Материал любезно предоставлен для DANCESPORT.RU Леонидом Плетневым. Впервые был опубликован в Газете \"Звезды над паркетом\" №17 (217), декабрь 2006 года.
Продолжение.
Начало читайте здесь...
О Судействе.
И проявление личности, и одновременно способ личностного обогащения - это участие в судейских коллегиях, чем я безусловно горд, потому что, слава Богу, я востребован, меня на протяжении многих лет приглашают судить самые крупные и самые авторитетные турниры, Чемпионаты Мира, Европы, Азии и Америки, International, UK, USDSC в США, Открытый Чемпионат Голландии в Ассене, юниорский Блэкпул (где вообще судья один судит командную встречу. Я уже делал это два или три раза). Это и судейство на взрослом Блэкпуле, где я до сих пор остаюсь единственным русским судьей, который был туда приглашен. Это и огромный опыт, и возможность для дальнейшего развития, и признание.
Хорошо это или плохо, не знаю, но я не так много сужу здесь. Упомянутые турниры, на которые меня приглашают в качестве арбитра, - это турниры высочайшего уровня, и это позволяет сохранить ту высокую планку оценки, которая необходима для судейства именно там. Судейство, конечно, обогащает (не в смысле финансовом, конечно). Хотя, где как. Зная, некоторые \"судьи\" обогащаются прилично.
Всегда помню - не суди, и не судим будешь. Когда я беру на себя право соглашаться на судейство на том или ином турнире, всегда помню об огромной ответственности того, кто есть судья. И я считаю, что назначать или приглашать судей могут лишь самые развитые Личности. Судья должен быть безусловно Личностью, тем более в нашем жанре, где судейство и судейством-то не является. Поэтому у нас в IDU, например, по новым правилам вообще не будет судей, они будут называться экспертами. Это мое предложение, и мои коллеги в организации с этим согласились. Это слово наиболее четко определяет, чем занимаются специалисты, которые выносят окончательный вердикт в нашем жанре. Это экспертиза, личное мнение высокоразвитой личности, поэтому ее в панель и приглашают. А затем совокупность этих различных личностных мнений, их нечетное сочетание, обрабатывается бездушной математической системой скейтинг и определяет ситуацию этого момента в истории. И это не значит, что после этого личность изменит свое собственное мнение по причине несоответствия мнению усредненному. Я часто привожу пример своим ученикам - на крупных турнирах специалисты, которые оценивают пары, обычно не дожидаются объявления результатов. Они отработали тяжелый трудовой день и уезжают в гостиницу, а уже в баре с бокалом вина узнают от кого-то результаты. И даже если их личное мнение окажется противоположным мнению других, они не начнут дергаться, рвать волосы на голове и завтра уже подстраиваться, чтобы не выделяться. Ни в коем случае. На такие турниры приглашают только супер-специалистов, и у них уже есть свое сформированное мнение. Это не то место, где опыта набираются, на таких турнирах этот опыт уже используют. Понятно, что где-то его все равно нужно набирать. Поэтому я тоже прошел через оценку турниров самого разного уровня. Но сегодня я горжусь тем, что востребован на столь высоком уровне. Личность - это человек с собтвенным мнением, умеющий его объяснить и отстоять, опираясь при этом не на силу собственного голоса или звук удара кулаком по столу, вгоняющий в страх оппонента, потому невольно соглашающегося, а как раз умеющий доказать свое мнение, опираясь на всеобщие законы природы, развития общества, логики и анализа, а потому доказательно.
Развивайте себя, понимайте знаки, которые судьба вам посылает, не чурайтесь ничего, что поможет вам развить душу и тело, потому что все это и есть необходимые составные части для того, чтобы сформировать себя как Личность.
И будьте свободными от диктатов, запретов и неугодных вам \"рекомендаций\". Умейте противостоять всему этому, недостойному вас как личности. И ваша растущая способность к этому и будет наилучшим мерилом вашего личностного роста.
Бедная душа не может танцевать богато!
О философии танца и жизни.
