической подготовки спортсменов.
1. Родители и танцоры: кого и как готовить к турниру.
Как я уже рассказывала в лекции по отношениям родителей и тренеров на прошлом конгрессе и в лекции по мотивации танцоров в Ярославле, один из самых важных моментов в грамотной психологической подготовке к турниру – это знание ответственности за свою функцию каждого. И родителя, и танцора, и тренера. Когда вы уже сумели выстроить в своем коллективе полноценные отношения, основанные на понимании личной ответственности каждого, на эту почву легко накладывать другие психологические моменты. Здесь я не буду многословной, а просто опишу, что именно важно в подготовке к турниру танцора, а что – в действиях его родителей.
Определяющим в настрое танцора на турнир является то, как именно он относится к танцу. Если для него самое главное в танце – это возможность победить, скорее всего, он очень сильно будет зависеть психологически от своего результата и с этой зависимостью подходить к каждому своему выступлению.
Пример.
Успешный танцор, рассчитывая на определенное место в турнире (на финал, например), если он занимается танцем в основном ради результата, выходя на отборочные туры, скорее всего, будет не очень стараться, танцевать в пол-ноги, и тем самым может получить гораздо худший результат, чем мог бы получить, если бы танцевал честно, стараясь, как все.
Менее успешный танцор, у которого средний или низкий результат обычно на соревнованиях, наоборот, будет очень сильно волноваться, нервничать, сдерживать себя и в результате его напряжение либо вымотает его и он будет танцевать слабо, либо будет выплескиваться на паркете, нарушая координацию, ритм, схему.
Если же танцор мотивирован самим танцем, если он любит музыку, сам процесс танцевания, любит просто выкладываться на паркете, просто танцевать, то, если это успешный танцор, он может показать плюс к своей технике хорошую харизму и энергетику, а менее успешный, менее техничный и подготовленный может выглядеть за счет этого аспекта намного более выигрышно, чем даже более подготовленные, но сдержанные конкуренты. Это мы и наблюдаем на крупных турнирах: энергичные ребята с «грязной» техникой проходят в следующий тур, а скромные чистюли остаются за бортом. Нужно отдать должное еще и нашим судьям в том, что энергия для них является более значимым аспектом, чем техника. И так же важно, что действительно, в толпе, где танцует 17 пар в одном заходе, заметны только яркие, энергичные танцоры. Но опять же, ведь судьи на то и судьи, чтобы фильтровать свое человеческое отношение и исходить только из задач, обуславливающих приоритеты танцевального спорта.
Но, пока ситуация такова, заинтересованность танцора в самом танце, в возможности выйти на паркет и сплясать на всю катушку для зрителя, играет более значительную роль для его выигрыша, чем его интерес к технике танца.
Таким образом, один из самых главных моментов психологического настроя – это ориентир не на сам результат, а на вовлеченность танцора в танец. Такой подход дает множество возможностей для переработки, трансформации предстартового волнения в эффективные действия на паркете, о приемах которой я расскажу дальше.
Сейчас немного отступлю от этой темы и добавлю, что очень важно, как родители ведут себя на турнире, от этого тоже очень сильно зависит психологический настрой танцора на выступление.
Главная роль родителей на турнире – это поддержка, которая должна выражаться только в положительных эмоциях. Как тренеры, если вы хотите добиться слаженной командной работы, вы должны запретить родителям давать танцорам советы на турнире, как танцевать и запретить критиковать их, или их соперников, или тренеров, или организаторов. Если с губ родителей слетает хоть одно слово критики в любую сторону в присутствии танцора, танцор уже отравлен ядом негативного восприятия, что сильно мешает ему сосредоточиться на самом танце. Одним словом, можно вообще запрещать нервным и критичным родителям бывать на турнирах. Задача родителей – говорить только позитивные слова: «какой замечательный зал! какой хороший паркет! как ты хорошо выглядишь! как хороша твоя партнерша! Какие у нее замечательные родители! Какие у вас классные костюмы и прически! Ой, как хорошо, что вы 40 заходе! Ой, как замечательно, что в самбе всего три креста!» И так далее J
Если родители так не поступают, а сочатся ядом или тревожностью на турнире – пусть отдыхают, пока не научатся этому искусству – психологической поддержке танцоров на турнире. Они должны источать мед, заботиться, ухаживать - и больше ничего. Нельзя так же суетиться – ни в коем случае. Все это тот же час отражается на состоянии танцора. И так же важно, повторюсь, пресекать любые указания родителей к тому, как и что именно должны делать танцоры на паркете. Лучше, если они совсем не знают ни названий танцев, ни композиций, ни особенностей техники исполнения. Потому что чем больше родители закапываются в знание техники, тем больше у них становится претензий к качеству исполнения танца их детьми. И это губительно для танцора.
