Время думать своей головой...

Опубликовано: 09.04.2007
Просмотров: 4989
Комментариев: 0
Этот материал любезно предоставлен для публикации танцевальным журналом Русского Профессионального Союза (Россия) \"ПРОФЕССИОНАЛ\", издание №39 2007 г.

\"Развивайте мускулатуру! Особенно головного мозга\".
(из книги Л.Плетнева \"С Реверансом\").


К счастью, потребность танцевать существует испокон веков. И танцоры ее реализуют, невзирая на существующие внешние обстоятельства. Тем не менее, эти обстоятельства играют важную роль, поскольку определяют условия конкурсной жизни. И вполне очевиден большой интерес участников танцевального процесса к тому, что происходит в танцевальной системе, в рамках которой они находятся. Почему появляются новые организации? Что они могут дать или не дать танцорам? Как ориентироваться в том мире, который существенно изменился за последнее время?

Л.П. Спасибо Богу за то, что в связке танец и танцевальная политика, первичным все-таки является танец. Вы правы, говоря, что танец был, есть и будет, так же как и желание человека заниматься этим видом активности, независимо от того, какая политика или политики в данный исторический момент в ней преобладают, побеждают или соперничают. Политика определяется человеком, а наличие танца как вида деятельности определено Творцом.

И все-таки о том, что сегодня происходит в танцевальной политике, потому что именно ее воздействие на изменение структуры нашего танцевального мира и ставит вопросы перед каждым участником этого процесса. Для того, чтобы ответить на них, необходимо заглянуть в прошлое и проанализировать процессы, объективно существующие независимо от субъективных политиков, которые, безусловно, влияют на политическую ситуацию.

Чтобы не заглядывать уж слишком далеко, начнем с того момента, когда начал развиваться тот танец, о котором мы говорим. Конечно, его организацией поначалу занимались профессионалы. Учителя танца преподавали в танцевальных школах и салонах, где у них были студенты-любители, бравшие уроки. Позднее, в силу развития танцевальных направлений, повышения уровня исполнительского мастерства и заложенного в человеке желания соревноваться, появились конкурсы. Первые чемпионаты начали проводиться в двадцатые годы двадцатого века. И начиналось все еще во Франции.

Тогда судейство было исключительно профессиональным. По мере развития соревновательной составляющей танцевального процесса складывалась система клубов, объединяющих уже любителей-конкурсантов. В школах же танца продолжали заниматься те, кто просто любит танцевать. Со временем танцевальных клубов становилось все больше, образовалась любительская международная организация ICAD (International Council of Amateur Dancing), а влияние класса, организующего любительский конкурсный процесс, росло. Все это происходило на фоне и при поддержке уже существующей ICBD (International Council of Ballroom Dancing, теперь WDC). Оба мира долгое время развивались параллельно и бесконфликтно. Общие направления формировались профессионалами, которые помогали возникающим любительским организациям, как части общего танцевального процесса. И до определенной поры никому даже в голову не приходило такое понятие как судья-любитель. Судили исключительно профессионалы жанра, прежде всего потому, что танец по божественному замыслу является частью культуры и искусства, в которых сравнительные мнения (если в этом возникает необходимость) выражают лучшие эксперты жанров, их ведущие специалисты-профессионалы. В этих областях деятельности действуют только законы природы, а не правила, установленные человеком. Кроме танца, сюда можно отнести пение, музыку, живопись и др. В этих областях человек может себя только проявлять. Никто не может сказать, что Рембрандт лучше Рубенса, Моне - Матисса, а Барышников лучше Нуриева. На те или иные предпочтения оказывают влияние эпоха в целом, ее эстетика, местоположение наблюдателя, освещение и т. д. Оценка человеком, посему, может быть только относительной. В то время, о котором мы говорим, танец был частью искусства. Собственно он таким и остался. Просто сегодня некоторым людям захотелось трансформировать его сущность, и в этом как раз, как мне кажется, и заключается корень проблем.

В конце концов, к 1978 году ICAD и ICBD пришли к необходимости заключения договора, который вошел в историю как General Agreement, Генеральное соглашение. Документ, подписанный со стороны профессионалов президентом Леонардом Морганом и со стороны любителей президентом Детлефом Хегеманом, устанавливал отношения между ICAD и ICBD. Не знаю, кто действительно готовил это соглашение, но, безусловно, этот человек или группа людей были высоко интеллектуальны и теоретически развиты, потому что в этом документе учитывались все наиважнейшие моменты, обеспечившие понятную и четкую структуру танцевального мира. В частности тогда ясно определялись такие понятия как профессионал и любитель. Любителем назывался танцор, для которого танец являлся увлечением, а не основным источником дохода. Любителям запрещалось танцевать шоу за вознаграждение, а также получать призовые деньги на конкурсах (только призы, кубки и т.д.). Им было запрещено давать уроки. Соответственно для профессионалов, а, прежде всего это были учителя танцев, основным источником дохода являлась педагогическая работа, и только профессионалы могли преподавать в любительских клубах, гарантируя высокий лицензированный уровень предоставляемых услуг. Черта между понятиями была проведена очень четкая, что необыкновенно важно. \"Уточняйте категории, и вы избавите мир от заблуждений\", - говорили еще древние греки. Если не определиться с условиями задачи, решить ее будет практически невозможно.

