Родился 4 августа 1947 года в Москве. Отец - Попов Григорий Семенович. Мать - Попова Софья Александровна. Дочь – Ксения. Сын – Никита.
Станислав учился в экспериментальной школе № 315 Академии педагогических наук. С детства много занимался спортом: сначала плаванием, затем - современным пятиборьем (стал мастером спорта). Кстати, в 9-летнем возрасте Станислав попал на страницы журнала «Здоровье»: фотография, на которой он плывет кролем, демонстрировала образец технической подготовки.
В 1962 году старший брат Станислава Виктор, который уже занимался бальными танцами, привел его в школу танцев в Сокольниках под руководством Анатолия Губарева, Вячеслава Ильяшевского и Маргариты Соловьевой, известных в то время преподавателей школ бального танца. Первый опыт обучения бальным танцам Станислав получил на примере вальса, польки, краковяка, па-зефира, па-де-труа, хали-гали и т. д. Поскольку танцевальных турниров, представлявших для него интерес, не было, он продолжил интенсивные занятия спортом.
В 1965 году Станислав поступил в Московский энергетический институт на факультет электронной техники. В 1967 году вновь благодаря Виктору он пришел в Дом культуры «Химик», которым руководил известный педагог Бруно Белоусов. Брат хотел познакомить Станислава с хорошей партнершей, которой стала Аня Кушнарева. Их дебют состоялся в одном из подмосковных Домов культуры. Энтузиазма было много - оставалось добавить мастерства. Упорные занятия дали результат: Станислав и Анна стали победителями на турнирах по «Д» классу в Москве, Горьком, Тарту, Таллине. Но этот танцевальный союз просуществовал недолго.
Через полтора года возникло новое партнерское сочетание - Станислав Попов и Людмила Бородина. Это произошло в октябре 1968 года, а весной 1974 года они стали супругами. Танцевальный дуэт Поповых стал легендой бального танца нашей страны. Просуществовал он до 1994 года. 27 лет в паре – очень большой жизненный и творческий путь. За это время было много выступлений – около ста на международных любительских турнирах и множество в ранге профессионалов. Среди наиболее успешных выступлений на любительском паркете - такие турниры, как «Янтарная пара» в Каунасе, «Рижская осень», «Таллинская регата» и «Таллинская весна», «Вильнюс», «Неделя Балтийского моря» (ГДР), «Савария» (Венгрия), «Гольдштадтпокал» (ФРГ), «Колдинг Гран-При» (Дания), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах. Людмила и Станислав неоднократно становились их победителями. Сегодня никого не удивить участием в зарубежных турнирах, но в те годы каждое выступление советской пары за границей воспринималось как большое событие.
I Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев прошел в Москве в 1972 году, но руководство столичных органов культуры лишило Станислава и Людмилу права участвовать в нем. Однако остаться в стороне от такого события Станислав не мог: он помогал Борису Карамышеву, дирижеру оркестра «Голубой экран», сопровождавшего выступления танцоров, организовывал культурную программу для гостей Всесоюзного конкурса из ГДР, Болгарии, Венгрии и даже просто раздвигал занавес перед выходящими парами. Кстати, в том же 1972 году Станислав защитил диплом по специальности «промышленная электроника» и какое-то время сочетал работу инженера-электронщика с танцевальной карьерой.
В 1975 году Станислав и Людмила стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев. С 1975 года стали проводиться чемпионаты социалистических стран, первый из которых состоялся в Карл-Маркс-штадте (ГДР). Советские танцоры подключились к этому турниру с 1976 года - со второго конкурса, проходившего в Чехословакии в Усте-на-Лабе. На нем Станислав и Людмила выступали в программе латиноамериканских танцев и заняли 3-е место. (Пятыми тогда стали Виктор и Надежда Давидовские. В европейской программе 3-е место заняли Видас и Даля Камайтис, 4-е - Виктор и Надежда Давидовские – всего от каждой страны выступало по 2 пары в каждой из двух программ).
Следующий чемпионат социалистических стран прошел в 1978 году в Венгрии. По прогнозам экспертов, уже тогда Станислав и Людмила должны были стать чемпионами, но судьба распорядилась иначе, и в обеих программах они стали бронзовыми призерами.
