Опубликовано: 14.02.2002
Просмотров: 5449
Тривиальный вопрос, и на первый взгляд из области взаимоотношений отцов и детей. Старшее поколение ностальгически вспоминает танцевальные вечера своей молодости и с сожалением констатирует тот факт, что вальс на дискотеках сейчас не танцуют. А раньше это было массовым явлением и т. д.
Молодое поколение на эту тему, как правило, даже не задумывается.
Что это, понижение планки танцевальной культуры, принципиальное изменение в эстетических вкусах и установках нового поколения?
Но давайте рассмотрим эту разность танцевальных уровней с шагом в поколение, как отправную точку в более широком социальном и эстетическом аспекте.
Основная часть дискотечной танцевальной субкультуры, молодежи дается как существующая данность, в которую надо лишь погрузиться. Формирование стиля и танцевальных навыков происходит путем непосредственной визуальной передачи информации от носителя, и встречного визуального снятия материала в процессе стихийного дискотечного танцевания.
Под термином \"стихийные\", я предлагаю понимать те танцевальные движения, который не требует специальных навыков, с очень простой координационной и ритмической структурой, как правило, импровизационного и нефиксированного характера. \"Стихийное\" танцевание, является скорее коллективным способом эмоциональной и физической разрядки. Отдавшись на волю музыкальной среде, коллективно погружаясь в нее, человек ощущает себя частью большого целого, и в то же время выражает себя хоть и простой, но абсолютно индивидуальной, присущей только ему комбинацией движений, стилистика которых, как отпечатки пальцев, похожа друг на друга, но не повторяется. Сравнительно этот феномен самовыражения можно отнести к пляске. Не к танцу, с его организованной последовательностью, а пляске, как импровизационному явлению на основе определенного набора движений. Но музыкальные и хореографические формы народной пляски давно сформированы. Их вариативность проявляется внутри них самих, но внешние характеристики устойчивы и практически не изменяются. Характер, темп, стилистика отработаны поколениями исполнителей, и различаются скорее территориально, в зависимости от культурных традиций регионов. С \"пляской\" дискотечной, дела обстоят с точностью до наоборот. Она является продуктом массовой культуры, как музыкальной, так и танцевальной. Разумеется, мы говорим сейчас не об интеллектуальной музыке, а о музыке для ног. Музыкальная индустрия в огромном количестве предлагает обществу свою продукцию, раскрученную и поданную по всем правилам потребительской психологии. И конечным пунктом массового сбыта этого потока являются дискотеки, танц-полы и т. д. Количество исполнителей огромно и все время появляются новые кумиры, музыкальные течения хоть и в меньшей степени, но так же достаточно быстро меняются. И в таком темпе даже если и появляются устойчивые танцевальные формы, захватывающие миллионы, они быстротечно исчезают, как и вызвавшие их появление музыкальные стили или отдельные шлягеры. Основная же масса на дискотеке танцует себя, и, естественно, кто как может.
Началом этой массовой стихийности явились два взаимодополняющих друг друга фактора. Первым и главным фактором является появление в середине 70-х музыкального стиля \"диско\", упрощенного варианта фанка. После рок-н-ролла, диско стал очередным компромиссом черной и белой музыки. Но в отличие от рок-н-ролла, в большей степени всколыхнувшего молодежную среду, диско охватил все социальные, этнические и возрастные слои общества, и привел на собственно уже ставшими так и называться \"дискотеки\", тысячи и тысячи желающих танцевать в новом стиле.
Вторым очень существенным фактором стал человек легенда, звезда Голливуда, Джон Траволта, показавший в киноленте \"Лихорадка в субботнюю ночь\", как танцевать в стиле диско. Конечно, и до диско была практика раздельного танцевания (шейк, твист и др.), но такого бума, такого повального интереса к танцу вызванного комбинацией \"Диско плюс Траволта\", до этого не было. Доступность танцевальных элементов, свобода движения, независимость от партнера, подогретые желанием и возможностью подражать звезде, почувствовать себя звездой, стало ноу-хау семидесятых.
Итак, городская танцевальная культура разделилась на две неравные части. Массовая форма \"стихийного\" движения и организованные вечера танцев. Или можно сказать, на форму бессознательного и сознательного движения. И этот этап завершил, если можно так сказать, процесс развития социального танца, создав в современном цивилизованном обществе форму, по состоянию и содержанию эквивалентную первобытному танцу. В данном случае, это \"развитие\" в сторону упрощения. Но, видимо, это закономерный процесс компенсации стремительного круговорота нашей насыщенной стрессами, урбанистической цивилизации.
Поэтому вопрос \"Вернется ли вальс на дискотеку?\" изначально формулируется некорректно. Он не вернется хотя бы потому, что его там никогда и не было.
