\"Кубок Диаманта\" - второй турнир в этом году, проведенный в три дня. Помимо традиционных International, и Чемпионата мира по 10 танцам среди Юниоров, 28 марта, в шикарном банкетном зале Кремля, \"Диамант\" провел 14-ю национальную премию \"Экзерсис\" за достижения в области танцевального спорта. Можно считать это совпадением, но, как и Чемпионат России made in \"Русский клуб\", российский танцевальный Оскар получился неоднозначным.
И там, и здесь все было довольно предсказуемо, хотя не обошлось и без сюрпризов. Почему-то не явились на церемонию Иван Новиков и Маргарита Клименко, дружно поделили премию \"Открытие года\" Андрей Гусев - Елизавета Черевичная и Симачев Юрий - Сибаева Ангелина, и, наконец, \"ловкость рук, и никакого мошенничества\" - каким-то удивительным образом после \"Московской звезды\" исчезли из номинации Молодежь, Latin Антон Карпов и Кристина Мошенская.
Тем не менее, невозможно не признать, что организаторы проделали большую работу. В суровые кризисные времена они не поскупились на банкетный зал Кремлевского дворца съездов, парадный антураж, звезд кино и эстрады. Среди поющих гостей церемонии – Юлия Савичева, Борис Моисеев, группа \"Ассорти\", Корнелия Манго и Марк Тишман, Александр Панайотов и великолепная Тамара Гвердцители (и это не считая приглашенных, но непоющих депутатов Госдумы, нескольких Олимпийских чемпионов, и артистов кино).
При сравнительной доступности билетов, приятно в этот вечер радовал ассортимент буфета и столиков. Весеннюю атмосферу церемонии придавали и очаровательные барышни в разноцветных кринолинах из ансамбля \"Маргаритки\", которые встречали всех гостей на парадной лестнице и вручали дипломы номинантам. (Одна, самая юная \"маргаритка\" настолько вошла в свою роль, что просто не хотела покидать сцены, то и дело, проникая на нее из-за кулис, даже тогда, когда это совсем не предусмотрено было сценарием).
Кто был на Кубках Кремля, знает, что банкетный зал дворца съездов – далеко не самое простое пространство для проведения любого турнира. Вовлечь в действо все три уровня столиков, находящихся на разном расстоянии от паркета, - задача не из легких. И, тем не менее, безукоризненный конферанс и организаторский талант Станислава Попова справлялся и не с такими задачами. Иное дело – \"Экзерсис\", где многочасовую церемонию комментировали Наталья Прохорова и Антон Макарский. Ведущих сложно упрекнуть в непрофессионализме: Антон всего лишь один раз (но как эффектно!) поставил неверное ударение в фамилии Ирины Маровой. Однако, ни бархатный баритон Антона, ни знание предмета Натальей не смогли компенсировать официальность их текста и удержать рассеянное внимание публики.
Дело было не только в сугубо нейтральном конферансе. На всем этом дорогом, и, надо признать, хорошо продуманном действе лежала какая-то неуловимая печать официоза, которую сложно было нивелировать даже самыми яркими выступлениями. Язык большинства выступавших не пестрил метафорами, отчетливо напоминая традиционные благодарности оскароносных лауреатов с их типичным \"Спасибо моим родителям\". И в этом повинны были не столько номинанты, сколько сама атмосфера масштабной церемонии. Эту пафосную ауру, пожалуй, лишь немного разбавили живые комментарии стремительно взбежавшего на сцену Антона Сихарулидзе, олимпийского чемпиона по плаванию Александра Попова и Марата Гимаева, который будто бы невзначай соревновался с ними в остроумии.
Ближе к концу церемонии публика начала расходиться, несмотря на то, что самые яркие танцевальные выступления ждали зрителей именно в финале \"Экзерсиса\". К слову заметить, бурных аплодисментов в этот вечер не дополучили не только танцоры, но и звезды эстрады, которые принимали участие в церемонии. Счастливым исключением стало, пожалуй, лишь выступление Тамары Гвердцители, которая великолепно исполнила песню \"Нет, я не жалею ни о чем\" Эдит Пиаф. Возможно, аплодисментов звучало бы больше, если бы церемония была более ёмкой и короткой, а репертуар артистов был чуть более популярным. Однако какова бы ни была реакция публики, выступления звезд эстрады – в любом случае, удачный ход, который поможет обеспечить трансляции \"Экзерсиса\" - 2009 достойные телевизионные рейтинги.
О том, как оценивают церемонию сами организаторы, нам удалось узнать сразу после завершения мероприятия. Андрей Тельнов тем, как прошла церемония, остался доволен: \"Да, в целом, я доволен. Все далось большим трудом, было очень много проблем, потому что это новая площадка, и для нас было очень много неизвестных моментов. Но, в целом, я доволен атмосферой, я доволен зрительской картинкой, я доволен тем, что нам удалось созвать звездный состав: депутатов, министров, эстрадных исполнителей. Да и ребята подготовились очень хорошо: каждый сделал свой красивый, яркий номер\".