И наконец - знаменательный 1979 год, Москва. Впервые после 1957 года международный конкурс проходил в советской столице. Приближалась Олимпиада 1980 года, и в Москве активно возводились олимпийские объекты. Одним из первых сдали в эксплуатацию УСЗ «Дружба» в Лужниках, и первым событием в только что отстроенном дворце стал чемпионат социалистических стран по бальным танцам. Председателем оргкомитета конкурса был известный балетмейстер и танцовщик, Народный артист СССР Константин Сергеев. Советский Союз представляли те же 3 пары, что и в 1976 году. В европейской программе в острейшей борьбе со Станиславом и Людмилой, ставшими 2-ми, победу одержали Видас и Даля Камайтис. Третье место заняли Франк Вигант и Барбара Штраубе из ГДР. В латиноамериканских же танцах победу одержали Людмила и Станислав. На 2-м месте были их соперники из Чехословакии - Мирослав Деканек и Дана Паштекова, на 3-м - Франк Вигант и Барбара Штраубе.
Через год Станислав и Людмила повторили свой успех на чемпионате социалистических стран в Бургасе (Болгария), а к 1981 году выиграли практически все турниры, которые проходили в Советском Союзе. В то время они уже руководили студией бальных танцев во Дворце культуры имени М. Горького в Москве. В этом необыкновенно творческом по атмосфере коллективе было более 20 пар международного класса. В 1980 году Станислав и Людмила вместе с Чесловасом и Юрате Норвайшами организовали командную встречу с Финляндией, а в 1981 - с Австрией. Из 6 пар, которые соревновались с австрийскими танцорами, 4 были из студии ДК имени Горького (Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Игорь Кондрашев и Юлия Пекарская), а две - из клуба \"Сукурис\", которым руководили в Каунасе Чесловас и Юрата Норвайши.
Так сложилось, что Людмила и Станислав, танцуя на крупнейших советских турнирах, становились финалистами вместе со своими учениками: Артуром и Марией Лобовыми, Петром и Аллой Чеботаревыми, Владимиром и Ольгой Андрюкиными. Возникла необходимость в переходе их танцевального дуэта в иное качество, поэтому Поповы официально обратились в Министерство культуры СССР с просьбой предоставить им возможность выступать на профессиональных турнирах. С 1981 года начался новый этап их танцевальной карьеры. Надо сказать, что такой переход - из любителей в профессионалы - полностью отвечал требованиям общемировой практики развития бальных танцев, но в Советском Союзе в то время к профессионалам отношение было довольно одиозное.
Первое же выступление в качестве профессионалов на Дрезденском танцевальном фестивале оказалось очень успешным. Поповы заняли 3-е место и стали лучшим дуэтом среди профессиональных пар социалистических стран. Затем последовало участие в чемпионатах Европы и мира в латиноамериканской и европейской программах, а также в программе 10 танцев. Причем их дебют на официальном чемпионате Европы по латиноамериканским танцам в 1983 году в Саутгемптоне стал сенсацией для профессионального танцевального мира. Впервые пара из «восточного блока» заняла такую высокую позицию – 9-е место в полуфинале. На советский дуэт обратили внимание ведущие тренеры Великобритании. Неделя, которую Поповы провели в Лондоне после чемпионата, была заполнена до предела: каждый день по 5 уроков с лучшими английскими педагогами. Очень большую помощь в организации этих уроков и в пребывании в Англии оказали им тогда Нина Хант, Уолтер Лэйард и Энтони Херли - эти имена очень много значат для танцевального мира.
В том же 1983 году Станислава и Людмилу пригласили на чемпионат мира, проходивший в Лондоне в Хаммерсмитском дворце, где они заняли 14-е место. Во время турнира к ним обратился представитель Британской федерации танца с просьбой принять участие в Блэкпульском фестивале. Событие неслыханное - пары из Советского Союза еще ни разу не выступали на этом самом престижном турнире. Уникальность ситуации заключалась в том, что в Блэкпул, являющийся открытым турниром, никогда никого не приглашают - все пары ездят по собственной инициативе. Впервые на турнир пригласили пару с полной оплатой расходов. Но, как известно, в то время в СССР все вопросы, связанные с зарубежными поездками, очень тщательно контролировались отделом пропаганды ЦК КПСС и другими «компетентными» органами. Станислав и Людмила обратились в наше посольство в Лондоне и пригласили на чемпионат мира заведующую отделом культуры и военного атташе. С ними разговаривал президент ICBD (сейчас это Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту) Леонард Морган. Никаких возражений по поводу участия советской пары в Блэкпульском фестивале со стороны официальных лиц не поступило, требовалось только предварительно позвонить в посольство для подтверждения разрешения. Однако на следующий день, когда Людмила и Станислав должны были вылетать на турнир, нужных людей на месте не оказалось. В результате поездка сорвалась.