2. Систематическая, предварительная подготовка к турниру
Разумеется, все это становится возможным, если вы долго и кропотливо приучаете родителей к их роли в танцевальном процессе, а танцоров – любить танец и себя в нем.
Если говорить об этом долгом и постоянном периоде психологической работы над спортсменом, который сопутствует его тренировкам, то в нем есть нехитрые правила, позволяющие проделывать эту работу без особых временнЫх затрат со стороны тренера. Эта работа сводится к тому, что изучение техники строится с использованием приемов, которые базируются на любви к музыке и умению ее слушать, анализировать, находить в ней артистические образы, чувства. Акцент в этой работе ставится на воплощении, реализации в танец тех образных, чувственных моментов, которые танцор находит в музыке. Под словом «чувственный» я здесь подразумеваю «обусловленный чувствами». Если изучение техники опирается на подчеркивание музыкальных феноменов средствами техники – это так же дает возможность танцору быть более вовлеченным в сам танец, а не в стремление победить любой ценой.
Я подозреваю, что многие тренеры не согласятся со мной в том, что танцору не так уж важно думать о самой победе, однако я хочу привести сюда психологические основания, аргументирующие мою позицию.
Как психологический феномен, потребность в победе является попыткой компенсировать унижение, испытанное ранее в других ситуациях. Как следствие этого унижения, появляется повышенный самоконтроль, подавляющий всякое спонтанное проявление чувств и действий. При этом грация, сила, артистизм, гибкость восприятия становятся невозможными. Таким образом, любая концентрация тренера на концепции «победи или умри» провоцирует новые унижения танцора, закрепощения тела, попытки сдержать свои натуральные импульсы, и, как следствие – скованность, безынициативность, холодность, инертность танца и «торможение» при восприятии информации. Внимание такого танцора слишком занято контролем над своими чувствами, и тогда на танец ничего не остается.
3. Краткосрочная подготовка к турниру: что именно нужно и можно делать перед турниром и после турнира, а что категорически нельзя.
Таким образом, выявляются аспекты, о которых имеет смысл говорить танцору перед турниром, и о которых говорить бессмысленно. Например, бессмысленно концентрировать внимание танцора на тех аспектах, которые он не натренировал. Бесполезно пытаться заставить его прыгнуть выше головы в технических аспектах или требовать, чтобы он сделал лучше какую-то фигуру, чем на тренировке, или заниматься его осанкой на тренировке. Тренироваться нужно в своем зале, а на паркете нужно уже просто танцевать – эмоционально, сильно, зажигательно. И здесь поможет внимание к его чувствам, помощь в том, чтобы перевести предстартовый «мандраж» в энергетику. Бывает, после захода танцоры подходят и спрашивают: ну как? В этот момент неполезно вестись на их любопытство, и рассказывать им, с чем они справились, а с чем нет – этим можно заняться на следующей тренировке. Но, учитывая, что им предстоит еще несколько выходов, важно говорить только то, что будет поддерживать их тонус – подчеркнуть, что удалось, поддержать боевой дух какими-то эмоциональными поддерживающими фразами, типа: «не расслабляйтесь, главное еще впереди, сделайте это на всю катушку, покажите соперникам, как нужно танцевать!». По окончании турнира так же не имеет смысла корить или ругать танцоров, поскольку это то последнее впечатление, которое они унесут с турнира и которое будет влиять на их настрой на следующем турнире. Анализ выступления лучше делать на холодную голову на следующий день или на следующей тренировке. И в этом анализе важно соблюсти баланс замечаний и похвал. Если чего-то одного больше, это принесет свой отрицательный эффект – неадекватную в ту или иную сторону самооценку танцоров. Просто считайте6 три похвалы, три замечания. Все замечания должны высказываться ровным спокойным голосом, без эмоциональной нагрузки. Чем более эмоциональный тренер, тем менее эмоциональный танцор – закон равновесия системы, о котором я рассказывала в прошлом году, работает и здесь тоже.
