Денис и Ксения Каспер - пожалуй, один из самых знаковых дуэтов десятилетия. Финалисты чемпионатов России среди любителей и профессионалов, задорные и обаятельные, несмотря на причуды судейской Фортуны, они всегда нравились публике. Однако в 2007 году каждый из них выбрал в танцах свою дорогу. В жизни Дениса появился очень дорогой ему человек - Мария Бакумец. Денис и Мария начали танцевать вместе, а 19 сентября 2008 года – стали супругами.
Достаточно нескольких минут общения с этим дуэтом, чтобы понять: это союз двух сильных и интересных личностей. Увлекающуюся, творческую натуру Дениса Мария балансирует женской мудростью и рассудительностью. Этой паре нескучно вдвоем. Во время интервью Денис и Мария нередко добавляют друг друга, вступают в шутливые дискуссии, но очень быстро приходят к взаимному согласию.
Прежде чем приступить к основной части беседы, мы попросили дуэт немного рассказать о прошлом. Но Денис Каспер - не из тех, кто любит оглядываться назад, а потому свою предысторию он рассказывает всего в нескольких словах. Впрочем, наверно, лишь ему одному известно, сколько радостных и горьких переживаний стоит за каждым из этих слов:
\"Мы с Ксеней начинали свой творческий путь в Киргизии, в городе Ош. Я никогда не думал, что впоследствии, в будущем, мы будем танцевать в Москве. Первыми нашим педагогом была Елизавета Ивановна Тулина. Она и пригласила в свое время к нам в клуб Данилова Илью Викторовича и Татьяну Владимировну Рыбалко.
Илья Данилов и Татьяна Рыбалко были первыми людьми в танцах, на которых я смотрел с восхищением. Когда они приехали на показательные выступления в Киргизию, для нас они были просто богами. В 1993-м году мы переехали в Уфу и выступали за клуб \"Телемарк\", руководителем которого была Римма Фаритовна Кондусова. А потом в 95-м году Илья Викторович пригласил нас в Москву.
Маша тоже начинала свой путь на Украине. Позже, как и мы с Ксеней, она переехала в Москву: танцевала в \"Эврике\" и в \"Динамо\". До 2007 года мы танцевали с Ксенией: у нас были взлёты и падения, мы давали много интервью. Потом Ксения встала в пару с Маркусом Хоммом, а мы начали в 2008 году танцевать с Машей. Наше совместное творчество продолжается около двух лет.
И вот, 26 сентября состоялся вечер, посвященный окончанию нашей с Машей конкурсной карьеры. К сожалению, на нашем вечере, не было Ильи Данилова и Татьяны Рыбалко и Елены и Владимира Колобовых и Натальи Кулагиной. Это те люди, которые нам очень помогли, которые в нас поверили. И мы хотим сказать им за это спасибо.
Мы бы хотели сказать также огромное спасибо нашим родителям, в частности нашим мамам, на которых все это время лежала огромная ответственность. Они сделали для нас очень много: пожертвовали своим здоровьем, своим временем, переехали в другие города, поменяли ритм жизни.
26 сентября у нас была возможность сказать спасибо и Алану Торнсбергу. До Алана я занимался с разными педагогами. Большой вклад в мое развитие внесли Тона Нихаген, Колин Джеймс, Ханс Гальке, Бьянка Шрайбер. Мария в свою очередь занималась с Рудом Верме, Тоной Нихаген, Кэрол Макрейл. С Аланом же мы начали регулярно заниматься еще с Ксенией в 2003 году, и сейчас это наш основной и единственный педагог по латиноамериканской программе\"
А почему Алан Торнсберг стал вашим основным педагогом?
Денис: Я скажу образно. Представьте себе пиццу. В этой пицце мы можем увидеть какие-то отдельные компоненты: помидорки, оливки, грибочки, маслины. В моем случае, вышеперечисленные ингридиенты я приобрел, благодаря замечательным педагогам, уже перечисленным мной ранее. Но сама пицца в целом - это Алан Торнсберг. Это педагог, который готовит всю эту \"пиццу\", весь продукт. Чем меня Алан покорил как педагог, так это тем, что он дал фундаментальные знания. Я занимался танцами пятнадцать лет и до Алана, но у меня всегда оставались какие-то вопросы. А Алан – человек, которые все эти вопросы решил, собрал все воедино как пазл, как мозаику.
