Кандидат педагогических наук, профессор МГУКИ, генеральный директор танцевально-хореографического центра. В прошлом – артистка балета ансамбля джаз-модерн хореографии \"Импульс\" под управлением Е. Панфилова, артистка балета \"Театра пластической драмы\" под управлением Г. Мацкявичуса, в качестве хореографа работала со сборной России по художественной гимнастике, один из основателей кафедры \"Спортивно-бального танца\" Российского Государственного Университета Физической Культуры (хореографические дисциплины), 7 лет работы хореографом в ТСК \"Академия\", 6 лет являлась балетмейстером компании \"Louis Cruise Lines\" (Кипр), в 2000 г. защитила диссертацию на тему: \"Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств\", художественный руководитель специализаций \"Продюсирование и постановка пластико-хореографических шоу-программ\" и \"Продюсирование и постановка спортивно-бальных конкурсов и программ\" в Московском Государственном Университете Культуры и Искусства, балетмейстер шоу-программ в России и за рубежом, разработчик уникального класса для танцоров Танцевально-спортивных клубов.
Когда мы произносим слово \"хореография\", невольно вспоминаются прекрасные балерины Дега, \"Лебединое озеро\", станок и пуанты. Но балет является лишь
классическим жанром хореографии, а ведь есть еще и народно-сценический, историко-бытовой танец, джаз-модерн хореография, современные направления, такие как стрит-джаз, хип-хоп и т.д.
Вот и в спортивно-бальных танцах есть своя хореография, основанная на технике исполнения и составления танцевальных схем и композиций.
Хореография делится на два вида:
постановочная и учебная (формирующая).
Постановочная хореография – это танцевальная композиция, составленная из логически выстроенных элементов и фигур, основанная на определённой \"лексике\" выбранного хореографического жанра или танцевального направления.
Учебная хореография – это комплекс танцевально-гимнастических упражнений, формирующих тело танцовщика, создающих основу, базу, для безупречной техники исполнения танцевальных элементов.
Спортивная хореография – это программы и комплексы хореографических упражнений, направленные на улучшение спортивных результатов в художественных видах спорта, таких как: фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание, спортивный рок-н-ролл, акробатика, спортивно-бальные танцы и т.д.
Без занятий хореографией невозможно представить современный спортивный танец.
Если задача тренера – поставить танцевально-спортивную вариацию, соответствующую спортивным правилам, наработать базу, дать динамику, найти индивидуальность пары, развить артистизм и эмоциональность, подготовить к выступлениям на турнирах и конкурсах, то задача спортивного хореографа – несколько иная. Это, прежде всего, самая \"грязная\" работа: научить спортсменов вытягивать стопы, колени, правильно работать мышцами своего тела. Растянуть сухожилия и связки для \"шпагатов\", махов и высоких \"киков\". Держать баланс на определённых точках стопы и контролировать свой позвоночник. Чувствовать каждую \"клеточку\" своего организма, знать анатомию, эффективно использовать возможности человеческого тела.
Спортивный хореограф работает, прежде всего, на улучшение спортивного результата танцоров и престиж тренера.
В танцевально-хореографическом центре Ольги Ершовой занимаются как чемпионы, так и те танцоры, которые стоят в самом начале долгого интересного пути к победам и свершениям. Вот, что говорит сама Ольга Викторовна: \"В спортивно-бальные танцы я пришла, уже имея опыт работы хореографом в сборной России по художественной гимнастике. Поэтому спортивные задачи и требования были для меня приоритетными. После изучения требований к технике латиноамериканских и европейских танцев, мной были разработаны локальные и комплексные программы, для разновозрастных категорий танцоров\".
Локальные программы – это комплексы упражнений на одну группу мышц, например:
- растяжка (для шпагатов, батманов, махов, высоких киков, глубоких выпадов, медленного поднятия ноги и т.д.);
- постановка корпуса (стойка в ST,LA). Укрепление мышечного корсета, пластика и статика позвоночника;
- постановка рук (упражнения на пластику и динамику рук, координация, позиции и уровни в спортивно-бальном танце, синхронность рук в LA позициях, объём и выразительность);
- разработка колен и стоп (постановка коленного сустава, растяжка и укрепление голеностопа и стопы, мягкость и выработка танцевального подъёма);
- постановка баланса (устойчивость, равновесие, сила, гибкость нижних конечностей);
- вращения (техника и тренинг всех возможных танцевальных вращений: пируэты, шане, спиральный поворот и т.д.);
- сила ног (подкачка икроножных, бедренных, ягодичных мышц, формирование мышечного рельефа, устойчивости, выносливости и скорости танцевания);
- энергетика танца (взаимодействие в паре, синхронность, распределение танца в паркетном пространстве, внешнее воздействие на зрителей и судей, артистизм и эмоциональность).