Далее в соглашении устанавливалось наличие двух видов лицензий - профессиональной и любительской. Обе организации соглашались с их признанием. И кстати, судить чемпионаты, как турниры, дающие титул, могли только судьи, обладающие лицензиями и той и другой организации. И в таком судействе большинство всегда должны были составлять профессионалы! Никаких дополнительных лицензий или регистраций профессионалу для судейства любительских турниров не требовалось. Одним словом, умные люди. Смотрели вперед и закладывали те вещи, которые на тот момент даже трудно было вообразить, но которые теоретически были возможны. И если бы этот договор оставался в действии сегодня, то таких передряг на танцевальном пространстве не существовало бы.

Проблемы и начались именно с того, что одна из сторон, IDSF, в определенный момент отказалась от соблюдения условий договора. Одним из пунктов договора, кстати, было создание Joint Committee, Объединенного Комитета. В него входило с каждой стороны по четыре представителя, и ему отводилась важная роль в решении международных проблем, связанных с координацией деятельности в танцевальном пространстве.

Соглашение также устанавливало области ответственности или деятельности. Любительская организация IDSF признавалась ответственной за развитие любительского танца. А профессиональная - за развитие школ танцев и профессионального танца. До тех пор пока условия договора соблюдались, работал Joint Committee, проблемы решались. Кстати, их наличие естественно для любого организма или системы, а тем более взаимодействующих. Соглашение создало механизм для их решения и согласования. С момента прекращения выполнения договора возникли условия для хаоса.

Чрезвычайно важную роль в истории развития танца и в сегодняшней ситуации сыграл, с моей точки зрения, миф об олимпийских играх, такая замечательная \"заманка\". Любительская организация поставила себе целью войти в Международный олимпийский комитет и программу олимпийских игр. Надо сказать, что место олимпийских игр в истории современного общества трудно переоценить. Это самое крупное спортивное событие, привлекающее огромное внимание населения планеты вообще и масс медиа, спонсоров и т.д., в частности. Это огромный финансовый механизм. Это яркое, запоминающееся и во всех отношениях имеющее огромное воздействие на нашу современную жизнь событие. Ориентир на олимпийское будущее, безусловно, не мог пройти незамеченным, и очень сильно изменил вектор развития танца. Но такое решение было принято единоличным образом со стороны IDSF. Профессионалы к нему не имели никакого отношения. Думаю, если бы имели, то в процессе обсуждения, возможно, появился бы вариант и не делать этого. На мой взгляд, танцу было нанесено больше вреда, чем пользы. И прежде всего даже не столько самими олимпийскими играми, сколько необходимостью изменения сути танца из искусства в спорт. Это явилось и до сих пор является причиной конфликтов и недопониманий сегодняшнего дня.

Недавно мне пришло в голову такое сравнение. Мы все когда-то садились в один и тот же поезд, на котором было написано \"бальные танцы\". Красивый поезд, обозначен маршрут, ясен конечный пункт назначения. Мы купили билеты, исходя из своих возможностей: кто-то в купе, кто-то в СВ, кто-то в плацкарт. Поезд тронулся, все обещанные услуги аккуратно предоставлялись: проводники носили чай, туалеты и кондиционеры работали, звучала приятная танцевальная музыка. Ехать долго. Но потом как-то незаметно для нас кто-то изменил название поезда, вместо \"бальных танцев\" - \"танцевальный спорт\". Сидя внутри, мы этого не заметили. Потом пошли объявления по составу, что, почему-то, туалеты теперь будут работать только с двух до пяти, и воду будут тоже давать только в определенное время. И чай теперь будет без сахара. Но все решили, что, наверное, так надо, какие-то временные трудности. По радио стало все больше звучать уже не очень приятной музыки. Появились выступления каких-то пропагандистов и агитаторов, объясняющих, что вообще существуют разные колеи, направления и т.д. И есть очень заманчивые. Например, олимпийская колея. Потом правила стали ужесточаться еще больше. И выглядывать бесплатно из своего купе уже стало невозможно. И перебегать к друзьям-соседям можно только за мзду проводнику и т.д. В конце концов, те, у кого есть голова на плечах, стали понимать, что куда-то не туда этот поезд едет. Пока спали, машинист изменил направление и свернул на другую колею. А поскольку за окнами похожий пейзаж, не все сообразили, что едем-то не туда. И вот теперь, когда уже понятно, куда этот поезд идет, \"партизаны\" устроили завал на пути, и поезд вынуждено остановился. Изменить направление движения состава невозможно, только если повернуть обратно до самой развилки, где можно снова свернуть на ту колею, которая была определена и согласована изначально. Можно только выйти из этого поезда тем, кто понимает, что его ждет в конце и не хочет погибнуть вместе с составом. Причем рядом стоит другой поезд, на другой, правильной колее. Причем он учтет ваше пожелание и по поводу графика и остановок, и сервиса внутри и обязуется не менять правила по ходу. Вопрос в том, понимаете ли вы происходящее и захотите ли сделать спасительную пересадку. Вот такая образная аналогия того, что сегодня происходит.