Мария: Он - как строитель дома. Есть много замечательных педагогов, но многие из них начинают с \"крыши\" или с \"окон\". Алан начинает с фундамента: так, как строят дом. У него все очень структурировано, поэтапно. Сначала фундамент, а потом только двери, окна и крыша.
Раньше у меня была мечта заниматься с Аланом Торнсбергом, потому что для меня он всегда был первым. С какой бы партнершей он ни танцевал, он воплощал для меня латиноамериканские танцы, и три их основных приоритета. Это Мужчина и Женщина, это Латинская Америка, это Музыкальность.
Эта мечта сбылась. Еще, когда мы танцевали с Антоном Бауровым, мы занимались, в основном, с Аланом. И, естественно, когда мы встали в пару с Денисом, у нас не стояло вопроса о том, к какому педагогу идти. У нас был общий взгляд на танец.
А что изменилось для вас, когда вы перешли в категорию \"Профессионалы\"?
Мария: Если Денис уже танцевал в профессионалах с Ксенией, то для меня поменялось все. Атмосфера в профессионалах другая, и мне намного проще и комфортнее было танцевать в этой категории. Возможно, потому, что я перешла в профессионалы с партнером – профессионалом, который уже был состоявшейся танцевальной личностью, который уже заявил о себе.
Денис: Мы танцевали с Ксеней в профессионалах с 2004 года. И, когда я перешел в профессионалы, естественно, я начал воспринимать танец по-другому. Правда, к этому времени у меня уже был необходимый опыт. Мне, кажется, профессионал – тот, кто может в простых вещах быть интересным для зрителя. В профессионалах ты пытаешься выглядеть качественно и зрелищно даже в достаточно простых вещах.
У каждой пары есть свои сильные стороны. На что делаете ставку вы?
Денис: Мы всегда делали ставку на музыкальность. Но нужно понимать, что здесь имеется ввиду. Когда мы говорим о музыкальности, то нельзя забывать, что техника непосредственно связана с музыкальностью. Это понятия, которые абсолютно неразделимы. Мы знаем, на какую долю такта мы наступаем, какую долю такта мы заполняем, и это все связано с техникой, с механикой. Музыкальность дает свои результаты и во взаимодействии с партнершей.
Это ведь очень сложная вещь – чувствовать друг друга. Танцевать так, чтобы партнерша тебя \"поймала\". Когда мы тренируемся, нам интересно танцевать импровизацию. Если в танце присутствуют элементы импровизации, и ты выходишь на тот уровень, когда партнерша может понять твою мысль, это очень здорово.
Импровизация может быть разной. Можно импровизировать самому, забывая про партнершу. Когда партнер импровизирует партнершей, это совсем другое. Мы можем менять какие-то шаги, направления, но взаимодействия друг с другом мы терять не можем. Мы всегда должны оставаться на одной волне с партнершей.
Мария: Мы начинаем тренировку, в основном, с импровизации. Вначале для меня это было немножко непривычно. \"Денис, какая импровизация?\". Но Денис всегда говорил мне: \"Дорогая моя, самое главное, что ты меня понимаешь. Хореография - хореографией. Но когда ты понимаешь партнера, ты реагируешь на его ведение, то ты чувствуешь себя не роботом, который кем-то запрограммирован, ты чувствуешь себя женщиной\".
Денис: Это не значит, что партнерша не может принимать решения, что она не может проявлять в танце свою индивидуальность. Но, если мы говорим о коммуникации более простой, где действия партнерши являются результатом действий партнера, то здесь свои правила, и свои задачи. Партнер ведет, партнерша следует. Когда партнер повел, а партнерша уже может решить, пойти ли ей за партнером, либо принять какое-то собственное решение, это уже более высокий уровень мастерства.
Мария: Я никогда не могла подумать, что я от импровизации буду получать удовольствие. Но Денис - человек, который обладает этим мастерством, у него просто дар, в импровизации Денис, я считаю, один из лучших...
