Ни для кого не секрет, что бальные танцы в Америке популярны совсем не так, как в России. И дело даже не в том, что там почти нет таких \"хлебных\" для наших организаторов детских групп и привычных очередей на стойке регистрации. В Америке пышным цветом цветет Pro–Am и очень хорошо поставлен профессиональный спорт. И только излюбленная российская категория Любители очень и очень немногочисленна. Большинство американских любительских турниров зачастую начинаются... с полуфинала, а любительский чемпионат США по стандарту собирает всего 40-50 пар, из которых львиную долю составляют наши бывшие соотечественники или выходцы из соцстран. Об этой и многих других особенностях американского танцевального спорта нам поведали чемпионы США по стандарту среди любителей – Игорь Микушов и Анна Демидова.
История дуэта
Игорь и Анна танцуют вместе чуть больше года.
Анна – очаровательная блондинка и сестра небезызвестной Катюши Демидовой, вот уже третий год – настоящая американка. И нисколько не жалеет об этом: \"Я всегда планировала, что перееду в США, после того, как закончу школу\". Танцевать она начала еще в России (Аня выступала за танцевальные клубы \"Динамо\" и \"Спартак\" - прим. ред.). Анин папа вначале был против танцевальной карьеры младшей дочки: видимо, предчувствуя, что две чемпионки США в одной семье – это небольшой перебор. Но потом все-таки передумал и отправил Аню по стопам старшей сестры.
Игорь Микушов начал танцевать в 6 лет в Томске. Первое увлечение танцами продлилось недолго, и вскоре Игорь предпочел бальным танцам кружок английского языка, который проходил в том же здании. Но, как видно, от судьбы танцора не уйдешь. Через год Игорь вновь встретился со своими танцевальными педагогами, и не смог отказаться от их заманчивого предложения вернуться к тренировкам.
Вскоре ему удалось добиться неплохих результатов, а позже - переехать из Томска в Москву. В Москве Игорь поступил в ГИТИС на курс Геннадия Гунько и Аллы Чеботаревой и начал танцевать в паре с
Екатериной Ромашкиной под руководством Станислава Бекмаметова и Натальи Урбан.
В паре с Екатериной они покорили финалы турниров Блэкпула и International. Но через три года танцевальный союз дал трещину: \"У нас возникло небольшое недопонимание с тренерами, – рассказывает Игорь. В подобной атмосфере я чувствовал себя скованно. А мне всегда нужно чувствовать себя свободным\". Тем не менее, в свободной Америке Игорь адаптировался не так быстро, как Аня, которая с детства гостила у сестры: первое время давали о себе знать языковые и культурные различия.
Танцевальный союз Игорь Микушов и Анна Демидова заключили более чем спонтанно. Они даже пробоваться не стали (к чему эти \"пустые\" формальности?). Просто приехали на UK и начали брать вместе уроки. А через две недели уже выступали на первом своем турнире в Америке. Сейчас Игорь и Аня - действующие чемпионы США и финалисты Блэкпула в категории Under 21.
Их главный тренер – Катюша Демидова. Принимать участие в танцевальной карьере Ани Катюша начала сравнительно поздно. Как и Аня, она уехала в 17 лет из России, когда ее младшая сестра только начинала танцевать. Сейчас у сестер сложились отличные взаимоотношения: вдали от родителей Катюша сама заботится об Анне. Кроме Катюши Демидовой, ребята регулярно занимаются с Гарри Макдональдом и Арунасом Бижокасом.
Игорь и Анна с большим пиететом относятся к своим педагогам: \"В профессионалах многие успокаиваются, погружаются в свои ощущения, технику, - комментирует Игорь. – А Арунас и Катюша выглядят на паркете более мощно и спортивно, чем другие пары. Они танцуют очень сложные вещи, и это выделяет их среди других\".
Несмотря на регулярные тренировки, свободного времени у Игоря в Америке намного больше, чем в России: \"Здесь я стал по-другому относиться к своему графику, - рассказывает он, - я не тренируюсь, как в Москве по пять – шесть часов, чтобы не терять ощущения танца, не превращаться в робота. Ведь я отдаю танцу свое время, чтобы получать удовольствие, а не для того, чтобы быть рабом этого\".
Сюр \"прайс\"
Игорь с Аней тренируются в шикарном зале в штате Нью-Джерси, всего в 30 от минутах от Нью-Йорка. И слово \"шикарном\" в данном случае – не художественное преувеличение: Игорь сравнивал американские танцевальные залы с блэкпульским Winter Gardens.
