Дмитрий Меньшиков: как все начиналось (продолжение)

Опубликовано: 30.01.2003
Просмотров: 5345
Комментариев: 0
Интервью с генеральным директором Объединения \"ЭСТА\" Дмитрием Меньшиковым.

Когда Вы начали плотно заниматься объединением \"ЭСТА\", у Вас уже, наверное, прекратилась танцевальная деятельность?

Д.М.: Какое-то время еще продолжалась. В 1991 году мы с моей партнершей Ириной Ермиловой (Толстиковой) давали семинары педагогам. На конкурсах мы уже не выступали, а в \"ЭСТЕ\" я уже плотно работал как организатор всего процесса. Даже в 1992 году мы еще преподавали. Я кстати, очень хорошо помню, как в то время Алексей Федорович Кочетков хотел \"завязать\" с танцами. Ситуация действительно была тяжелая. Люди бросали танцевать. Денег ни у кого не было. И вот как все изменилось десять лет спустя.

Значит, \"ЭСТА\" началась с магазина?

Д.М.: Точнее с магазинчика, общей площадью 25 квадратных метров, во Дворце пионеров на Ленинских горах. Второй этап начался в 1993 году в булгаковском доме Мастера и Маргариты на Садовом кольце около Патриарших прудов. Одновременно появились небольшое ателье и обувное производство. Расцвет швейного производства начался с 1998 года. Пошли крупные заказы от театров и мэрии Москвы, заказчиками стали известные артисты, такие как Долина, Леонтьев, Аллегрова. Сейчас у нас шьют костюмы Илзе Лиепа, Ирина Слуцкая, Илья Авербух и Ирина Лобачева. С очередным заказом пришла Ольга Андрюкина. У нас не самые низкие цены, но заказов много. Кстати, наши клиенты говорят, что наши костюмы служат дольше, чем пошитые в других местах.

А как развивалось обувное производство?

Д.М.: Свое обувное производство нам нужно, прежде всего, для того, чтобы выполнять заказы на театральные постановки. Театральные костюмы должны дополняться соответствующей обувью. Но такие заказы эпизодические. Чем занять производство в перерывах между ними? Стали шить бальную обувь. А сейчас мы развиваемся, изучая зарубежные модели. Приобрели оригинальные колодки фирмы \"International\", а также оригинальные стельки и каблуки. В принципе мы можем собрать у себя ту же обувь \"International\".

Наверное, было много трудностей на пути развития \"ЭСТЫ\"? Вы можете вспомнить какие-то наиболее сложные моменты, когда хотелось все бросить и уйти из этого бизнеса?

Д.М.: Нет, таких не было. Я человек по характеру очень последовательный и в развитии \"ЭСТЫ\", как я это оцениваю, роль сыграли не какие-то мои суперталанты, а просто упорство и настойчивость. В свое время Рокфеллера спросили, что главное в бизнесе. \"Для бизнеса нужны три вещи: терпение, терпение и еще раз терпение\". Я абсолютно с ним согласен (смеется-ред.). Но сложности, конечно, были. Когда мы расходились с Дмитрием Подобедовым, я взял очень большой кредит. Он висел на \"ЭСТЕ\" в течение четырех лет. Этот финансовый пресс был очень тяжелым, поскольку в этих условиях надо было развиваться. Кроме того, в России всегда была исключительно агрессивная \"наружная\" среда. В середине 90-х гг. - \"господа\" в пиджаках. Чуть позже, в конце 90-х гг. - фантастическое количество проверок. У меня даже был специальный кабинет, где были разложены документы. Одна проверка уходила, тут же приходила другая. Кстати, в последнее время, с приходом Путина, ситуация более-менее нормализовалась.

Что помогало и помогает решать проблемы? Во-первых, люди, с которыми ты имеешь отношения, видят, что ты делаешь красивое, нужное дело. Во-вторых, они смотрят на тебя и видят, что ты не барыга, не набиваешь собственные карманы, а работаешь, прежде всего, потому, что это интересно. Люди это чувствуют. Вообще я считаю, что большинство людей в нашем мире \"заряжены\" на добро. Лично у меня человеческий контакт возникает практически всегда. И соответственно противоположная сторона начинает вникать в твои вопросы и проблемы. Вот почему они потом находят решение. Главное не унывать.

Вообще, если говорить о жизненном кредо, то его можно сформулировать следующим образом. Первое, совершенно однозначно, - оптимизм. Недавно я был в Таиланде. Мне очень понравился подход к жизни в этой стране Улыбок. Положительный настрой при любой ситуации. Если не воспринимать ситуацию в целом оптимистично, проблемы не будут решаться. Даже восприятие мира через \"розовые очки\" предпочтительнее, чем скептическое.

