Дмитрий Меньшиков: как все начиналось.

Опубликовано: 23.01.2003
Просмотров: 5425
Комментариев: 0
Интервью с генеральным директором Объединения \"ЭСТА\" Дмитрием Юрьевичем Меньшиковым.

Дмитрий Юрьевич, расскажите, как началась Ваша карьера в бальных танцах?

Д.М.: Все началось в 1977 году в Ленинграде, куда я приехал из Архангельска поступать в Ленинградский политехнический институт на физический факультет по специальности теоретическая физика. Как-то раз осенью я увидел объявление о наборе в группу бальных танцев. \"Те, кто хочет научиться танцевать вальс, милости просим!\" Танцевать в семнадцать лет я не умел абсолютно, и подумал, а почему бы не научиться? Особой популярностью у девушек я тогда не пользовался, поэтому решил, что хотя бы что-то надо уметь (смеется - ред.). Пошел и оказался способным. Школу танцев вела Инна Иванова Кириллова. Она стала часто вызывать меня как партнера для показа.

Оттанцевав в школе несколько месяцев, я попал к хорошему тренеру, Владимиру Георгиевичу Павлову, и в его клуб \"Феникс\". Оттуда уже все и пошло. В институте я занимался физикой, которая мне очень нравилась, а по вечерам работал полотером и танцевал. Денег у меня тогда было много, потому что родители помогали, полотером зарабатывал рублей 90, получал стипендию 40 рублей. Всего выходило 160 рублей, а по тем временам это были совершенно бешеные деньги. Без проблем мог ездить куда угодно летом, покупать что угодно. Жил в этом отношении прекрасно.

А Вы помните Вашу первую партнершу?

Д.М.: Совершенно не помню (смеется - ред.). Помню только, что все время хотел танцевать с одной тоненькой точеной девушкой. Я еще ничего не умел, а она уже здорово танцевала. А потом несколько месяцев спустя я с ней встретился. Но к тому моменту я уже чему-то научился, а она осталась на прежнем уровне. Танцевать мне с ней расхотелось.

Вы сразу начали выступать на турнирах?

Д.М.: Да. С 1978 года я начал участвовать в турнирах сначала по \"Д\", а потом по \"С\" классу. При существующей в то время системе, с каждой новой партнершей все надо было начинать с начала. И поскольку они у меня все время менялись, \"Д\" и \"С\" я проходил раза четыре. Это было золотое время. Поскольку я танцевал хорошо, мы все время занимали первые, и редко вторые места. За период до 1983 года у меня почти целый чемодан грамот, привезенных из Ленинграда. Наверное, штук сто, потому что турниров было много.

В Ленинграде Вы так и не поднялись выше \"С\" класса?

Д.М.: Может быть, я и выходил в \"В\" класс, сейчас уже точно не помню. Но в то время \"В\" класс считался очень высоким. Пар такого уровня было очень мало. Даже \"С\" было мало. В основном все танцевали по \"Д\" классу\". Дети тогда практически не танцевали, а только взрослые люди, среди которых я был одним из самых молодых. Мне было чуть больше двадцати лет, а остальным преимущественно двадцать пять - тридцать. У меня всегда были отличные партнерши. Мне везло.

Как получилось, что Вы попали в Москву?

Д.М.: По распределению. В институте, в отличие от школы, я учился прекрасно. У меня была всего одна четверка за все время обучения. Я все очень добросовестно учил, и поэтому у меня было преимущество при распределении. Одним из вариантов было научно-производственное объединение \"Исток\" под Москвой. Там как раз требовались специалисты по физике твердого тела. Это было близко от Москвы, куда можно было ездить, чтобы продолжать заниматься танцами. На \"Истоке\" я вел научную работу, связанную с созданием микросхем, что для меня было очень интересно. Писал научные статьи. А вечером ездил на танцы. Мой день строился следующим образом. В восемь утра я приходил на работу. В обеденный перерыв с двенадцати до часу спал, потому что иначе было бы очень тяжело все выдержать. В пять часов я бежал в столовую, в пять тридцать была электричка на Москву, а возвращался я домой в половине двенадцатого. Жил я тогда в общежитии. Кстати, в общежитии я всего прожил около двадцати пяти лет. Сначала в общежитии политехнического института, потом во Фрязино. Даже, когда я начал заниматься бизнесом, я продолжал в нем жить, потому что деньги надо было вкладывать в дело. Некогда было решать собственные проблемы. Зато осталась закалка.