4. Физиологические аспекты \"мандража\" и их эффективное использование в подготовке к турниру
Существует заблуждение, что танцоров нужно успокаивать перед турниром. Подчеркиваю – это заблуждение.
Природа «мандража» заключена в природе человеческой психофизиологии. Волнение и напряжение перед выходом на площадку возникают как реакция на стрессовую ситуацию и представляют собой мобилизацию огромного количества энергии, требующей выхода.
Если рассматривать, как это устроено в природе, то можно увидеть, что ситуация опасности (а турнир является ситуацией опасности – можно проиграть и потерять имидж, это опасность повреждения образа себя, что является для современного человека не менее серьезной травмой, чем физическая) мобилизует в живом существе все ресурсы для бегства или отражения нападения. Таким образом, предстартовые волнения – это накопление энергии, которая должна быть выплеснута в турнирной борьбе. Отсюда понятно, что как раз в этой ситуации эта энергия крайне необходима для того, чтобы выиграть.
Однако очень многие танцоры и тренеры ведут себя нерационально с этой энергией, в результате чего не только не используют ее по назначению, но и создают дополнительные психофизиологические трудности.
Самый просто способ направить мобилизованную энергию не в то русло – это пытаться успокоить волнующегося танцора. Вы когда-нибудь видели, чтобы успокаивали рвущегося в бой боксера? Или футболиста? И дело вовсе не в культуре данных видов спорта, а в многолетней практике эффективного использования ресурсов спортсмена.
Проблемы с координацией, расфокусировкой внимания на площадке и прочие трудности, вызванные предстартовым волнением, возникают как раз тогда, когда танцор пытается удержать себя равнодушным и спокойным. Рвущаяся наружу энергия насильно тормозится и удерживается, и это удержание отвлекает на себя огромную долю сил и внимания. Кроме того, длительное и привычное сдерживание провоцирует неконтролируемые взрывы энергии вовремя танца – и тогда танцор танцует что-то «не по композиции», дергает свою партнершу (или партнера), сбивается с музыки, теряет равновесие.
Что можно делать для того, чтобы направить мобилизованную энергию в «то русло»?
В первую очередь, важно выражать ее телесно еще до выхода на площадку – тогда можно сбросить лишнее напряжение – двигаться, прыгать, махать руками или сжимать кулаки, может быть, покричать – для этого здорово можно использовать ситуацию, когда кроме вашей категории танцуют другие, и можно сделать вид, что болеешь за кого-то из танцоров.
Самым подходящим действием для сброса лишнего напряжения может стать то, которое само просится наружу – понаблюдайте за телом. Возможно, появляется какой-то намек на гримасу – усильте ее, попробуйте понять, что за эмоцию она выражает, что хочется делать в связи с этой эмоцией. Возможно, вы вдруг заметите злобу – позлитесь вволю на соперников, попробуйте «заводить» себя, как это делают боксеры. А может это будет страх – сожмитесь в комок крепко-накрепко, обхватив себя руками, и покричите, выражая страх. Даже плакат полезно. Выраженная через тело эмоция всегда снижает напряжение и дает свободу действиям и легкость мыслям. Важно только предостережение: данные эмоции не должны быть «всерьез», к ним нужно относиться как к упражнению, а не как к реальной злости на соперников, например, или к реальному страху. На моих тренингах я учу грамотно обращаться с негативными эмоциям с тем, чтобы и танцоры, и тренеры не разрушали своего имиджа и своих реальных отношений. Здесь я отталкиваюсь от того, что автором чувств и эмоциональных состояний на самом деле является сам человек, их испытывающий, а не внешние факторы, на которые он только лишь привычно реагирует в соответствии с тем, как он научен реагировать.
Кроме перечисленного, проблемы с выступлением на турнирах связаны с так называемым «образом себя» - как его не потерять, приобрести, удержать. И если есть такие установки (не потерять, приобрести, удержать), тогда вместо занятости танцем на поверхность выходит занятость имиджем. А это, как правило, создает «мандраж» и неуверенность.