И сейчас мы как раз подошли к вопросу, в чем же разница между разными путями. Для того, чтобы куда-то ехать, нужна железная дорога, нужен поезд. Создать его - огромный, благородный труд. А потом важным становится, куда этот поезд поедет и что повезет - наркотики и оружие или детские подарки к новогодней елке. У IDSF и ФТСР есть замечательные стороны. Это тот самый хорошо продуманный и сконструированный состав и та самая железная дорога. Это инструмент для достижения цели. Дальше встает вопрос, какую цель он будет достигать. Есть хорошо продуманный \"паровоз\", то есть хорошо структурированная по вертикали и горизонтали система, с массой правил, кстати, очень хороших, толковых, учитывающих массу обстоятельств, опирающихся на богатый опыт. Вопрос только, куда едет этот \"паровоз\"? Сегодня этот вопрос является главным для каждого участника танцевального процесса и одновременно камнем преткновения. Одна идея, профессиональная, всегда базировалась на авторитете авторитетов, на уважении истории, потому что у человека или общества, которые не уважают и не знают своей истории, нет будущего. У общества, которое не почитает ветеранов войны, или своих ученых и людей искусства, которые ковали славу нации, нет будущего. Рано или поздно, если они предадут это забвению, последователи предадут забвению их самих. Должна быть преемственность поколений. На этом была построена и остается по сей день идея развития танца в профессиональной среде. Безусловное уважение среди коллег внутри и соответственно своих бывших учителей. Безусловная независимость судейства, уважение эксперта за его качества, которые и являются основой для его приглашения в судейство, невозможность влияния на это мнение. Безусловное уважение к каждому танцору.

Другая идея доводит ситуацию до абсурда невозможности элементарного анализа результата, потому как он зачастую не соответствует действительности, он продан и потому предопределен. Ни одна теория не может быть доказана и принята без возможности оценки полученных результатов эксперимента. А уже далее для достижения запланированного результата необходим контроль над экспертами его определяющими. Потому в судейские панели там приглашаются только лояльные и готовые выполнять приказы и рекомендации (независимые одиночки не в счет, они всегда в меньшинстве). Для воспитания послушных и манипулирования ими выработаны рычаги влияния, запугивания и угроз (например, потеря зависящего от судейства бизнеса, дисквалификации, показательные порки, как было с Петром Чеботаревым, а до этого с Александром Чекоткиным). А еще принципиальное разделение, по единоличному решению Президиума ФТСР, любителей и профессионалов в России с 1999 года и невозможность с тех пор проведения совместных турниров и естественного общения. Танцоров-любителей, не спросив, лишили возможности видеть на паркете своих кумиров, своих учителей, перенимать их опыт. Вот, собственно, что и происходит с другой стороны, поскольку другая модель базируется на других принципах.

Докопаться до сути замыслов иногда оказывается очень трудно. Но механизмы их реализаций всегда лежат на поверхности. К примеру, различия в отношении к недавно прошедшей в Москве Школе чемпионов, на которую организатору Антону Рыкову удалось пригласить величайших людей танцевальной современности Эспена Салберга, Донни Бернса и Гейнор Фейвезэр, Тону Найхаген и Ральфа Лепина с ассистентами, лучшими танцорами мира Славиком Крикливым, Еленой Хворовой , Сергеем Рюпиным, Екатериной Лапаевой. И вот вам отношение систем. Александр Машков в МФСТ выпустил приказ об обязательном посещении школы чемпионов. Приказ для идиотов, не понимающих, что это и так само собой разумеется. В приказе было сказано, что обязаны посетить, иначе будете признаны не достаточно квалифицированными, а следовательно лишены лицензии. Что вполне справедливо. Другая система, ФТСР, поступает совсем наоборот - даже, если очень хочешь, мечтал, может быть, всю жизнь, жил только этим, ни в коем случае ходить туда нельзя. Причина простая - организатор и мероприятие не зарегистрированы в их системе. Вот вам наглядный пример. Вот вам пример заботы о творческом росте, повышении квалификации от самых авторитетных. Что вы выберете? Все равно на конгрессе была масса танцоров ФТСР, тех самых смелых. И дело даже не в смелости. Просто, когда мне жалуются на такие очевидные факты маразмов, и задают вопрос, я тоже задаю себе вопрос - ребята, с кем же вы имеете дело? И долго ли собираетесь.