Более правильно было бы спрашивать, что произошло с танцевальными вечерами и другими формами организованного, \"сознательного\" танца, требующего устойчивых навыков, координации и умения танцевать в паре. Формами, которые в целом и определяют уровень социальной танцевальной культуры общества.
Определяя \"стихийность\" как термин, характеризующий взаимоотношения танцующих на дискотеке, мы ни как не относим его к форме организации этого вида досуга. Наоборот, это хорошо организованный трансконтинентальный конвейер по тиражированию и сбыту. Все дискотеки земного шара мало чем отличаются друг от друга. Они одинаковы, как заправочные станции, и различаются только уровнем комфорта и обслуживания. Это яркий образец функционирования массовой культуры. Каждая дискотека - это элемент инонациональной космополитической среды, часть огромного, унифицированного в масштабах всей планеты, некоего социокультурного института, отвечающего за развлечение и досуг.
Упрощение принципов движения, снижение порога обучения практически до нуля, увеличило и спрос, и предложение на танцевальные услуги в геометрической прогрессии. Сейчас мы только констатируем факт наличия хорошо организованной системы продажи такой формы досуга, где \"стихийный\" танец является основным развлечением.
А можем ли мы сказать то же самое об организации вечеров, на которых бы звучала музыка вальса, танго, фокстрота и других танцев, требующих разучивания и умения их исполнять. Танцев, организованных по форме и содержанию. Может быть, \"массовое\" полностью вытеснило их своей доступностью. И да, и нет. Экспансия массовой культуры несомненна. Но я бы сказал, что она образовала слой первичной танцевальной культуры, характеристики которого подпадают под определение \"современный городской фольклор\", восполнив, таким образом, дефицит в обществе в максимально доступных формах танца. Этот культурный слой самодостаточен, универсален, не фиксирован, вариативен. Он постоянно видоизменяется вслед за текущими изменениями музыкальной среды, и не переходит неписаных и достаточно размытых границ сложности, переход же которых является шагом к развитию. И его заслуга именно в том, что он создает предпосылки к тому, что многие миллионы людей \"стихийно\", т. е. самостоятельно, освоив элементарные азы владения телом, хотят сделать этот шаг. И сделав его, попадают в ту или иную школу танца или клуб.
Здесь ситуация несколько другая. Можно говорить о двух полярных подходах в целях и задачах, и различных вариантах их сочетаний:
школы танцев, предоставляющие услуги обучения различным танцам и возможность их практического применения на вечерах и практиках, организовываемых в рамках этой школы.
танцевальные клубы, занимающиеся только конкурсным танцем.
Т. е., ситуация вновь делится надвое: танцевальные школы, занимающиеся общественным танцем и танцевальные школы, культивирующие спортивный танец.
Разумеется, в третьем варианте можно говорить о клубах, сочетающих в себе элементы и того, и другого подхода, но у нас в стране преобладает второй - спортивный вариант общественного танца.
Я снова обращусь к сравнению. Танец на льду развился из бального танца на паркете и стал престижным видом спорта, оставив своего родителя далеко позади. Наш спортивный танец также далеко оторвался от общественной формы танца. Мы научились технике, восприняли дух борьбы спортивного танца, но, к сожалению, не сохранили тот элемент культуры, каким является организованный общественный танец. И здесь решение проблемы не только в учителях танца, вернее не столько в них, сколько в комплексном социокультурном подходе на уровне государственной культурной политики, в создании условий для развития этого направления. Помощь со стороны местных управлений культуры в сочетании с инициативами руководителей школ танца, желающих заниматься этим направлением, может поднять уровень и популярность общественного танца и восполнить существующий пробел.
Я считаю, что развитие конкурсного танца в России, пройдя все этапы от первичного накопления знаний до формирования развитой организации, являющейся частью мирового спортивно-танцевального сообщества, в целом завершено, и теперь уже больше можно говорить о качественном развитии этой системы. И я предполагаю, что ситуация складывается таким образом, что следующее десятилетие танцевальная среда нашей страны, при сохранении уже существующих достижений, будет интенсивно двигаться в сторону развития массового и общественного танца, отвечая на все более возрастающий спрос.
В силу того, что я являюсь руководителем большого танцевального объединения в удаленном районе Крайнего Севера, я ощущаю себя не только учителем танца, призванным обучать, но и работником социально-культурного направления. И именно этот второй мой профиль требует внимания не только к моим ученикам, но и к анализу, и изучению социальных условий, в которых мы живем и развиваем наш жанр.
В этой статье я постарался в общих чертах поднять проблему общественного танца, обозначив, таким образом, одно из приоритетных направлений в развитии танцевальной среды в моем городе на ближайшие годы.
Сергей Малько, г. Норильск
Танцевальный клуб \"Братья Малько\"
(Сергей и Евгений Малько - авторы программы
\"Танцевальный Мир\" по массовому танцу - прим. редакции)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!