Вопрос выбора тренера для танцора – является, пожалуй, одним из самых актуальных. Уже много статей написано на эту тему, журналы и электронные СМИ, танцевальные форумы пестрят этой темой и ее интерпретациями.
Одни пишут о том, что тренер сам должен быть мастером своего дела, а остальное на втором месте; другие – о том, что главное это тренерский талант и не каждому это дано.
Третьи высказывают свои точки зрения. Но пар, подающих серьезные надежды и чемпионов от этого почему-то не прибавляется. И так по замкнутому кругу...
Говоря о работе тренера, мы в первую очередь думаем о его умении качественно подать, донести информацию, проконтролировать результат.
И чем детальнее, подробнее делает это тренер, тем, естественно, лучше. Но, наблюдая, так сказать \"изнутри\" работу большинства тренеров, хочется сказать о том, что у 80% из них (если не больше) отсутствует такой важный и, на мой взгляд, просто необходимый тренерский навык – умение мотивировать своих учеников.
Да, в современном мире, конечно же, есть много информации о том, что такое, - эта самая мотивация? В интернете можно увидеть огромнное количество предлагаемых разными организациями тренингов на тему: \"Как правильно мотивировать своих подчиненных\", \"5 шагов успешной мотивации\" и т.д.
Так почему же в спортивных бальных танцах этой теме практически не уделяется внимания? Почему на профессиональных семинарах, конференциях эта тема остается практически не затронутой? Тренеры ограничиваются лишь 2-3 фразами о том, что учеников нужно хвалить и подбадривать? И на этом всё заканчивается.
Получается, что мы, люди имеющие отношение к миру спортивных бальных танцев, просто не заинтересованы в успехе и развитии танцевального спорта?
Я наблюдала работу многих тренеров самого разного уровня и пар, с которыми они работают. И могу с уверенностью сказать, что ни одному из них не приходило в голову подойти к вопросу обучения с другой стороны, а именно: БАНАЛЬНО ПОНЯТЬ МОТИВАЦИЮ людей, которым они преподают.
Не секрет, что каждый из нас – индивидуальность, и к каждому нужен свой, особый подход.
Так почему же, тренеры, во всеуслышание заявляющие, что считают себя талантливыми педагогами и стремящиеся вырастить чемпионов, не используют в своей работе такие эффективные методы? Вопрос этот явно пока остается риторическим.
Являясь коучем и работая с разными типами людей по вопросам построения карьеры, личной эффективности, личных и профессиональных целей в жизни, я хочу сказать о том, что человек, если он четко осознает свои цели, уже становится замотивированным на их достижение.
И тренеру, остается элементарная работа в этом направлении – постоянное поддержание у своего ученика этих целей. Какими способами тренер сможет этого достичь?
Ответ на удивление прост – поддержанием в человеке уверенности в том, что он успешно продвигается (пусть даже медленнее, чем хотелось бы тренеру) к своей цели. То есть – постоянным отслеживанием и измерением результатов работы ученика и информированием его об этом.
Также очень важным является оценка положительных достижений, успехов ученика и акцентировние его внимания на этом. Но, опять же, это касается людей, для которых достижение успеха и акцентирование внимания тренера являются мотивирующими факторами.
Отсюда следует, что каждый тренер, серьезно относящийся к своей работе и желающий достичь успеха, сам должен быть заинтересован в умении грамотно подходить к вопросу мотивации. (О типах мотивации людей и способах мотивирования я уже писала статью под названием \"Мотивация в мире танца: как вырастить чемпиона?\").
На основании своего опыта, могу сказать точно, что позитивная мотивация – то есть четкое измерение промежуточных, пошаговых результатов и акцент на успехах в достижении целей, являются мотивирующими факторами для более чем 90% танцоров (и даже для тех, кто на словах говорят о том, что они не любят, когда их хвалят). \"Доброе слово и кошке приятно\".
Расскажу о своих наблюдениях на примере двух ситуаций - оценки работы тренеров достаточно высокого уровня.
Иван (имя изменено – прим. автора) тренирует пару танцоров начинающего уровня, оба партнера – взрослые люди, окончившие ВУЗ и относительно недавно начавшие танцевальную карьеру.