Еще одним способом очень хорошей профилактики для ситуаций неконтролируемого выброса энергии является регулярная практика эмоционально заряженных упражнений на тренировках, а так же проповедование ученикам идеи безусловного принятия танцоров тренером J. Здесь я имею ввиду, что если сильно пугать танцоров разнообразными пугалками (например, «я тебя накажу, я тебя любить не буду» и т.д.), когда танцоры не выполняют тренировочные требования, или когда выступают с низким результатом, то тогда легко развить в детях повышенную тревожность. Тренер же, любящий своих танцоров независимо от результата, дает им возможность чувствовать себя увереннее на турнирах. Можно не поддерживать феномены небрежного отношения к тренировкам и прямо об этом говорить, но самого танцора поддерживать необходимо. Здесь я обращаю внимание на то, что сам танцор и его подход к танцам – это разные категории, как вода и ребенок в тазу. Выплескивая его неэффективное поведение, не выплескивайте его самого.
Не нужно заставлять танцоров танцевать. Если они не хотят добиваться результатов – вы ничего не сделаете с ними. Если же хотят – поищите более креативный способ подогреть их мотивацию, чем угрозы и оскорбления.
5. Осознавание тела.
Чтобы танцор мог понимать, что именно лучше всего делать для разрядки и перенаправления энергии в нужное русло, ему важно сознавать свое тело, поскольку именно оно дает наилучшую информацию о том, что именно с ним происходит и что нужно делать для того, чтобы восстановить равновесие.
Осознавание тела – это точное знание и на уровне чувственного опыта (а не мыслей и интеллектуальных конструкций), что именно прямо сейчас происходит с моим телом в каждой его части.
Осознавание тела напрямую связано с осознаванием эмоций и чувств, поскольку чувства, наравне с моторикой, являются неотъемлемой составляющей двигательного паттерна. Поясню на примере животных реакций: когда животное испытывает страх, в его кровь поступает адреналин и другие вещества, мобилизуя двигательный аппарат животного и с этого момента животное готово либо бороться, либо бежать, и его моторика, его двигательные реакции и напряжения мышц свидетельствуют об этом. В отличие же от животного у человека есть социальные установки, в связи с которыми он произвольно останавливает моторные реакции своего организма и в связи с этим испытывает напряжение и заблокировку тела.
Когда произвольное сдерживание моторных реакций закрепляется многократными повторениями, образуется некий двигательный портрет человека, характеризуемый особенностями осанки, походки, координации, которые, в свою очередь, связаны с индивидуальными способами удерживания моторных реакций: у кого-то зажаты руки, у кого-то ноги, у кого-то шея, у кого-то спина. В то же время у такого человека сильно заблокирован доступ к различного рода эмоциональным переживаниям. Эта блокировка тесно взаимосвязана и являет собой единое целое – эмоционально-двигательный паттерн.
Бывшее ранее произвольным, сдерживание моторных реакций становится автоматическим и неосознаваемым и практически не поддается коррекции до тех пор, пока не начинается работа по осознаванию чувств и тела.
При длительном сдерживании эмоциональных и телесных реакций внутренняя энергетика обретает свойства сдавливаемой пружины: стоит появиться обстоятельству, глубоко задевающему эмоциональный слой человека (например, такому, как стрессовая ситуация турнира, где велик риск быть униженным или наоборот, возвышенным своим результатом), как до сих пор сдерживаемые мышечные действия и эмоции в один момент неконтролируемо выплескиваются, и человек и правда ничего не может с этим поделать.
И те, и другие проявления вы, уважаемые коллеги, можете наблюдать у своих учеников, как в ситуации тренировки, так и в ситуации турнира, когда ваши ученики либо слишком скованны, либо выдают такие «номера» на паркете, что волосы встают дыбом J.
Ошибкой многих тренеров при работе с этой проблемой является попытка каким-то образом уговорить или убедить танцора танцевать свободно, раскованно и контролируемо. Это неэффективно постольку, поскольку затрагивает только интеллектуальный слой танцора в лучшем случае, а в худшем, если сам тренер при этом излишне близко к сердцу воспринимает его неудачи или удачи, танцор еще и бессознательно сопротивляется действиям тренера, и это может выражаться как в невнимательности, так и в прямом неуважении к тренеру.
