Материал любезно предоставлен для DANCESPORT.RU Леонидом Плетневым. Впервые был опубликован в Газете \"Звезды над паркетом\" №17 (217), декабрь 2006 года.
Победа над собой – вот смысл и цель,
Не титул и не золото на шею.
Пройди свой путь!
Л. Плетнев, книга \"С Реверансом\".
О личности.
Во-первых, приятно оказаться той самой личностью, с которой интересно побеседовать. Личность - от слова \"лицо\". Лицо - это определенная неповторимость. Если мы не близнецы, то мы уже в любом случае отличаемся друг от друга. Поэтому личность, прежде всего,- это непохожесть, неординарность. Самодостаточность. Собственное \"Я\", уже не только во внешнем облике, но и в мыслях и поведении.
Личность - понятие личностное, то есть принадлежащее самому человеку. Проявление личности - это уже явление общественное. Для того, чтобы деяния были заметны, влияли на что-либо, оставались в истории, они должны совершаться и совершаются личностями. Поэтому прежде чем мечтать о светлой памяти в поколениях, нужно помнить, что, не став личностью, вряд ли эту память оставить удастся.
Что же такое личность в принципе? Это богатое \"Я\", это умное \"Я\", а затем мудрое \"Я\", это \"Я\" образованное, знающее, это \"Я\" опытное, это \"Я\" творческое, это \"Я\" талантливое, одухотворенное, способное... Я не открываю, наверное, сейчас каких-то вселенских тайн, потому что все перечисленные качества являются общепринятым идеалом. Вопрос в том, насколько нам удается эти качества в себе развить.
Образование - от слова \"образуй\", образуй, создай себя с любовью. Если это удается, если у человека действительно по его судьбе это образование случилось - не важно, школа это, институт, учебное заведение, обозначенное стенами, окнами, дверями с табличкой на них или просто регулярные беседы с интересными людьми за чашкой кофе. Или же это самообразование, что, конечно, трудно, но возможно. Важно, чтобы сам этот процесс через образование в истории человека состоялся. Тогда, как Богом созданный инструмент для размышления и обогащения самой природы, используя этот образовательный опыт, человек в состоянии производить нечто новое - новые мысли, идеи, которые саму Вселенную и обогащают.
Талант... Я думаю, что каждый из нас по-своему талантлив. И если мы говорим о танцах, то наверняка те, кто читают эту газету, танцоры, специалисты, родители этим делом уже болеют серьезно, а если болеют, то значит талантливы. Потому что неталантливые люди лишены этого счастья - заболеть.
Опытное... День за днем, час за часом, секунда за секундой время течет, и мы в нем непрерывно пребываем. Каждая секунда неповторима во Вселенной и никогда не вернется. Вопрос - чем она останется внутри нас? Если все, что произошло за эту секунду, будет осмыслено, если оно будет опять же значимо, не важно, счастливо или несчастливо, оно в любом случае отложится в памяти и пополнит кладовую опыта. И позитивное и негативное имеют для нас одинаковое значение, о чем многие иногда забывают, расстраиваясь из-за плохого, или чрезмерно радуясь чему-то хорошему.
Сочетание образования, развитого от этого ума и опыта в конце концов приводит к мудрости. Умный - это условно много знающий, а мудрый - это умеющий этим знанием пользоваться.
В танцах, по моему пониманию их, существуют два основных блока - физический и личностный. Физическим я называю один из них потому, что любое перемещение тела в условиях планеты Земля происходит по законам физики, с учетом сил гравитации, трений, векторов, \"пушей\", \"пулов\", влияния тел друг на друга и так далее. Вселенские законы, отраженные в чистом виде в нашем физическом бытии. А личностный блок- это как раз мы сами, он и она, если говорить о паре, Мир этих двух и каждого из них в отдельности. Это блок, в котором живут наши образование, воспитание, культура, наша эстетика, личные особенности, скажем, музыкальность, особая эластика мышц... Оба блока должны быть развиты максимально высоко. Объединяясь, они образуют понятие стиля, что мы тоже неразрывно связываем с личностью - узнаваемость, неповторимость лица.
Поэтому личность в танцах, личность вообще – это, прежде всего Личность, которая может ярко проявлять себя, в танцах или в чем-то еще. Не зря говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем, имея в виду именно это - если он интересен сам по себе, если его сознание наполнено различной информацией, а только тогда он будет интересен, если он не узколоб, не зашорен, не движется по колее, кем-то проложенной, и повторяя, стало быть, чужой путь, то он непременно способен для творчества. Когда мы говорим о личности в танцах, то это, в первую очередь, личность творческая. Я надеюсь, что, принимая решение поговорить со мной, учитывалось именно это, мои профессиональные творческие достижения, а не мои сегодняшние политические позиции и все остальное, что в принципе прямого отношения к тому, о чем мы говорим, не имеет.
Вот, на мой взгляд, что такое личность вообще и личность в танце в частности.
Об образовании.
Когда-то мне в голову пришла мысль, которая потом попала в книгу и стала одним из моих афоризмов - \"Не сотвори себе кумира. Стань им!\" Нам всем свойственно выбирать себе некий ориентир. Что и есть кумир - некто, на кого хочешь быть похожим. Мне довольно часто задают вопрос: \"Что нужно сделать, чтобы быть похожим на Вас?\" Когда это прозвучало в первый раз, у меня еще не было ответа, и я задумался, как его сформулировать правильно. А потом мысли невольно привели к тому, что наверное моя собственная история, мой собственный путь формирования себя и является ответом на этот вопрос. Поэтому все естественно начинается с детства. Итогом детства стала - и это я с гордостью говорю ученикам - золотая медаль школы, английской спецшколы №8 в городе Сумы на Украине, где я родился. Я всегда был каким-нибудь командиром отряда, в пионерских лагерях председателем совета дружины, в 1974 году я был делегатом 6-ого Всесоюзного слета пионеров в Артеке - удивительно, в памяти осталось. Потом была комсомольская организация, а затем институт и переезд в Харьков. Инженерно-строительный институт, архитектурный факультет ХИСИ, где я стал именным стипендиатом ВЦСПС со стипендией аж в 80 рублёв, что было больше, чем зарплата моей мамы, медработника, и немного уступала зарплате моего папы, инженера. Я должен был стать ленинским стипендиатом на следующий год, вступить в партию КПСС, быть делегатом 1-ого съезда профсоюзов в Москве (должность у меня была заместитель председателя профбюро факультета). Возможно, в это трудно поверить, но я сам никогда не стремился к должностям или полномочиям. Решение о своем отношении к лидеру люди принимают сами. Удивительно для меня самого, со мной это всегда происходило естественным образом. За меня не замолвивали словечек, не проводили с черного хода. Я всего добивался сам, а сопровождающие, в последствии, чьи бы то ни было рекомендации были уже заслуженными. Я был единственным советским стипендиатом ВЦСПС в институте со стипендией аж в 80 рублев, что было больше, чем зарплата моей мамы, медработника, и немного уступала зарплате моего папы, инженера. Я должен был стать Ленинским стипендиатом на следующий год, вступить в партию КПСС, быть делегатом 1-ого съезда профсоюзов в Москве (должность у меня была заместитель председателя профбюро факультета). Это было на втором курсе, а на третьем я пришел в деканат, и насколько я знаю, это был единственный случай в истории советского образования, когда стипендиат добровольно отказался от стипендии и от всего, что ему светило в будущем. Декан факультета не мог этого понять и совершенно логично говорил мне: \"Молодой человек, у Вас же уже есть все, о чем может мечтать советский студент! И будет еще лучше. Вы останетесь на кафедре, Вы защитите диссертацию, Вы станете доктором, профессором, и так далее. Танцы?!\" Он не мог этого понять. Естественно, он смотрел на меня как на студента-архитектора, и все его мечты и блага формировались через призму избранного нами образования. А я тогда для себя выбрал танцы уже окончательно. Но, в любом случае, образование было завершено, не менее успешно, чем была закончена школа. Мне очень повезло с педагогами в школе. Это была одна из лучших школ в нашем городе, действительно спец английская (английский язык у нас преподавали с первого класса), и было три английских предмета - специальность, технический перевод и иностранная литература. Знание иностранного языка, для танцоров английского языка - это очень важно, потому что это инструмент танцевального общения и терминологии, особенно когда ты становишься личностью уже, скажем так, масштаба международного. Молчаливый, не могущий высказать свои мысли, какие- бы гениальные они ни роились в твоей голове, ты просто \"як немовля\", так на Украине \"кажуть\". Немовля - это младенец, еще не умеющий говорить.
