Список его амплуа можно продолжать бесконечно долго. Шоумен и ведущий, продюсер и успешный бизнесмен, генеральный директор и совладелец клубов GallaDance и организатор множества российских турниров, таких как Кубок \"Спартака\", \"Слава России\", \"Кубок Мэра\", \"Бал Чемпионов\" и \"Prestige Сup\". С ним, наверное, можно было сделать десяток интервью, но мы решили ограничиться... двумя. Для начала.
С Алексеем Минделем мы встретились в естественной для него обстановке, в офисе GallaDance. В роскошном и в тоже время строгом кабинете кипела работа. Что-то важное обсуждали Алексей и интеллигентный исполнительный продюсер \"Dance Promotion Group\" Евгения Лавренко, раздавался звонок от ведущего Первого канала Андрея Малахова, иногда в ход беседы вмешивался селектор, который сообщал приятным голосом секретаря о новой встрече. И, тем не менее, в этой офисной сумятице нам все-таки удалось похитить у Алексея и Евгении полтора часа рабочего времени. За это время Алексей успел рассказать об организационных проблемах российских турниров, о своем опыте \"раскрутки\" танцевальных звезд, немного о системе Pro-Am и о себе.
- Алексей, вы являетесь одним из ведущих организаторов турниров уже почти 15 лет. Если говорить об известных зарубежных турнирах, будь то Блэкпул или Ассен, то они, как правило, имеют свое лицо. Могут ли этим похвастаться российские турниры?
- В России, прежде всего, очень много турниров. В любой стране мира, может быть, за исключением Соединенных Штатов Америки, нет такого плотного расписания, как в России. И поэтому не так удивительно, что российские турниры, действительно, похожи один на другой.
Хотя, когда мы только начинали свою деятельность, то было очевидно отличие Кубка \"Спартака\" от, скажем, \"Russian Open\" или Кубка \"Ритма\". \"Russian Open\" был самым массовым, самым спортивным турниром. Кубок \"Спартака\" был тоже достаточно массовый и большой, но его масштаб измерялся не только количеством пар, но и какими-то постановочными, внешними эффектами, выступлениями звезд, телевизионной трансляцией и так далее.
В этом виде деятельности, так же, как и в любом другом: то, что организатор считает для себя важным, то он и получает потом \"на выходе\". Так, в случае с Кубком \"Спартака\" нам было важно, чтобы турнир был не только событием в жизни танцоров, но и событием в жизни страны, в жизни города. У турнира \"Russian Open\", которым мы продолжаем заниматься и сегодня, - другая задача. Это, действительно, турнир самого высокого спортивного уровня. И мы хотим, чтобы его участники чувствовали себя комфортно, чтобы на турнире не было никаких организационных проблем. Но это еще не все. Когда мы только начинаем готовить этот турнир, мы всегда ставим вопрос о том, чем мы будем удивлять наших гостей, каким будет торжественное открытие, свет, декорации. В случае со \"Славой России\" одна из самых важных для нас задач заключается в том, чтобы все, кто приехали на турнир, чувствовали масштаб и значимость этого события.
Конечно, для турнира важно иметь свое лицо. Турниры Валерия Гулая, например, имеют собственное лицо. Для меня это лицо, про которое трудно что-то особенное сказать, по-моему, главная достопримечательность этих турниров - то, что они всегда проходят четко по расписанию. Очень долгую традицию уже имеет турнир в Нижнем Новгороде, который более тридцати лет проводят Татьяна и Юрий Сиверс. Очень приятно наблюдать за тем, как сейчас работает Денис Кузнецов, как он старается, чтобы его турнир имел свой индивидуальный стиль: привлекает лучшие пары, находит деньги, спонсоров. И, как мы видим, это с благодарностью воспринимается и участниками, и зрителями.
- Для турнира важна не только хорошая организация, но и атмосфера места, в котором он проводится. Есть ли шанс, что турниры в России, когда-нибудь будут проходить в более презентабельных условиях, чем крупные спортивные площадки, что у российских танцоров когда-нибудь появится зал, подобный Блэкпульскому Winter Garden?
- Это не только проблема России. В Европе турниры по спортивным бальным танцам порой проходят в более удручающих условиях, чем у нас. На меня неизгладимое впечатление произвел, например, Чемпионат Европы в Польше, который проходил в небольшом зале какого-то военного городка. У Блэкпульского турнира легендарная история, хотя, если вы спросите таксиста, который вас везет к этому залу, что там происходит, то он ответит \"не знаю\". Блэкпул - это турнир, известный в своей сфере.
Безусловно, нас тоже будоражила идея провести турнир в Гостином дворе, и мы даже приступали к ее реализации, но потом все-таки решили провести \"Кубок Спартака\" в спорткомплексе \"Олимпийский\". Сейчас такая идея, безусловно, упирается в деньги. Вы знаете, сколько стоил билет на \"Венский бал\"...