Денис: Я сейчас покраснею (улыбается).
Мария: Как мне рассказывал Денис, когда они только начинали заниматься с Аланом, то забывали все. Год он просто \"водил\" Ксению: изучал ее направления, изучал, на какой счет она наступает, на какой счет меняет направление.
Денис: Параллельно с этим я еще увлекался соушел - направлениями: такими как линди-хоп, сальса, аргентинское танго. А там все построено на импровизации. Это очень интересно. Правда, очень сложно эти принципы, этот формат применить в бальных танцах. Может быть, поэтому у нас не было такого результата в профессионалах и в любителях. То, на что ставим ставку мы, как мы понимаем танец, к сожалению, в данный момент не так форматно.
Сейчас в формате конкурсного, бального танца - вылизанность, презентабельность, скорость, картинка. И все это правильно, так и должно быть. И мы не виним никого. Возможно, мы и не выглядим достаточно выразительно в каких - то позировках, но мы танцуем душой. Для нас это самое важное. Нам нравится танцевать так, как мы понимаем танец.
Мария: Можно танцевать красиво, можно дотянуть линию, но при этом быть самовлюбленным, холодным: не понимая характера танца, не понимая партнера, не будучи связанным с ним. Если ты танцуешь вместе с партнером, у тебя пластичное тело, выразительные линии, наверно, это и есть чемпион. Но совместить все эти вещи удается далеко не всегда.
У всех ведь разные таланты. У Славика Крикливого, к примеру, пластичное тело, он хорош в этом. Я считаю, у Дениса, другие таланты, и в этом он уникален. Пластичное тело есть у многих партнеров. А вот так управлять партнершей, знать столько о музыке, о структуре, о характере каждого танца, вот это, я думаю, не каждый сумеет. Это другой талант, другие приоритеты.
Как вам кажется, от танцев можно устать?
Денис: Если ты, действительно, любишь танцевать, то от танцев устать невозможно.
Мария: Почему нет? Мне, кажется, что можно на какой-то период, а потом вновь вернуться на паркет с новыми силами. Но обязательно должен быть период морального восстановления. Мы – все-таки не роботы.
Денис: Просто моральная усталость сопровождается обычно какими-то физическими нагрузками. Ну, например, тебе предстоит очень важная серия турниров, где ты должен выкладываться на все сто процентов. Ты танцуешь от тура к туру, и, естественно, от этого устаешь, устаешь, в том числе и морально. Но стоит тебе отдохнуть несколько дней, как тебя снова тянет на паркет.
Мария: Почему в последнее время мы не хотели танцевать турниры? Когда ты понимаешь, что ты выходишь танцевать не для результата, то это совсем другое ощущение. Многие спорили об этом с Денисом. Ему говорили: Денис, ты не хочешь результата? Этого не может быть. Ты – танцор!
Денис: Результат – это то, что сидит в тебе подсознательно. Но я, например, никогда не мог станцевать пять танцев подряд на тренировке. Я не могу танцевать пять самб или пять чач подряд, потому что это развивает физику и поможет мне на конкурсе. Я не машина. Я лучше станцую одну самбу, но постараюсь станцевать ее с душой, в удовольствие. Но, когда ты ставишь задачу...
Мария: Когда у тебя есть цель, ты стараешься ее добиться, не взирая ни на что. Ты делаешь 33 поворота, ты прыгаешь \"выше потолка\", ты пытаешься создать красивые линии. Но есть одно но. Когда ты танцуешь на конкурсе, ты невольно оказываешься узником того, что сейчас происходит в танцах. Нравится тебе это, или нет. Потому что, если ты хочешь получить результат, ты должен работать над теми приоритетами, которые востребованы именно сегодня. Почему мы отказались от турниров? У нас постоянно создавалось ощущение, что мы пытаемся кому-то угодить. И это приносит не удовольствие, а постоянный стресс.
Невзирая на результаты, нельзя не отметить, что вы всегда были очень любимы зрителями...
Денис: Это внутренний энтузиазм, и он остался. Поначалу мы добились успеха только благодаря внутреннему энтузиазму, желанию танцевать, желанию нравиться публике. Тут дело не только в харизме, дело в искреннем отношении к танцу.
