Определенная сложность в пошиве танцевальных костюмов связана с основной, т.е. наиболее часто используемой тканью в этой области - бифлексом. Требуется немалое время для того, чтобы почувствовать его и научиться работать с этим специфическим материалом, который зачастую имеет достойный вид только при хорошей посадке. Поэтому, при устройстве на работу в арт-ателье опыт в общении с бифлексом - одно из важнейших требований как к конструктору, так и к портнихе.
Фото. Умение работать с бифлексом - основной тканью в танцевальных костюмах - очень важно для портнихи!
Второй важный аспект - платье должно быть практичным и комфортным. Это значит, что камни и другая отделка не должны отлетать от платья во время танца, швы не должны натирать тело и не должны распарываться в неподходящий момент, а покрой не должен создавать неудобств в движении. Всегда помните, в этом платье танцуют! И танцуют очень энергично, вытягиваясь, изгибаясь и скручиваясь так, как способны только люди с очень сильной растяжкой.
Фото. После сборки платья наступает обязательный завершающий этап - отделка костюма. В ход идут стразы, перья, жемчуг, цветы из ткани и любые отделочные материалы, которые сделают платье уникальным!
В технологическом отношении пошив типового платья состоит из следующих моментов (последовательность и набор операций могут меняться в зависимости от задачи):
- Пошив купальника / трусов;
- Пошив верхнего платья;
- Пошив юбки;
- Притачивание юбки к купальнику / притачивание трусов к платью;
- Соединение внутреннего купальника и верхнего платья;
- Вставка резинок практически по всем срезам, включая вырезы для ног в трусах;
- Пришивание кнопок в паховом шве трусов;
- Пришивание чашек к платью или купальнику;
- Крепление бретелей и резинок на спинке;
- Заделка (декор) шва притачивания юбки (трусов);
- Изготовление аксессуаров, пошив перчаток;
- Пришивание лейсов;
- Расклейка камнями;
- Расшивка бисером, жемчугом, украшение перьями, цветами и т.д.
В этом разделе мы остановимся на самых важных моментах технологии - соединии юбки с купальником, пошиве трусов, использовании чашек, пошиве перчаток, расклейке камнями и пришивании отделки к платью. Весь объем работ по пошиву можно условно разделить на машинный и ручной, причем на платьях для старших категорий объем ручных работ неизмеримо больше.
Елена Кондратенкова, заведующая швейным производством Дома моделей \"Прима-Эста\": \"Работа у нас тяжелая, очень тяжелая. Почти половина идет ручного труда - расклейка, расшивка, декор. На машине делается основное - купальник, юбка. А отделка идет практически вся ручная - камни, пришив лейсов, аппликаций, цветы из ткани. Ни одно платье не похоже на другое, ведь мы не имеем права повторять платья.\"
Фото. Распошивальная машина очень удобна в пошиве танцевальных костюмов! Хотя, конечно, обработать срезы купальника можно и на бытовой швейной машине - зигзагом или двойной иглой. Обратите внимание, рейтинговое платье выполняется однотонным и в простом решении рукава имеет удобную петельку на палец из телесной резинки.
Из швейного оборудования для пошива костюма требуются бытовая швейная машина, оверлок, распошивальная машина. В крайнем случае можно обойтись одной бытовой машиной, если она выполняет зигзагообразную строчку. Хотя, многие профессиональные мастера считают, что домашний \"зигзаг\" только портит изделие. Также в работе вам очень пригодится манекен для проведения примерок и разметки отделки платья в отсутствие клиента.
Фото. Обработать низ юбки можно разными способами. Одним из последних популярных решений является использование мягкого регилина, который создает упругую линию низа. Преимущества такой обработки хорошо видны на фото этого рейтингового платья.
На машине в первую очередь собираются детали купальника трикотажными строчками. Швы должны быть прочными и растяжимыми. Также на машине стачивается юбка и обрабатывается линия низа. Обработка низа зависит от ткани юбки и модели. Шифон можно подрубить на оверлоке или обработать \"зигзагом\", низ юбки из кружева можно обработать косой бейкой, бифлексу и жоржету можно придать дополнительную упругость с помощью уплотнителя низа (так называемого, мягкого регилина), вшитого в подгибку или настроченного на нее; также бифлекс можно подшить \"американкой\", утяжелить кромкой из бифлекса, настроченной прямой строчкой по фигурному низу юбки; можно низ оставить и необработанным, если срезы не закручиваются. Ваш швейный опыт должен подсказать оптимальное решение в конкретном случае.
|
|
Серия фото. Работа на манекене в Доме моделей \"Прима Эста\" над рейтинговым платьем. Купальник украшен драпировкой и оформлен рельефными линиями, чтобы подчеркнуть женственность девочки. Юбка в данной модели притачана на распошивальной машине. Материал - бифлекс.