Общие (комплексные) программы:- общесиловой тренинг (подготовка мышечного аппарата к восприятию и реализации любой танцевально-хореографической информации);
- партерная гимнастика (комплекс упражнений, разрабатывающий собранность мышечного аппарата, проработку внутренней поверхности бедра, голеностопа, подкачка пресса и спины);
- корректирующая гимнастика (устранение дефектов фигуры, подкачка различных мышечных групп для гармонического развития тела, борьба с лишним весом, усиление или замедление роста);
- классическая хореография для европейской программы (адаптированный экзерсис у \"станка\");
- воспитание культуры движений, чистота линий тела, постановка корпуса, баланса;
- основы джаз-модерн хореографии для латиноамериканской программы (балансировка центров, \"изоляция\", разработка локальной подвижности различных частей тела, приобретение пластичности, скорости, направленности движения, объёма).
Чем раньше танцор начнёт заниматься хореографией – тем лучше и быстрее будет получен результат.
К сожалению, человеческое тело имеет свойства с возрастом \"закрепощаться\", и во многих видах спорта стараются \"растянуть\" спортсмена, поставить прыжок, \"толчковость\" (скорость), разработать по максимуму суставы и т.п. – до гормональной перестройки.
Танцевальный спорт развивается очень динамично. С каждым годом усложняется исполнение, добавляются различные \"фишки\" и украшения.
Правильный, т.е. научный подход к спортивной хореографии – это, прежде всего – залог здоровья танцоров, их прогресса, развитие эстетической составляющей спортивно-бального танца и высокий спортивный результат\".
- С какого возраста надо заниматься хореографией?
Чем раньше, тем лучше. Но к нам приходят и спортсмены с регалиями, танцующие по взрослой категории, любители и профессионалы. Тренинг человеческому телу нужен постоянно.
- Насколько можно доверять хореографу?
Когда у вас болит горло, вы идёте к ЛОР-специалисту, а не к стоматологу! Спортивный хореограф – должен досконально знать специфику данного вида спорта и владеть профессиональными навыками. В нашем центре работают педагоги-хореографы, закончившие Московский Государственный Университет Культуры и Искусств. Это лучшие мои ученики, которые владеют всеми методиками локальных и комплексных программ. Бывшие танцоры, имеющие специфический теоретический и практический опыт работы с \"бальниками\". Изучавшие анатомию, психологию, педагогику и методологию преподавания именно спортивной хореографии.
К нам часто приводят детей, \"испорченных\" людьми без специального образования, но назвавшими себя, по непонятной мне причине, \"хореографами\". Родители, когда вы приводите своего ребёнка на занятия, поинтересуйтесь, где и чему этот человек учился, есть ли у него диплом, подтверждающий его квалификацию.
- Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда тренеры запрещают занятия с преподавателями классической хореографии, действующими артистами балета, почему?
Я могу понять такого тренера. \"Школа\" Большого театра, это классическая хореография, т.е. – балет. Классическим экзерсисом у \"станка\" \"бальникам\" заниматься категорически запрещено, так как балетные упражнения развивают чрезмерную выворотность тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, закрепощают мышечный корсет, что противоречит спортивно-бальной технике.
Экзерсис должен быть адаптирован для спортивного танцевания, так как в балетных упражнениях много полезного для баланса, эластичности мышц и сухожилий, то их нужно грамотно отбирать и составлять комбинации элементов, не противоречащих требованиям латиноамериканских и европейских танцев. В нашем центре разработана такая программа, которая даёт очень хороший результат.
Балетный хореограф может очень хорошо дать растяжку, вращения, но ему необходимо познакомиться с техникой спортивных танцев.
- В некоторых спортивно-танцевальных коллективах нет хореографии, в других же и фитнес, и йога, и джаз-модерн...
Все это вспомогательные дисциплины для спортивно-бальных танцев, так же как и спортивная хореография, которая включает в себя необходимые элементы и фитнеса, и йоги, и джаз-модерна. Впрочем, у нас занимаются танцоры даже из тех клубов, где всё это имеется. По моему глубокому убеждению, каждый вправе сам выбирать себе педагога и место занятий. Самое главное – танец, результат.
