Нестандартность собеседника бросилась в глаза сразу. Среди традиционного кофейно-чайного ассортимента кафе, где произошла наша беседа, он выбрал напиток с таинственным названием \"чинтака\": горячий шоколад, изготовленный по рецептам древних майя. Оригинальность, хорошо поставленная речь и, наконец, самое настоящее человеческое обаяние подкупают буквально с первых минут общения.
По гороскопу он – Близнец. Как сам признается, - \"самый нестабильный и многообразный знак Зодиака\". В нестабильность не верится... Уж слишком сосредоточен он на своих задачах, по - европейски точен. Однако совсем неоднозначен. Ему близка и восточная созерцательность, желание взглянуть на мир (и на себя) \"со стороны\"...
Сергей Михеев: досье
Сергей вырос в подмосковном военном городке \"Заря\". В танцы, а точнее в хореографическую студию, его привела мама. Отдавать Сергея в специализированную школу семья была не готова, и поэтому в шесть лет он попал в кружок бального танца на базе местного Дворца Офицеров. Уже через год на семейном совете было принято решение искать серьёзную танцевальную студию в Москве. С этого момента родители самоотверженно стали возить Сергея на танцы в столицу.
Как он сам признается, ему очень повезло с первыми тренерами. Ими стали Александр Викторович и Анной Михайловна Машковы. Потом было еще много клубов с громкими названиями и педагогов с не менее громкими именами: Артур Лобов (Арт-данс), Александр Шишков и Ольга Стыценко (Мелисса), Владимир и Елена Колобовы (Динамо), Борис Докучаев, Петр Чеботарев (Ритм), Леонид Плетнев. Он достаточно успешно прошел по ступенькам любительской карьерной лестницы: чемпион Москвы по \"Е\" классу в Детях, финалист чемпионатов России по Юниорам, Молодёжи и Взрослым. Серьезные международные успехи начались в 2000 году, когда Сергей в паре с тогдашней партнёршей Анастасией Сидоран перешел в ТСК \"Ритм\": полуфиналы Открытых Чемпионатов Германии, Италии, Ирландии, Голландии, а также четвертьфиналы Blackpool и International дорогого стоят. Не менее успешно стала складываться карьера Сергея в профессионалах. В его копилке множество титулов, в том числе и самый ценный, чемпионский: Чемпион Мира в европейском секвее.
\"Десяточник\"
Мои тренеры всегда говорили мне, что упор нужно делать на десять танцев. Если есть желание, если есть способности и к латине, и к стандарту, нужно пытаться танцевать всё, не специализироваться на одной программе.
Почему мы выбрали стандарт? Думали, что это только переходный этап: вот сейчас в стандарте закрепимся за вершину, получим результаты, а потом уже займемся латиной. Это было нашей ошибкой, - у нас так и не получилось вернуться.
Когда мы перешли в \"Ритм\" к Петру Чеботареву, нам было поставлено условие - сконцентрироваться на одной программе. Мы выбрали стандарт. Появился результат. Однако, этот результат нужно было ещё и удержать, то есть продолжить специализироваться в стандарте ещё больше. А тяга к латине присутствовала всегда.
Мне не всегда интересно рассматривать каноны исключительно европейской программы. На уроках, которые я провожу, мы разбираем принципы, которые есть и в стандарте, и в латине. Иногда через латину меня понимают больше.
В этом прослеживается даже целая тенденция: немало учеников, с которыми я раньше работал как тренер-консультант, сейчас в латине на ведущих ролях. Стандартные идеи через эмоции всегда превращаются в очень интересные вещи.
\"Побег из тюрьмы\"
Когда мы перешли в профессионалы, нас часто стали приглашать выступать с показательными номерами. Тогда и родилась идея сделать профессионально поставленный номер. Выбрали, на наш взгляд, самого продвинутого в России постановщика - Александра Зенкевича. Он нам предложил революционную идею: побег из тюрьмы. Благодаря его легкой руке и нашему не совсем стандартному подходу, все и получилось.
Секвей - это не просто схематичный танец под музыку. Это шоу, которое нужно прожить. Для того чтобы у пары получился неповторимый номер, она должна созреть. То есть не просто уметь красиво танцевать, но и накопить достаточный багаж эмоциональных и духовных переживаний, иметь хорошие артистические способности: играть вживую, как в театре. И тогда режиссеру - постановщику остается лишь задать тему, которая сможет раскрыться в танце именно этой пары, и ни какой другой.
Профессионалы
Многое начинает видеться иначе, когда ты переходишь в профессионалы. Кроме категории, в которой ты регистрируешься, вроде бы ничего не меняется - неизменно твоё расписание, ты занимаешься ровно столько же, с теми же тренерами, ездишь на те же зарубежные турниры... Однако этот статус позволяет посмотреть на то, что ты делал в любителях с другой стороны.