Где Вы занимались бальными танцами в Москве?

Д.М.: У Валерия Валентиновича Раздрогина. Вот в Москве, в отличие от Ленинграда, где я бесконечное число раз с разными партнершами проходил одно и тоже, у меня была одна партнерша - Ирина Ермилова (позднее Толстикова). Мы очень хорошо танцевали. Опять прошли \"С\" класс, потом \"В\", \"А\" и дошли до международного класса. Ирина взяла меня в свои крепкие, \"ежовые\" руки (смеется- ред.). Бывали случаи, когда я приезжал на работу исцарапанный. На вопрос своих коллег-физиков: \"А это что?\" Я отвечал: \"Да, вот, неудачно продирался через кусты\". Ирина была очень активной, чрезвычайно способной девушкой. С точки зрения двигательных и музыкальных способностей (у нее был абсолютный слух, она играла на скрипке и даже занимала призовые места на музыкальных конкурсах) она превосходила меня на две головы. Я вообще считаю, что в начале 80-х гг. Ирина была одной из наиболее одаренных партнерш, наряду с такими, как Лариса Давыдова и подобными ей. Тогда таких партнерш было мало и мне в этом смысле повезло. Мы очень хорошо танцевали и латину и стандарт. Тоже преимущественно по первым- вторым местам в Москве.

Так продолжалось до международного класса, в котором наши успехи прекратились. Это был уже, видимо, мой предел (смеется- ред.). Но у Ирины был еще очень большой резерв роста. Кстати, у нее тоже очень интересно сложилась судьба. Она уехала в США. Сейчас недалеко от Нью-Йорка она владеет несколькими танцевальными школами, у нее дом, \"зеленая карта\", огромное количество состоятельных учеников, среди которых есть даже миллиардер. Есть и другие любопытные люди, в частности из сферы искусства. В США вообще интересная система преподавания танцев, так называемая \"pro-am\", когда обычные люди танцуют с педагогами. Но это тема для отдельного разговора.

То, что у меня была такая партнерша, имело и некоторые отрицательные стороны. Конечно, в психологическом плане мне было тяжело сознавать, что я на вторых ролях. Но самое любопытное, что спустя несколько лет, когда мы занялись педагогической работой (что явилось уже третьей по счету моей специальностью), роли у нас поменялись. В течение трех лет в 1989-91 гг. мы вели занятия не только для детей, но и для взрослых, а потом и педагогов у Алексея Федоровича Кочеткова во Дворце пионеров. Там уже говорил в основном я, а Ирина показывала или мы делали это вместе.

В педагогике важен системный подход, а этим качеством я как раз обладаю. Развил его у меня в танцах Владимир Георгиевич Павлов, человек очень вдумчивый и дотошный. Еще в начале 70-хх гг. Владимир Георгиевич не только покадрово с кинопленки рассматривал все фигуры танцев (к примеру, как делается правый спин поворот), но н перерисовывал важнейшие из них на кальку на монтажном столике. Он научил меня штудировать танцевальные книги.