И еще пример. В профессиональной среде уважением пользуются люди, достигшие танцевальных вершин. За это они приглашаемы в самые важные судейские панели. В любительском танцевании уважением пользуется больше тот, кто имеет больше возможностей по другому влиять на результат, т.е. танцевальные чиновники, президенты и т.д.. Чем выше, тем лучше. Быть на выборной должности в профессиональной среде - почти всегда наказание, вынужденный уход от любимого танцевального творчества. Быть на выборной должности в любительской среде - предел мечтаний, потому что это дает максимальную власть по их схеме. Если результат куплен за деньги, как объяснить паре, занявшей второе и третье место, что нужно сделать, чтобы быть первой? Заплатить деньги. Чтобы дать такой совет, не надо быть профессионалом. Вот он мир - наоборот, мир-перевертыш. И его проявления сегодня очевидны для всех.

Умная монополия - это рай для всех, глупая - ад для большинства. В первом случае монополия есть благо, во втором - опасность и вред.

Нужно сказать, что собственно к спорту я отношусь с огромным уважением. Сам много и серьезно занимался разными видами и имел разряды по футболу, шахматам, плаванию, стрельбе, настольному теннису. Если бы не травма - вероятно, стал бы футболистом. Спорт - замечательная вещь. Он часть нашей жизни, замечательный стимул. А физкультура, лежащая за рамками спорта высоких достижений, это еще и здоровье. Но я не согласен с идеей причисления танцев к спорту. По крайней мере, в том виде, в каком это сегодня делается. В наших танцах присутствует элемент соревновательности или спортивности. Соревновательность, как понятие, относится к божественному. Да, на соревновании построен весь наш мир. Те, кто помнят философию, наверняка, помнят и закон единства и борьбы противоположностей. Весь мир построен на противовесах, которые соревнуются друг с другом. Желание победить в этом соревновании, и знание, которое в этом соревновании приобретает каждая из сторон, пополняет кладовые Вселенной. В этом источник ее развития. Спортом соревновательность просто используется в качестве основного и единственного принципа. Иначе спортом можно было бы назвать и наше социалистическое соревнование прошлого между механиками, слесарями, бухгалтерами и т.п.. Да и чемпионаты по дальности плевков или количеству выпитого пива тоже можно было бы назвать спортом. Вероятно, я немного утрирую, но я люблю выводить ситуацию на край, потому что там все становится понятным.

Так вот вторая идея, по крайней мере, так, как она себя проявляла все эти годы, построена на неуважении профессионализма как такого. IDSF не раз заявляла, что профессионалов в принципе не существует. Это сейчас в связи с появлением при IDSF новой организации IPDSC вдруг резко изменилось отношение к этому вопросу. Не признавая профессионализм в танцах, они объявили себя единственным и главным в мире субъектом, ответственным за развитие танцевального спорта. Опять же ни у кого не спросясь, а опираясь только на олимпийское признание, которое, кстати, было получено не без участия WDDSC, отозвавшего для достижения общих целей свою заявку из МОК и даже вступившая в IDSF ассоциированным членом, поверив договоренностям с ней (через несколько лет профессионалы вышли из IDSF, поняв бессмысленность членства, опасность уничтожения собственных идеалов и откровенное игнорирование договоренностей).

Дольше - больше. Танцоров IDSF объявили атлетами. Заставили объективно заинтересованных в выражении своего экспертного мнения профессионалов получать лицензии IDSF. В одностороннем порядке они прекратили деятельность Joint Committee, как координирующего международного органа. Они объявили Генеральное соглашение устаревшим и потому лишенным необходимости к исполнению. Но других документов по-прежнему нет, и Генеральное соглашение - единственный документ, который формально остается в действии, чтобы регулировать наши отношения.

Поскольку к профессионализму в той системе уважения нет, а, стало быть, нет и уважения системы к каким-то достижениям. Например, у профессионалов их конкурсные достижения влияют на судейскую категорию, на приглашения в качестве эксперта, на формирование направления развития жанра в целом. Это обеспечивает заслуженных и добившихся работой и т.д. В системе IDSF таких принципов никогда не было. Только недавно ФТСР, наконец, ввела правила присуждения танцорам, ставшим финалистами чемпионата России, судейских категорий, только сейчас, когда появилась опасность хотя бы этим заслугам танцоров оказаться нереализованными или неучтенными и соответственно переставшими иметь смысл. Какой смысл бороться за какие-то места, если это потом никоим образом не будет влиять на твое будущее? Хотя для меня вообще странно звучит - присуждение судейских категорий танцорам-любителям. Это вообще-то нонсенс.