Прошло буквально два-три месяца после нашего перехода из любителей. Съездив на UK и поучаствовав в Чемпионате России по профессионалам, мы уже почувствовали атмосферу внимания и уважения к танцорам. А потом я приехал на Чемпионат России среди любителей в качестве зрителя. И увидел такой муравейник из родителей, тренеров и танцоров, куда-то бегущих и ищущих свой двадцать первый заход! В абсолютно нечеловеческих условиях! Тогда я понял, что это просто искусственно созданная гонка. Она нужна только функционерам, которые грамотно и безапелляционно подменили понятие \"Бальный Танец\" на \"спортивные танцы\" и упорно называют исполнителей - \"атлетами, занимающимися танцевальным спортом\".
А ведь Танцы - это настолько вечное, настолько интересное, настолько внутренне наполненное!
О партнершах и о себе
Партнерш было много, как и у всех танцоров. В начале старался с ними долго \"держаться\": по пять – шесть лет. А вот в молодежный период было много партнерш по году.
С Настей Сидоран мы тоже продержались шесть лет. Эти годы были самые титульные. Когда мы встали в пару, я танцевал десять танцев стабильно, почти ровно. А Настя Сидоран со своим предыдущим партнером занималась только латиной. И многие были чуточку удивлены нашему союзу.
На протяжении двух-трех лет шло становление нашей пары: мы много занимались. В основном, европейской программой. Хотя Настино пристрастие к латине чувствовалось всегда. Да и я себя тоже стандартистом законченным не считаю. Поэтому наш танец в европейской программе, не воспринимался многими как классический Стандарт.
У нас был такой стиль: равнодушных не было. Кому-то это очень нравилось, кому-то не очень. Поэтому, буквально за год работы в шоу-программе, мы добились самого высокого титула. Видимо, потому что нашли правильное применение своим возможностям и творческим идеям. И выиграли чемпионат мира. Таких титулов в конкурсном танце у меня пока нет.
О расставаниях и перспективах
Нам в какой-то степени повезло: мы расстались на взлете нашей танцевальной карьеры. Если проанализаровать последний танцевальный год, то с каждым конкурсом результаты были все лучше и лучше. Мы впервые для себя попали в четверть на Блэкпуле по профессионалам. Еще через два месяца мы стали чемпионами мира по секвею. За два месяца до расставания мы были близки к полуфиналу International в Лондоне. А за месяц, мы поехали на Чемпионат Европы и были там в финале.
Почему это произошло? Да бог его знает. Решили с Нового года не танцевать. В этот момент уже шел кастинг на шоу «Танцы со звездами». Многие говорят, что это он повлиял на наше решение. Но, на самом деле, мы уже знали, что в дальнейшем не будем танцевать вместе. Настя хотела, чтобы мы продолжали танцевать только шоу, оставаясь в паре. Возможно, для нашей пары это было наиболее оптимально. А я хотел продолжать конкурсную деятельность. Это был осознанный выбор. Мы поняли кто, чего хочет. Настя сейчас занимается шоу-бизнесом. Я посвятил себя педагогической деятельности, открыл свой клуб и продолжил конкурсную карьеру.
Я достаточно упорный человек. И сейчас с новой партнершей - Юлией (Беляк - прим. редакции) ставлю себе новые цели и новые задачи для преодоления. Все-таки хочется ещё много доказать самому себе. Что в первую очередь, я – танцор.
Есть огромное количество вещей, которых я хочу добиться. Наверно, поэтому я продолжаю свою конкурсную карьеру. Сейчас для меня это участие ещё и эксперимент. Я проверяю на себе новые методики, ключи, через которые я смогу помочь своим ученикам.
Обратная сторона медалей
Хотим мы или не хотим, но танцы – это мини-модель общества, где присутствует мужчина, женщина и тренер как учитель. На этой мини-модели могут прослеживаться все процессы, происходящие в обществе.
Сейчас спортивные танцы - в любом случае лицедейство. Погоня за каким-то внешним (кем-то принятым) стандартом, имиджем. И главное, что мне не нравится в конкурсных танцах, так это то, что все играют в кого-то и пытаются показать совсем не то, что есть. Искренности очень мало. Именно поэтому о \"бальниках\" так мало хорошего можно сказать со стороны. Странные какие-то люди: причесываются, мажутся автозагаром, красятся, а главное - законсервированы в собственном мире. В наше время конкурсный танец направляет людей не на совершенствование себя. Он подгоняет их под какие-то стандарты, стереотипы. Спортивный танец ограничивает не только танцора, но и педагога, который формирует этого танцора для конкурсов.
Конечно, есть исключения. Люди, которые выше всего этого. Они как лампочки, их всегда видно: искренние и совершенно спокойные - больше отдают, чем забирают. Таким очень сложно, но такие люди есть. Однако если брать в процентном отношении к общему танцующему сообществу: спортивному, конкурсному, пропитанному интригами, то это будет 0,000... процента.
