Фрак. При его упоминании в сознании обязательно промелькнет образ бала: шорох женских платьев, безупречная стать кавалеров, звуки вальса Штрауса...
Но не спешите обманываться, господа танцоры. Изначально фрак – самая настоящая военная одежда. Еще в XVIII веке догадливые кавалеристы додумались заворачивать свои длинные мундиры так, чтобы они не мешали при верховой езде. Вскоре новомодную тенденцию подхватила пехота, потом – чиновники, и в первой половине XIX века фрак стал практически повседневной одеждой.
Популярный вначале лишь у английской элиты, вскоре он распространился по всей Европе. Каких только фраков не носили в это время: тёмно - коричневых, серых, брусничных! В России большую популярность заслужили именно цветные фраки, в то время как черные ассоциировались, в основном, с траурными церемониями.
В Германии после шумного успеха книги Гете \"Страдания юного Вертера\", молодежь поголовно оделась в синие фраки с желтыми жилетами (юных немцев не смущало не только невероятное сочетание цветов, но и то, что именно в таком фраке главный герой книги застрелился от несчастной любви).
Пять правил модного этикета
В XXI столетии золотое время фраков ушло в прошлое. Сегодня этого \"английского джентльмена\" можно встретить лишь на свадьбе, редком светском приеме или в оркестровой яме с дирижерской палочкой. Но и в век новых технологий фрак устойчиво ассоциируется с элитой общества. К ней, кстати, могут себя причислить все танцоры старших классов: ведь именно они имеют законное право прикоснуться к \"святая святых\", Его Высочеству Фраку...
Однако фрак танцевальный - лишь только одна из веточек этого древа традиций. Чтобы понять, чем отличается танцевальный фрак от своего светского родственника, надо вначале разобраться с консервативным характером последнего.
Итак, чтобы быть одетым не хуже \"лондонского денди\", ваш фрак должен соответствовать минимум пяти требованиям:
- Он должен быть черным, очень черным.
- Он должен быть выполнен из высококачественных шерстяных или полушерстяных тканей. Оптимально, если эти ткани будут консервативного английского или \"творческого\" итальянского производства.
- Он обязательно должен быть сделан вручную, ведь эта вещь – отпечаток вашей индивидуальности.
- Классический английский фрак обязательно должен иметь атласные лацканы. Точь-в–точь такие, как у английского премьер-министра Бенджамина Дизраэли. Именно с его легкой руки курильщика они вошли в моду: пепел от сигар, которыми он частенько баловался у себя в библиотеке, легко скатывался по скользкой ткани лацканов.
- Фрак требует строго продуманных аксессуаров: высоких брюк на подтяжках, белой изящной бабочки, лаковых и только лаковых черных туфель, таких же черных, оправленных золотом запонок. В плохую погоду все это великолепие легко дополнит черное пальто, белый шарф и белые перчатки.
Фрак танцевальный - необыкновенный
Конечно, не все вышеизложенные правила, распространяются на эстрадные и танцевальные варианты фраков. Желающим выделиться на паркете, например, всегда можно выбрать не классический черный, а темно-синий цвет пиджака с длинными фалдами, или просто – строгую полоску. Все зависит от уровня запросов и вашей индивидуальности.
И, что ни говори, танцевальные фраки – это особая статья. Здесь нет столь строгого этикета. Запонки - не обязательно черные, фрачная рубашка – максимально удобная, сегодня все чаще - боди. Танцевальный фрак демократичнее своих светских родственников. Во-первых, потому что двигаться в нем приходится много, очень много. А значит, ткань для него должна хорошо \"дышать\", быть пластичной и не слишком дорогой (40-80 евро за метр) и... сидеть на вас не хуже, чем, скажем, на Бонде, Джеймсе Бонде.
Неслучайно, кстати, последнего мы так часто видим на экране в смокинге или фраке. Рост специального агента его Величества (за исключением, пожалуй, последнего Бонда - Дэниела Крейга) выше 185 сантиметров. Именно такой рост - идеален для пошива фрака, что, впрочем, не мешает, фрачных дел мастерам шить на более сложные - крупные или детские фигуры.
Средняя цена танцевального фрака в Москве, Санкт - Петербурге сейчас колеблется от 21 до 25 тысяч рублей, (стоит ли сомневаться, что в туманной Англии он обойдется вам значительно дороже). Можно, конечно, воспользоваться фраком с чужого плеча: его стоимость будет примерно на 10 тысяч дешевле. Но это скорее промежуточный вариант. Нельзя забывать, что в покупке чужого, пусть даже почти нового фрака есть определенный риск: ведь одинаковых фигур, как одинаковых отпечатков пальцев, не бывает.