Мы приехали в Москву ради танца. Когда мы начали более углубленно изучать танец, (в силу того, что мы очень дисциплинированные, я очень дисциплинированный человек), постепенно пришло понимание, что в танцах важен не только энтузиазм, но и знания.
Денис, вы долгое время танцевали с сестрой, теперь танцуете с супругой. Я понимаю, что это непростой вопрос, но ведь это довольно разные состояния в танце...
Денис: Когда мы начали демонстрировать с Ксеней качественный танец, мы не думали о том, что мы брат с сестрой. Это как в театре: когда мы танцуем, мы входим в образ. И насколько хорошо актеры играют, настолько хорошо их воспринимают зрители. Мы старались подходить к танцам очень профессионально: станцованность с Ксеней у нас была буквально до миллиметров.
Когда мы встали в пару с Машей, несмотря на то, что нас уже связывали личные отношения, подход не изменился. Просто нам стало проще показать на паркете \"мужчину\" и \"женщину\". В частности, румба танцуется совершенно по-другому, естественно. Ты не обманываешь, не притворяешься, ты можешь прижаться к партнерше, слиться с музыкой, слиться с человеком. Это очень тонкие моменты.
А как давно вы знакомы с Марией?
Денис: Мы с Марией знакомы уже четыре года. И с Марией у нас очень интересная история...
Мария: Мы познакомились в ночном клубе. Мы пришли туда с подругой, а Денис со своим другом, Яном Гальпериным. И, хотя танцоры, как правило, знают друг друга, мы с Денисом никогда не были знакомы. Я никогда не думала, что мы встретимся вот так...
Денис: Я, честно говоря, даже не понял, что эти девушки имеют отношение к танцам. Я просто увидел их, и сказал Яну: \"Смотри, какие девушки красивые!\". А Ян говорит: \"Так это же наши, динамовские, давай я тебя познакомлю?\"
Мария: Я тогда только приехала из Норвегии, и не была уверена, что буду танцевать дальше. И тут появился Денис, который сказал: \"Не волнуйся, ты будешь танцевать\".
Денис: Я, в свою очередь, тоже хочу сказать большое спасибо Маше. За ее терпение. Потому что, несмотря на то, что она обо мне так лестно отзывается сейчас, со мной не всегда легко. Маше надо отдать должное. Она дает возможность мне быть мужчиной: принимать решения, брать ответственность на себя. Женщина должна уступать мужчине, и Маша это понимает...
Мария: Не всегда (смеется).
Денис: Не всегда, конечно...(улыбается). Но я чувствую себя мужчиной. Ответственность лежит на мне, потому что моя женщина дарит мне эту возможность.
Мария: Мы – достаточно разные, и, наверно, поэтому мы вместе. Но мне кажется, у нас есть главное - понимание, и мы пытаемся как-то дополнять друг друга...
А кто вы по знаку Зодиака?
Мария: Я – Телец, Денис – Рыба.
Денис: Хотя я бы не сказал, что мой знак Зодиака – Рыба.
Мария: Кстати, у Дениса папа – Рыба, а мама – Телец. А я не только Телец, я еще и родилась в год Быка. Упрямая до ужаса!
Денис: Упрямая (соглашается Денис). Ее нужно вначале переубедить.
Мария: Но Денису это как-то удается, и в итоге мы всегда находим общий язык. Мы понимаем друг друга. У нас с Денисом даже есть свой собственный язык, на котором мы общаемся...
Можете назвать пару словечек?
Денис: (Смеются) Нас не поймут. У нас такой... марсианский язык.
Давайте еще немножечко о личном. Как Денис сделал вам предложение?
Мария: Это было 14 февраля. Денис позвал меня в мой любимый ресторан \"Турандот\". И это было очень торжественно: он достал колечко, и спросил: ну что, вставать на одно колено? Я говорю: ну, не надо, мы же в ресторане.
Я даже не ожидала. Нет, я, конечно, была к этому готова, потому что Денис приезжал к моим родителям свататься. Но я тогда не ответила сразу. Надо же было подумать (смеется).
Денис: Так все и было. А потом, 19 сентября была свадьба. Мы позвали 80 человек: родственников, танцоров. Я считаю, у нас было довольно весело.