Без знания языка вы не сможете качественно прочитать лекцию для иностранной аудитории, выступить на международной конференции.
Поэтому, учитесь и развивайтесь, желательно на \"отлично\" и в школах и в институтах. Отличная оценка есть результат отличного ума!
О партнершах.
Я начал танцевать в 1969 году и закончил в 1996. Практически 27 лет. И интересно, что фамилия моей первой и моей последней партнерши была Павлова. Первую звали Ольга, а последнюю - Татьяна.
В детстве я был очень маленького роста. До 9 класса я был ниже всех девчонок в классе. И каждый раз, возвращаясь с летних каникул, обнаруживалась одна и та же неприятная ситуация- моя партнерша за лето меня перерастала. А поскольку танцевать с девочкой, не будучи на тот момент в нее влюбленным, я не мог, задача усложнялась, найти новую всегда было трудно: мало того, что она должна была мне по росту подходить, она должна была мне еще и нравиться. Партнерши менялись достаточно часто. Однажды я даже танцевал с партнершей, которая подходила мне по росту, но была старше на 12 лет (в интересах хоть какого-то партнерства о личных симпатиях пришлось на время забыть). А мне тогда было 16. И мы с ней танцевали от нашей области на Всеукраинском конкурсе, Чемпионатами это тогда еще не называлось. Я жил в Сумах, она - в Ахтырке, это Сумская область. Мы с ней всего четыре раза занимались вместе и потом поехали выступать. И даже помню, что звали ее Клава...
В этот сумской период у меня было 5 партнерш. Потом я переехал в Харьков. Моей первой партнершей там стала Лариса Никитская, очень известная на тот момент, одна из лучших украинских танцовщиц. Затем была Лариса Махонина, Анжела Григорьева (позже, уже в Москве, приведшая в танцы Леву Пьянкова), потом Лиля Усик. А потом я переехал в Москву, танцевал сначала с Марией Прокопенко-Плетневой-Лобовой. Потом- с Вианой Ариф, потом- с Татьяной Павловой. Татьяна была моей последней конкурсной партнершей. После этого я еще танцевал шоу, но уже не на турнирах, с моей женой, Екатериной.
Всего, получается, у меня было 13 партнерш. 13 – мое любимое число.
О педагогах.
Первым моим педагогом была Александра Павловна Петренко, пионервожатая школы, которая собрала нас в кружок бального танца. Потом был Матвеев Владимир Сергеевич, уже во Дворце пионеров, это уже было серьезно. Потом Анатолий Иванович Мочуленко там же (недавно, в мой юбилейный 45-летний день рождения он позвонил мне с поздравлениями и комплиментами, а по воле судьбы мы не пересекались с ним более 30-ти лет!). Потом - Ольга Гаранина, которая до сих пор с успехом руководит ансамблем \"Силуэт\" в городе Сумы, известнейшим на Украине, с которой мы до сих пор сотрудничаем и питаем друг к другу очень теплые, теперь уже \"коллежские\" чувства. В то время еще были семинары мэтров украинского и советского танца: моего крестного танцевального отца, уже покойного Валерия Николаевича Корзинина из Киева и Алексея Дмитриевича Ждановского, который теперь живет и работает в Израиле. Это были непревзойденные авторитеты своего времени.
В Харькове я учился и танцевал в ансамбле \"Горизонт\" у Ольги и Алексея Литвиновых. И в это же время началось сотрудничество с Людмилой и Станиславом Поповыми. Затем был переезд к ним в Москву и долгий период нахождения и обучения в самом сильном, на мой взгляд, тогда клубе СССР, ДК им. Горького, через который прошли на тот момент все лучшие танцоры: и Раздрогины, и Стеклянниковы, и Чеботаревы, и Андрюкины, и Кондрашевы, и Лобов с Пекарской и Дмитриевы, и Колобовы, и Докучаев с Гагариной, и Блинниковы, и Бабин Олег с Таней Рыбалко, и Лева Пьянков со Светой, и Саша Часов, и Талят и Марина Тарсиновы, не бывшие членами клуба, но приезжавшие к Поповым на семинары.
Потом начался уже этап международных тренеров. И основным тренером, начиная с 1989 года и до окончания моей танцевальной карьеры, был Тор Флойсвик из Норвегии, известнейший мировой специалист. Он был постоянным педагогом все последние годы моей конкурсной карьеры. При этом мы много и упорно занимались у ведущих английских педагогов. Горжусь списком: это Билл и Бобби Ирвин, Ричард и Джанет Глив, Джон Вуд и Энн Льюис (теперь Энн Глив), Линдси и Стивен Хиллер, Кенни и Марион Уэлш, Лен Армстронг, Энтони Херли, Ханс Лаксхольм (датчанин, но тогда преподававший в Англии). Все эти имена на слуху, известные в прошлом исполнители, а сегодня лучшие мировые педагоги.
По любителям до самого конца мы танцевали еще и латиноамериканскую программу, и я был первым русским, который брал уроки у Эспена Салберга. Надо сказать, что тогда наши латина и стандарт по результатам не отличались друг от друга, особенно с Марией мы успешно танцевали в обеих программах. Это к тому, стандартист я или латинист. Я - учитель танцев. Лариса Ивановна Кузнецова как-то сказала мне, мол, да, стандарт тебе удавался, конечно, но в памяти осталась ваша румба с Вианой Ариф на Чемпионате Соцстран в Москве. Нам дали тогда станцевать стандартную программу в турнире, но после успеха советских пар в ней не разрешили танцевать в латиноамериканской. Ну, это была большая политика. Но зато нам позволили станцевать один показательный номер. И приятно слышать, что прошло уже почти 20 лет, а у нее в памяти осталась наша румба.
Наверное, с 1988 года я не пропустил ни одного Блэкпула, ни одного турнира International, один раз пропустил UK, когда это было мое второе приглашение на судейство. За день до отъезда Катя с Валентином попали в аварию в Германии и я естественно не мог уехать. Пришлось отменить судейство. Так что, наверное, можно посчитать, что в Англии я был уже около сотни раз. И все это тоже опыт, из которого формируется личность. Это и знакомства, это и очевидное наблюдение за направлением развития жанра, его экспертиза теперь уже как судьи, это постоянное нахождение в курсе того, что происходит в стилях, в личностных танцевальных характеристиках, в танцевальной моде, в оригинальных теориях.
И постоянное, непрекращающееся, живое общение со своими бывшими великими учителями, а ныне уважаемыми и уважающими коллегами.
О подарках судьбы и необычном опыте.
