Я с удовольствием прочитал на сайте DanceSport.Ru интересный и, безусловно, полезный каждому материал Юлии Рубан о танцевальной обуви. Ее рекомендации точны, корректны и заслуживают всякого внимания и практической реализации.
Мне захотелось немного дополнить информацию и женских туфлях для исполнения европейских танцев в том разделе, где речь идет о моделях с ремешком. Мне регулярно приходится судить крупнейшие мировые турниры, читать лекции на конгрессах, общаться со своими авторитетными коллегами - ведущими профессионалами танцевального бизнеса. Мы обсуждаем самые разные темы и явления, включая различные модные тенденции. Хочу поделиться с вами своим мнением и предпочтением, которое разделяют многие из них.
Обувь, безусловно, является одним из наиболее привлекательных элементов женского костюма, одним из компонентов его общей гармонии. Сегодняшнее многообразие моделей с одной стороны говорит о том, что обувное танцевальное производство не стоит на месте, а с другой, настораживает ощущением, что многие производители ставят оригинальность и непохожесть своих моделей выше функциональности и практичности. А также вкуса и знания танцевальной и программной специфики.
За всю историю развития моды человечество не придумало ничего лучше классической туфли-лодочки для классического вечернего костюма. Поскольку танцевальное платье для стандартной программы как раз и являет собой вечернее бальное платье, эти самые классические (без ремешков) лодочки соответствуют ему наилучшим образом.
Необразованные танцовщицы во все времена боялись потерять туфлю во время танца, считая, что это испортит впечатление и приведет к плохому результату. Какое досадное заблуждение! Туфлю нужно не то что бояться потерять, а даже иногда следует сделать это намеренно. Вспомните историю Золушки. Если бы эта девушка случайно не потеряла свою туфельку - так бы до сих пор и мыла посуду да драила полы в доме своей мачехи. И поэтому раньше для крепления к ноге туфель-лодочек (а других тогда, к счастью, не производилось) они использовали скотч - зрелище было ужасное! Дорогому платью (а танцевальное платье от хорошего кутюрье - наряд действительно не дешевый) должны соответствовать не дешевые туфли. И как же можно при этом продуманные до нюансов их дизайн и фактуру уродовать липким скотчем. Но страх от заблуждения был выше понятий красоты и вкуса.
Я подчеркиваю, что так думали и думают \"необразованные\", потому что правильно образованные знают, что это не так. Они знают, что туфля спадает с ноги по трем причинам:
- Это не ваша туфля, она большего, чем нужно, размера (неправильно подобрана, слишком разношена, взята напрокат и т.д.).
- У вас неправильная работа стопы.
- Это произошло случайно (в результате столкновения, кто-то на него наступил).
Потеря туфли по двум первым причинам выдает вашу несостоятельность в претензиях на успех, а наличие закрепляющего скотча указывает на это даже до того, как потеря случилась. Вы сами подсказываете судье, что с вашей обувью или техникой работы стопы не все в порядке. Третий пункт, случайность, предполагает естественность – бывает с каждым (образованные судьи это тоже понимают), и при правильном понимании и поведении играет на руку паре, привлекая внимание. А это как раз то, что необходимо на паркете! Важно только красиво обыграть удачную для выигрышного впечатления ситуацию. Так что, стандартные туфли без ремешков являют собой демонстрацию уверенности в своей технике, правильного вкуса, знания истории и технических приоритетов, а туфли с ремешками «говорят» как раз об обратном. Отгадайте, кого образованные судьи выводят в следующий тур по этому критерию? Использование прозрачных эластичных резинок, сегодня заменивших былой скотч, указывают на те же недостатки при тех же последствиях. Да, они в отличие от клейкой ленты не испачкают ваши туфли, но судьи по тем же причинам оставят вас без заветного креста или более высокого места.
Что же делать, если туфля все-таки соскочила с ноги во время танца? Если дама теряет туфлю (по любой причине!) – она должна обязательно остановиться и вернуть потерю на место. Не геройствуйте, танцуя босиком и делая вид, что ничего не случилось. Имейте ввиду, что пока опять же необразованный комментатор поёт дифирамбы «героизму» продолжающей танцевать без туфли танцовщицы, судьи ищут «псевдогероиню» на паркете, чтобы лишить её пару даже заработанного до этого креста, а Главный судья для серьёзного замечания. Причина проста и понятна – лежащая на паркете туфля – серьезная угроза для танцующих дуэтов, причина досадных падений и травм. Вспомните похожие опасные ситуации с отвалившимися или не убранными с дороги деталями автомобилей или другими случайными препятствиями. Так что танцевать без туфли может только невежа, к тому же не уважающая других танцоров на площадке. Таким не должно быть места в следующем туре! Будет галантно и правильно, если её партнер не станет дергать за руку стоящую на одной ноге и надевающую туфлю даму, поторапливая и причитая, а сам поможет ей, подбодрив при этом словом и взглядом. После этого вам обеспечены аплодисменты поддержки понимающей публики, и, как следствие, расположение судей.