Практики в таких залах, естественно, недешевы: двадцать долларов в час для педагога и столько же для ученика. Такие же высокие расценки и на танцевальные занятия. Для студентов Pro-Am урок у танцора-любителя обойдется в США от 70 до 100 долларов. Цена зависит от того, сколько вы приобрели уроков - 12, 24 или 48: занятия \"покупаются\" исключительно пакетами. И вовсе запредельные расценки в неофициальной столице Америки у иностранных тренеров. Индивидуальные у педагогов класса Эндрю Синкинсона стоят не меньше трёхсот долларов: перелеты, гостиницы делают уроки в Нью-Йорке очень невыгодными...
Танцы в \"социале\"
В молодежных и юниорских категориях, вместо привычных для Russian Open трехсот - четырехсот пар, собирается всего 20-30 танцевальных дуэтов. И кто бы сомневался: с русскими, польскими, украинскими корнями. \"Мне кажется, такое количество русскоговорящих танцоров в Америке, комментирует Игорь – связано с нашим менталитетом. Родители наших детей готовы вкладывать любые деньги, чтобы ребенок танцевал. Американцы же дают свободу выбора ребенку. Хочешь играть в американский футбол, - играй, бальными танцами тебя заниматься никто не заставит\".
Традиционно детские направления в Америке – это группы поддержки и гимнастика. Танцующих на конкурсах бальных танцев американцев – единицы. На 30 русских парах бизнеса не сделаешь. Поэтому в США \"бальные танцы держатся на соушел-данс\" - рассказывает Игорь. Это самая многочисленная категория танцоров, средний возраст которых от 30 и старше. Что ж, состоявшиеся люди могут позволить себе недешевые развлечения.
Социальный танец приобрел в Америке необычайную популярность не только после фильма \"Давайте потанцуем\" с очаровашкой Ричардом Гиром и Дженифер Лопес, но и после последних выпусков \"Танцев со звездами\". \"Имена участников шоу знает почти каждый рядовой американец\" - говорит Аня, а количество желающих научиться танцам все растет. Любопытно, что многие танцоры-любители в Америке начинают именно в категории Pro–Am.
Любители и... профессионалы
Профессиональная федерация Америки достаточно сильна для того, чтобы привлекать к себе именитых иностранных танцоров. Отличным стимулом для них служат оплаченные поездки и хорошие призовые фонды. Исторически сложилось так, что американские \"профики\" имеют больше возможностей (в том числе и финансовых), чем любители. Последним, кстати, разрешили преподавать всего полтора года назад. Притом, официально - только первым шести топ - парам.
Уровень любительского танца в США ощутимо ниже профессионального. За год Игорь и Анна не проиграли ни одного турнира в Америке. На английских турнирах они стабильно обходят американские пары на один - два тура. \"Первые топ - пары Америки - безусловно, хорошие. Но уровень остальных финалистов чемпионата – это примерно одна восьмая финала Чемпионата России\" - рассказывают Игорь и Аня.
Сложнее всего хорошим русским танцорам перестроиться к малочисленным любительским турнирам в США: \"Если в России ты в первых турах можешь просто дремать между заходами, - улыбается воспоминаниям Игорь,- то здесь ты выходишь в полуфинал в один заход, и тебе сразу нужно выложиться. Это тоже добавляет соревновательного опыта\".
Закулисные игры
Хотите верьте - хотите нет, но и в американских бальных танцах тоже есть политика. Только совсем нероссийского розлива: без \"денежная\". К примеру, неудивительно, что калифорнийские судьи лучше оценивают пары из Калифорнии (их к счастью на всю Калифорнию штук пять). Но, боже мой, какие же это мелочи по сравнению с российской танцевальной Политикой!
\"Многим парам хорошего уровня из-за политики не удается раскрыться в России. Я думаю, в России я бы таких результатов, как в США не достиг никогда. На Чемпионате России я последний раз остался в одной шестнадцатой финала, будучи уже дважды в 48 на UK, финалистом International и Blackpool. Танцуя на UK в топ-48, я на следующей неделе приезжал в Россию и вылетал в тех же 48 на Чемпионате Москвы...\".
Что ж, до тех самых пор, пока наша танцевальная машина будет устроена так, стоит ли удивляться отъезду в Америку очередного очень перспективного спортсмена или тренера? Они найдут свое место там. Под калифорнийским солнцем.