И снова вальс!

Опубликовано: 16.02.2011

В вихре вальса
Просмотров: 11121
Комментариев: 0
Венский вальс - один из самых красивых танцев европейской программы. Праздничный, легкий, воздушный он неизменно возвращает нас к чуть подзабытым временам светских приличий, изысканных нарядов и блестящих придворных балов.

Из всех танцев европейской программы именно вальс имеет самую давнюю историю. Истоки вальса находят в народных немецких, австрийских и провансальских танцах эпохи Средневековья. Венский вальс прошёл очень долгий путь. Вначале этот танец танцевали крестьяне, потом средние слои общества и только потом в вальсе закружилась аристократия.

И вальс, и его предшественников запрещали не раз. В эпоху Средневековья танец нередко связывали с игрой темных сил. \"Танец - это круг, в центре которого черт\", - утверждал святой Августин. Позже, в 1555 году, Алоизиус Орелли писал: \"Танцевать позволено лишь в день свадьбы: однако, в конце дня танец обязательно следует прервать\".

Долгое время во многих городах танцующих даже штрафовали - и на это были свои причины. И в эпоху Средневековья, и в эпоху Ренессанса танцы доходили порой до настоящего исступления. Сохранился любопытный указ муниципалитета города Герлица (1499 г): \"...совет постановляет: отныне ни один мужчина не имеет права плясать без костюма, в одной только банной шляпе, а должен надевать штаны и куртку, как принято в других странах и городах\".

В начале своего триумфального шествия по Европе вальс был принят светским обществом с большой осторожностью. Из-за близкого контакта между партнерами он считался почти непристойным танцем. Героиня знаменитого романа Гёте конца 18 века Лотта так говорит о своей страсти танцевать английские контрдансы и немецкие вальсы: \"Пусть эта страсть порочна, - сказала Лотта, - сознаюсь вам, что ставлю танцы выше всего. Стоит мне, когда я чем-нибудь озабочена, побренчать на моем расстроенном фортепьяно контрданс, и все мигом проходит\".

Вальс составлял очень сильный контраст с чинным менуэтом, который был популярным придворным танцем. Менуэт с его изящными па не нес в себе никакого индивидуального, интимного начала. В этом танце было легко проследить иерархическую структуру общества: тот, кто выходил танцевать менуэт первым, имел, как правило, самый высокий социальный статус. В вальсе, напротив, общественное положение не имело особенного значения: акцент делался не на общем рисунке танца, а на гармонии внутри пары и индивидуальности каждого танцора.

Своей известности вальс достиг около 1770 годов, в эпоху общественных перемен и политической нестабильности. Любопытно, что хореографическое и музыкальное оформление как бальный танец вальс получает между европейскими революциями 18-ого и 19-ого столетия. Совпадение это или нет, но вместе с легким шагом вальса в Европе начинается новая эпоха свободы и индивидуализма: в литературе этого времени все чаще мелькают образы изнеженных эгоистов, а на улицах Парижа и вовсе начинается \"бессмысленный и беспощадный\" бунт (Великая Французская революция и революция 1848 года).

Вслед за озорным вальсом в костюм конца 18 - начала 19 века приходит \"нагая мода\". Женщины, порхающие на балах, напоминают греческих богинь. Возвращается мода на античный силуэт: мягкие драпировки, которые чуть прикрывают обнаженные руки и линию декольте, плотный пояс под грудью, волосы, собранные на затылке в узел, легкие плетеные сандалии. Освободившись от пышных нарядов и тесных корсетов, дамы надевают прозрачные туники прямо на обнаженное тело. Мало того, чтобы платье еще больше обрисовывало фигуру, многие даже решительно увлажняют его перед балом (в холодном климате такие эксперименты иногда стоят модницам жизни).

Стоит ли удивляться, что с такой модой во Франции в начале 19 века вальс разрешили танцевать только замужним дамам, а при дворе его и вовсе запретили из соображений приличия?


Но если во Франции вальс долгое время не мог пробиться в Версаль, то в Австрии расцвет вальса, наоборот, был связан со строгим правительственным запретом на маскарадные шествия на улицах Вены. Во время зимних карнавалов на австрийских улицах творилось настоящее безумие. Праздники нередко оборачивались хаосом: и под покровом масок не только начинались драки, но даже совершались убийства. После правительственного запрета все народные гуляния плавно переместились в огромные бальные залы королевского Хофбурга. Изначально большие балы проводились, в основном, там, но вскоре во многих гостиницах Вены и ее пригородов появились бальные павильоны.

