Создание характера и образа в бальном танце.

Опубликовано: 11.02.2002
Просмотров: 8981
Комментариев: 0
Момент настоящей передачи действительного образа и характера в бальном танце по-своему сложен и интересен. Интерес заключается в том, что нет определенного сценария, точного текста танцевальной партии, пошагового описания логического хода событийности. Танцор, если можно так выразится, не имеет точного руководства к приложению своих творческих актерских способностей. Откуда брать мотивацию своих резких или плавных движений, неожиданных разворотов и падений, прыжков и красивых линий? Все мы знаем, что композиция в бальном танце не несет в себе практически ни какого подтекста, не имеет какой-либо определенной сюжетной линии. Тренер, ставящий композицию паре, берет для себя несколько критериев: ряд последовательных фигур должен соответствовать уровню и классу пары; внимание уделяется так же соответствию физической и технической оснащенности пары со сложностью исполнения фигуры; небольшой уклон делается в сторону стильных примочек, музыкальности исполнения в зависимости от класса танцующих. Далее идет кропотливая каждодневная отработка с выходом на паркет в итоге.

Поэтому зритель чаще всего даже на конкурсах достаточно высокого класса наблюдает внешнюю, красочную оболочку танца: нарядные костюмы, загорелые, стройные тела, строгое техничное исполнение фигур. Зритель слышит заводящую ритмичную музыку, увлекается азартом состязательного процесса. Бальный танец в итоге с потерей характерности и образности танцоров, опускается в разряд рядового спортивного состязания. Именно в потере целостного характерного образа в танце, видится главная проблема. Ведь, раз уж на то пошло, если бальная хореография впоследствии не подчинится четкой систематизации, не будут найдены для нее четкие критерии оценочной судимости, спорт просто отойдет на второй план или вообще практически потеряет существенное влияние на бальный танец. Причем роль этого влияния далеко неоднозначна. Здесь приходится согласиться с психологом Н. Рубенштейн и ее термином звериный оскал, отражающем сейчас общее состояние танцора на конкурсе. Следовательно, допускать так называемый уход искусства из сферы бальной хореографии не в коем случае нельзя. Основная задача в этом вопросе ложится на педагога. Его работа с танцевальным дуэтом обязательно должна вестись в свете развития творческого потенциала пары, ее актерских возможностей. На каждом своем уроке опытный преподаватель должен умело вводить танцоров в творческий мир бального танца, находить его образ, а так же характер и образ каждого танца в отдельности. Еще он должен учить ребят видеть себя в каждом из этих образов, жить в них. Мало быть сверх эмоциональным танцором, научиться наслаждаться музыкой и движением и расплескивать по паркету таким образом созданное настроение. На современном этапе этого оказалось не достаточно, поэтому сложился своеобразный кризис развития бального танца в сфере искусства.

Как уже говорилось выше, композиция в бальном танце не предполагает описания четкой последовательности событий, и, казалось бы, не может служить помощником танцору в создании его образа. Да, балет, на первый взгляд, имеет здесь несомненное преимущество. В балетной постановке действие заранее предопределено и известно не только танцорам, постановщику, но чаще самому зрителю. Плюс музыкальная партитура все время подчеркивает развитие сюжета. Сам оркестр создает мощное настроение, полностью совпадающее с действием на сцене. Какими же приемами в таком случае добиться появления действительного образа и характера в бальном танце? Дело в том, что отсутствие определяющего сюжета можно считать большим преимуществом бального танца. Снятие строгих рамок и условий, обязательно предписывающих очередную инициативу танцора, открывает огромные перспективы для творчества и импровизации. При этом материал для создания характерного образа в танце может быть достаточно объемным и глубоким. Его нужно брать из истоков самобытной культуры того или другого этноса. Необходимо проникнуться отношениями людей того времени (будь то экономические или общечеловеческие), их переживаниями и радостями, неповторимой историей. Все это нужно перенести в наше время и совместить с нынешней действительностью. Для воплощения глубокого характерного образа в своем танце, современный дуэт должен впитывать не только танцевальную культуру, но и культуру человечества в целом. Партнер и партнерша должны интересоваться различными видами искусства и спорта, развивая тем самым свои творческие натуры, и проецируя накопленный опыт в сферу бального танца. Если культивировать именно такой многогранный подход к развитию творческой личности, то со временем танцевальный дуэт сможет добиться демонстрации того или иного душевного состояния в наимощнейшем его проявлении, почти не завися от музыкальных акцентов, а уж тем более от строгого сценического действа. Исполнители смогут напрямую, так сказать, без ненужного, сюжетного посредничества находить чистые состояния эмоционального и духовного подъема не только в себе, но, главное, в зрителе. Музыка, освещение, обстановка, вариация будут в данном случае лишь очень небольшими составными частичками всеобъемлющего, глубинного характерного образа, создаваемого на паркете истинными мастерами бального танца.

Ушаков Антон