У Владимира Георгиевича необычная судьба. В начале 80-хх гг. ему сказали, что осталось танцевать и преподавать всего два-три года, потому что начинается окостенение суставов. И вообще надо бросать танцы, поскольку двигаться он все равно не будет. Владимир Георгиевмч все это проигнорировал, занялся йогой, поменял систему питания. Полностью исключил мясо, то есть белки. Через несколько лет он сделал себе снимки, и куда все подевалось? Правда, через пятнадцать лет он себя плохо почувствовал, потому что у него наступило белковое голодание. После этого он начал есть рыбу (мясо не ест по-прежнему), и все у него восстановилось. Да и жизненная философия его тоже очень интересная. Но это тоже тема для отдельного разговора.

Как видите, фактически у меня несколько специальностей. Я физик-теоретик, танцор, педагог. Когда я занялся журналом, у меня появилась четвертая специальность - условно назовем ее \"организатор и редактор журнала\" и, наконец, последняя \"специальность\" - бизнесмен, когда я уже толком не понимаю, а в чем же я специалист? В соответствии с законами Паркинсона, я достиг уровня полной некомпетентности (смеется - ред.)

Дмитрий Юрьевич, в Москве Вы выступали только за один клуб Валерия Раздрогина?

Д.М.: В основном, да. Всегда говорят - хорошо там, где нас нет, и мы перешли к Петру Владимировичу Чеботареву. Всегда говорят - хорошо там, где нас нет. В то время это был расцвет клуба \"Ритм\". В нем были все Великие: Александр Мельников, Виктор Никовский, Сергей Рюпин еще со своей предыдущей партнершей, Владимир Штода, Сергей Числов, Миша Фраткин, Илья Данилов, Фарапонов, Сергей Дуванов. То есть все те, кто потом чего-то достиг в танцах. Когда я попал в эту \"кучу\", мне сразу стало ясно мое место. Я видел, что по уровню способностей партнерша моя \"тянет\", а я нет. И тогда я начал переориентироваться на педагогическую деятельность. Но повариться в той атмосфере, где каждый танцор что-то из себя представляет, было исключительно интересно. Так что, конец 80-хх гг. (поскольку я человек дотошный) прошел у меня под знаком глубокого изучения танцевальных книг и видеоматериалов, необходимых для преподавания взрослым, детям и педагогам.

Какие это были книги и видеоматериалы?

Д.М.: Из книг, прежде всего, Алекс Мур. Затем Уолтер Лайэрд, \"Пересмотренная техника латиноамериканских танцев\". Естественно, \"Letter service\", которые я читал от корки до корки и разбирал все материалы, в том числе вопросы и ответы на экзаменах. В основном это и сформировало ту базу знаний, которые я передавал педагогам на семинарах во Дворце пионеров.

Ну, и конечно, новый этап развития наступил тогда, когда Петр Владимирович привлек меня к изданию журнала. Это была идея Петра. Для меня наступил чрезвычайно интересный, насыщенный и очень сложный жизненный этап. Шел 1989 год - бум публицистики, время массового выхода журналов и газет. Пробиться в типографию и достать бумагу было невозможно. Как раз этими вопросами я тогда и занимался вместе с Дмитрием Подобедовым. Он был коммерческим директором. Я считался главным редактором, но фактически был человеком, организующим в целом все это дело. Какое-то время спустя я это понял, поскольку действительным главным редактором, то есть человеком, определяющим содержание журнала, был Петр. Его видение, широта и талант позволили стать журналу таким, каким он стал. Я не идеализирую Петра. Как и у любого человека, состоящего из двух половинок, у него есть свои недостатки. Но он чрезвычайно творческий, талантливый и умеющий видеть перспективу человек. Это однозначно.

Насколько я помню, журнал \"Па\" вышел всего несколько раз?

Д.М.: Мы сделали три номера. С большим трудом, на энтузиазме. Кстати, тогда я понял, что такое энтузиазм, и как развивалась наша страна в 30-е гг. (смеется- ред.). В \"Па\" вообще была очень интересная команда. Каждый из нее потом чего-то достиг в жизни. Александра Калошина, которая выполняла обязанности заместителя главного редактора (фактически она писала материалы), потом организовала крупное рекламное агентство. Игорь Пронин, работавший в качестве корреспондента, основал агентство \"Саймон\", реклама которого висит сейчас по всей Москве. С Дмитрием Подобедовым, коммерческим директором, мы какое-то время работали вместе в \"ЭСТЕ\". Потом он основал \"Театральный салон\", а позднее первый в Москве свингер-клуб. Все люди были необычные.