Еще в моей жизни был очень интересный опыт - в 19 лет я тренировал сборную команду СССР по плаванию. Мой друг Игорь Серебрянников был врачом сборной команды, потому что Центр Олимпийской подготовки находился как раз в Харькове. Тогда спортивные тренеры, медики и весь персонал, который должен был привести спортсменов к результату, к рекорду, думали о том, как эти результаты еще улучшать. Огромные нагрузки, вода по три раза в день, потому что больше просто плавать невозможно, сочетание занятий с \"железом\"- иными словами, применение физических механизмов для улучшения результатов уже было доведено до предела, потому что невозможно грузить человека бесконечно. И у Игоря появилась идея на примере выдающегося пловца Владимира Сальникова, который тогда был лидером нашего советского и международного плавания, что только развитая личность способна на улучшение результатов мирового уровня. Изначально особой личностной развитостью эти спортсмены не отличались. Как можно развить себя, если у тебя постоянно перед глазами только вода и кафель? Мой друг-врач заставил провести в бассейне музыку, чтобы они могли под водой ее слушать, и подбирал специальные мелодии для этого. Их иногда водили в музеи. В школу эти ребята (кто был в молодежной сборной) не ходили, учитель приходил к ним в интернат, и за два часа объяснял молодежникам и химию, и физику, и астрономию, и математику. Такие условия, конечно, к высокому развитию привести не могли. Но Игорь решил, что танец- это удивительный по эффективности комплекс (он сам увлекался ими). И нашел в литературе несколько ссылок на то, что один известный австралийский тренер по плаванию говорил: \"Мои ребята не были бы в воде на секунду раньше ваших на старте, если бы не танцевали\". Другой канадский тренер по хоккею - тогда канадские профессионалы играли еще без шлемов на льду, такие cool ребята, такие свободные, расслабленные - говорил: \"Мои ребята не чувствовали бы себя так раскованно на льду, если бы не танцевали\". Таким образом, у него родилась идея, что танец - это очень хорошая общеразвивающая дисциплина, и попробовать через занятия танцами или занятия с танцевальным уклоном помочь ребятам, развив себя, улучшить результат. Я придумывал и проводил весь этот танцевальный комплекс, а он – следил за физическим состоянием спортсменов и делал разнообразные медицинские замеры. По большому счету, это было то, что сейчас называется аэробикой. Тогда такого слова еще не было, мы называли это хореотренингом. Игорь потом защитил диссертацию и жаловался: \"Когда пишешь диссертацию, нужно указывать печатные материалы, на которые опираешься, использованную литературу. Не поверишь, говорил он мне - мы первые!\" И потом вышла методичка Серебряникова-Плетнева. Это был огромный опыт работы с великими спортсменами и, главное, работы, нацеленной на конкретный результат и его достижение. Удалось, получилось, у многих ребят результаты пошли вверх.
Потом я работал в интернате для слепо-глухонемых. Тоже приблизительно в этом же возрасте. Представьте себе, как объяснить что-то человеку, который тебя практически не видит, не слышит и практически ничего тебе не может сказать, у которого отвечающие за это органы либо полностью отсутствуют, либо сильно ослаблены. Они воспринимали и ощущали музыку только на уровне очень низкой вибрации басов, когда вибрирует воздух, вибрирует пол, и могли двигаться в ритм этим колебаниям. Единственное, чем я мог пользоваться - это тактильно, дотрагиваясь раскачивать их в ритме, перемещая основным ходом, скажем, ча-ча-ча. И невероятные ощущения я испытывал, когда на тебя смотрят незрячие глаза, и из этих глаз катятся слезы, потому что человек понимает, что он попадает в музыку! Приходилось выворачивать себя наизнанку, но это был мой колоссальный опыт, который позволял включать новые необычные рычаги, заставлял мыслить неординарно и развивал меня. Как передать мысль, которую ты не можешь передать обычными средствами или такому вот необычному ученику? А ведь все ученики необычны, и можно, конечно, использовать некий стандартный подход ко всем, да, кому-то это подойдет, но кому-то нет, и тогда тренеры говорят- не понял, сам виноват, придешь через год, может, поймешь тогда. В этом случае учитель, не сильно напрягая себя, и будучи уверенным в той единственной модели, которую он проповедует, не способен помочь конкретному ученику. Вот моя жизнь и помогала мне, наверное, готовя к моему будущему учительству, подбрасывая такие возможности. Я всегда знал, что я -Учитель, и мои 27 лет собственного танцевания- всего лишь ступень, пусть и продолжительная, на пути к тому, кем - я знал - я являюсь. Я всегда знал, что большего я добьюсь как тренер, и сейчас уже могу сказать, что именно так и случилось.
Моя танцевальная карьера была успешной. Всегда хочется большего, но жаловаться на судьбу, наверное, не стоит. По крайней мере, мое имя ярким следом уже осталось в истории нашего танца, оно прописано во всевозможных энциклопедиях. Это приятно, но важнее другое. В любом случае, уже сейчас достижения моих учеников выше и значимее, чем достижения мои собственные. Это связано не только со мной лично, но и с развитием нашей страны, и с участием нашим в международном танцевальном движении, потому что я оказался в том поколении, которое только пробивало дорогу на Запад, которое только-только получало возможность занятий с ведущими тренерами, регулярного участия в соревнованиях с ведущими парами мира. Это поколение Леши и Светы Дмитриевых, Сережи и Лены Шляховых, Саши Часова и Тани Дюковой, Саши Мельникова с Ирой Соломатиной, Сережи и Лены Числовых, Леши Почаева тогда еще с Ларисой Давыдовой, Вити Никовского с Ольгой Стыценко, Артура Лобова и Юли Пекарской, Гены Гунько и Аллы Чеботаревой, Колобовых Володи и Лены, Докучаева Бори и Иры Гагариной, Игоря и Ирины Суворовых, Ильи Данилова и Тани Рыбалко, Саши и Ани Машковых. Этот список лучших танцоров Москвы того времени можно еще долго продолжать, люди, которые тогда были в лидерах и остались ими, перейдя в другое качество.
Приятно, что мои ученики, и я это говорю с гордостью, многократно становились Чемпионами Мира в разных категориях, выигрывали Блэкпулы, юниорские и взрослые, побеждали и побеждают на таких крупнейших турнирах, как International, UK, German Open, Dutch Open, Italian Open и т.д. Я уже не говорю о том, что очень многие из них становились и остаются чемпионами своих стран. Я счастлив, в этом смысле я счастлив, судьбой не обделен, и есть чем гордиться через призму общепринятой доказательности тренерских успехов результатами учеников...
Был еще в моей жизни интересный опыт сотрудничества с фирмой \"Гришко\", одним из мировых лидеров производства балетной и гимнастической обуви, когда они решили выпускать обувь танцевальную, я консультировал их на протяжении нескольких лет. Модели, дизайн и дальнейшее продвижение, изготовление и контроль за ним. Это мы делали еще с Катей тогда. Я придумал для этой фирмы каблук, который до сих пор используется в производстве, со скошенным задничком, который у них называется \"Лидер\". Это был мой подарок, патент принадлежит фирме \"Гришко\", но опыт и личностные наработки помогли мне сделать такую вещь, очень удобную, на мой взгляд.
О преподавательской деятельности.
Преподаю я давно. С 1979 года началась моя постоянная, уже профессиональная преподавательская деятельность. 27 лет назад... Первым официальным местом работы был Дворец Культуры \"Серп и молот\" в Харькове. Потом параллельно было преподавание в Харьковском Государственном Университете и еще в одной общеобразовательной школе. Я работал в трех местах, что было в принципе противозаконно по советским нормам, но я реально воплощал тогда висящий повсюду лозунг Леонида Ильича Брежнева, призыв такой: \"Чтобы лучше жить, нужно больше и лучше работать!\". И я работал больше и везде был передовиком, значит, лучшим. Хорошо.
А также я стал преподавать в \"Горизонте\" у Ольги и Алексея Литвиновых, где танцевал со дня его основания. Из нашего первого набора в большие звезды вышли Сергей Милиция (Словении, Чемпион Мира по шоу среди профессионалов), Наташа Панина (Нидерланды, Чемпионка Голландии и Италии по профессионалам), Дима и Оля Сукачевы (одна из лучших пар США), Олег Кочнев (Чемпионы Словакии) и др. 14 пар я довел тогда до \"В\" класса и ...
Затем был переезд в Москву. Это случилось в 1985 году. На Украине мы стали с моей партнершей Лилей Усик лучшей парой страны, потому что наши тренеры Ольга и Алексей Литвиновы закончили к тому моменту свое танцевание. Но я уехал в Москву. Первой моей партнершей здесь и первой женой была Мария Прокопенко. Ей было тогда 18 лет. Мы образовали пару и поставили цель - через год попасть в тройку СССР. Надо сказать, что быть в призерах и даже в финале в любое время- это всегда не просто. В любом поколении быть в лидерах трудно, и всегда нужно кого-то заслуженно обойти, потому что эти святые места пустыми не бывают. То есть цель была практически нереальной, но мы ее выполнили. Хотя финал и тогда был очень плотным.