Вторая идея тянет танец исключительно в спортивность. Давайте снова посмотрим на край этой ситуации и представим, что когда-нибудь случиться включение танцев в олимпийские игры. В Олимпийской хартии есть правило разведения судейского и тренерского корпусов. Судья не имеет право тренировать, а тренер не имеет права судить. Это, кстати, не очень плохой, а всего лишь один из принципов, которые использует олимпиада для того, чтобы устранить конфликт интересов. Олимпийские мудрецы считают, что, если тренер судит, у него возникает естественная возможность влиять каким-то образом на результат в пользу своего ученика. С этим трудно спорить, если рассматривать с точки зрения спортивного подхода и честной борьбы в спорте (кстати, этот вопрос серьезно встал с включением в Олимпиаду видов с субъективной оценкой, по сути неспортивных художественной гимнастики, танцев на льду и др.). Но если танец остается искусством, то кто, как не ведущий специалист или эксперт может выразить свою точку зрения? И разногласия по этому вопросу между двумя организациями очень глубоки.

Во второй модели не уважают танцора. Лишение возможности проявления индивидуальности в костюмах (долго просуществовавшая \"черная\" мужская латина), публичные задирания юбок и проверки формы трусиков и размеров декольте у партнерш, лишение танцоров права голоса на любых уровнях. Спросите любого родителя, каких нервов зачастую стоит зарегистрироваться на турнир? Частое явное несоответствие цены билетов и регистрации качеству зрелища. Турниры перестали быть праздниками! А это стремление впечатлять масштабами - 3 000 пар, 4 000 пар... 6 000 пар..., согнанных для установки рекорда. С точки зрения творческого роста такие массовые события при таком отношении лично танцору скорее во вред. Эти построения в загоны, эти ожидания в затылок, повышенный риск получения травм. А чего стоит доведенный до абсурда турнир в Гессене (Германия), который рекламируется как самый большой в мире. На огромной площадке, разделенной на шесть(!) танцевальных полов, эдакой танцевальной фабрике, одновременно танцуют пары от начинашек до сеньоров. И это просто кошмар! Представьте себе Большой театр, а рядом с ним через тумбы с цветами танцует Мариинка, а дальше Нью-Йоркский балет Барышникова. И все они пытаются друг друга перетанцевать. А судят все это не самые лучшие из практикующих специалистов. Все в форменных пиджаках с эмблемами. Если такое ночью приснится - проснешься в холодном поту. Это, если вывести ситуацию на край.

Пока выполнялся договор и разведение областей ответственности, существовала общая пирамида, в которой нижним блоком являлись танцевальные школы, где люди знакомятся с танцем. Затем шел большой средний блок, который сегодня называется танцевальным спортом - соревновательные танцы, назовем их так, и верхний блок, где всегда находились профессионалы, которые и обучают \"ниже лежащих\" в пирамиде. Пока был такой порядок, все развивалось как одно целое, подчиненное общим законам и интересам. А вот теперь, представьте, что средняя часть взяла и ушла из пирамиды и решила строить что-то свое. И вот эти танцевальные школы и профессионалы остались без середины. Нарушился естественный процесс перетока танцоров из одной части в другую, прогресс, идущий снизу вверх, как и положено по законам природы. Совершенно очевидно, что возникла необходимость каким-то образом эту область заполнить. И, может быть, следует немного упрекнуть профессионалов за то, что они долго раскачивались, думали и проявляли в хорошем смысле слова интеллигентность и порядочность. Они все еще продолжали выполнять условия договора, когда другая сторона давно об этом забыла. Они теряли время, ждали решений или понимания с другой стороны. В голове профессионала не укладывается - ну как же можно вредить самому себе, своему бизнесу? Как можно рыть яму своему партнеру, если пострадаешь и ты сам? И наши президенты вели аккуратную, без резких движений политику. А другая сторона для себя давно поставила вполне конкретные цели. И за это ее нельзя упрекнуть, она имеет на это право. И шла своим путем, и поэтому в ее части бизнеса произошли уже необратимые перемены. Конечно, можно что-либо там изменить и это, может быть, был бы самый простой способ. Взять и поменять машиниста, и пусть поезд хоть и обходным путем, но будет двигаться в правильную сторону. Но пока такой возможности не представляется. Попытка Петра Чеботарева несколько лет назад, увы, не удалась.

Вот почему в странах, где ситуации выходили почти на край, возникло новое общественное движение, которое потом получило название IDU. Существовало оно до этого достаточно долго, а оформилось только три года назад. Три страны стали основателями IDU - Россия (в лице МФСТ под руководством Александра Машкова), Украина и Молдова. Поверьте, профессионалы к его основанию не имели никакого отношения. Это не был проект WDC, а было по-настоящему народное, естественное движение. Но оно оформилось в тот исторический момент, когда многие уже думали - что же делать? На кого опираться? Кого брать в союзники? Ведь IDSF почему-то считает, что создание танцевальной пирамиды только ее заслуга, она единственная главенствующая сила. Кстати, становление и самой IDSF проходило с помощью Всемирного Совета Танца. Профессионалы работали на эту организацию, помогали ей встать на ноги, помогали ей структурироваться. Но, как говорил наш покойный мэтр Уолтер Лаэрд, на одном из заседаний Всемирного Совета: \"Мы сами себе взрастили этого монстра, и теперь этот монстр решил съесть нас\".