Финальные фотографии (снизу) показывают готовую модель платья спереди и сзади. |
|
|
|
Притачивание юбки к купальнику.
Это самый тонкий момент в работе. Как сделать это незаметно и аккуратно? Давайте разберем наиболее популярные варианты. Во-первых, размечать линию притачивания юбки лучше на примерке или хотя бы на манекене. Линию притачивания юбки в стандарте и латине, как правило, спускают ниже уровня естественной талии, чтобы удлинить туловище и визуально приблизить фигуру к идеальной по Золотому сечению. Детям в рейтинговых платьях часто оформляют талию \"мысиком\", поднимая талию по боковым швам и спуская ее спереди (см. серию фото выше). Это помогает сделать талию стройнее и спрятать выпуклый животик девочкам.
Фото. При пошиве платья неизбежно встает технологический вопрос - как аккуратно пришить юбку к купальнику? Варианты решения зависят от вашего опыта и имеющегося оборудования. Шов притачивания потом, чаще всего, маскируют различным декором.
Способов притачивания юбки к купальнику известно всего три:
- Обработать край юбки руликом и пришить уже заделанный край к купальнику;
- Притачать юбку на распошивальной машине (или \"зигзаге\");
- Пришить юбку на руках.
Те же самые способы применяются, если нужно пришить трусы к цельному платью. Если же в модели используется внутренний купальник из сетки (но с трусами из основной ткани), то его закрепляют по горловине, рельефам, боковым швам. Закрепки делают на машине или вручную, зачастую прошивая оба слоя насквозь - строчка в строчку. Напомню, что основная задача купальника - растянуть и зафиксировать платье на фигуре, чтобы оно, например, не тянулось вслед за поднятыми руками партнерши. Шов притачивания юбки декорируют в зависимости от фантазии и разрешенных правилами украшений. Это может быть, например, драпировка в рейтинге, цветы, лейсы и камни - у молодежи.
|
|
Серия фото. В этой модели на латину используется составной купальник из телесной сетки и бифлекса. Трусы незаметно притачиваются на распошивальной машине, аппликации настрачиваются плотным \"зигзагом\". После съемок пошива этого платья нам посчастливилось заснять готовое платье на международном турнире \"Рашен Опен-2005\". Обратите внимание, как камни подчеркивают дизайн платья! |
Трусы / низ купальника
Принципиальным решением в трусах является наличие или отсутствие кнопок. На латину кнопки никогда не ставятся в силу их неэстетичности (тем более, что трусы в латине часто видны во время танца), а в стандарте и в рейтинге бывает, что делают кнопки для удобства надевания платья и для удобства в плане туалета.
Фото. В латине кнопки внизу купальника никогда не ставятся, поскольку трусы часто видны во время энергичного танца.
Последнее особенно важно для детей, которым в нервной обстановке конкурса требуется быстро сбегать в туалет перед самым выходом на паркет. Представьте себе на минуту, как девочка в длинном вечернем платье стоимостью 1000 долларов с морем шифоных юбок заходит в школьный туалет советской застройки. Вообразите, как это дорогое платье полностью падает на пол в тесной и не очень чистой кабинке, поскольку иначе его никак не снять... и вы сразу поймете всю актуальность кнопок в такой ситуации.
Кнопки используются крупные, пластмассовые, бельевые, которые крепко фиксируются в замке и дают некоторую гарантию, что они не расстегнутся самопроизвольно во время танца. Другой приятный момент, кнопки позволяют надевать платье снизу, не используя никаких дополнительных застежек вверху.
Чашки
Фото. Внутрь платья для латины вшиты поролоновые чашки для придания груди формы и дополнительного объема. Верхний край отделан бейкой из бифлекса, по нижней линии - заработанные косточки. Положение чашек в таком открытом платье фиксируется на фигуре благодаря хорошей натяжке купальника и поперечной телесной резинке на спине.