Преподавание продолжалось в Москве, в ДК им. Горького у Людмилы и Станислава Поповых. Я был методистом школы танцев. И продолжал расти и \"обогащаться\" уже через осуществление каких-то руководящих функций, учась у своих же педагогов. У нас в этой школе танцев работала Алла Ивановна Зайончковская, известный московский педагог, удивительная женщина, хореограф, просто богиня школы танцев. Я бросал все, чтобы посидеть у нее на уроке. Это был маг и волшебник. Это чувство ритма во время занятий, это умение осадить зарвавшегося, клоуна или паяца, это удивительное чувство, когда нужно дать информацию, когда отпустить, когда нужно прибавить, когда- прикрикнуть или, наоборот, перейти на шепот. Это было феноменально! И тогда я понял, что на каждом этапе танцевального образования должны работать профессионалы. Профессионал- это не тот, кто штампует чемпионов Мира, совсем нет. Даже на самом первом этапе это должен быть человек, который умеет работать именно с этим уровнем наилучшим образом.
Потом началось уже больше индивидуальное преподавание, расширялся круг и география учеников. Я много работал по стране. Очень близкими были и остаются сейчас мои отношения с Украиной, откуда я сам родом. Был период, когда я много работал в Латвии, сотрудничал с Айгаром Сварсом, тренируя его клуб и другие клубы в Риге. Хорошо помню замечательный поезд \"Балтика\", удивительные вагоны-купе с зеркалами, телевизорами, а это еще в 90-е годы, с пепельницей и возможностью курить прямо в купе. И с ужином, который приносили туда же. Сейчас это норма, а тогда... Я очень любил ездить этим поездом в Ригу...
Подрастали ученики, и когда клуб в ДК им. Горького прекратил свое существование мы перешли в другое место, где у меня был уже свой коллектив, в клубе завода \"Знамя\". Тогда в моем коллективе танцевали и Володя Щеплецов с Ирой, и Костя Старцев, и Юра Нейздоминога, Юра (теперь в США он Гарри) Гехман и Сережа Михеев, насколько я помню, и Дима Антошин с Дашей Кирюшкиной, тогдашние Чемпионы Москвы и звезды экрана, они блистали в передаче у Юрия Николаева \"Утренняя звезда\". И Петя Дурнев с Соней, один из первых чемпионов СССР и участников официальных международных соревнований.Очень хорошая была атмосфера в этом клубе. Приходили ученики и из других коллективов, расширялась география моих поездок. Есть три города в России, в которых я работаю уже в течение 15-20 лет. Это Новосибирск, Красноярск и Самара. Горжусь тем, что мне не изменяют, и счастлив, что у меня нет поводов им изменять. Это одни и те же коллективы, в которых работа идет очень давно и плодотворно.
А потом началось международное преподавание. Я помню свою первую международную лекцию - мы с Татьяной прочитали ее в Червии в 1996 году. И это было приятное на тот момент признание. Затем этого стало все больше и больше. Я начал преподавать и в Англии, и в Германии, потом добавились США, Финляндия, Болгария, Израиль, Сингапур, теперь это уже и Китай, Греция, Голландия и Италия. География самая обширная.
Сейчас я совершаю 70-80 полетов в год, плюс поезда. В среднем, каждый четвертый день – полет. Ужас, но с ума пока еще не сошел. Ведь меня везде ждет любимая работа и ученики. А это счастье.
Об учениках.
Часто говорят, мол, кого там Плетнев тренирует за границей, назвать фамилии же нужно, чтобы тебе поверили.
Я работал тренером юниорской и молодежной сборной Австрии на протяжении двух лет, и в стандарте, кстати, и в латине.
Из тех, кто сегодня на слуху, например, в Германии, как раз в тот период, когда эта пара стала чемпионами Блэкпула до 21 года, со мной работали Рудигер Хомм и Джулия Бельч. Рудигер- младший брат Маркуса Хомма, который теперь танцует с нашей Еленой Калугиной. Если старший специализируется на латине, то младший тогда танцевал и то, и другое, но Блэкпул выиграл в стандарте.
Я работал с трагически погибшим Чемпионом США Игорем Ицхаковым и Светланой. Нелепая смерть остановила их дальнейшее продвижение к еще большим вершинам. И еще мои теперь американские ученики Виталий и Ирина Кожевы.
Весь клуб \"Schwarz-Weiss Berlin\" (лучший в германии по работе с детьми и молодежью на тот момент, которым руководят Сергей и Елена Димке) и его лидеры Сергей Димке-младший и Екатерина Тимофеева, раньше Чемпионы Белоруссии, а теперь танцующие за Германию бронзовые призеры Чемпионата Мира среди профессионалов по 10-ке.
Это и Крэг Шоу в период танцевания с Наташей Юрдановой в Англии, И Кристофер Шорт (тогда с Аней Оксенгойт).
Одними из моих первых отечественных чемпионов, добившихся международных побед были Максим Котлов и Ира Доброва. Первой была победа в 1995 году в той самой Червии, когда впервые российская пара выиграла Открытый Чемпионат Италии в стандарте в юниорах-2, а мы с Татьяной танцевали за Команду Мира против итальянцев. Потом Макс с Ирой стали вторыми в юниорском Блэкпуле.
Особая гордость- это 1999 год, когда впервые русские стали чемпионами Блэкпула по юниорам в стандарте. Новосибирцы Валентин Решетников и Полина Фомина из клуба \"Зодиак\" Ольги Никульниковой, с которой мы сотрудничаем уже более 20 лет. Кстати, меня самого на том Блэкпуле не было, потому что в это время моя жена готовилась к рождению Валентина, и я вынужден был пропустить этот турнир. Особенно смешно было потом слышать, что Плетнев договорился в Блэкпуле с судьями, поэтому Решетников и выиграл. Так вот, ребята это сделали без меня и без всяких \"договоров\".
За год до этого там же чемпионами стали украинские танцоры Присяжнюк Саша с Марией Антоновой, с которым у нас тоже был период сотрудничества. Затем Миша Соловьев и Ира Пузрина, с которыми мы тоже долго работали. Можно перечислять, наверное, бесконечно.
Это Андрей Сырбу с Аней Марценко. Анечку я еще тренировал в Красноярске у Лебедевых в Афонтово, потом эта пара образовалась в Москве, и мы много работали. С Максимом Котловым наше сотрудничество продолжалось в течение многих лет. Это и Вадим Владыкин, которого я тренировал на протяжении 14 лет с разными партнершами, и который достиг известных и заметных высот. Это и Александр и Евгения Громовы, чемпионы России из Нижнего Новгорода (сейчас они живут в Германии). Это и Дима и Настя Титковы, и Лев Пьянков, Леня и Лена Лебедевы в Красноярске, если говорить о людях, которые сейчас известны. Это и Тимур Имаметдинов и Инга Капканщикова, Володя Филиппов и Полина Казаченко. Это, конечно, Андрей Филиппов с Машей Стрельниковой сейчас, чемпионы International, финалисты прошлогоднего Блэкпула и Чемпионы Мира по версии IDU. Совсем недавно состоялся урок с Марком Элсбюри и Ольгой Алисиевич.
Я вообще считаю, что называть кого-то своим учеником тренер и имеет и не имеет права. Скорее это право ученика назвать кого-то своим учителем. Но даже после одного урока тренер может сказать: \"Я учил эту пару\". Так что, будущие ученики, будьте осторожны в выборе учителей. Взяв один раз урок, может быть, не потому, что вам так захотелось, а потому что так надо, вы даете право этому человеку называть вас уже своими учениками. Но я стараюсь не использовать таким образом слово \"ученик\", я говорю, что я сотрудничаю с парой. Я - консультант. У хорошей пары сегодня практически не бывает так, чтобы тренер был один. Это коллективная работа разных педагогов, разных взглядов, потому что, чтобы побеждать, процесс обогащения подразумевает сочетание различных точек зрения и разных взглядов, что делает личность ученика более богатой и, как следствие, более конкурентоспособной. Поэтому работа с парой - это моя помощь, это мои консультации.