И в это время появилось другое - совсем маленькое, без опыта борьбы, международных контактов, изолированное, развивающееся в андеграунде новое танцевальное движение. Нельзя сказать, что оно изначально было высоко идейным, в своих перспективах опирающееся на серьезные научные разработки и опыт. Это был скорее человеческий порыв тренеров и танцоров не согласных с поборами, давлением и шантажом, необходимостью платить за то, за что платить не нужно, что тебе должно принадлежать по праву, с давлением на судей, унижения и т.д.

Молодая организация понимала, что для того, чтобы выжить и бороться в тех условиях, когда она невольно стала соперницей уже существующей структуре IDSF, обязательно должна быть поддержка и опора. Естественно, чья? Профессиональная. Именно и ввиду принципиального несогласия с политикой неуважения IDSF по отношению к профессионалам в IDU была признана главенствующая роль профессионализма в качестве вершины пирамиды, объявлено о проведении анти коррупционной политики и поддержке открытого свободного танцевального мира без запретов и ограничений. Все эти действия были понятны, так же, как и заключенный Меморандум о совместном сотрудничестве с профессиональным советом в области судейской экспертизы на турнирах (IDU не имеет своих судей) и учебном сервисе. Ведь именно для этого профессиональные организации и существуют, и именно от этих их услуг в результате своей политики отказывалась IDSF.

Все действия IDU были самостоятельными, без какого-либо давления со стороны. Сначала они пригласили Советником меня, причем не как представителя WDС, просто как Леонида Плетнева, который знает всех, кто эту организацию затевал, имел достаточный международный авторитет, чтобы помочь выработать правильные принципы, стать на правильные рельсы, заложить правильные механизмы реализации. И уже позже была подана заявка на членство во Всемирном Совете, которая фактически не удовлетворена до сих пор (пока официально поступило только приглашение в Комиссию любительского танца WDC, куда приглашалась, кстати, и IDSF). Какие уж тут упреки в подпольном проектировании и предпочтении IDU! Совет оттягивает решение, надеясь на благоразумие и ответные шаги IDSF.

И у танцоров появился выбор. Это страшно прожить без выбора, но и выбор страшнее всего. Так бы я перефразировал Роберта Рождественского. Сегодня как раз та самая ситуация, когда необходимость выбора ставится на уровень каждого танцора, родителя, преподавателя, политика, танцевального промоутера. Когда раньше ко мне приходили мои ученики и говорили: \"Леонид Михайлович, сколько это может продолжаться? Мы так больше не можем. Опять одно и то же. Что нам делать?\" У меня было два варианта ответа. Первый - терпите, как положено влюбленным, влюбленным в танец. Второй - бросайте. Но второго сказать не мог, потому что дети талантливые, любящие танец по-настоящему. Я понимал, что должен дать им выбор, и стал помогать новому движению. А сегодня, когда кто-то из моих учеников подходит ко мне, сетуя, что его где-то несправедливо \"прокатили\", я уже говорю - стоп. Если вам что-то не нравится, у вас теперь есть выбор.

Все-таки странно, что не нравится практически всем, а наличие выбора ставит некоторых в тупик. Мне бы хотелось посоветовать людям, которые стоят на черте принятия решений, смотреть на ситуацию с глобальных позиций. Есть две идеи. Про одну вы уже знаете практически все, пережили и переживаете все это на собственной коже и нервах, ломкой собственной судьбы. Сегодня есть другая идея. Вопросы типа - а вдруг там будет то же самое? А где гарантия, что будет по-другому? - задавать бессмысленно, потому что будущее этой второй идеи зависит и от вас самих. Если мы захотим сделать ее снова уничтожающей, давящей, шантажирующей, что ж, сделаем еще получше первой. Но так хочется воплотить действительно другое, потому что трагедия, повторенная дважды, уже фарс. Эта идея основывается на благородных принципах, возвращает к истокам. Природный круг базируется на приоритетах, проверенных временем, - уважении истории, признании авторитета авторитетов, свободы и независимости в проявлении своего мнения, отсутствии беспринципного влияния и давления на результат. И решение о выборе каждый сегодня должен принимать сам.

Принимать решение трудно, и у многих будет желание не принимать его вообще. Типа - отсижусь, подожду. Не скажу ни \"да\", ни \"нет\". Так вот, сегодня такой вариант не проходит. На краю, как сейчас, есть только черное и белое, плюс и минус, есть \"да\" и есть \"нет\". И если в такой ситуации, вы скажете, я подожду, значит, вы точно не сказали \"да\". А раз так, то вы молча, но сказали \"нет\". Молчание, ничегонеделанье или отсиживание фактически означают, что вы остаетесь там, где вы есть. Значит, вы по-прежнему льете воду на ту мельницу. И не спрашивая у вас, вами завтра будут размахивать как флагом в этой борьбе, говоря - \"вот как нас много. Вот эти лучшие, они все равно у нас, а не у вас\". Хотя эти лучшие просто ждут. Да, им есть, что терять, они в одном шаге от той заветной победы, за которую, правда, еще нужно будет заплатить тысяч 50-100 у.е.. Но зато вот оно, заветное первое место, вот оно чемпионство, значок на груди. И на этом идет спекуляция.