- От девяти до пятидесяти трех тысяч...
- Представьте, что мы завтра повесим на DanceSport.Ru объявление о том, что мы проводим турнир, где билет будет стоить, пусть даже не пятьдесят три, а двадцать три тысячи. Понятно, что из этого получится.
Станислав Попов проводит Кубок мира в Кремле. Мы работали в этом зале, и с точки зрения постановочной, он очень тяжелый: низкий потолок, маленькая сцена, дневной свет. Безусловно, это зал - торжественный с точки зрения месторасположения, но с точки зрения удобства для танцоров и зрителей, он, в общем-то не лучший. И, хотя посетители форума DanceSport.Ru часто спорят, предлагая какие-то идеи места проведения турниров, которые лежат на поверхности, я могу сказать, что, когда начинаешь заниматься этой проблемой сам, на поверку оказывается не так много залов, в которых реально можно провести турнир.
На сегодняшний день турниры - это массовые спортивные мероприятия. И я понимаю тех участников, которые говорят, что им некомфортно раздеваться на трибунах. Однако мы предлагаем раздеваться на трибунах не от того, что нам не хочется создать им соответствующие условия, а от того, что участников такое количество, что они нигде больше не поместятся. К сожалению, массовость часто идет в ущерб комфорту. Это как с автобусом: если этот маршрут стал пользоваться популярностью или наступил час пик, то всем некомфортно, хотя это тот же самый автобус, тот же самый водитель, та же самая транспортная компания и т.д., но сидячих мест всем не хватает.
- А как вы относитесь к идее постройки специализированного танцевального комплекса?
- Мне кажется, нецелесообразно строить зал, где будут происходить только танцевальные конкурсы. Во время турнира в Олимпийском или во Дворце спорта \"Лужники\" его обслуживают сотни людей, и это только персонала. Хороший выход находят американцы. Они проводят турниры в гостиницах. Правда, во время турнира каждый участник обязан снять номер в этой гостинице и там переодеваться.
- Организация турнира требует тщательной проработки деталей. А кто занимается этой проработкой?
- У нас есть постоянная команда, состоящая из десяти человек. Возглавляет этот комитет Евгения Ивановна Лавренко, исполнительный продюсер \"Dance Promotion Group\", генеральный директор компании Александр Глазов, мой ассистент Наталья Песикова. С нами постоянно работают также Тарас Бичурин, Алексей Каплуновский, Алексей Рогонцев, Джана Караева, Ирина Тревгода, Алла Шпаковская. Все это не танцоры, не родители танцоров, не преподаватели, не судьи. Поэтому с нашей командой легко решать все вопросы, потому что ничего, кроме цели провести турнир хорошо и профессионально, перед нами не стоит. Нам не нужно отслеживать выступления \"своих\" пар и результаты. И это было изначально, поэтому, наверно, у Кубка \"Спартака\" был такой успех. Для нас подготовка турнира – это процесс постоянный. Это то, чем мы занимаемся каждый день. Как правило, мы не берем на себя спортивную составляющую турнира: вопросы судейства, счетной комиссии остаются в ведении организатора.
Последний проект, который мы сейчас завершаем, это система оплаты взносов он-лайн. Регистрироваться участникам будет гораздо проще, потому что вместе с заполнением регистрационной формы сразу будет возможна оплата либо кредитной картой, либо электронными деньгами, прямо на сайте, без похода в банк. Таким образом, мы избежим \"мертвых душ\" в регистрации, что позволит оптимально планировать график турнира. Это позволит также избежать \"недоезда\" участников, который достигает сорока процентов от общего числа зарегистрировавшихся. Мы надеемся, что это значительно улучшит условия тех, кто приезжает на турнир.
- Есть еще одна проблема, которая до сих пор не решена, - это проблема воровства на турнирах...
- К сожалению, эту проблему решить довольно сложно. Мы не можем поставить сотрудника безопасности в каждую раздевалку и к каждой сумке, мы не можем по закону ставить видеокамеры. Кроме того, к нашему большому сожалению, воруют не посторонние люди. Единственно, чем мы можем помочь, как организаторы, - это предоставить камеры хранения. Они есть на каждом турнире, на котором мы работаем, и совершенно бесплатны.
- Организационные проблемы спортивных соревнований, прежде всего, происходят именно из-за недостатка финансового обеспечения от стартовых вносов?
- Проблема в том, что стартовые взносы, которые платят участники, перекрывают всего 30-40 процентов затрат на турнир. Раньше турниры проходили редко и собирали большое количество участников, которые еще вели с собой и зрителей, и эта цифра могла быть выше. В основном, спортивные турниры проводятся на деньги спонсоров. Pro-Am – более коммерчески жизнеспособная система, потому что турниры в этой категории все-таки напрямую зависят от взносов участников. Но на сегодняшний день даже Pro-Am турниры - проекты инвестиционные. Мы инвестируем эти проекты в России и надеемся, что то, что случилось за 70 лет в Америке, получится осуществить в России лет за 5–7.