По этой, а может быть, и какой-то другой причине в течение последующих 3 лет Людмила и Станислав стали «невыездными». В то время СССР не был членом Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту и потому не имел права присылать на официальные турниры своих танцоров. Но, учитывая уровень этой выдающейся пары, организаторы сами присылали для нее приглашения, причем как на официальные турниры - в частности, на чемпионаты мира по 10 танцам в Нью-Йорке и Монреале, чемпионаты мира и Европы по латиноамериканским танцам, - так и на традиционные конкурсы. Приглашения, приходившие в Министерство культуры, либо оставались вообще без ответа, либо за несколько дней до отъезда без объяснения причин поездка отменялась. Это было очень тяжелое время для Станислава и Людмилы.
Станислав Попов вспоминает: «Однажды мы получили приглашение на чемпионат мира в Монреале. Мы сказали, что не будем готовиться, потому что нас опять никуда не пустят. Нас заверили, что международная обстановка требует того, чтобы в Канаде была советская пара, и гарантировали, что поездка состоится. Мы начали очень серьезную подготовку. Наши друзья, ныне профессор психологии Виталий Колинько, специалист по общефизической подготовке Виталий Франко, Марина и Талят Тарсиновы, Ирина Гагарина, помогавшая шить костюмы, объединились в настоящую команду. Последний этап подготовки проходил в одном из пансионатов на Урале. А за 5 дней до чемпионата снова раздался звонок из министерства культуры: нам сообщили, что мы и в этот раз никуда не едем. Вынести такое было тяжело».
Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы переломить ситуацию. С 1980 года Поповы работали в Звездном городке, и у них танцевали дети космонавтов Поповича, Леонова, Добровольского. Леонид Попов, дважды Герой Советского Союза и депутат Верховного Совета, с которым Станислав и Людмила дружили, помог им организовать встречу с одним из руководителей ЦК КПСС. Станиславу и Людмиле пришлось лично убедиться в огромном количестве анонимок и пасквилей, написанных на них в разные органы. Встреча показала, что они не «идеологические диверсанты», а нормальные люди, занимающиеся тем видом спорта и искусства, который имеет социальную значимость. В последующие 3 года они снова успешно выступали на официальных турнирах за рубежом. Это были Кубки мира, где они становились финалистами, чемпионаты мира по европейской и латиноамериканской программам.
Яркий профессиональный дуэт Поповых не мог не привлечь внимание танцевальной прессы. В период их выступлений в газетах и журналах Дании, ФРГ, Финляндии, Англии публиковались материалы, где отмечался не только уровень мастерства пары, но и то, что достигнут он в условиях практически полной изоляции от мировой бальной системы.
Последнее в творческой карьере Станислава и Людмилы выступление состоялось в 1988 году на крупнейшем в истории бальных танцев турнире «All World Stars Championship», в огромном зале Токио-дома, вмещающем 50 тысяч зрителей. Призовой фонд этого турнира составлял около 300 тысяч долларов, кроме того, победители получали еще и новые автомобили компании «Мазда». Японское телевидение запечатлело волнующий момент: танцоры и тренеры разных стран устроили москвичам церемонию прощания с конкурсным танцем. Это были по-настоящему трогательные минуты.
А спустя неделю в Москве уже стартовал I Московский международный конкурс - профессиональный турнир, организатором которого стали Станислав Попов и Всесоюзное музыкальное общество. В жизни начался новый этап, связанный с организацией в России профессиональных турниров и с деятельностью профессиональной организации.
На протяжении всей своей активной танцевальной карьеры с 1971 по 1991 год Станислав и Людмила вели не менее активную педагогическую работу в своей танцевальной студии в ДК имени Горького. В 1980-81 годах Станислав был тренером команды танцоров СССР. В 1984 году Станислав и Людмила были привлечены к постановочной работе новых программ членов сборной команды СССР по фигурному катанию, бронзовых олимпийских призеров Марины Климовой и Сергея Пономаренко.
Время участия в конкурсах было интересным не только с точки зрения борьбы с соперниками. Острая конкуренция стимулировала творчество танцоров. Нужны были новые профессиональные знания, и в 1980 году Станислав и Людмила становятся студентами ГИТИСа по кафедре хореографии (окончили в 1985 году). Им выпала честь учиться на последнем курсе Ростислава Захарова, одного из основоположников советской балетной школы. Станиславом совместно с Людмилой создано много интересных танцевальных номеров. Несомненно, лучший из них - «Кармен» на музыку Бизе в обработке Щедрина, который вошел в историю российского бального танца как первая и очень успешная попытка соединения классической музыки с бальной хореографией. Позднее этот номер в новой редакции был возобновлен Игорем Кондрашевым и Ириной Остроумовой.