Для того, чтобы эффективно работать с этой проблемой у танцоров, важно понимать несколько вещей:
1. Танцор не виноват в том, что он зажат или излишне импульсивен на паркете, он и правда сам плохо понимает, как это с ним получается. Поэтому призывы к благоразумию здесь неполезны, они скорее дают обратный эффект, поскольку часто воспринимаются как унижение.
2. Мышечные действия танцора напрямую связаны с его чувствами, и исключать их из внимания при работе с телом – значит двигаться по пути наибольшего сопротивления.
3. Работа по разблокировке тела – процесс очень длительный и требует постоянного внимания, а не разовых «вливаний» танцору в уши различного рода указаний. Осознавание тела и чувств – процесс очень кропотливый и нудный и долго тренируемый. Учитывая все то время, которое танцор потратил на блокировку своего тела (а это вся его жизнь) важно понимать, что на разблокировку уходит тоже очень много времени, и здесь не имеет смысла ждать скорых результатов.
4. Восприятие танцора уже набито самой разной информацией о движении, о которой он даже не подозревает. У него уже есть представления о том, что красиво, а что нелепо, что круто, а что смешно. И первый этап – помочь танцору отложить в сторону многие старые представления, чтобы было место, куда впитывать новые.
5. Если тренер объясняет что-то даже очень доходчиво, это еще не гарантия, что танцор его поймет правильно и более того – выполнит задание правильно. Поскольку понимание материала сильно зависит от скорости обмена информацией внутри мышления танцора. Восприятие, анализ, сравнение, принятие, координация мысли и действия, воплощение – ряд этих последовательных действий у каждого танцора выполняется с разной скоростью.
Для тренера важно здесь быть внимательным к той обратной связи, которую дает танцор. Как он понимает? Что именно? Как реагирует на ваши действия и слова? Что его останавливает, чтобы сделать что-то? Каждое действие тренера, для того, чтобы достигать желаемого эффекта, должно опираться на эту обратную связь.
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести новые навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница - между тем, какие навыки есть уже сейчас и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас, и в чем будет заключаться усовершенствование, в чем разница между действительным и желаемым. Причем определить не теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к отслеживанию себя: что у меня есть? что я делаю? как я это делаю? каким образом? что я при этом ощущаю? как я не делаю то, что я хочу? что мне мешает? и так далее.
«Понял головой» – не значит «понял телом». Вы можете видеть, как ваш ученик усердно кивает головой и соглашается с вами, но на следующей тренировке вы не видите и половины того, что вы давали. Это значит, что он только лишь увидел, как нужно делать, его образное мышление осознало картинку, но это не значит, что его мозг уже готов сформировать ряд действий, отражающих эту картинку. Особенно наглядно это явление можно наблюдать у начинающих танцоров, у детей. Они, бывает, смотрят на тренера очень внимательно и преданно, следя за каждым его движением, но делают не то же, что делает тренер.
5. Как учить злиться и использовать агрессию в турнирной борьбе
Некоторые тренеры (здесь таких нет) для того, чтобы пробудить в танцоре спортивную злость, прибегают к разным способам, о которых я рассказывала на лекции в Ярославле, мобилизуя его самолюбие через унижение. Я даже знаю великих спортивных психологов, которые так работали со спортсменами. В результате, в лучшем случае, танцор покажет вам кратковременный подъем, а затем будет долговременная депрессия, которая, возможно перейдет в психосоматические расстройства, болезни как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов. Такому подходу и его результатам есть немало свидетельств в большом спорте. Можно вспомнить Ирину Слуцкую – там была как раз такая история.
Мало того, что такого спортсмена долго в строю не удержать, так еще и родители есть, которые точно не скажут вам спасибо за болезни детей.
Поэтому важно находить другие варианты мобилизации адреналина для турнира или тренировки. Вы можете сказать менее активному партнеру в паре: ты видишь, какой шустрый твой партнер. Ты тоже так можешь, если захочешь. Перетанцуй его!
Другой вариант: доколе вы будете позволять другим обходить вас на турнирах! Покажите им, как нужно танцевать, вы все умеете и все знаете для этого! Все зависит только от вашего желания победить!
Вы можете спросить, нравится ли им проигрывать. Вы можете быть болельщиком на тренировках и на турнирах, крича и подзадоривая танцоров своей поддержкой. Здесь можно многому учиться у болельщиков и тренеров других, более азартных видов спорта – футбола, например, или бокса.