Мария: Свадьба и правда прошла тепло, дружно. К нам приезжал Кирилл Андреев из \"Иванушек\", сделал нам подарок по старой дружбе - спел.
А потом вы отправились в свадебное путешествие...
Денис: Со свадебным путешествием у нас получилась забавная история. Мы танцевали \"Кубок мира\" в Кремле, и в тот же день должны были ночью лететь на Мальдивы. В путевке было указано первое число. Мы спокойно танцуем в Кремле 31-го, и вдруг понимаем, что лететь нам не первого, а 31-го в ночь! В общем, в восемь мы еще были на паркете, а полпервого у нас уже был самолет.
Мария: Мы танцевали турнир и думали: войдем или не войдем в следующий тур, опоздаем на самолет или нет? Успели. Отдых получился очень красивым. Мальдивы – это просто сказка. Пять дней мы были предоставлены только себе, мы наслаждались друг другом. Ну, а в остальные дни уже начались тусовки. Было очень здорово!
Теперь, когда вы завершили конкурсную карьеру, как вы видите свою жизнь?
Мария: Мы продолжаем развиваться. Нам хочется улучшать танец, совершенствоваться.
Денис: Мы закончили нашу конкурсную карьеру, но не закончили танцевать. Мы объявили о завершении карьеры, а на следующий день уже были в зале. Сейчас продолжается серия проектов \"Танцы со звездами\" и я наверняка буду там участвовать.
А Мария?
Мария: Я тоже попробую. В прошлый раз я тоже хотела попробовать, но Денис сказал, что, если я буду участвовать, то мы просто не успеем подготовиться к соревнованиям.
Денис, так уж получалось, что вам на проекте \"Танцы со звездами\" попадались не самые простые партнерши...
Мария: Я считаю, что партнершам Дениса очень везло, что они попадали в руки именно к нему. Я бы не знаю, кто бы еще смог научить их так, как это удавалось Денису...
Денис: Процесс обучения для меня как вызов. Мне нужно научить человека за короткий промежуток времени. В этот момент у меня не стоит вопрос, танцевал он или не танцевал. Я должен научить этого человека танцевать за неделю: поставить его на ноги, сделать \"продукт\". И меня этот процесс всегда очень стимулировал. Это мне доставляло много удовольствия. Потому что в том случае, когда времени мало, очень важно подобрать правильную методику преподавания, сделать так, чтобы человек танцевал легко, чтобы ему это приносило радость.
В \"Танцах со звездами\" присутствует дух соперничества?
Денис: Безусловно, присутствует. Соперничество, в хорошем смысле соперничество, стимулировало всех. Это было соперничество как раз на том уровне, когда ты хочешь понравиться сопернику, - здоровая конкуренция. Такая конкуренция, кстати, раньше была и в танцевальном мире: когда мы пытались понравиться соперникам, показать что-то новое, удивить чем-то - новым движением, трюком.
\"Танцы со звездами\" часто относят к Pro-Am. Как вы относитесь к этой системе?
Денис: Это то, чем я сейчас занимаюсь. И мне нравится моя работа. Потому что мне как педагогу не так важно, кого я учу: профессиональную пару, либо людей, которые хотят заниматься для себя. Сейчас Pro–Am очень вырос в России. В Pro-Am очень большая конкуренция, и в этой системе тоже есть соперничество и амбиции.
Я стараюсь совмещать работу с конкурсными парами и с Pro-Am. Помимо работы с Pro-Am студентами, мы также будем продолжать преподавать конкурсным танцорам. Мы уже зарегистрировали наш клуб. Я еще не уверен в названии, но думаю, он будет называться танцевально-спортивный клуб \"Каспер\". Каспер – это ведь не только фамилия. Каспер – это привидение. И даже те, кто не танцует, знают, что это доброе привидение...
Вместо послесловия:
Денис, Мария, чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?
Денис: Хочется пожелать всем получать удовольствие от того, чем они занимаются: слышать себя, найти себя...
Мария: Даже, если тебя не поймут. Ведь, если есть гармония с самим собой, то, наверно, это и есть счастье.