- Те, кто серьезно занимаются спортивно-бальными танцами, слышали о Вас и Вашей методике много хорошего, знают, как меняется в лучшую сторону танец после занятий хореографией, но мы нигде не могли найти вашу рекламу
Я никогда не давала официальную рекламу. Когда работала самостоятельно, мой телефон передавали \"из рук в руки\", а многие и специально его утаивали, дабы не плодить конкуренцию.
Тем не менее, желающих заниматься спортивной хореографией становилось всё больше и больше. Мне пришлось подготовить своих лучших учеников и открыть танцевально-хореографический центр. Наша задача – сформировать тело танцора для восприятия и реализации спортивно-бальной техники, развить эстетику и культуру движений, пластичность и растяжку, научить танцора правильно и быстро разогреваться, чтобы избежать травм и сохранить своё здоровье.
Но, фактически, сейчас, для
DanceSport.Ru я в первый раз так полно рассказываю о своем методе, который, собственно, есть результат 17 лет напряженной и интересной работы в спортивно-бальных танцах.
Мы не скрываемся, информацию о центре хореографии для \"бальников\" можно найти в интернете. Находится наш центр недалеко от м. Павелецкая и Серпуховская на ул. Валовая 19 \"А\". Любой вопрос вы можете задать по телефонам +7 495 2354400 или +7 925 5146174.
- Что нужно для того чтобы начать занятия хореографией?
Прежде всего, нужно иметь цель и осознанное желание заниматься. Ну, и, конечно, понимание того, что будет нелегко, а во время \"растяжки\" может быть и больно.
В обязательном порядке я спрашиваю пожелания тренера. Тренер ведёт пару, и именно он определяет проблемы, которые надо устранить, все то, что нуждается в коррекции. Тренер расставляет приоритеты, то, над чем нужно работать в первую очередь, чтобы достичь нужного результата.
Если пожеланий нет, то я провожу тестовое занятие, где мы вместе с родителями определяем хореографическую программу, согласовываем расписание.
- Если не секрет, кто из известных танцоров у вас занимался или занимается?
Не секрет. Если говорить о первых этапах \"большого пути\", то это Михаил Спорыхин и Елена Бахтина (Дурдина). Сейчас известнейшие тренеры, именно с ними мы начинали выстраивать структуру тренировочного процесса, его совокупность с вспомогательными дисциплинами, подбирали научный подход для улучшения и ускорения результатов.
Лена Хворова, Света Пантелеева, Андрей Боровский, Макс Кожевников (США), Маша Шибалова и Женя Мазо (США), Оксана Никифорова, Сергей Сапрыкин, Иван Крылов – это наша гордость, взрослое поколение, почти легенда.
Лиза Дивак, Мария Тзапташвили, Владимир Карпов, Настя Тарлыкова, Виталий Пантелеев и Даша Глухова, Андрей Киселёв, Филипп Брыков и Ольга Тарасова, Маша Николишина, Маша Секистова, Юля Рогозина, Настя Клокотова и Юра Симачёв, Павел Эйдинов, Кирилл Карташов и многие другие, простите, кого не упомянула, я люблю и помню всех своих учеников, но не хватит страниц.
Из молодёжи: Мэги Бакрадзе и Щербанюк Даниил, Илья Малышев и Даша Саванова, Федя Исаев...
Юниоры: Сергей Рожков и Марина Захарова, Алеша Ермилов и Аня Ильина, Влад Колесников и Анна Исакович, Никита Павлов, Юра Лиоли и Даша Шишкина, Денисов Дима и Земцова Юля, Стас Максимов и Катя Семенова, Илья Гаврюхин, Андрей Пилипенко и Вероника Воробьёва и многие – многие любимые ученики, но, к сожалению, невозможно всех перечислить. Даже из Твери приезжают, каждую субботу, Никита Мурзин и Кристина Богославская.
А самые юные звездочки: Игорь Колотов и Катя Логачёва, Лиза Савенко и Данила Задорожный, Матвей Ясиновский, Вова Терентьев и Ира Крюкова, братья Нечаевы, Андрюша Финогенов и...
Кто-то занимался не один год, кто-то брал только одну программу.
Кто-то уходил на некоторое время, потом возвращался. А те танцоры, которые стали тренерами посылают к нам своих учеников.
Я очень рада, что мы могли помочь и помогаем спортсменам в достижении высоких результатов. Ведь бальные танцы – это один из самых красивых и эстетичных видов спорта!