Как-то раз в Блэкпуле я видел нашего танцора со значком мастера спорта России на лацкане пиджака. Знаете, насколько нелепо он выглядел с рядом стоящими Донни Бернсом, Маркусом Хилтоном, которые никогда не были и не будут мастерами спорта России. Я не издеваюсь, потому что само по себе это звание заслуженное, но это награда из другой области. Все-таки это принципиальный вопрос - спорт или искусство. Его постоянно задают корреспонденты и получают самые разные ответы. Как то: \"В начале это искусство, а когда в конце вспотели - это спорт\". Это не смешно. Это главный вопрос. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. И, исходя из ответа на этот вопрос, становится понятен не нами придуманный божественный порядок реализации механизмов. Если это то, то надо делать то-то и то-то, а если это, то - другое. Звания мастеров спорта присваивают спортсменам. Если танцы - спорт, значит, и эти значки правильны. А тогда возможно и следующее. Был один турнир IDSF, на который судьи вышли в одинаковых серых брюках и синих пиджаках с круглой эмблемой на груди. И мужчины и женщины. Хорошо, хватило ума больше этого не повторять. Выглядело ужасно, но зато как в спорте. И не было видно собственного \"я\" высокоразвитого субъекта - вот кто-то любит жабо, кто-то галстук-бабочку, а кто-то свободный трикотаж.

Еще дальше меняются не только форма, а и содержание, базовая терминология. Теперь танцоров IDSF называют атлетами. Недавно я читал лекцию на Всемирном конгрессе в Ассене по теме \"Партнеры?\" Я сказал, что хорошо поставлен вопросительный знак, потому что танцоры порой забывают, что они, оказывается, партнеры в танце. Хотя, в общем-то, правильно, в IDSF они перестали быть мужчинами и женщинами, раз стали атлетами. Это - бесполо. А стало быть, партнерша уже не женщина, а спортивный снаряд, с которым можно обходиться, не церемонясь. Какие церемонии с диском, мячом или теннисной ракеткой? Не подходит, возьму другую, или сломаю, или об корт брошу от злости. Фигура не получилась - кто виноват? Да, как всегда подвел спортивный снаряд. Меняется все - терминология, взгляды. Забыт и отвергнут за ненадобностью ритуал приглашения на танец. И за это нельзя обвинять. Как назвали, так и плывем. А скоро еще получим безликих судей, которые не имеют права преподавать, а, значит, они будут готовиться на каких-то конгрессах. Будут, как в фигурном катании, снимать десятые баллы за что-то. Другими словами, убьем танец как искусство, превратим его в некий суррогат или создадим новый продукт под названием танцевальный спорт. Собственно говоря, уже и создали.

Меня мои учителя учили другому пониманию танца. И я не могу позволить и не позволю ломать мою судьбу в том числе, и потому что это меня непосредственно касается. Я посвятил себя этому делу. И у меня есть единомышленники, согласные со мной.

Сегодня для каждого настал момент принятия решений. Жаль только танцоров. Те, кто с головой, даже жалуются - \"ну мы-то здесь при чем? Мы танцевать хотим. Мы не хотим войны, вражды. Не хотим даже думать о выборе, потому что трудно его сделать и это отвлекает\". Но сегодня это не зависит ни от меня, ни от вас. Это исторический процесс и момент истины. И примитивно низводить проблемы до личного конфликта Донни Бернса и Питера Максвела, Павла Дорохова и Станислава Попова. Влияние личности на мировой процесс, конечно, существует, но не настолько, чтобы глобальный процесс объяснять только личным конфликтом. В итоге все равно поймем, что это конфликт систем, принципиальных взглядов.

В любом случае новый мир будет построен. И логика развития подсказывает, что рано или поздно WDC, обязательно, учредит в своей структуре любительское подразделение. И, наверное, учтя исторический опыт \"сотрудничества\" с IDSF, это уже не будет организация \"на договоре\". Уверен, что это произойдет в ближайшем будущем. А, значит, будет новый мир по другим правилам. Мир, который будут строить люди, уважающие историю, друг друга, своих коллег, учителей, учеников, организаторов, зрителей. Мир, где уважают мнение специалиста-эксперта, приглашенного в судейскую коллегию, уважают результат. Уважают суд, который действует по естественным человеческим и жанровым принципам. От вашего решения зависит сегодня будущее нашего жанра, как он будет называться и чем он станет.