Недешевая стоимость танцевального фрака определяется, прежде всего, ручной технологией его изготовления. Так называемым \"bespoke tailoring\", то есть индивидуальным пошивом. Этот термин известен еще с XVII века: в то время английские джентльмены сами предпочитали выбирать себе ткани у портного.
Так же или почти так все происходит и поныне. Вначале - выбор ткани, потом – многочисленные мерки (обязательно – в стандартной стойке) и раскрой материала. После этого - примерка (и), на которой фрак обычно все еще сметан вручную (например, контрастными красными нитками).
После примерки фрак обязательно разбирается на составные части, а потом - собирается вновь, в уже готовом виде. Пошив танцевального фрака занимает намного больше времени, чем, скажем, фабричный пошив мужского костюма.
Мастеров, которые могут сшить хороший танцевальный фрак, можно пересчитать по пальцам. Ведь танцевальные фраки – достаточно трудоёмкая и кропотливая работа, которой не научат ни в одном учебном заведении...
Фрачных дел мастер
Макс Байкулов – один из тех редких мастеров, которые не только шьют фраки, но и уже заслужили в танцевальном мире приличную репутацию. Его клиенты - Иван Новиков, Роман Гончаров, Сергей Коновальцев. Впрочем, их \"звездность\", как признается Максим, его интересует в последнюю очередь. С тех пор как из финалиста Чемпионата России по 10 танцам он окончательно переквалифицировался в мастера по пошиву мужской одежды, уж девять лет воды утекло. А сейчас на турниры Максим ходит редко и зачастую не знает современных \"звезд\" в лицо.
Макс Байкулов – самый настоящий потомственный портной: в его семье шили мама, папа, бабушка, прабабушка. Рассказывает, что первую свою вещь (платье для куклы) сшил в шесть лет. С тех пор женские вещи – почти не шьет: говорит, с мужчинами работать проще и быстрее.
Первый фрак Максиму сшила мама, следующие – с пятнадцати лет он шил себе сам. Набив руку, начал шить для других. Так и шьет фраки вот уже 18 лет. Вначале - дома, сейчас - в собственном ателье с небольшим штатом сотрудников, которые, несмотря на юный вид шефа, дисциплинированно называют его по имени и отчеству...
И не удивительно. На работе Максим - серьезен и сосредоточен. Пока мы находимся в его офисе, постоянно заходят гости, раздаются звонки клиентов. В промежутках между многочисленными звонками, нам все-таки удается задать Максиму несколько вопросов.
- Максим, какие сейчас существуют тенденции в моде на фраки?
Уже долгое время популярны атласные ткани. Я люблю хорошую шерсть: ее посадка и качество обычно лучше, чем у синтетики. Мода на фраки относительно статична, в ней нет такой динамики как, например, в латине. Хотя сейчас мы все больше движемся к спорту: и по тканям, и по объему. Фраки скоро будут все больше похожи на какие-то \"лыжные костюмы\" (смеется - Ю.К.).
- Кто сейчас лидирует в производстве фраков?
Скорее итальянцы. Есть неплохие мастера и в Германии. Но итальянцы – лидеры. Англичане хорошо шьют на топовые пары. На обычных танцоров у них немало \"халтуры\", причем за очень большие деньги.
- Сколько времени максимально занимает пошив фрака?
24 - 25 часов. Коллектив из трех человек в сутки работает 24 часа. А это значит, что в день мы можем шить по фраку.
- Наверно, перед Russian Open приходится ночевать на работе?
Прецеденты были. Конечно, самый \"страшный\" месяц для нас – это октябрь... Тем более, что ателье находится недалеко от Лужников, поэтому к нам могут заехать на примерку и в восемь утра, в выходные перед конкурсом...
- Сколько времени в среднем носится танцевальный фрак?
Активно танцующая пара может шить фрак один раз в сезон. При слабеньком режиме (раз в две недели, скажем) – полтора – два сезона. Именно поэтому мы и не используем самые дорогие ткани. Они приходят в негодность достаточно быстро.
- Для кого проще всего сшить фрак? Как выглядит идеальный клиент?
Мы шьем для всех. Но идеальный клиент - 25 лет, метр девяносто, худой, но с выраженной мускулатурой. Модельной внешности. Неслучайно на моделей так легко шить: им все подходит.
Но даже, если вы не очень похожи, например, на Уорена Бойса или Евгения Григорова, есть еще одно определение идеального клиента. Пожалуй, более важное: \"Идеальный клиент – продолжает Максим - наверно, тот, кто дает портному свободу. Чем свободней портной, тем лучше обычно получается. Если ты в душе свободен, то тебе можно сшить все что угодно\".
Контакты
Макс Байкулов |
www.MaxBaykulov.ru | +7 495 729 7250