Как Вы начали заниматься коммерцией, связанной с бальными танцами? Вас подтолкнуло к этому что-то конкретное?

Д.М.: Были материальные проблемы. На танцах, педагогике можно было что-то заработать, но это был конец 80-х гг. и большого дохода это не приносило.

\"ЭСТА\" возникла как коммерческая структура. Она была зарегистрирована 19 августа 1991 года, как раз в день путча. Так совпало. Так что нам уже 12 лет. Из людей, основавших \"ЭСТУ\", до сегодняшнего дня \"дожил\" один я. Кстати, еще один любопытный момент, связанный с журналом, который помог нам при организации бизнеса. Когда мы издали первый номер \"Па\", он настолько понравился комиссии по делам ЮНЕСКО, что они зарегистрировали \"Клуб ЮНЕСКО - \"Па\"\", что позволило нам в дальнейшем решать много вопросов, в том числе и коммерческих.

В период с 1991 по 1994 год, генеральным директором был Дмитрий Подобедов, а я - учредителем и занимался вопросами кредитования, арендой помещений и связями с внешней средой: властными структурами, контролирующими органами, бандитами и т.д. Потом произошел раскол. \" ЭСТА\" разделилась. Я остался в фирме, а Подобедов основал \"Театральный салон\", той же направленности, что и \"ЭСТА\". Так получилось, что постепенно Подобедов стал отходить от этого бизнеса. Конкурентную борьбу он проиграл. Сам по себе он любопытный человек. Чрезвычайно оперативный, обладающий фантастическим объемом памяти, с очень быстрой реакцией и высокой энергией. У него был единственный недостаток - вокруг себя он создавал поле напряжения, другими словами не умел работать с людьми. Я проигрывал ему по перечисленным параметрам, но все равно \"короля играет свита\". А в этом вопросе мне повезло. Мне вообще с людьми везет.

Когда Вы возглавили \"ЭСТУ\"?

Д.М.: В 1994 году. Прошло уже почти десять лет.

С чего началась Ваша коммерческая деятельность? Вероятно, Вы начали с перепродажи товаров?

Д.М.: Бизнес начался с того, что было 17 тыс. руб. (смеется-ред.). Правда, по тем временам это было довольно много. Но из этих денег основную часть мы сразу заплатили за годовую аренду однокомнатной квартиры под офис (с чего, собственно говоря, и началась \"ЭСТА\"). Это был 1991 год. Рынок был абсолютно голый. Государственная торговля прекратила свое существование - магазины \"Маска\" приказали долго жить. Не было ни блесток, ни бисера, ни тканей - абсолютно ничего. Задача сводилась к тому, чтобы что-то купить и просто привезти. Проблем продать не было никаких. Тогда многие занимались тем же самым. Где они сейчас? Давно я не слышу фамилии тех людей. Сделать бизнес серьезным и превратить в систему удалось в \"ЭСТЕ\" и в фирме \"Гришко\". Николай Гришко начал свой бизнес даже раньше нас в области балета и народного танца. Позднее он попытался распространить его на бальные танцы, но получилось только в обувном производстве, да и то не совсем удачно. Так что, сегодня мы находимся с ним практически в разных областях. Другие наши конкуренты, салоны \"Лидия\" и \"Айседора\", вышли из \"ЭСТЫ\". Отмечу и другие фирмы, работающие на нашем секторе рынка. Это \"Зодиак\" и \"Арт\".

Продолжение следует...

Интервью подготовлено Андреем Дементьевым и Светланой Акуленок.