К первой четверти 19 века вальс не только захватил танцевальные залы Вены, но и покорил Париж. С легкой руки Венского конгресса (1814-1815 года) вальс вскоре получает еще и официальный статус. От конгресса, где решались судьбы не только вальса, но и послевоенной Европы, сложно было ожидать другого решения. Его представители так много времени проводили на балах и так часто танцевали вальсы, что в это время даже родилась поговорка: \"Конгресс танцует, дело не движется\".

Музыка венского вальса - радостная, парадная, находит своё отражение в творениях Шуберта, Брамса, Шопена, а чуть позже - в 60-годах очаровывает Вену \"сказками венского вальса\" Штрауса. С этого времени столица Австрии становится настоящей столицей вальса.

Не меньшее воодушевление вальс вызывает и в литературной среде. Немало страниц посвящают магии вальса В. Гюго, И. В. Гете, А. де Виньи. Образ любви и образ танца в их произведениях часто неразрывно связаны: \"Я был совершенно ошеломлен. То, что подобное опьянение существует, когда любишь женщину, не было для меня ново: мне был знаком ореол, которым мы окружаем возлюбленную. Но возбуждать такое бурное биение сердца, вызывать к жизни такие призраки только красотой, ароматом цветов и пестрой шкурой хищного зверя, только особыми движениями, особой манерой кружиться в вальсе, перенятой у какого-нибудь театрального плясуна, только округлостью прекрасной руки, - и все это без единого слова, без единой мысли, не удостаивая даже заметить произведенное впечатление!?\", - восхищается прекрасной танцовщицей Марко А. де Мюссе в автобиографическом романе \"Исповедь сына века\".

Рафинированные английские денди, как и вольнолюбивые французы поначалу относятся к новомодному танцу настороженно. В Англии обучение танцам было нормой, но в начале 19 века здесь танцуют, в основном, шотландский рил и английский контрданс.

Но мода свой закон везде диктует,
И Вальс прелестный все подряд танцуют —
От гордой королевы до пажа,
Всем им тела и головы кружа,
- пишет Дж. Г. Байрон.

Сам лорд Байрон, хоть и считал вальс непристойным танцем, но был уверен, что это единственный танец, который учит девушек думать. Англии вальс показался поначалу не только откровенным, но и достаточно сложным заморским танцем: не все леди сразу могли с ним справиться. Но деваться было некуда: судьбоносные знакомства происходили, в основном, на балах, и чтобы освоить немецкий танец, по утрам во многих модных английских домах отрабатывали шаги вальса.

В России, как и в Европе, умение танцевать было важным светским навыком: \"Танцевать необходимо тем которые часто посещают общество. Умение грациозно войти в гостиную, рекомендоваться, приличие походки, ловкость поклона все это приобретается изучением танцев\", - сообщает нам русский самоучитель венского вальса 1903 года выпуска (оригинальная пунктуация и стилистика текста сохраняется – прим. ред.).

После Венского конгресса 1814-1815 года, где Александр-1 дает роскошный бал, танец постепенно проникает и в Россию. Красивая осанка в 19-м и начале 20 века выдает человека благородного происхождения. Вальс в это время не только искусство, но и неотъемлемая часть культуры любого образованного человека. Неслучайно пособия по вальсу этого времени нередко сопровождаются описанием не только основных позиций танца, но и изящных манер.

Конечно, техника вальса 19 века еще очень разнится с современной, но некоторые рекомендации актуальны до сих пор: \"Танцующие венский вальс не должны подпрыгивать ни вправо, ни влево, и вообще не выделывать неуместных прыжков и антраша. Венский вальс должны танцевать плавно, скользя по паркету, не на всей ступне, а только одними носками скользить по паркету. Грация этого танца зависит от того как танцует и держит себя танцующая пара\", - сообщает нам самоучитель одесского учителя танцев Б.А. Грубера.

Однако в какой-то момент популярность вальса все-таки медленно сходит \"на нет\": в начале 20 века его оттесняют новые танцы. И, тем не менее, появление фокстрота и шимми не останавливает развития вальса. Следующий виток популярности танца приходится на очень сложные для Германии 30-е годы.

С 1932 вальс танцуется на турнирах, а уже в 1934 году в Вене впервые проходит чемпионат мира по венскому вальсу. С 1963 года танец принадлежит к всемирной программе танца.Консервативные англичане, правда, так и не решились включить немецкий вальс в программу основного турнира в Блэкпуле, однако, как и австрийцы, уже не первый год проводят в рамках фестиваля отдельный турнир по этому танцу. Венский вальс живет...