Надо жить согласно девизу \"вера, надежда, любовь\". Вера - первостепенна. Одного священнослужителя как-то спросили: \"Как икона лечит?\" А он ответил: \"Нет, икона не лечит. Лечит вера\". Человек должен верить. Причем, не важно, верит ли он в Бога, в себя или во что-то иное. Вера - это основа. Если ее нет, то дело делать практически невозможно. Про надежду вообще говорят, что она умирает последней. У меня даже дочь зовут Надей. И, конечно, Любовь в широком понимании. Человек должен отдаваться тому, к чему он расположен. Я очень уважаю людей, которые до конца себя чему-то посвящают. И любовь к людям тоже очень важна.

Дмитрий Юрьевич, какие у \"ЭСТЫ\" планы дальнейшего развития?

Д.М.: Конечно, они есть. Прежде всего, надо лучше обслуживать покупателей. Вы сами знаете, что из-за большого количества людей, которые приходят в \"ЭСТУ\", и тех очередей, которые при этом возникают, может быть и невнимание, и элементы некорректности, и даже хамства со стороны продавцов. Сколько мы работали в этом направлении, но так до конца эту проблему не решили. Со многими продавцами мы уже расстались, некоторых просто выгнали! Однако временами интенсивность труда настолько высока, что мне даже тяжело с продавцов что-то требовать.

То есть Вы все-таки делаете упор на качество обслуживания?

Д.М.: Это основное, без чего не выжить. Если продолжить разговор о развитии организации, то в последнее время я занимался упрочением ее положения. Наши помещения (Торгового дома \"ЭСТА\" и Дома моделей \"ЭСТА\") находятся в центре. Сейчас московскими властями принято решение, что, если ты арендатор, Москомимущество может продать твои помещения кому-то другому. Ощущать себя в таком положении некомфортно. Вот почему в последние годы мы решали эту проблему, чтобы не зависеть от воли чиновников, которые бывают разными. Сейчас все наши ключевые помещения выкуплены.

Какое подразделение \"ЭСТЫ\", по Вашему мнению, сейчас является лидером?

В настоящее время одно из наиболее динамично развивающихся подразделений и с имиджевой точки зрения, и с точки зрения финансового результата - швейное производство. По темпам роста оно опережает все остальные. Информация расходится подобно кругам от брошенного в воду камня. Четыре года подряд мы изготавливали костюмы на елку Мэрии Москвы. В этом году уже создавали костюмы ко Дню города. Конечно, приятно, когда в твоих костюмах выступают перед Лужковым и Матвиенко. За свои работы художники Дома моделей \"ЭСТА\" приняты в члены Союза художников г. Москвы. Причем по представлению очень серьезных людей. Одним из них был Мальков, бывший главный художник концертного зала \"Россия\", который в течение двадцати лет возглавлял первую площадку страны.

Сейчас мы делаем костюмы Илзе Лиепа. Вспоминаю об этом не только потому, что она звезда и знаковая личность, но и потому, что эскизы для ее костюмов к спектаклю \"В рамках приличий\" подготовлены Александром и Еленой Нежными. Именно они делали декорации к балетам Мариса Лиепы \"Жар-птица\", \"Петрушка\" и \"Шехерезада\", которые стали первыми российскими балетами, записанными на CD. Недавно в Кремлевском дворце состоялась его презентация. Прекрасные декорации! А занавес с уникальной надписью \"Русские сезоны\", выполненной буквами, составленными из фигурок, просто восхищает! Приятно, что, когда такие художники хотят что-то сделать, они приходят в \"ЭСТУ\". Можно назвать и других, к примеру, Светлану Логофет, очень интересного художника, которая для своих работ в театре Станиславского театральные костюмы делает в \"ЭСТЕ\". Это говорит о многом.

Одно из главных отличий Дома моделей \"ЭСТА\" от других ателье - многовариантность выбора художника. У нас их четверо, и каждый работает в своем стиле. Кроме того, мы очень часто создаем костюмы по эскизам известных художников, которые в \"ЭСТЕ\" не работают.

Дмитрий Юрьевич, может быть, Вы подробнее остановитесь на обувном производстве? В последнее время в \"ЭСТЕ\" действительно делают отличную обувь, но у танцоров почему-то сложилось предубеждение, что она недостаточно хороша. Как Вы думаете почему7 И что Вы собираетесь сделать?