О полетах во сне и наяву
Танец – на самом деле, это естественно и легко. А у нас люди не верят в это. Действительно, ведь столько тонкостей, условностей, столько фигур надо выучить! А на самом деле, бальные танцы, в конце концов – это та естественность, которая уже есть в людях.
Танцами надо заниматься только, когда получаешь от этого удовольствие. Люди танцуют только тогда, когда танец им комфортен, когда их переполняет какая-то положительная эмоция от того, что все получается. И тогда \"маска\" не нужна.
О танце бальном и о танце спортивном...
На мой взгляд, нужно разделить танцевально - спортивные клубы на секции, занимающиеся танцевальным спортом и школы-студии бального танца. Если родители отдают своих детей в танцевальный спорт, то, наверно, они хотят, чтобы их дети были первыми. Таким родителям я советую отдать детей в другие спортивные секции, потому что танцевальный спорт катастрофически необъективен. И даже, если дети очень талантливы, они могут и не получить объективной оценки своему мастерству.
А, если родители хотят воспитать в детях чувство прекрасного: эмоциональность, дисциплину, культуру - тогда они должны искать клубы, где спорт стоит не на первом месте, где учат именно
бальным танцам. И тогда дети могут быть успешны и на соревнованиях, и в жизни, но спорт для них не будет первоосновой.
Слава богу, сейчас в нашей стране развивается социальный танец. Я думаю, что это первооснова бального танца. Можно участвовать в фестивалях и конкурсах по бальным танцам, но делать из этого спорт чистой воды, извините, невозможно. Однако небольшое количество людей на этом играет и зарабатывает, прекрасно понимая всю абсурдность ситуации. Будущее в общественных танцах, танцах тематических, где люди свободно смогут себя выразить на почве отчасти бытовой, отчасти какой-то другой хореографии.
Что немцу хорошо, то русскому...
Заграницей понимают происхождение и историческое значение бального танца. У них это всегда было частью культуры.
В России другое восприятие. Русские люди - очень танцующий народ, но основная его часть не считает бальные танцы чем-то своим. В нашей стране был период, когда танцевать вообще было запрещено: бальные танцы считались элементом зарубежной культуры. А потом стало все разрешено, но к этому моменту бальные танцы уже успели зациклиться на своей соревновательности, а самой культуры танца так пока и не сложилось.
Танцы для детей и... для взрослых...
В нашей стране всегда развивался только конкурсный танец. Сначала конкурсы по детям появились у нас, потом они появились во всем мире. У нас много чемпионов в категориях: Дети, Юниоры, Молодежь. Во взрослых мировые успехи есть только благодаря определенным личностям, в профессионалах к этим успехам, я думаю, нам еще долго идти. Стоит над этим задуматься.
Бальная танцевальная культура существует только для взрослых. Это мое субъективное мнение, мои мысли вслух. Только люди с определенным культурным опытом, сложившиеся как личности, могут понять это и преподнести в должной форме. Очень непросто создать хорошую атмосферу словом или жестом, уметь красиво одеваться, пригласить девушку, или девушке правильно выглядеть, чтобы ее заметили и пригласили, на языке танца выразить свои чувства.
А у нас в бальные танцы отдают детей с трех-четырех лет. Дети начинают учить фигуры, но культурное наполнение абсолютно отсутствует. А, когда они начинают созревать эмоционально, психологически, начинаются внутренние разногласия между тем, что их учат механически воспроизводить и их внутренним насыщением. Огромное количество танцоров уходят именно в этот момент: между юниорами, молодежью и взрослыми.
Путь к вершинам Олимпа
Зачастую педагоги начинают занятия с того, что говорят: Вы не умеете танцевать, Вам нужно много-много тренироваться. У нас очень мало внимания уделяется интеллекту, психологии. Однако, разница между педагогом и Вами лишь в том, что он умеет танцевать одну-две-двадцать пять фигур. Все люди изначально умеют танцевать. Всем моим ученикам я говорю, что человек должен заниматься саморазвитием.
Я долгое время консультировал танцоров из других клубов. Мне всегда было интересно преподавать, искать к каждому ключик. Но сейчас у меня появилось желание создать сообщество людей, которые заинтересованы именно идеей Бального Танца. Отсюда и возникла необходимость зарегистрировать клуб \"Танцевальный Олимп\" в организации Александра Машкова.
Сейчас на группы ко мне приходят разные танцоры: и начинающие, и \"матёрые\" конкурсные. Со своими проблемами. Через психологию, через работу над ошибками, я пытаюсь дать им уверенность сначала в себе, а потом уже и в танце. И они начинают меняться. Появляется блеск в глазах. Если тебе нравится танцевать и есть человек, который может перенаправить это умение, эту положительную эмоцию, всего лишь придав ей форму, то ты обязательно будешь успешен в жизни. Я уверен в этом на все сто процентов.