6. Цивилизованное и нецивилизованное выражение агрессии в турнирной борьбе.
Ролевые игры, как способ настраиваться на турнир.
Когда спортивная агрессия мобилизована, важно научиться теперь на площадке выражать ее цивилизованно. Цивилизованность выражения агрессии определяется направлением этой агрессии. Если она направлена на партнера – это разрушает танец. Если она направлена на соперников – это портит артистическую роль и добавляет танцу суеты и неуверенности. Если правильно трактовать термин «агрессия», он означает «нарушение границ». В ситуации турнира нарушение границ партнера или другой пары ни к чему красивому не приводит. Но можно нарушить границы того поля, где живет зритель: заставить его замечать пару, захватить его внимание откровенностью, неожиданностью, заразительностью танца. Это, в свою очередь, становится возможным, если танцор нарушает границы своего привычного образа, становится дерзким, превышая свою обычную, каждодневную роль. Этой дерзости можно учиться у малышей во дворе, которые спорят, у кого папа больший супермен. Ясно, что все врут, но с каким азартом! И этот азарт и заражает, и заставляет отступать и верить. Для этого важно, чтобы танцор был уверен, что он имеет право нарушать границы своего привычного образа себя, что это его не испортит, а придаст ему больше убедительности. Можно искать любимого киногероя или актера кино и просто играть его роль: представь, что ты прошел кастинг и теперь нужно сыграть эту роль, и ты станешь знаменитым на весь мир! Важно только, что бы эту роль танцор потом не переносил в жизнь – в моей практике есть такие печальные истории, когда жизнь танцора разрушалась из-за того, что он заигрался не на площадке.
Таким образом, в тренировочном процессе важно использовать любые ролевые игры, разыгрывания различных персонажей и их убедительности. Для этого в летнем лагере или на сборах во время досуга можно играть, например, в игру «Пантомима», известную так же под названием «Голубые коровы» и другие игры.
8. Проверка готовности – как платформа для стабильного самоощущения: как учить танцоров создавать себе эту платформу.
При анализе плохого выступления танцора часто оказывается, что танцор просто не чувствовал себя готовым к турниру по той или иной причине. И здесь важно выделить несколько обязательных аспектов, которые точно влияют на боевой настрой танцора.
Готов ли к турниру его костюм и нравится ли он ему. Нравится ли ему костюм его партнера/партнерши.
Выучены ли полностью композиции, уверен ли танцор в музыке и в шагах, в трюках.
Есть ли в паре взаимная поддержка, чувство команды, уверены ли партнеры в том, что если кто-то из них совершит ошибку, то другой его поддержит. Этот фактор может вовсе не зависеть от уровня отношений в паре, ведь профессионализм, это когда дружба – дружбой, а служба – службой. Если кто-то один ошибся, то страдают оба, поэтому партнеров важно учить спасать друг друга в трудные моменты.
Подготовлены ли перед турниром все мелочи, от которых зависит комфорт танцора: начиная от еды, напитков, салфеток и полотенец, заканчивая средствами против скольжения.
Успел ли танцор перед турниром завершить конфликтные для себя ситуации со значимыми людьми так, чтобы его это не беспокоило во время турнира. Это особая тема, которой танцоров необходимо обучать: можно сильно злиться на кого-то из родственников или очень страдать от измены любимой, но точно есть способы, как помочь себе на время отложить эти проблемы. Например, это специальные диалоги со значимыми людьми, завершающие конфликтную ситуацию на период турнира. Такое перемирие на время важного дела.
Анализирую результаты турниров вместе с танцорами, вы можете узнать. Что еще являлось для них помехой в том, что бы сосредоточиться и полно выступить на турнире. И тогда вы можете составить с танцорами список тех важных моментов, которые он должен обязательно подготовить перед турниром, чтобы ничто его не отвлекало. Но кроме создания этого списка важно еще и контролировать какое-то время процесс подготовки танцора до тех пор, пока он не стал для него автоматическим. И самое важное, что все те меры, которые я перечислила в лекции, не должны начинаться за день до турнира! Нерационально, посадив семечко и полив его, ждать, что через день оно взойдет и расцветет цветком небывалой красоты.
Нина Рубштейн
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!