Это он, Танец, сделал меня философом. Потому что размышления над танцем при условии понимания танца как отражения жизни со всеми ее законами- это и есть тот самый мостик. Очень часто в наших преподавательских методиках (и я тоже делал это раньше) мы поступаем не совсем верно - начиная преподавать, учитель первым делом выстраивает разницу в уровнях между собой и учеником. Например, вопрос ученику, пришедшему на первое занятие: \"Ты знаешь, что такое фоллэвэй?\"- \"Нет\".- \" А импетус?\"- \"Нет\".- \" Значит, ты дурак, а я умный, слушай сюда, я буду тебя учить!\" Этот подход на самом деле не будет иметь успеха. Танец есть отражение жизни. Задача тренера не представить танец как нечто искусственное, выделенное, неестественное. Напротив, это часть жизни, а каждый из нас в своей жизни живет и уже является носителем огромного опыта. Задача учителя- помочь ученику этот жизненный опыт использовать в танце, потому что это то же самое, только немного утрированное, усиленное, максимализированное, подчиненное контролю, а не просто рефлексам или интуиции, как это происходит в жизни.
Все ваше богатство, весь ваш опыт, который вы приобрели в жизни, если вы понимаете, что механизмы идентично действуют и там и там, вы можете и должны применять и в танце. Тогда, чем богаче ваш жизненный опыт, тем богаче будет ваше реализация в танце. И наоборот, особенно через призму межличностных отношений. Танцевальное партнерство- это модель семьи. Когда-то в 80-х с нами, танцорами работали психологи, на знаменитых сборах Людмилы и Станислава Поповых в пионерском лагере \"Василек\" на Украине, которые организовывал Петр Горголь. Виталий и Елена Колинько обнаружили, что танцоры для них просто находка, потому что эта та самая диома - Он и Она, жизненные противоположности, создавшие союз (а тогда чаще всего это были и семейные союзы, практически все пары были супругами). Если в обычной жизни им иногда приходилось ждать результатов исследований по 10, 15 или 20 лет, то у нас по количеству стрессов, трудных ситуаций и необходимости их преодоления все происходит раз в пять быстрее. В пять раз эффективнее получить материал, который тебе даст такую фору по сравнению с твоими психологами-коллегами- они будут ждать своих выводов 20 лет, а ты их можешь получить значительно быстрее. Поэтому через занятия танцами и постоянное нахождение в ситуации необходимости поиска компромисса с партнером противоположного пола, если опять это правильно направляется и правильно решается, идет обогащение опытом межличностных отношений. Тогда вам намного проще будет строить свои отношения и в жизни. Конечно, вы можете выбирать разные модели, быть принципиальным холостяком или холостячкой, или Дон Жуаном, или Кармен, но этот выбор в любом случае будет сознательным.
Для меня это не два разных мира, не выделенность какая-то. Танец- это часть жизни, соприкасающаяся со всем, что в этой жизни есть. Танец- это и физические упражнения, и эстетический мир, и определенная выработанная этика, это и мода, и вкус, и межполовые отношения, это и PR, это и технологии продвижения, и реклама, все, что хотите. Это и стрижка, и прическа, и макияж, и понимание значения детали, и бижутерия...Кстати, горжусь еще и тем, что многие из моих учеников, именно потому, что мы с ними никогда не занимались утилитарно и только танцем, а речь шла о танце вообще, добились очень многого и не в танцах. И они вспоминают наши уроки, как важный этап своей жизни, который помог им осознать себя, найти свой путь и достичь своей цели. Я никогда не считал себя только тренером, и учительство для меня предполагает научение не столько танцевальным шагам. Я стараюсь помочь ученикам найти и построить себя как личность. Очень часто, когда это удается, они могут обнаружить, что они совсем и не танцоры, как им казалось, но при этом с успехом находят себя в чем-то другом. Для меня успех личностный важнее, чем успех танцевальный как частность. В этом смысле для меня показательны примеры Наташи Колыхаловой, моей ученицы, несмотря на молодой возраст теперь уже известного и титулованного дизайнера и успешного бизнесмена Артема Сухарева, при встречах с которыми наше своеобразное учительски-творческое сотрудничество продолжается и сейчас.
И я не боюсь при этом потерять работу. Типа, это же надо было так научить, чтобы человек понял, что ему в танцах нечего делать, надо уходить куда-то. Останешься без работы, будешь на старости лет палец сосать. Нет, думаю, что если сейчас смогу помочь многим-многим, не важно, кем они станут, то на старости лет они про меня не забудут, накормят и напоят, по крайней мере. Никто из моих учеников о занятиях танцами никогда не пожалел.
Очень дорожу отношениями с родителями учеников, потому что многие из ребят - еще молодые люди и решения за них принимают родители, которые в танцах часто и много находятся рядом с ними. Это еще один уровень взаимоотношений, еще один способ для формирования собственной личности через использование уже их опыта и, наоборот, помощь им в общении с ребятами.