Д.М.: Когда у нас был глава фирмы \"International\", он сказал: \"Зачем вы делаете такую качественную обувь? Это очень дорого\". В свое время я допустил тактическую имиджевую ошибку. Поскольку наше собственное обувное производство небольшое - всего 350 пар в месяц, мы начали продавать под маркой \"ЭСТЫ\" обувь, изготовленную не на нашем производстве. Обувь, в общем-то неплохую, но все-таки уступающую импортной обуви. Видимо, это как-то сказалось. Но мы не просто продавали обувь других российских производителей под маркой \"ЭСТЫ\", но и помогали им в развитии. Я сам ездил по выставкам, в том числе в Италию, смотрел оборудование, материалы, привлекал специалистов. Сейчас эта обувь весьма неплохая. А потом она довольно дешевая. Прежде всего, смотрите на цену. Ясно, что обувь, которая стоит 1000 руб. не может быть такой же качественной, как та, которая стоит 1900 руб. Купите обувь производства \"ЭСТЫ\" за 1900 руб., и она служить будет дольше, чем импортная. Это я вам гарантирую.

Дмитрий Юрьевич, расскажите, сколько и какие отделы включены в Торговый дом \"ЭСТА\"?

Д.М.: Восемь отделов: обувной; аудио-видео (можно сказать, самостоятельная фирма); отдел готовых изделий, куда входят платья и аксессуары; очень большой отдел косметики (кстати, сейчас в нем появилось очень много американской косметики хорошего качества); отдел тканей и пера; отдел бахромы, лейсов, стекляруса, бисера и всего того, что необходимо для отделки костюмов, и отдел камней ( у нас прямые договоренности о поставках с производителями этих камней). Кроме того, есть оптовый отдел или отдел продаж, который работает с регионами.

В регионах есть какие-то филиалы объединения \"ЭСТА\"?

Д.М.: Ранее мы думали об их создании. У нас даже был один официальный филиал в Нижнем Новгороде. Но потом мы отказались от этой практики, и сейчас у нас во многих городах работают представители фирмы. Так оказалось проще, поскольку в этом случае мы не связаны с арендой помещений, тем более, что рынок все-таки не очень емкий.

Дмитрий Юрьевич, Вы уделяете большое внимание передовым технологиям, в том числе интернету. \"ЭСТА\" открыла свой интернет-сайт www.estadance.su. Почему Вы это сделали? Вы почувствовали в этом необходимость?

Д.М.: Во-первых, это интересно. Во-вторых, отвечает духу времени. Это помогает и решению других проблем, поскольку материалы для интернета можно использовать и в обычных печатных изданиях. Но самое главное, это открывает самые широкие возможности по информированию потенциальных потребителей о жизни \"ЭСТЫ\", продукции Торгового дома и Дома моделей. При низком уровне затрат - результат велик. Остается только надеется на то, чтобы интернет побыстрее пришел в дом каждого.

Но информация это только одна сторона интернета. Многие фирмы организуют свои интернет-магазины. Вы не собираетесь сделать аналогичное?

Д.М.: Рано или поздно мы, конечно, к этому придем. Но пока этого нет, потому что существует много сложностей. Например, как продавать ткани через интеренет? Их надо потрогать. Когда продаешь штучные вещи, такие как парики, колготки, аудио- и видео-кассеты, проблем не возникает. Сейчас этот процесс находится в развитии. Нам этим заниматься интересно. Может быть, сейчас это и не дает большого коммерческого эффекта, но за этим, совершенно точно, будущее.

В заключение я хотел бы поблагодарить тех людей, которые оказали существенное влияние на мой жизненный путь. Конечно, это Владимир Георгиевич Павлов, мой первый тренер, давший путевку в жизнь. Это Валерий и Татьяна Раздрогины, мои главные педагоги в Москве, воспитавшие и подарившие мне прекрасную партнершу. Они вложили в нас частичку души, потому что мы были у них лучшей парой. Естественно, хочу поблагодарить Петра Чеботарева, потому что именно с его легкой руки изменилась моя жизнь. Он привлек к изданию журнала, он почувствовал, что я это могу. Его чрезвычайно сильное творческое начало я часто вспоминаю. Хотел бы поблагодарить своих товарищей, с которыми я работал и которые меня могут по - разному вспоминать. И Дмитрия Подобедова, и Александру Колошину, и Игоря Пронина, с которыми мы прошли часть жизни.

Подготовлено Андреем Дементьевым и Светланой Акуленок.