Использование чашек очень популярно в танцевальном костюме. Причина этого проста - чашка создает красивую силуэтную линию фигуре. Часто девушки (а иногда и девочки в категории Дети-2) используют чашки большего размера, заполняя внутреннюю пустоту силиконовыми или поролоновыми вкладышами. Это оправдано, поскольку на площадке хороший силуэт должен быть виден издалека. Чашки на разные размеры можно купить готовые, а также их можно вырезать по-простому из бюстгальтера. Кстати, многие мастера предпочитают второй вариант за хорошую форму чашек и комфортность в носке. Полученная чашка при необходимости обрабатывается по краям и вшивается между слоями тканей платья и купальника или же аккуратно подшивается к платью с изнанки, если второго слоя нет.
Ольга Кутузова, мастер, Москва: \"Чашки иногда обтягивают тканью, иногда покупают поролоновые чашечки, которые не нужно обтягивать. В танцах обычно используются поролоновые чашечки с как можно более плотным наполнителем, так как в основном чашка идет на увеличение объема груди. Некоторые чашечки - обрезные, т.е. их можно обрезать под нужный размер. Их, конечно, лучше обтягивать, потому что иначе они будут колоться. Основной принцип - чтобы было удобно.\"
Фото. Платья на латину часто выполняются без спинки или с большими вырезами. Для четкой фиксации платья на фигуре в таких случаях используется телесная резинка разной ширины. Наиболее частое ее применение - на спине, для поперечной натяжки платья по линии груди.
Хорошая натяжка купальника делает неподвижной область груди, благодаря чему чашечки в танце всегда сидят на своем месте. Если в модели выполняются большие вырезы, то они обязательно утягиваются телесной резинкой по спинке и, при необходимости, по плечам, обеспечивая нужный уровень фиксации платья на фигуре в области груди.
Перчатки
Фото. Петельку на палец можно сделать из рулика, либо из готовой резинки. Наиболее аккуратное крепление петли получается при ее вкладывании в припуски при обработке срезов рукава. Однако, бывает, что ее настрачивают или пришивают на руках с изнанки к уже готовому рукаву.
Перчатки с пальцами зачастую проще купить готовые, поскольку в продаже имеется большой выбор цветов. А вот полу-перчатки с креплением на один палец обычно шьются из ткани основы. По верхнему срезу стачанной \"трубы\" вставляется резинка для фиксации на предплечье, припуски по линии низа настрачиваются на распошивалке (или \"зигзагом\") с одновременной вставкой петельки для пальчика на конце (петелька вкладывается между припусками подгибки низа). Петелька на палец делается из круглой в сечении телесной резинки. Такая же петелька (длиной около 2-2,5 см) очень часто венчает длинные рукава купальников.
Расклейка камнями
Камни - излюбленное украшение платьев на латину и стандарт во все времена. Камнями можно украшать любые фрагменты платья и акссесуаров, причем проводить расклейку можно как на уже полностью готовых изделиях, так и на раскроенных деталях. Это зависит исключительно от предпочтений мастера.
Фото. Процесс расклейки стразами. Здесь использован специальный клей для стразов, который высыхая в течение получаса, становится бесцветным. Художник наносит капельки клея в соответствии с рисунком, потом на каждую капельку укладывает камешек от Сваровски и на мгновение прижимает его для фиксации. Удобный помощник в работе по расклейке - обыкновенная деревянная зубочистка!
Игорь Яровенко, мастер, г. Бишкек: \"Расклейку термостразами и термопаетками лучше делать на крое. Тем более при термическом креплении. У меня, например, утюг переделан умельцами в Институте Космических Исследований, и в нем регулировка температуры осуществляется с точностью до 5 градусов. Полиамидное полотно (купальную лайкру) нельзя нагревать выше 185 градусов, может появиться след от утюга. Да и клеить лучше на фторопластовой пластине или на стекле.\"
В специализированных арт-ателье практически не используются термоклеевые камни, поскольку бифлекс, как верно отметил Игорь Яровенко, сложен в терморежиме и не выдерживает высоких температур. Лучше, да и легче, работать с клеем. Для расклейки камней обычно используется универсальный клей для стразов по типу ПВА. Одна банка такого клея, например пр-ва Англии, стоит около 750 рублей. Специальный клей обеспечивает отличную фиксацию, удобен в работе, быстро сохнет и при высыхании становится бесцветным. Практически через полчаса после приклеивания последнего камешка изделие можно сдавать клиенту!