На первом занятии (а девушка ранее брала индивидуальные уроки у другого тренера и ввиду некоторых обстоятельств решила попробовать взять несколько занятий у тренера более высокого уровня) тренер задает ей вопрос: что вы хотите от моих занятий? Согласитесь, вопрос довольно грамотный и вселяющий надежду на то, что тренер действительно профессионально подходит к своей работе.
И тут девушка говорит то, что действительно думает: \"Я хочу стать чемпионкой России\".
Смело? – скажете вы?. Конечно, кто-то посмеется и скажет, что это нереально. Не буду с вами спорить, возможно, доля правды в этом есть. Но я хочу сказать о другом. Реакция тренера была следующей – он просто промолчал и начал заниматься постановкой шагов и объяснением фигур.
Этот момент, казалось бы, можно просто пропустить мимо ушей и забыть. Но, если вдуматься в ситуацию, - что сделал тренер? Показав ученице, что он слабо верит в реальность исполнения ее слов, он тем самым демотивировал ее воспринимать его как тренера в частности, а, возможно, и просто отбил желание развиваться в мире танцев.
Да, далеко не факт, что эта девушка действительно станет чемпионкой России, хотя, кто знает, ведь, как говорится, «По всем законам физики пчёлы не могут летать. Но они не знают об этом, и поэтому летают».
Наблюдая за работой этого тренера дальше (на протяжении нескольких занятий), мои предположения полностью подтвердились: он абсолютно никак не измерял результат выполнения упражнений, танцевания своих учеников, не сообщал им об их успехах.
Как и следовало ожидать, ученики вскоре прекратили занятия с этим тренером, возможно, и сами не осознавая истинную причину своего недовольства.
Интересно, как может тренер вырастить успешную пару, сам не веря в их будущий успех? А если рассматривать эту ситуацию уже совсем детально, - то тренер не верит прежде всего в успех СЕБЯ как ТРЕНЕРА.
Скептики, конечно же, со мной не согласятся, и скажут о том, что нельзя строить \"воздушные замки\" и пытаться верить в успех людей, которые, вероятнее всего, не смогут добиться выдающихся результатов.
Позволю себе не согласиться! Почитайте истории карьеры и жизни людей, достигших поистине фантастических высот в своих областях! Большинству из них твердили: это невозможно!!! Но они не обращали на это внимания, верили в СЕБЯ и УСПЕХ, просто делали свое дело и шли к цели.
И в конце этой статьи расскажу еще одно наблюдение. Пара, тоже взрослые танцоры, занимается с тренером около года. Результаты, скажем так, средние. Я приехала и понаблюдала за работой тренера на протяжении нескольких занятий. И что же я увидела?
Тренер сам, безусловно, танцор очень высокого класса, двигается великолепно. Но, на протяжении всего занятия (и не одного), он ни разу не похвалил ни одного из танцоров! При этом, их ошибки и недочеты он отслеживал постоянно, сильно акцентируя на них внимание пары.
Естественно, уже к середине занятия, на лицах обоих танцоров не было видно ни малейшего желания совершенствоваться и развиваться дальше. Конечно, тренер абсолютно грамотно и профессионально объяснял технику работы бедер в румбе и скручивание корпуса, но, работа почему-то шла тяжело и напряженно.
Наверное, он не знал тогда, да и не знает сейчас, что грамотно мотивируя своих подопечных на исполнение танца, он может \"включить\" интуитивное, природное стремление тела двигаться в такт, именно так, как это нужно делать, в соответствии со всеми техническими стандартами выполнения шагов в танце \"Румба\".
Ведь жители страны, откуда пришел к нам этот лиричный танец, танцуя его, уж точно думали ни о человеке, стоящем над ними с палкой и критикующем их шаги (да и вряд ли был в те времена такой человек! - прим. авт.), а просто двигались по зову души, стремясь выразить свои чувства...
Ведь у них была Её величество Мотивация – понравиться своему партнеру, сделать так, чтобы из десятков других, выбрали именно его!