Это и Андрей Трофимов с Леной Ракаминой, и Женя Лосев, и Оля Баранникова, и Максимова Юлия, и Гончаров Роман с Машей Секистовой, и Андреев Женя с Абрамовой Галей, тоже в прошлом чемпионы России. Это и Кудрявцева Таня, и Смодлев Коля с Аней, и Сидельников Лев, и Артем Сухарев с Юлей Родионовой, это и Наташа Колыхалова, и Сережа Сапрыкин с Машей Ермачковой. Это и Звягина Даша, Кондратюк Володя, Лапин Леша. Больше как-то партнеров называешь, что естественно. Это и Колобова Алла, Чекмарев Андрей, Лагутенков Илья, Зуйкова Ирина, Виноградов Влад из Санкт-Петербурга с Настей Муравьевой, которая теперь танцует за США в полуфинале Блэкпула среди профессионалов. Это и Ульяна Фоменко, и Хазиев Реза, Орлов Миша. И Шумов Антон с Ольгой Муравской. Это и Трошин Леша с Ксюшей, и Денис Прохоров, и Саша и Наташа Островские. И Шнырев Володя с Еленой Лебедевой, чемпионы Словакии среди профессионалов. Это и Ольга Блинова, и Снежана Шевякова и Янушкевич Эльмар, и Терешин Женя с Носовой Лизой, и Антон Азанов и Катя Исакович, Антон Карпов и Аня Волкова, тоже известные сегодня чемпионские дуэты. Это и Авдеев Миша с Олей Цикалюк. И Саша Яровенко, которая танцевала с Женей Григоровым, воспитанница одесской школы Макса Шклярика. Одессу обожаю и продолжаю ездить туда много-много лет. Из этого одесского клуба \"Макс\" вышли и танцующие теперь в Москве Артем Лазарев и Настя Попова, Чемпионка International в паре с Женей Куликом и Сережа Георгиев, который теперь в Австрии, и Катя Каневская, теперь чемпионка Америки по любителям, и Кирилл Хитров с Полиной Комысовой (бывшие серебряными на Юниорском Блэкпуле). И конечно сам Максим Шклярик с Аленой Дыбань.
И Татьяна Быстржицкая, и Вера Болтвина и Кристина Иванова. Влад и Аня Гасюнас, Света Батова (четырехкратная Чемпионка России по хип-хопу, первая русская финалистка Чемпионата Мира), и Дина Ходос.
Это и Матвеев Дима с разными партнершами в разное время, и Влох Дима, в то время, когда он был чемпионом Мира по юниорам. Это и Михеев Сергей и Сидоран Настя, конечно же, чемпионы Мира среди профессионалов. Это, пожалуй, самая большая гордость, титульная, именно за успехи этих ребят, с которыми мы работали последние годы. Это и Саша Воскальчук с Наташей Чижовой и Жильцов Юра. Колодкины Леша и Аня, Степа и Оля Погорельские из Самары. Латинисты Гоша Осадчий с Ирой Бубновой, Денис Шепелев с Анечкой Абакумовой, Юра Нейздоминога с Катей Трофимовой. Очень дорожу своей помощью Леночке Хворовой. И сидящая напротив меня Марина Алёшина.
Да разве всех перечислишь!
Когда-то это были и Леша Почаев с Наташей, которые занимались у меня стандартом и Егор Вышегородцев с Кариной. Многие латинские пары приходят на уроки. В некоторые дни их бывает больше, чем стандартистов. Потому что по какой-то непонятной, или понятной мне причине некоторые считают, что Плетнев- это тренер по стандарту, а Никовский, скажем, - тренер по латине. А куда Мельникова отнести по этой шкале, я даже не знаю. Низкий, примитивный подход. Потому что я уже давно не учу ни стандарту, ни латине. Я учу Танцу, его пониманию. И тот уровень, с которого я смотрю на танец и преподаю его, находится значительно выше в диалектической пирамиде, чем уровень, где эти танцы делятся на программы. Мы говорим с учениками на уровне, где танец есть потоки энергии, где танец - социальное явление, где танец - отражение философских законов. Значительно ниже он делится на стандарт и латину, и далее на самбу, ча-чу, вальс и так далее.
О системе приоритетов.
Тренерство для меня - это не только урок в танцевальном зале. Не менее важным является так называемое менторство, то есть помощь в формировании сознания. Есть такое слово \"ментор\", зарубежные танцоры его часто используют. Человек, формирующий сознание. Я горжусь тем, что для многих учеников я не просто учитель, научающий перемещать ноги, а еще и ментор, который помогает им формировать свои взгляды, вкусы, философию танца и ее постижение.
Движение тела есть отражение движения мысли. Это один из принципов, на котором строится мое преподавание. Тело само по себе не совершает ошибок, потому что не принимает решений. Тело само по себе ничего не делает, если не говорить только о рефлекторных, судорожных сокращениях мышц, неконтролируемых сознанием. Все сознательные действия происходят вследствие решений, которые принимает голова. А посему учу я через голову. Потому что учить тело само по себе невозможно. Если голова по какой-то причине сомневается, сопротивляется, что-то откладывает на потом, но не воспринимает информацию здесь и сейчас, не доверяя почему-то, то тело никогда этого не сделает. Поэтому чтобы добиться чего-либо от ученика, моя задача - убедить в этом его голову. Объяснить, чтобы она поверила и захотела, а потом подсказать, как наладить контакт с собственным телом, чтобы оно было способно реализовать эту правильную мысль. Любой рост, в том числе танцевальный, предполагает рост ментальный, то есть интеллектуальный. А затем уже рост и физический. Понявшая голова тренирует свое отстающее теперь уже тело. Танец есть не просто набор фигур. Должны сформироваться понимание танца, оценка его - мы все вольно невольно танец оцениваем, мы оцениваем свой танец относительно соперников, мы оцениваем свой результат относительно их результатов, мы какими-то глазами смотрим на тех, кто прошел дальше. И вот как мы будем смотреть на них- оплевывать и унижать и объяснять это несправедливостями судейскими или подлостью судьбы и ругать своего \"никчемного\" как всегда партнера, или мы будем смотреть на это другими глазами. Формирование этого угла зрения, уровня, с которого эта оценка происходит, и есть менторство, то самое, в чем я должен помочь своим ученикам. Обогатить их разными точками зрения, дать им информацию из разных областей, без которой невозможна будет объективная или даже субъективная, но приближенная к объективной оценка. Поэтому на уроках я много говорю и называю это \"радиационным танцевальным облучением\". А как иначе? А как в школе? Ведь мы постигаем жизнь через школу. Чем мы занимаемся в школе все 10 или 11 лет обучения? Сидим за партой со сложенными ручками и закрытыми ртами и слушаем. А учитель разговаривает, болтает, можно сказать, у доски, что-то там начертывая. Для передачи информации самый доступный способ- это вербальное общение, через колебания воздуха голосовыми связками, от учителя к ученику, через барабанные перепонки, а дальше по нервным окончаниям в мозг, который способен или не способен эту информацию обработать. Поэтому говорить приходится много, это естественно. Физически работать пара должна научиться сама. Поэтому физическая помощь тренера на уроке достаточно ограничена. Я не часто становлюсь с учениками в пару. Они должны вырабатывать свои собственные физические ощущения. Танцуя со мной в паре это можно только себе представить, \"улететь\" на следующий уровень и почувствовать, как это может быть хорошо, чтобы потом иметь стимул, к чему стремиться. Относиться к моему радиационному методу можно по-разному. Но по собственному опыту и достижениям своих учеников могу сказать, что это имеет право быть и это имеет успех. Причем, самое интересное, что это работает независимо от уровня самого ученика. Потому что когда после наших уроков ребята понимают физическую природу движения, подчинение ее всеобщим законам природы, философии и диалектики, они понимают, что и результат сам по себе уже не зависит от них. Они должны просто стать послушными детьми этой самой природы, и тогда природа все сделает за них. Поэтому я говорю им, что учу ничего не делать и при этом все получать. И это в идеале достижимо! Это же мечта любого - делать как можно меньше и получать как можно больше. Рубль вложил- сто получил. Это называется эффективностью. Получение максимального результата при минимальных затратах. Я сейчас немного углубляюсь в систему, но дело в том, что формирование системы тоже является характеристикой личности. Только поймите меня правильно, это не значит, что все сейчас должны кинуться формировать некую собственную систему, потому что очень хочется быть личностью. Работает наоборот: по мере того, как ты личностью становишься, уже сама эта личность становится способной к тому, чтобы, анализируя себя, используя весь накопленный опыт, образование и все вышесказанное, формировать уже некую систему. У меня она существует. Она, конечно, в свою очередь, включает в себя опыт моих педагогов, информацию из танцевальной литературы, мой опыт жизненный, и танцевальный, и образовательный.
