В этой статье мне хотелось бы затронуть тему любительского танцевания в США, о котором живя в России, я, как и многие российские танцоры и педагоги моего поколения, имела довольно скромное представление. Как и многим, мне казалось, что в Америке есть лишь две категории танцоров: воспитанные в России и Европе профессионалы и любители высокого уровня и представители социального и Pro-Am-танцевания, о котором можно вести бесконечный разговор. Так случилось, что последние несколько лет мне довелось работать в одной из крупнейших танцевальных школ США в Сиэттле.
Разумеется, первое отличие американских школ - это, конечно же, само сосуществование социальных танцоров наряду с конкурсными спортсменами. Причем \"социально\" танцевать может человек любого возраста. Сам факт того, что он занимается \"социально\" не говорит о несерьезности подхода. Большинство таких танцоров берет 3-4 индивидуальных урока в неделю, и это в дополнение к групповым классам и известным большинству американским Party. Зачастую, после нескольких месяцев занятий социальные танцоры решают попробовать себя в качестве конкурсных исполнителей, и здесь уже все происходит примерно так, как в России или любой другой стране мира.
В американских бальных танцах тоже есть всё - детское танцевание с 3х-4х лет, юниорское, молодёжное, любительское 18-35 лет, сеньорское, включая сениьров-3. Под моим руководством тренируется несколько таких сеньорских пар, и поверьте, работа с ними - не меньшее удовольствие, чем работа с юными танцорами. Их жизненный опыт и отношение к тому, что они делают, к себе, друг к другу: все это базируется не на предстоящих победах, а на получении удовольствия от настоящего момента. По принципу \"сейчас я танцую, и прямо сейчас я счастлив\", а не \"я буду счастлив, когда стану чемпионом всех чемпионов\".
Одна из таких пар, Рэнди и Палетт Норманн (Сениоры - 2), выиграли Чемпионат США, который проходил в начале апреля 2009 года в Балтиморе. И пусть они выступали в группе сложности \"Бронза\", что соответствует российскому Е классу, это серьёзный результат для людей, начавших танцевать после 45 лет, танцующих два года и имеющих основную работу и троих детей. Ларс и Холли Линдер в 2009 году выиграли Чемпионат по европейской и латиноамериканской программам, в возрастной категории Сениоры - 1, в группе сложности Пре-Чемп (по российской системе это В-А класс).
Конечно же в Америке - это не самый высокий уровень сложности, даже в сеньорском танцевании, но опять же это делают люди, только начавшие танцевать после 35 лет, имеющие бизнес и двух очень успешных детей.
Здесь необходимо отметить наличие в США общепринятой системы возрастов и всех других правил - Федерация США - USA Dance America, Inc. является членом IDSF, также как ФТСР в России, и системы уровней, схожей с российской:
- Newcomers - Н Класс
- Bronze - Е класс
- Silver - Д класс
- Gold - С класс
- Pre-Champ - В-А класс
- Championship - А-S класс
- International Class - М класс
Также нельзя обойти стороной существование в Америке двух видов программ, которые не исполняются больше нигде в мире - American Smooth и American Rhythm. Это продукт американской социальной культуры, с которого и началось конкурсное танцевание в Америке. Можно сказать, что Smooth & Rhythm перекликаются с привычными для нас Стандартом и Латиной, к названиям которых в США добавляют приставку International.
American Smooth - это Вальс, Танго, Фокстрот и Венский вальс, похож на смесь стандарта и латины. Его танцуют в закрытой и открытой позиции с красивыми открытыми линиями, позами и поддержками, с различными видами сольных и парных вращений. Танцоры, исполняющие эту программу, обычно занимаются не только с педагогами, преподающими American Smooth, но и с педагогами, которые преподают европейскую и латиноамериканскую программы.
American Rhythm - вид латиноамериканских танцев, включает Ча-ча-ча, Свинг, Мамбо, Болеро, а также Американскую Румбу, схожую с привычной нам румбой только своим названием. В обеих программах есть свои правила исполнения, технические нюансы, свои критерии оценки исполнительского мастерства, свои чемпионы (среди них есть и выходцы из России), свои ведущие педагоги, которые десятилетиями развивали эти стили. В общем, это отдельная, хоршо развитая и организованная структура в американских бальных танцах.
Есть одно маленькое отличие, которое сути не меняет: в Америке с самого начала занятий танцами не обязательно исполнение двух программ - можно выбрать только одну. Каждый выбирает сам, что лучше: терпеливо набирать очки по двум программам, или сразу же определиться с направлением своего таланта и заниматься только одной программой. Тем более, что в Америке всегда есть дополнительные возможности для всестороннего развития танцоров - всегда можно найти, где и у кого, поучиться танцевать балет, джаз, хип-хоп и т.п., было бы желание.
Детское и юниорское конкурсное танцевание с каждым годом становится всё более популярным. Пока что количество детских и юниорских пар не очень велико - по 30-40 в каждом возрасте на Чемпионате Америки, но с каждым годом заметно растёт не только количество, но и качество исполнительского мастерства юных танцоров.
Детская танцевальная пара Эрик Линдер и Рикки Тейлор - победители Чемпионата Америки 2008 и 2009 г.г. В этом году ребятам исполняется по 9 лет, они исполняют по 5 танцев в Европейской и Латиноамериканской прграммах, при этом они полностью понимают важность работы ног и стоп, направления шагов, баланса и музыкальности исполнения и многих других аспектов грамотного танцевания. В свободное от турниров время они активно участвуют в различных благотворительных программах, а также, благодаря увлечению танцами имеют множество публикаций в местной и национальной прессе, были приглашены для участия в популярных американских телешоу: Oprah и America\'s got talent. В этом году ребята представляли команду США на Юниорском Блекпуле.
Все это только маленький пример того, как стремительно развивается танцевальный спорт в Америке, уже принесший миру немало чемпионов и педагогов экстра-класса.
Еверетт, Вашингтон
Наша справка: Елена Захарова в прошлом директор танцевально-спортивного клуба \"Ника\", г.Самара, судья 1 категории ФТСР, член коллегии Главных Судей ФТСР. Ныне художественный директор танцевальной школы \"Олис\", судья NDCA.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!