Отрадно, что сегодня в нашей стране началось массовое развитие общественного танца. На протяжении долго времени у нас фактически отсутствовала первая часть пирамиды. Все сразу начиналось со спортивных клубов, что позволило России в кратчайшие сроки стать великой спортивной танцевальной державой с огромной массой конкурсных танцоров, огромной селекцией. Наверх действительно выходили самые-самые, а отсюда и наши победы на мировом уровне в юниорах, молодежи и т.д. Сегодня, слава Богу, божественное вмешательство все ставит на свои места, и начинает развиваться система школ танцев, которыми будут руководить профессионалы, может быть, не с точки зрения принадлежности к РТС, но по сути. А школы танцев это не спортивные клубы. Прежде всего, это независимость, а потому у этого процесса есть огромные последствия. Люди начнут чувствовать, что могут жить по-другому, не боясь. Они начнут задумываться о той ситуации, в которой были до сих пор, и начнут противостоять унижающей их системе. В сознании обязательно произойдут изменения. Сегодня, если даже очень хочется жить по-старому, уже не получится.

Мы живем в интересное время. Сегодня есть борьба двух идей. Все имеют право верить в свою идею, как я - в свою. Я стараюсь разобраться в ситуации, опираясь на знание наук, которым очень хорошо учился в школе и институте. Для меня вопрос был решен давно. Свои последние статьи я подписывал так - \"я свой выбор сделал, мне по пути с достойными\". Но среди тех, кого я сегодня считаю достойными, наверняка окажутся и недостойные, и много изменений произойдет и с этой стороны баррикады, где я нахожусь, и кто-то, естественно, отомрет, отпадет, отвалится, а кто-то переметнется, а кто-то будет метаться туда-сюда. Такие примеры уже есть, но их отвергает и та, и другая сторона (например, на Украине). Но все равно рано или поздно армия единомышленников сплотится. Я вижу рядом с собой людей, сильных и авторитетных, преданных идее, так же как предан ей я. Но без вашей поддержки, тренеров, танцоров, родителей, тех, кто прислушался сейчас к моим доводам и им поверят, эта идея вряд ли одержит победу.

Я вообще верю в светлое будущее. И уверен, что разговоры об объединении IDSF и WDC все равно будут продолжаться. Такая всеобщая дружба. Уверен, что эта идея будет витать в воздухе, потому что на самом деле заключение такого договора на взаимовыгодных условиях и учета интересов обеих сторон было бы самым простым и самым естественным, самым безболезненным для всех участников процесса итогом. Чего я искренне желаю и чему буду сам всемерно способствовать. Другое дело, что сегодня договориться практически невозможно. Слишком полярны позиции. А значит, будет и информационная война, и война доказательная на уровне серьезных наук. Будут нужны выступления, статьи, авторитетные мнения, заметные акции. У меня как раз сейчас в работе два очень серьезных материала. Один - \"Бальные танцы как отражение Вселенной\", другой - \"Противоборство танцевальных систем современного мира\". Я всего лишь ученый, опирающийся на знания наук и опыт своих предшественников и пытающийся с их помощью сделать следующие открытия в божественном мироустройстве. Они для меня со всей очевидностью доказывают правоту тех идей, в которые я верю.

Надеюсь, что благоразумие победит. Буду уважать, кстати, любое ваше решение, лишь бы это было действительно принято осознано. Проще иметь дело с человеком убежденным, чем сомневающимся и притворяющимся. Или обманывающим.

Профессионалы сегодня спрашивают - куда идти, имея ввиду новую, появившуюся профессиональную IPDSC? Для меня вопрос однозначен. Все говорит о том, что она будет работать, обслуживая IDSF, ее идеи, подчиняться ее правилам, а, значит, она не будет свободной. В той системе реально будет закреплено главенство чиновника над профессионалом, танца-спорта над танцем-искусством. Для меня же профессионал - это, прежде всего, свободная и самодостаточная личность. По такому принципу построен Всемирный Совет, Русский Танцевальный Союз. И чтобы не говорили, я горжусь, что являюсь их членом. И никто не имеет на меня влияния в том смысле, чтобы указывать или приказывать. Я всегда имею право голоса и всегда его использую. Мы взаимоуважаемые люди, независимо от того, что когда-то кто-то был учителем, а кто-то учеником. Сегодня мы коллеги. С той стороны мы видим совсем другое. И мне будет искренне жаль любого профессионала, который окажется там и которого после этого можно будет уже поставить в кавычки. Наивны надежды на то, что им удастся что-либо изменить в той системе. Не для этого их там собирают, чтобы изменять себя. Поэтому мне кажется, у этой организации, как профессиональной, нет будущего. Она либо растворится в любительском гомоне, либо это опять будут сломанные судьбы.

Сегодня фактически объявлена война. Это всегда страшно. Поэтому говорят, худой мир лучше хорошей ссоры. У войны свои законы. Страшные законы. И обе стороны вынуждены будут действовать одинаковыми, зачастую негуманными способами. Только победа, победа любой ценой. Тут уже не до церемоний и реверансов. Поэтому очень может быть, что, осознав глобальную угрозу, на пике обострений случится все же кажущееся сегодня таким невозможным объединение.

Сейчас время думать своей головой. Хватило бы ума и желания.

С надеждой и реверансом,
Леонид Плетнев.