И при всем при этом одними из главных учителей, формирующими мое сознание, я считаю своих учеников. Общение с ними - это не бенефис Леонида Плетнева в пределах урока, это постоянный обмен мнениями. Я очень редко применяю слова \"я сказал\", \" мне так надо\". Они обычно слышат от меня: \"Закон гласит...\" А дальше я предлагаю им выбор. Вы можете следовать закону, быть послушными детьми природы, и тогда она вас наградит и обласкает. Вы имеете право- оно дано вам той же природой- не следовать ее законам, нарушать их, а уже поэтому быть наказанными и обделенными.
В Украине меня называют \"законник и природник\", а в Германии - \"внебрачный сын природы\" и \"волшебник из Фрайзинга\" (это городок возле Мюнхена, где живет Катюша с нашим сыном Валентином). Считаю это комплиментом. Да как меня только ни называли...
У каждого учителя свое видение, и не имеет смысла устраивать, скажем, соревнование между учителями, каждый из них интересен и хорош по-своему. Ученики определяют, что им наиболее интересно. Дорос ученик до уровня этой философии, он смог ее понять, она ему помогает - он существует в этой системе. Если система осталась на этом же уровне, а ученик пошел дальше, она перестает быть ему интересной, он ищет другую, более продвинутую. Моя задача всегда состояла в том, чтобы быть на шаг впереди, на уровень выше своих учеников и коллег, тогда ты всегда будешь оставаться интересным для них.
У меня такое ощущение, что мне всегда Бог подбрасывает нужные встречи, нужные книги, нужные фильмы, какую-то нужную полезную информацию, которая попадает вовремя, ложится туда, куда нужно, и заканчивает некий этап. Потом идет новый.
Мои родители, которые помогли мне найти себя в детстве, не увели в миры собственных комплексов, собственных приоритетов или убеждений. Это и замечательный пример моего брата, которым я горжусь и с которым у нас прекрасные отношения. Который сумел, как и я, построить и успешно сотворить себя сам и добился многого в бизнесе.
Это и мой опыт общения с моими женщинами, которых было достаточно и, надеюсь, будет еще достаточно в моей жизни. Потому что это прямое и непосредственное отражение закона философии о борьбе и единстве противоположностей. Это умение или неумение, к сожалению, выстраивать отношения с ними. Я не всегда был удачлив в этом. Думаю, не все еще ошибки с ними я совершил. Но опыт набирается, по крайней мере, ко многим вещам относишься уже не так, как в молодости. Возникает, кроме того, приятное ощущение, что ты нужен многим, и они все этим дорожат.
Наверное, главное, чего бы я хотел - услышать на смертном одре: \"Я не забуду этого человека. Он так много сделал для меня\". И чтобы это прозвучало из тысячи уст без ревности друг к другу. И это, наверное, и будет значить для меня, что жизнь состоялась. Большинство людей умирают, так и не поняв, к сожалению, для чего родились, не осознав своей миссии, не пройдя своего пути и не обогатив Вселенную. Не посадив дерево, не родив сына, не построив дом, как минимум, но это для себя, а еще нужно что-то сделать для людей и для Бога.
Я не верю в Бога, но я верую...
Личность - это тот, кто способен оставить после себя яркий след, обогатить Вселенную каким-то новым опытом, пришедшим к ней именно через эту личность.
Наверное, косвенным проявлением личности является ее востребованность. Рад, доволен, понимаю, почему у меня берут интервью, почему меня просят написать статьи, почему избирают туда-то и сюда-то, просят сделать то или это. Когда это происходит, говоришь себе - значит, ты на правильном пути, значит ты интересен, твоя точка зрения может на что-то влиять, в хорошем смысле, формируя правильное направление развития явления, события, организации. Важно, быть объективным по отношению к себе, в том числе осознавать себя без лишней скромности, и при этом не впадать в эйфорию от осознания собственного величия.
Так я и не впадаю...
Эпилог
Ух, ты! Даже не по себе как-то! Неужели это все обо мне?
Нет! Так не бывает!
Но ведь было же... И, слава Богу, еще есть и умирать пока не собирается. Слишком многое еще не сказано и не сделано...
Учитель живет, пока есть ученики.
(Записала Марина Алешина, октябрь 2006 года)