Станислав и Людмила попробовали свои силы и в кино, приняв участие в съемках нескольких фильмов. Самый известный из них – комедия «Женатый холостяк» - был снят на «Мосфильме» в 1982 году.
С 1988 года в жизни Станислава Попова начался новый этап – организационный. В 1987 году была создана Творческая комиссия по бальной хореографии при Всесоюзном музыкальном обществе, позднее преобразованная в АПУБТ и затем в 1994 году - в Русский танцевальный союз, первую российскую профессиональную организацию в этой сфере. Затем началась работа по проведению Московских международных конкурсов - с 1988 по 1994 год прошло 4 турнира. Начиная с 1995 года Станислав становится организатором широко известного в танцевальном мире и ежегодно проводимого латиноамериканского турнира - Кубка мира в Кремле.
Это время подарило Станиславу много интересных встреч с крупными политиками и бизнесменами, а также деятелями культуры и искусства: Ларисой Латыниной, Анатолием Карповым, Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой и другими. Среди многочисленных зарубежных встреч одной из самых запоминающихся была встреча с легендарной Сид Шарисс, партнершей Фреда Астера в фильмах «Музыкальный фургон», «Нейлоновые чулки» и других.
С 1991 по 1995 год Станислав жил и работал в США. Он преподавал в танцевальном клубе «Вашингтон» в Сиэттле. Решением американского правительства ему выдана специальная «грин-карта» как человеку с «выдающимися способностями и международным признанием». Одновременно Станислав вел преподавательскую работу в Голландии, Германии, Гонконге. В России Станислав продолжал не только преподавать, но и руководить профессиональной организацией и заниматься подготовкой и проведением международных профессиональных турниров. В 1994 году судьба свела его с Ириной Остроумовой, и он вернулся в Россию, чтобы продолжить свою творческую деятельность уже вместе с ней.
Наградой организатору Кубков мира и других профессиональных турниров были не только аплодисменты зрителей. Станислав удостоен Почетного знака Министерства культуры и Золотого знака Комитета по физической культуре и спорту. В 2001 году журнал «Балет» вручил Станиславу Попову как представителю бальной хореографии премию «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца». В 2003 году Станислав был удостоен высшей российской общественной награды - медали «За труды и Отечество».
Станиславу не раз приходилось выступать в роли капитана команды российских профессионалов на различных турнирах: в Майами в 1998 году на неофициальном чемпионате мира среди команд, где российские танцоры заняли 5-е место, на открытом чемпионате Германии в Манхайме в 1999 году, где российская команда победила, и, наконец, в 2002 году в Блэкпуле, куда впервые наша команда была приглашена на престижнейшую командную встречу.
Как президент Русского танцевального союза, Станислав Попов принимает активное участие в работе Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту (WD&DSC). На протяжении ряда лет он являлся вице-президентом с особыми полномочиями Спортивного комитета WD&DSC, а в 2003 году был избран вице-президентом WD&DSC. Станислава постоянно включают в состав судейских бригад официальных чемпионатов мира и Европы, а также многочисленных международных турниров.
В 2000 году Станислав выступил в новой для себя роли - танцмейстера исторического бала «Millenium», состоявшегося в Большом театре. В 2003 году это начинание получило продолжение. На сей раз Станислав стал распорядителем «Венского бала», который впервые прошел в Гостином дворе Москвы в июне.
Уже 17 лет Станислав Попов сотрудничает с ведущими телевизионными каналами, комментируя турниры различного ранга. И, пожалуй, его комментарий - самый высококвалифицированный и корректный (что для танцев немаловажно).
Конечно, как и подобает настоящему профессиональному танцору, Станислав Попов ведет большую педагогическую работу. Теперь уже можно говорить об учениках учеников его учеников, с которыми он занимался еще в студии ДК имени Горького.
Сам же Станислав Попов о людях, открывших ему прекрасный мир танца, говорит так: «Я всегда с благодарностью вспоминаю Бруно Белоусова, моего первого тренера, который научил меня конкурсным танцам, и, конечно, своего брата, Виктора Попова, который всегда помогал мне на протяжении всей моей жизни».
...Совсем недавно маленький Никита Попов начал заниматься танцами в танцевальной студии своей мамы, Ирины Остроумовой.
Использованы материалы сайта Международного объединенного биографического центра