Есть ли связь между левым полушарием мозга танцора и его пра

Опубликовано: 01.03.2002
Просмотров: 4381
Комментариев: 0
Как-то раз после бурно проведенных праздников, придя на следующий день в танцевальный зал, и сообразив, что заниматься сил нет, мы решили \"повалять дурака\". Сначала попытались вспомнить что-нибудь из старых вариаций, но потом решили по быстрому \"слепить\" простенькие кусочки и погонять их в темпе.


Голова соображала туго, поэтому не стали мудрствовать, а взяли обычный бэйсик: хип твист, веер, алемана. Для разминки начали с медленной румбы. Станцевали... Ну, и что дальше? Слушай, давай то же самое, только в зеркальном отражении? Как это? Да очень просто! Партнерша начинает обычный хип твист с левой ноги назад, а мы сделаем с правой назад. Соответственно, весь рисунок изменится противоположно. Ну и ведение тогда надо тоже поменять: на \"зеркальные\" хип твист, веер, алеману партнер ведет партнершу правой рукой, а партнерша дает партнеру левую.

Обрадовавшись, как нам показалось, удачной выдумке, мы включили музыку и... понеслась! Пока танцевали обычный, засевший в мозгах, бэйсик все было хорошо. Но только меняли руки в ведении – начинался тихий ужас. Ноги путались, делались лишние шаги, с трудом соображалось в какую сторону надо идти. Оказалось, что \"с лёту\" станцевать нон-стопом без ошибок блок из обычного бейсика и изобретенного нами \"зеркального\", очень сложно. Озадаченные этой проблемой, мы выключили музыку и стали анализировать.

Вспоминая свои тренировки за 17 лет танцевания спортивных бальных танцев, я пришел к выводу, что мы совершенно не развивали симметричность. Если взять систему экзерсиса классического балета, то там четко прослеживается принцип: сделал упражнение на правую ногу, тут же сделай тоже самое на левую. Позы, фигуры, вращения – все работает на симметричность в развитии танцора. В спортивных бальных танцах такого нет. Много фигур, которые вообще не танцуют \"в другую\" сторону. Не говоря о ведении и стойке. Партнер в латине ведет партнершу левой рукой. В результате развивается асимметрия мышечного корсета (в лучшем случае), и искривление позвоночника (в худшем). В европейской программе партнерша должна на протяжении танца сохранять изящный силуэт, отклонившись от партнера в сторону и назад под углом примерно 45 градусов. При этом нарушается физиологический изгиб позвоночника и нагрузка на позвоночник распределяется экстремально. Само по себе это не является смертельным, если при существующих нагрузках на одну сторону равномерно давать нагрузку и на другую. Но если мы нагружаем только одну сторону, то неизбежно становимся \"однобокими\".

Вы скажете - что за ерунда! Во всем мире люди пишут правой рукой и ни у кого еще от этого не отвалилась левая! Но ведь есть люди, рожденные \"левшами\", которых цивилизация насильно переучивает под \"правое\" большинство. Это связано в первую очередь с общепринятыми стандартами. Если вы левша, попробуйте отрезать что-нибудь традиционными ножницами для \"правшей\", особенно если эти ножницы тупые. У вас ничего не выйдет! Ножницы спроектированы только под правую руку. И научно доказано, что у \"левшей\" (например, теннисистов) лучше реакция, т.к. у них активизировано другое полушарие головного мозга, в отличие от \"правшей\". И это очень ценно для достижения спортивного результата. Мы же, сознательно тренируя только однобокие движения, ограничиваем свою двигательную активность возможностями координации только с одним полушарием головного мозга. Нас впечатляют люди, умеющие писать и левой, и правой рукой, причем некоторые умеют это делать одновременно и в разные стороны. (Был у нас такой знакомый, который не пожалел времени на небольшую тренировку и затем поражал всех в компании своими \"супер-способностями\").

Но почему-то когда у нас получается в правую сторону пируэт в три оборота, а в левую – только два, мы машем на это рукой или начинаем философствовать на тему: зачем вставлять в вариацию пируэт в три оборота, и так хорошо, все равно никто не заметит... Всегда неохота сделать что-то сверх того, что делал раньше. Ведь для этого надо приложить много сил. А зачем? Ведь танцевали же до этого! Некоторые воспримут проблему симметричности в развитии тела танцора, как очередной \"бзик\" преподавателей, которые с \"жиру бесятся\" и уже не знают как еще помучить нас, бедных танцоров-бальников. Нам бы вариацию не забыть на турнире, а они со своим симметричным развитием! Но, к сожалению, не развиваться нельзя. Бальные танцы двадцатилетней давности вызывают у нас снисходительную улыбку. Вы же не хотите, чтобы на вас смотрели с такой же улыбкой?

Очень хорошо тренирует координацию и пространственную ориентированность танцора джазовый урок. Никто сейчас уже не спорит по поводу необходимости дополнительных занятий для танцоров спортивных бальных танцев классической хореографией, джаз-танцем, или, на худой конец - аэробикой. Хорошо, если у вас в клубе это все уже организовано. А если нет? Не у всех есть возможность искать преподавателя хореографии, или ездить через всю Москву на джаз-модерн и т д.

Так начните с самого легкого, не требующего никаких дополнительных затрат способа тренировки своего тела и головы! Вместо того, чтобы без остановки до одурения гонять конкурсную программу на самоподготовке, начните с основ, попробуйте задать задачку для своего тела и головы. Танцуйте все, которые только вспомните, \"однобокие\" фигуры в \"зеркальном\" отражении, то есть в другую сторону. Не бойтесь создавать себе непривычные ситуации – поменяйте руки в ведении. Пусть партнерша попробует встать с другой стороны от партнера на европейской программе.

Естественно, вы не раз вспомните \"добрым\" словом того, кто вам это посоветовал и немногие из вас доведут начатое до конца. Но я уверен, что найдутся те, кому моя методика \"зеркального\" танцевания сослужит хорошую службу. И я с удовольствием обменяюсь с ними впечатлениями, советами и наблюдениями. Буду рад вашим письмам!


Дмитрий Горшков