В некоторых жанрах и видах хореографии танцовщицы используют туфли с ремешками. Там, где вытягиваются носки (иначе они спадут по определению) или туфля подвергается несвойственным обычной обуви нагрузкам, скольжению на внешней стороне, используется для издания звуков. Это балетные и латиноамериканские танцы, различные народные и характерные танцы, тэп и т.п. Обратите внимание, что конструкция женской стандартной туфли позволяет вытягивать только подъем, но не носок! Также в обуви с ремешками танцуют девочки – ювеналки как раз потому, что они используют широкий кубинский каблук, и техника работы их стоп еще очень далека от совершенства, а размер ноги при этом часто опережает рост остальных частей тела (поперечный ремешок визуально уменьшает размер стопы). И еще начинающие взрослые танцоры уровня школы танцев.
К сожалению, сегодня некоторые из лучших танцовщиц (которые тоже, к сожалению, бывают недостаточно хорошо образованы своими учителями) выходят на паркет в такой обуви. За этих обидно вдвойне! Мало того, что они ставят под угрозу свой результат, так еще и подают недостойный пример молодым и подражающим. Но некоторые из них делают это не по собственной воле, а по контракту, являясь ведущими моделями обувных домов. Демонстрация новых образцов входит в их обязанность, а производителей естественно больше интересуют возможно большие после этого продажи и популярность марки, чем имидж и соответствие хорошему вкусу и традициям танцовщицы. Об этом она должна быть в состоянии позаботиться сама. Надеюсь, что обувным танцевальным бизнесменам тоже будет интересно прочитать этот материал и внести коррективы в модельный ряд своей продукции. В свою очередь на их ориентиры влияет возросшая с приходом в большие танцы России и Украины детская массовость, а детям свойственно соперничество по принципу «у кого ресницы погуще, туфли понавороченнее, камней побольше и ремешки подлиннее». В смысле, у кого больше раз ремешком обмотана щиколотка, тот и круче.
А теперь самый главный аргумент моего приоритета. Этот разговор произошел у меня с господином Barry Free, хозяином одной из популярных марок танцевальной обуви «Supadance», около 15 лет назад на Открытом Чемпионате Италии в Червии. Ему очень понравилась одна из русских юниорских пар, и переживая за ее результат (он был уверен в их победе по качеству танца) Barry обратился ко мне с просьбой предупредить ребят о том, что в судейской панели стоят три известных ему специалиста, которые при виде злополучного скотча не ставят крестиков по понятному теперь всем убеждению. А заодно передать им и другим русским, что
«фирма «Supadance» скоро выпустит специальную модель стандартной обуви с ремешком ДЛЯ ПЛОХИХ ТАНЦОРОВ, только для того, чтобы они перестали использовать скотч». Его эстетическое сознание не могло больше с этим мириться! Но незнающая толпа восприняла эту идею как «новую моду» (толпа вообще очень падка на всякого рода «новинки»). Другие производители обуви ее быстро подхватили, но уже по другим «новаторским» причинам. При этом обратите внимание, что абсолютное большинство участниц профессиональных турниров Блэкпула, естественно, предпочитает лодочки-классику. А азиатские танцоры (исторически наученные английскими педагогами) используют их практически без исключений.
Кстати, об ответственности учителей. Их задача не только научить танцора правильным техникам танца, но и привить ему соответствующий культуре вкус, должным образом сформировать его приоритеты. Вот почему ведущие английские педагоги никогда не останутся без работы – они в большинстве своем и есть носители этого самого вкуса. А наша общая задача помочь стремящимся не только к результату, но и к культуре учителям и исполнителям пройти этот путь как можно быстрее, не позволив себе испортить целые поколения.
Все написанное здесь лишь моя, но при этом весомо доказательная рекомендация, которую разделяет большинство моих высокообразованных профессиональных коллег. Вам решать для себя следовать ей или нет, но принимая решение, вспомните турниры, когда вам не хватило одного крестика до следующего тура... возможно в этом были виноваты ремешки на ваших туфлях!
P.S.: Я счастлив тем, что у меня были замечательные и во всех отношениях образованные учителя. Ищите достойных и пусть ваши поиски увенчаются вашей культурой!
С Реверансом,