Системный подход- очень часто звучащее из моих уст словосочетание. Наличие некой системы, на мой взгляд, и является отражением того, что тот, кто ее создал, является личностью. Он достиг уровня, на котором все это может быть проанализировано, сведено и, самое главное, работать после этого, приводить к какому-то результату.
Следующий этап – это уже технологии свободной импровизации в открытой системе. Но об этом в другой раз.
О политике.
Параллельно с этим начиналась политическая деятельность. Наверное, про политику нужно сказать два слова. Я ее ненавижу! В жизни бы этого не делал! Но однажды услышал фразу: \" Если ты не в политике, то политика все равно в тебе\".
Если ты не будешь влиять на принятие законов, их все равно будут принимать. И может оказаться, что эти законы тебе не будут нравиться. Но как законопослушный член сообщества, ты должен будешь их выполнять. Тем самым вступишь в конфликт с собственным \"Я\". Либо должен будешь нарушать закон, что не очень правильно, либо будешь чувствовать себя идиотом, что неправильно перед собой.
Это и была отправная точка моего решения, что я должен тоже участвовать в формировании этих процессов. А то, что это стало международным, не было моим желанием. Но в результате оказалось так, что мой опыт, мои взгляды оказались соответствующими международным стандартам, влиятельные танцевальные политики поняли, что Леонид Плетнев может помочь жанру на самом высоком уровне его формирования. Поэтому я был приглашен в самом основании BDFI быть директором в России и членом Международного Совета Директоров. Долгое время я являюсь членом Президиума РТС. Я горжусь быть членом Русского Танцевального Союза (профессионалов) как сообщества равновеликих и взаимно уважаемых людей, вне всяких упреков или условий в его адрес
Я был Председателем Московского Клуба Ведущих Танцоров, эдакого танцевального профсоюза, который создали лучшие московские танцоры для защиты своих прав в теперь уже далеком 1989 году. Это было эпохальное и веховое событие в истории российского танца, решение договорившихся соперников, сумевших подняться с уровня борьбы до уровня единения в общих интересах. Мы тогда смогли доказать танцевальным чиновникам право на свое мнение, смогли показать, что мы – главные участники танцевального процесса, свободные люди – не марионетки. К сожалению, сегодняшнее поколение танцоров, похоже, забыло об этих реальностях танца и своих правах.
А теперь это уже и IDU. Никогда не ставил себе такой цели - быть президентом, более того, являясь президентом, наступаю на горло своим желаниям, вынужден отложить вещи, которые уже давно в очереди быть реализованными, но не могут быть реализованными из-за недостатка времени. Ущемляю себя и финансово, и во временном факторе, занимаясь политикой, и делаю это исключительно из общественных соображений. Хотите- верьте, хотите- нет. Поверить трудно. Но когда у меня это закончится, неверующие очень удивятся, как же легко я со всем этим расстанусь. Потому что на самом деле совершенно за это не цепляюсь и хочу заниматься совсем другими делами в этой жизни. Но хочу быть уверен, что законы, по которым эта жизнь танцевальная (а в ней я планирую себя проявлять и реализовывать и дальше) будет идти, не будут диктаторскими и ограничивающими. Это будет то самое направление, с которым я буду согласен, уровень законов будет настолько высок, демократическим образом сформирован, что это не будет ограничивать мое собственное \"Я\" и свободу моей и общественной реализации.
О \"Реверансе\".
\"Реверанс\" - это моя марка, связанная с моим именем, потому что так назывался мой Консультационно-Танцевальный Центр, именно так, не клуб, а КТЦ. Это была открытая абонентская система, которую я придумал и в которой мне помогал мной друг, ученик и коллега Влад Гасюнас. У нас было много абонентов из разных городов и стран. Абонентами КТЦ \"Реверанс\" были и израилетяне, и немцы, и болгары, и американцы. В то время еще голодные до информации могли получить консультации, взять уроки у иностранных педагогов, посетить \"Школу Мастерства\", которые мы проводили четыре раза в год. КТЦ \"Реверанс\" организовывал поездки на зарубежные турниры, помогал оформлять визы. Ведь всего того, что сегодня уже норма, тогда еще не было. У нас можно было приобрести танцевальную музыку, видео...
И еще были \"Реверанс-Конгрессы\" и \"Реверанс-Кубки\", который КТЦ проводил в течение пяти лет. Я знаю, что последний турнир \"Реверанс\" 1999 года в ЦСКА, на котором Маркус и Карен Хилтон танцевали у нас во второй раз, у многих остался в доброй памяти. Я горд тем, что на этих Конгрессах и Кубках побывали известнейшие люди всемирного танца. Многие из них сегодня уже практически прописались в России, но впервые именно на этих событиях побывали Джон Вуд и Энн Льюис, Маркус и Карен Хилтон, Билл Ирвин и Питер Эгльтон, Кэрол Макрэйлд, Тор Флойсвик, Руди Трауц. Дорогу в Россию всем этим специалистам проторил \"Реверанс\".
\"With reverence\" - так я подписываю все свои письма. Реверанс- это философия моего отношения к ученикам и окружающим. Я все стараюсь делать с реверансом, то есть с уважением, с почтением. Поэтому обидно бывает, когда некоторые считают, что эта такая маскировка истинно зловещего, коварного и рассчетливого \"Я\". Совсем нет. Хотя думать по-своему имеет право каждый.
Сегодня \"Реверанс\" уже не существует в том виде, хотя есть мысли, чтобы сформировать вновь некий проект. Как только я закончу с большой политикой, возможно, смогу реализовать эту идею, в которой есть потребность. Дозрело уже наше танцевальное сообщество и уровень развития государства, потому что в ней все это будет серьезно переплетаться. И, возможно, \"Реверанс\" возродится, может быть, под этим названием, может быть, нет. Жизнь покажет.
У меня давно нет своего клуба. Я давно перерос клубную систему, и могу быть наиболее эффективным и полезным, лишь являясь свободным художником. Так я могу помочь и помогаю значительно большему количеству танцоров. Поэтому и являюсь членом Русского Танцевального Союза – организации самодостаточных профессионалов, индивидуальностей, личностей. А к эффективности я стремился и стремлюсь всегда.
\"С реверансом\" была названа и моя книга. Этим тоже можно гордиться, потому что не так много у нас людей, которые написали книги, если не сказать, что их почти и нет, в российских танцах, по крайней мере. Гордость берет, естественно, за то, что смог. Так же, как брала гордость и за выпущенные кассеты, первый в мировой истории проект на русском языке учебного видео \"Линия танца\". Помню, как с трепетом нес эти коробки с готовыми уже записанными видео-кассетами и ощущал одновременно прилив и радости, и ужасной ответственности, понимая, что это не фотографии уже, которые можно перефотографировать, если рожа кривой получилась. Это теперь на всю жизнь, и каждый ляпсус, который там получился, и каждая прелесть, которая там удалась, уже останутся в истории. Так же и с книгой. Это мои дети.
А потом был уже наш с Екатериной реальный \"проект\"- Валентин Плетнев. И тогда я уже понял, когда держал сына на руках, что те проекты несопоставимы по значимости своей с этим. Но ощущения были похожими.
Это и боль, конечно, связанная с тем, что постигло мою семейную жизнь. Это и сожаление одновременно, и понимание того, что по-другому, наверное, и быть не могло, потому что это моя жизнь, мой опыт. И даже негативный, но тоже опыт. Потому что не бывает негативной информации, бывает лишь информация к размышлению. Все мои боли учили меня понимать жизнь именно так, не относиться к тому, что прошло, восклицая \"за что же?\", \"почему же?\", а понять, за что же, и не делать этих глупостей в дальнейшем.
Когда я стал президентом IDU, Станислав Попов посоветовал мне не подписываться более \"С реверансом, Леонид Плетнев\", потому что мой статус изменился. При всем моем уважении и благодарности ему за совет, я не изменил себе, я остался \" с реверансом\". Считаю это своим кредо. И, мне кажется, это нравится моим ученикам, нравится родителям учеников, что тоже немаловажно, потому что для многих они остаются принимающими решения. Вообще мне кажется, что если бы все относились друг к другу с почтением и уважением, то мир был бы добрее, не было бы беспощадных споров, врагов, грязи.