Это небольшое интервью, равно как и два других, нам удалось сделать каким-то чудом. Парадоксально, но \"Экзерсис\" был организован так, что журналисты физически не могли попасть в раздевалки к спортсменам: суровую кремлевскую охрану мало волновали не только проблемы прессы, но и наличие у нее аккредитации и пропуска. И это было бы полбеды, но организаторы категорически настаивали и на том, чтобы наш сайт отказался от публикации видео с номерами участников. Наверно, в нашей стране настолько привыкли запрещать, что никак не могут остановиться, забывая о том, что подобные запреты делают бальный танец доступным лишь для касты избранных, обесценивая тем самым не только труд спортсменов, но и свой собственный труд.
А, между тем, на \"Экзерсисе\" было, что послушать и на что посмотреть. Музыкальным лейтмотивом четырнадцатой по счету церемонии стала классическая музыка. Именно она навеяла многим тему балета: в номерах танцоров то и дело мелькали атрибуты и элементы классической хореографии. И, тем не менее, испытание классикой в этот вечер выдержали не все. Кто-то предпочел современные классические обработки, кто-то - и вовсе не классику, кому-то для этой музыки просто не хватило изобразительно-выразительных средств.
Впрочем, этого невозможно было сказать о наших ведущих взрослых дуэтах, которым даже самая сложная, классическая музыка была в помощь. Яркими костюмами и напряженной хореографией блистали Станислав Николаев и Александра Нелюбина с их \"Половецкими плясками\" на музыку Александра Бородина. В лучших традициях Петра Ильича Чайковского, бесподобно легкий и волшебный номер подарили публике Марат Гимаев и Алина Басюк, трагического Моцарта - Андрей Зайцев и Анна Кузьминская, стремительного Никколо Паганини - Сергей и Ольга Коновальцевы.
Из менее опытных дуэтов в этот вечер выделялись Андрей Гусев и Елизавета Черевичная с их номером \"Ave Maria\", поставленным под знаменитую музыку Франца Шуберта, и Никита Бровко и Алина Жаруллина с их композицией по мотивам фильма \"Искупление\" (композитор Дарио Марианелли).
Андрей Гусев и Елизавета Черевичная на \"Экзерсисе\" отошли из своего привычного \"развеселого\" амплуа, замахнувшись на вполне серьезный жанр. И этот театральный контраст сработал: под звуки молитвы публика затихла, с интересом наблюдая за перевоплощением. О том, как ребята осознали эту музыку, и что они пытались донести своим номером, нам рассказал Андрей Гусев: \"Этот номер мы делали примерно две недели с нашим педагогом - Максимом Подопригора и Лизиной мамой, которая помогала нам с идеями и поддержками. В нашем номере есть идея женского и мужского начала: сначала мы не знали друг друга, потом, познакомились, и, будучи знакомыми, остались вместе. Это идея мужчины и женщины, соединенных воедино. Мы не зря вставили в начале и в конце небольшой кусок молитвы, это придало танцу какую-то идею\".
Никита Бровко и Алина Жаруллина классике предпочли саундтрек из фильма 2007 года \"Искупление\". Однако, несмотря на это, их захватывающий и интеллектуальный номер был не менее богат на смысловые оттенки: \"Идея композиции та же, что и в фильме, - рассказывает Никита, - я пишу какое-то письмо, а Алина, наверно, выражает то, о чем я пишу. Нам очень понравилась музыка: очень необычная и оригинальная. Мы сначала прослушали музыку, услышали удары клавиатуры, услышали, что это печатная машинка, что это ретро\".
Письмо, которое пишет герой фильма \"Искупление\" своей возлюбленной, приводит к самым непредсказуемым последствиям: героев навсегда разделяют ход истории и вмешательство впечатлительной младшей сестры. Но Никита Бровко и Алина Жаруллина дали Робби и Сесилии надежду на другую судьбу: в финале их номера герой все-таки избавляется от рокового письма. Этот, может быть, первый \"столь серьезный опыт\", как сказал Никита, можно считать большой хореографической удачей.
Кто-то, впрочем, в этот вечер, мог заметить и другие номера: серьезную композицию Сильде – Фирстовой, напористую и динамичную Симачева - Клокотовой, стильную Даниила Щербанюка и Бакрадзе Меги или другие. Однако знаковой, финальной композицией \"Экзерсиса\" стала \"слезная\" \"Lacrimosa\" в исполнении Анны Кузьминской и Андрея Зайцева, написанная Моцартом на текст католической молитвы:
Полон слез тот день,
Когда восстанет из праха
Чтобы быть осужденным, человек
Так пощади его, Боже,
Милостивый Господи Иисусе,
Даруй им покой. Аминь.
Последний \"Реквием\" Моцарта и номер, поставленный на эту музыку, звучат сейчас трагическим аккордом. Но, как всякое искусство, все-таки оставляют место надежде. А значит - бессмертны.