- Такая динамика уже наблюдается?
- Такая динамика уже наблюдается в Москве, но мы ждем, когда к столице начнут подтягиваться и регионы. Потому что в Америке Pro-Am как раз развит во многих штатах.
- А у российских регионов есть такие возможности для развития? Ведь Москва традиционно находится в более выгодных экономических условиях...
- Конечно, я с этим согласен, но уже сейчас на наши турниры регистрируются пары из Иркутска, Красноярска, Новокузнецка, Ярославля, из Центральной России. Это движение развивается, поэтому мы считаем, что такие инвестиции оправданы. Это инвестиции в будущее, и мы уверены, что в России это будет успешно. И вот тогда есть реальный шанс, что турниры по спортивным бальным танцам при участии пар Pro-Am могут быть организованы в хороших местах и с хорошими условиями. Вся эта пирамида будет стоять на большом основании, состоящем из огромного количества любителей бальных танцев. И Pro-Am-студенты будут с удовольствием в этом участвовать, потому что в конце вечера, например, их будет ждать красивый финал спортивного турнира.
- Алексей, бизнес есть бизнес. Но я неоднократно читала в ваших интервью, что Вы занимаетесь организацией турниров не только для того, чтобы заработать деньги...
- Безусловно, и я всегда это говорил, деньги – это лишь производное от того, чем ты занимаешься. Если ты делаешь дело, которое тебе нравится самому, делаешь дело, которое нравится другим, то деньги у тебя появятся. Начинать любой проект только для того, чтобы заработать деньги, не стоит. Это я могу сказать с абсолютной уверенностью. И так было, начиная с первого крупного проекта, которым стал для меня Кубок \"Спартака\".
В первую очередь, у меня был интерес сделать что-то такое, что будет красиво, что будет привлекать внимание, о чем будут говорить. Когда мы начинали этот проект, денег, естественно, не было. Но со временем спонсоры сами стали к нам обращаться, потому что это был уже известный бренд и большое мероприятие в \"Олимпийском\". И пусть нас ругали в Интернете, и пусть нас ругали в Президиуме Московской Федерации \"за очереди у касс и переполненый зрителями зал и большое количество \"звезд\"\", но мы это делали с одной целью: чтобы люди, которые никогда не знали, что такое бальные танцы, но знали Филиппа Киркорова, пришли посмотреть на Филиппа Киркорова и открыли для себя бальные танцы. И поняли, что мы ничем не хуже, и мы также можем заполнять спорткомплекс \"Олимпийский\" и собирать полные залы.
Мы не кричали о том, что бальные танцы просто так зацветут пышным цветом на планете Земля, но мы в течение девяти лет показывали новогоднюю программу о Кубке \"Спартака\" на первом канале, мы делали рекламу на билбордах, хотя это было экономически не выгодно. Поэтому теперь я смело могу сказать, что \"Dance Promotion Group\" - один из главных популяризаторов бального танца в нашей стране.
- А есть ли надежда, что бальные танцы сравнятся когда-нибудь по популярности с фигурным катанием?
- Шанс есть всегда. Но любой вид человеческой деятельности популярен тогда, когда в нем есть узнаваемые личности, звезды. У нашей компании есть опыт по раскрутке танцевальных звезд, если можно так сказать. В свое время нам удалось сделать так, что Дмитрия Тимохина и Анну Безикову узнавали на улицах и просили у них автограф. Правда, тогда ситуация в танцевальном спорте была немножечко другой. Если вы вспомните финал того времени, то каждая пара была тогда со \"своим\" лицом. Дмитрий Тимохин и Анна Безикова, Влад Павлов и Светлана Полянина, Сергей Рюпин и Елена Хворова. Они, действительно, были очень харизматичными. Сейчас таких пар в финале гораздо меньше.
И плюс к этому, очень важно понимать, что, для того, чтобы человек стал звездой в широком смысле этого слова, он должен хотеть этого сам.
Как говорит Андрей Малахов в новой книге \"Моя вторая половинка!\": внутри каждой звезды живет другой человек, который заставляет его совершать какие-то поступки, которые, в принципе, можно было бы не совершать, но именно они и приводят к известности.
Работа звездой - это не только участие в соревнованиях, это еще и светская жизнь, интервью, съемки. Одного не бывает без другого. На сегодняшний момент нет такой сильной личности, которая могла бы, сохраняя привычный темп тренировок, работать на свою популярность.
Конечно, когда у тебя есть золотая олимпийская медаль, что, на мой взгляд, отличает коренным образом фигурное катание от бальных танцев, интерес СМИ к тебе гораздо выше. Но, тем не менее, шанс такой есть, и, когда найдется человек, который сможет взять на себя эту тяжелую ношу, наверно, мы попробуем.
Продолжение следует...