О Прессе.
С прессой я был связан всегда. Еще в школе писал и рисовал для школьной газеты, то же и в пионерских лагерях, где проходили все мои школьные леты, и в институте. Я всегда любил писать, самому нравились и окрыляли удачные попытки выражения собственных мыслей.
В той или иной степени в разное время я имел отношение практически ко всем танцевальным изданиям в России, начиная с журнала \"ПА\" идеи Петра Чеботарева и дальнейшего развития безвременно ушедшим от нас Дмитрием Меньшиковым, где на одном из номеров я был Председателем Редакционной Коллегии. Это и журнал \"Танцклуб\", и наш совместный с Эльвирой Котовой проект журнала \"Пируэт\". Это и \"Звезды над паркетом\", для которой я уже много написал как автор за эти годы, и танцевальный интернет-портал DANCESPORT.RU на котором опубликовано большое количество моих статей.
Я был Пресс-секретарем WDDSC в Восточной Европе, корреспондентом всемирно известной английской газеты \"Dance News\".
Пресса важна как трибуна для Мысли и Мнения, важна, как информационное поле для жаждущих, как обнародованный пропечатанный элемент гордости в виде указанной фамилии или размещенного фото. Пресса - высокая трибуна, но еще она может быть помойкой и местом непорядочного выяснения отношений, к сожалению. Этому очень подвержены сегодня форумы некоторых интернет сайтов. Хотя нужно оговориться, что там мнения выражают все кто хочет, а в серьезной прессе пишущих и интервьюируемых определяет редактор и политика издания. И выбирают серьезно и основательно, дорожа своей репутацией.
Множество заполнивших дневник мыслей и их проверка жизнью привели меня к идее написания книги \"С Реверансом. О жизни в танцах и о танцах в жизни\". И еще это был мой подарок сыну Валентину, несгорающий отцовский опыт, совет по жизни на всякий случай ее непредсказуемости. Надеюсь, что он все-таки когда-нибудь сможет ее сам прочитать, учитывая, что русский у него лишь на третьем месте после немецкого и болгарского. Кстати, под влиянием моей книги записали многие мои ученики и знакомые.
В компьютере уже достаточно материала для книги следующей, но пока нет необходимого для окончательной редактуры свободного месяца.
В планах и данных издательству обязательствах также танцевальный учебник и многое другое.
И еще помощь начинающим авторам. Одним из них я особенно горжусь, считая безусловно талантливым и наиболее интересным из ныне пишущих о танцах. Зовут этого автора Марина Алёшина, и сейчас она как раз берет у меня это интервью. Ценю ее доверие моему мнению и обращения за советами.
Желаю прессе быть интересной, а танцорам - пытливой читающей аудиторией.
О вкусах и приоритетах.
Если Вам завидуют – поздравляю! Ваша жизнь удалась!
В еде я неприхотлив, наверное, студенческая закалка, ведь семь лет своей жизни я прожил в общежитиях, где ни выбирать, ни зевать не приходилось. Но в последние годы предпочитаю рыбу, овсяную кашу, люблю картофель, орехи и грибы в любом виде, суши и вообще морскую пищу, а также чай предпочитаю кофею.
Я не люблю острую пищу, если только это не чили-краб с пивом вместо огнетушителя.
Любимое пиво - немецкий Warsteiner, особенно с копченным лососем. А вообще уже долгие годы я в периоде виски (наверное это возрастное), любимый из которых американский бурбон Jack Daniels (в этой конюшне для меня все представители хороши). 1\\4 с кока-колой, кусочек лимона и два кусочка льда - эту мою пропорцию знают бармены всех заведений, где я бываю по миру.
Любимое и единственное радио, которое я слушаю в машине - это \"Эхо Москвы\", потому что там только умные и знающие люди и нет музыки. Иногда, но редко по настроению, из музыкальных \"Джаз\", \"Классик\" или \"Релэкс\", и еще \"Юмор ФМ\" . По телевизору только новости.
Из писателей Пауло Коэльо, Ричард Бах, Клаус Джоуэль, но времени на чтение чертовски не хватает. Когда-то лет в 20 мое отношение к пониманию искусства перевернула книга М. Анчарова \"Дорога через хаос\". А также интересна любая полезная информация из различных журналов. Жизнь как-то сама подбрасывает необходимое.
В одеколонах особых предпочтений нет. Нравится то, что сам считаю для себя подходящим, часто меняю и проверяю выбор реакцией окружающих меня женщин. Хотя Issey Miyake и Vera Wang на парфюмерной полочке стоят всегда.
В одежде Hugo Boss, Armani, D&G, Franko Volzano, Lindbergh. И не потому, что модно, а потому что лично мне подходят по крою, качественно и по-философски гармонично. Но покупки делаю в единственном немецком магазине во Фрайзинге, где бываю ежемесячно у моего Валентина. У его (магазина) хозяев отличный вкус и всегда отменный подбор коллекций.
Когда-то у нас с Татьяной была собака, породистый американский коккер-спаниэль Хайтер Боярд Оймель. Но жил он в основном в Питере у Таниных родителей.
Я не могу позволить себе живые растения в доме. С моими постоянными поездками это невозможно. А очень хотелось бы.
Сейчас я езжу на Тойоте, она у меня уже вторая. Новая, комфортная, безопасная, с повышенной посадкой, что удобно для ноющих к концу рабочего дня ногам. Хлопот не доставляет, а это для меня главное. Машина для меня - средство передвижения, а не элемент роскоши или престижа. Но до Запорожца, конечно, опускаться я себе не позволю.
Звезды должны красиво и дорого одеваться, ездить на хороших машинах, жить в хороших домах, если они действительно звезды. Иначе ученикам будет не к чему стремиться в нашем деле, как бизнесе. Они должны понимать, что достигнутые в нем успехи смогут обеспечить достаточный уровень благосостояния в жизни.
Любимый цвет - васильковый, в сочетании с белым или серебром. Это цвета \"Реверанса\".
Люблю красоту и правильные пропорции, светящихся женщин. Люблю жаждущих учеников и интересных собеседников. Люблю гармонию вообще. И еще адекватность.
Люблю живопись в оригиналах ввиду ее неповторимости в пространстве и времени..
Предательство и ложь мне наиболее неприятны.
Ревность считаю самым большим грехом и признаком слабости. Для женщины - объяснимо, для мужчины - стыдно.
Уважаю право человека на любовь, а теперь научился уважать и право на нелюбовь.
Более всего в жизни ценю свободу. Свободу выбора, мысли, самореализации, веры, поступка. Буду бороться и борюсь с любыми попытками мою собственную свободу ограничить. И учу этому своих учеников. Несвободный не способен на покорение главных вершин. Только свободное сознание и свободное тело способны на развитие и полет. Конечно, можно устраивать соревнования и среди рабов, определяя победителей. Но победителей среди рабов же!
Когда танцевальное сообщество вырастет до осознания приоритетной ценности свободы как главного инструмента развития – динамика нашего прогресса ускорится невероятно.
Но свободным сознанием трудно управлять, поэтому правящие системы всегда этому процессу противятся. Вот и пытаюсь помочь другой, свободной системе стать на ноги. Возможно, это максимализм, а значит я – максималист. Возможно. Но ведь максимум в благородном стремлении лучше минимума, не так ли?
Ответы и решения лежат не снаружи, а внутри. Каждого из нас. Поэтому и приходишь к мыслям о всеобщем просвещении.
\"Я – посланник, чудак-просветитель,
Я узнал свою цель, понял смысл.
Мои мысли на волю летите\". (Из книги \"С реверансом\")
И это было мое озарение, осознание цели собственного бытия.
И в этом мое счастье...
А вообще все это можно понять из моей книги, ее оформления, текстов и фотографий.
О финансах и благах.