Ольга Кутузова, мастер, Москва: \"Нормальная скорость расклейки - 250-300 штук в час. Есть люди, которые клеят и по 500 в час. Но это зависит от вида работы. Одно дело - просто разбросать камни, тогда, конечно, можно и 500 сделать, другое дело - выложить камнями рисунок, это заметно дольше. Скорость зависит и от размера камней. Маленькие дольше, большие камни - быстрее и дешевле клеить. Стоимость расклейки для примера: в ателье - 2-3 рубля за камешек, у частных мастеров - от 60 копеек и выше.\"
|
|
|
Серия фото. Розово-мятное платье, о котором мы упоминали при разговоре о тканях, после первой примерки. В пошиве используется розовый шифон для юбки, мятный шифон для \"крыльев\", розовый и мятный бифлекс, а также розовая стрейч-сетка для купальника, и наконец, розовые лейсы для отделки. Художник готовит платье ко второй примерке и \"рассаживает\" крупный жемчуг по рисунку кружева. Платье готовится для партнерши А-класса, и поэтому непременно будет в конце отделки расклеено камнями. Съемки проводились в Доме моделей \"Прима Эста\". |
Застежка и отделка
Практически все работы с отделкой и застежками проводятся на растянутом купальнике. В платьях чаще всего используется застежка на \"молнию\" по середине спинки. Чтобы \"молния\" после втачивания не топорщилась, на примерке нужно замерить на каком отрезке должна быть втачана \"молния\" и на сколько нужно растягивать при этом ткань. Помимо \"молнии\" в качестве застежек используются крючки и кнопки, например в ошейниках.
Фото. Застежка-молния по середине спинки - один из самых частых вариантов!
Аппликации, лейсы, жемчуг и другая отделка платья также накалываются по эскизу на растянутый на манекене купальник. Аппликации настрачиваются \"зигзагом\", излишки ткани под аппликацией вырезаются ножницами. Расшивка бисером и жемчугом делается единичными стежками, чтобы сохранить эластичность изделия. Разумеется, расклейку камнями, описанную выше, также лучше производить на растянутой ткани.
В заключение этого раздела хочется отметить самое главное. Поверьте, в танцевальном костюме технология пошива - вторична. Она зависит только от вашего опыта, исполняемой модели и имеющегося оборудования. Здесь нет никаких догм и единственно верных приемов. Главное, чтобы в итоге получилось красивое и оригинальное платье, в котором ваша заказчица будет чувствовать себя особенной, в котором ей будет удобно танцевать и которое поможет ей в достижении ее целей. И в тот момент, когда она выйдет в этом платье на паркет, будет совсем не важно сколько швейных заповедей вы нарушили по неопытности. Главное - Она вышла на паркет ослепительно красивой, Ее заметили судьи и Она прошла в следующий тур. Ведь, на самом деле, только ради этого момента и было заказано это платье. Дорогие мои, верьте в свои силы, нарабатывайте практику, и у вас обязательно все получится! И кстати, уже сейчас вы знаете о создании танцевальных костюмов больше, чем многие ваши предшественники в начале своего швейного пути. Желаем вам творческих успехов и отличных клиентов!
Фото. Быть на паркете самой яркой и выиграть соревнования - именно ради этого заказывается платье!
На прощанье несколько слов от Елены Кондратенковой, которая занимается пошивом танцевальных костюмов не один десяток лет.
Елена Кондратенкова, заведующая швейным производством Дома моделей \"Прима-Эста\": \"Здесь очень важно любить красивые вещи и быть увлеченным этой работой, поскольку очень многое держится на энтузиазме. У нас девочки работают и вечерами, и ночами, чтобы сделать к сроку вещь, сдать красивое платье. И когда видишь благодарные глаза заказчика, когда тебе говорят от души \"спасибо\" - чувствуешь такое удовлетворение, что забываются все бессонные ночи, проведенные над платьем, и хочется снова создавать красоту!\"
Журнал о моде и шитье \"Осинка.ру\"