Если вернуться к тому, что формировало мою личность, это, конечно, уже упомянутые мною педагоги. Потому что звучащие из их уст их системы становились основой для моей собственной. Это и посещение крупнейших турниров, потому что без этого нельзя, и общение с соперниками. Общение и дружеское, и на паркете соревновательное. Я помню, когда мы первый раз обыграли английскую пару, а в то время авторитет английского танцевания был безупречен, я смотрел на небо и говорил: \"Господи, ты ошибся! Так не должно быть. Эти люди вкладывают в свой танец намного больше сегодня (финансово, в первую очередь имелось в виду), чем вкладываю я. Может быть, я талантливее, и поэтому ты сегодня на моей стороне. Но если я хочу, чтобы эта случайность стала закономерностью, я должен вкладывать в это не меньше \".
Недоступную тогда валюту мы с Татьяной зарабатывали, работая посудомойщиками в ресторанах Германии. Мне уже было 30 лет и когда мои коллеги по кухне узнали о моих заслугах, образовании, они не могли понять, что я делаю у бачка с пищевыми отходами в пару и брызгах гудящей моечной машины.
\"Я хочу танцевать, и мне нужны деньги\", - таким был мой ответ. Любой труд почетен.
Трудно подсчитать, сколько затрачено было финансовых ресурсов за мою танцевальную карьеру, потому что об этом тоже много говорят, как это дорого. Могу сказать, что очень много, но я никогда об этом не пожалел, потому что весь этот миллион в у.е. был вложен в образование, в голову. Дай Бог этой голове не сойти с ума и не попасть под случайный кирпич. Но, раз было потрачено – значит, было и заработано. Мной заработано. Весь этот накопленный опыт, весь этот условный миллион потом стал способен себя реализовывать и реализует. Когда я закончил танцевать и вернулся из Лондона в Москву,- а мой последний турнир состоялся в Royal Albert Hall в 1996 году,- на моем счете был очередной ноль. У меня еще не было своей квартиры, была купленная на взятые в долг деньги машина. Ничего, кроме головы, которая \"образовалась\" за это время. Но я не пожалел об этом ни разу.
Блага приходят сами собой по мере вашего роста. Достигаешь определенного нового диалектического уровня, и все положенные этому уровню блага приходят к тебе сами. Господь смотрит и говорит: \"Ах, ты уже долез до этого уровня? Вот тебе полуфинал этого турнира, вот тебе спонсор, один. Вот тебе интервью на местном радио, вот тебе статья в региональной газете\". Если тебе удается расти дальше и перейти на следующий уровень, он опять смотрит: \"О! Так ты уже здесь? А что тебе тут положено? Вот тебе уже финал, уже два спонсора, интервью на российском телевидении и статья в центральной газете\". Ну, и так далее. Многим свойственно путать эти причинно-следственные или активно-реактивные процессы. Поэтому просто развивайте себя, и спонсоры придут, и успехи придут, и кубки большие, и конверты толстые.
О шоу.
Все наши шоу ставили мы сами. Мы танцевали секвей. Нашим лучшим результатом было 7 место на Чемпионате Мира в Ашафенбурге в Германии и финал German Open. Мы немного танцевали шоу в конкурсах, потому что получив эти несколько результатов, я сказал себе: \"Хочу иметь хотя бы что-то, где меня не будут оценивать судьи, для себя\". И мы продолжали делать показательные, а в то время хорошие танцоры в этом плане были востребованы.
Для того, чтобы сделать шоу, тем более, конкурентоспособное, нужно быть личностью. Это уже режиссура. Это как актер и режиссер, которые летают на совсем разных уровнях. У актера локальная задача - в этом месте сыграть то или иное настроение. Режиссер обязан видеть всю картину от начала до конца, включая музыку, свет, расположение камер, костюмы, грим, следить за работой самих артистов, продумывать технологию движения товара на рынок, и так далее. Поэтому мой совет вам, если хотите иметь в своей коллекции классное шоу, обратитесь к хорошему хореографу, уже достигшему вершин, с которых он способен это сделать. Нам приходилось действовать самим, но успехи, которые мы при этом имели, доказывали, что развитие личности уже было достаточным для того, чтобы создать конкурентоспособный материал.
Наверное, в памяти остались наши шоу танго на музыку Пьяцоллы, полулатинский \"Бедный парень\", которого многократно копировали по всей стране в разных коллективах, фокстрот \"Голубые города\", шоу \"Короли мамбо\", который мы поставили для промоушена этого знаменитого фильма в Норвегии.
В течение пяти лет мы работали в Норвегии. И именно тогда у нас появилась возможность тренироваться у Тора и Эспена и познакомиться со Свайном Ротволдом, Бентой Самьюэльсон, Раймондом Мюрренгеном, Анитой и Эрлингом Лангсет и другими норвежскими специалистами, чемпионами Мира и Европы. Каждый год мы работали в Норвегии в разных концепциях: \"Русский тур \"Гласность\", \"Модель клуба\", \"Королева клуба\", \"Модель года\", \"Мисс Норвегии\". Во-первых, для нас это был способ заработать столь необходимую валюту, во-вторых, это открывало окно для сотрудничества с педагогами и давало огромный опыт, потому что на последней \"Мисс Норвегии\" я уже был постановщиком всей этой программы.
О спорте, науках и увлечениях.
Безумно благодарен я своим педагогам институтским. По своей специальности архитектора я сегодня себя не реализую, но косвенно знания, полученные в институте, помогают мне ежедневно. Ведь \"архитектор\" в переводе с греческого значит \"главный строитель\".
Прекрасные профессора учили нас понимать цвет и вычислять правильные пропорции, учили находить и чувствовать Гармонию. А какие замечательные предметы нам преподавали: рисование и скульптура, архитектурное проектирование и основы композиции, философию и диалектику, сопромат и начертательную геометрию, монохромию и полихромию (владение цветом). И еще основы систематики, потому что архитектор должен быть способен еще на этапе проекта совместить весь комплекс того, что касается проектируемого объекта: и ландшафт, и климат, и роза ветров, и конструкции, и освещение, и отопление, канализация, вентиляция, отопление. Это и расчеты, и нормы, СНИПы и ГОСТы, соотношение площадей. Это и эстетика, и строительные материалы, металлические и деревянные конструкции, и слабые токи, и сильные токи. Человек, который берется за проектирование, должен не просто витать в небесах и нарисовать что-то ужасно симпатичное, но совершенно невозможное к реализации, что-то этакое парящее в воздухе. Основы систематики нужны при решении любой задачи, и из наших выпускников-архитекторов только процентов 30 оставалось в профессии, но из нас всегда получались хорошие руководители на самых разных уровнях. Системным и непохожим в своих танцевальных методиках и принципах, я стал благодаря институтскому образованию.
Это и замечательные история искусств и живописи, и история архитектуры. Я вспоминаю профессора Тица, к которому даже отпетые двоечники стеснялись идти сдавать экзамен, не зная предмета, потому что его преданность, его любовь к собственному предмету была просто невероятной. И степень его разочарования, когда попадался студент, явно не готовый, была настолько велика, что на него было жалко смотреть, так близко к сердцу он принимал то, что студент может не знать этого или не интересоваться этим.
Я всегда был спорстменом, при том что был отличником. Я был из тех отличников, у которых были хорошие отношения с двоечниками, потому что двоечники - это обычно хорошие спортсмены. Мне удавалось совмещать, у меня были разряды по шахматам, плаванию, самбо и стрельбе (еще тогда, при хорошем зрении), золотые медали \"Артека\" по настольному теннису и пионерболу. Я серьезно занимался футболом, если бы не травма, я бы, наверное, стал футболистом. Я был капитаном команды мастеров группы подготовки, седьмой номер, полузащитник, конструктор и организатор атак. Но танцы были всегда при этом.
Я очень любил дерево, столярное дело в школе. Занимался резьбой, гравюрой. Вместе с друзьями мы с нуля, из досок, сделали настоящие электрогитары, организовали ВИА и пели сочиненные мною песни, побеждая на фестивалях.
Я закончил музыкальную школу по классу баяна, затем было освоение фортепиано, гитары и барабанов. Не успел научиться игре на саксофоне, любимом из музыкальных инструментов.
Однажды великий Питер Эгльтон, \"великий Петр\" на ответ корреспондента о причине занятий танцами ответил: \"А что еще оставалось молодому человеку, обожающему музыку и при этом не умеющему играть ни на одном музыкальном инструменте. Только танцевать, играя на своем теле\".
Мне повезло чуть больше...
Продолжение...