Опубликовано: 11.12.2004
Просмотров: 9154
О, танец, музыка движений.
Слияние бури и покоя.
Ты – грация, ты – вдохновенье.
Ты мир, в котором только двое.
Заглядываю в зал – там идет тренировка, мальчики и девочки в возрасте 5-6 лет учат медленный вальс... Они старательно \"встают на полупальцы\", \"растягивают сторону\", вообщем делают все, что скажет их тренер Ольга Александровна Суфидянова. Это именно ее я видела на одном из турниров: она там переживала за своих учеников, стояла в сторонке и шептала: \"Не забывайте держать голову... Так... Молодцы! Перемена и раз, и два...\", а уже чуть позже Ольга Александровна стояла за судейской стойкой и от ее строгого взгляда не ускользала ни одна пара. И именно это обаятельная женщина с великолепной осанкой на Кубке имени Дамира Суфидянова спряталась за танцоров, скрывая свои слезы... Ольга Александровна всегда со слезами и улыбкой вспоминает своего единственного партнера на паркете и в жизни – Дамира Суфидянова. После смерти мужа она назвала и танцевально-спортивный клуб, и турнир в его честь, – последняя дань любимому человеку.
Чета Суфидяновых – родоначальники бального танца на Урале, самые известные педагоги и самая красивая пара, как на паркете, так и в жизни. Их история любви неотделима от истории бального танца, ведь именно благодаря танцу они и познакомились.
Ольга с детства буквально бредила балетом (бальных танцев в то время в России еще не было): с точностью подражала балеринам, которых показывали по телевизору, с интересом следила за сказочными принцессами в белоснежных воздушных нарядах, танцующих в зале – ее мечта была стать одной из них. Когда Оленьке исполнилось пять лет, родители отдали ее в хореографический кружок ДК Железнодорожников. Именно здесь, в ДКЖ, спустя 14 лет, Ольга Александровна начнет преподавать самый прекрасный вид спорта – бальные танцы.
Ольга часто участвовала в новогодних постановках, которые назывались в то время западным словом – INTERMEDIA. В 1962 году ее партнером по постановке стал Дамир Суфидянов – смуглый, гибкий юноша, на два года старше своей партнерши – эта встреча стала судьбоносной в жизни обоих героев.
Помимо классического танца Дамир увлекался редким в ту пору жанром хореографии - бальными танцами, он был одним из немногих энтузиастов в Свердловске. Но бальные танцы 60-х это отнюдь не привычное сегодня танго или чувственная румба, это \"Сударушка\" и \"Русский лирический\" - так называемая советская программа, знакомство с европейской и латиноамериканской программой будет значительно позже. А самое главное в танце – это партнер (партнерша), и вот после того, как спутница Дамира по бальным танцам вышла замуж, он пригласил Ольгу попробоваться на вакантное место.
- Дамир медленно знакомил меня с необычным и красивым миром бального танца: водил меня на танцевальные вечера, потихонечку учил танцевать, а потом привел в ДК \"Уралмаш\" в клуб любителей бального танца. Поначалу было сложно переходить от станка на паркет, и если бы не помощь Дамира я бы не справилась, - со слезами на глазах и со светлой улыбкой на лице вспоминает Ольга Александровна.
Потом были конкурсы в Новосибирском Академгородке, там же знакомство с европейской, а позже и с латиноамериканской программой. Вальсы и танго тогда учили не по книгам или дискам, как это возможно сейчас, а по редким листочкам, записям коллег, эти рукописи передавались из рук в руки… А в 1965 году Дамир и Ольга создали Ансамбль Исполнителей Современных Танцев – сокращенно АИСТ. Стоит отметить, что автором названия и эмблемы был ученик Суфидяновых Валентин Попов, ныне известный московский детский хирург. Ради того, чтобы преподавать танцы Дамир оставил свою профессию горняка, а Ольга пожертвовала начальным классом, в котором преподавала.
Но танец в паре не мыслим без чувств, поэтому свадьба Дамира и Ольги в 1969 году совершенно закономерна.
- Еще в 18 лет я поняла, что хочу быть с Дамиром парой не только на паркете. Без танца не было бы нашей любви, - говорит Ольга Александровна. – Ни один танец в паре не мыслим без чувств между партнерами, но надо уметь находить грань разумного: слишком близкие чувства могут \"перехлестнуть\" танец, но в тоже время именно чувства помогают раскрыть танец, донести его до зрителя.
И вот уже рука об руку, как на паркете, так и в жизни Дамир и Ольга преодолевают трудности, создаваемые советской машиной. В конце 60-х Дамира вызывают в высокие начальственные кабинеты и запрещают танцевать латиноамериканскую программу, а также декольте и открытые спины у партнерш (без чего сегодня нельзя представить бальное платье), как пропаганду буржуазной идеологии.
Но любовь к танцу и друг другу побеждает все. Дамир и Ольга стали ходить по всевозможным инстанциям и добиваться \"допуска до тела\". К тому времени бальные танцы уже стали спортом, и даже решался вопрос о включении их в олимпийскую программу. \"Художественные гимнастки выступают в купальниках, и никто не заставляет их надевать юбки ниже колена\", - горячился импульсивный Дамир. \"Искусство и спорт в нашем жанре неразделимы\", - поддерживала мужа Ольга. Но их, увы, не слышали и не хотели слышать. Тогда чета Суфидяновых понимает, чтобы противостоять – надо объединяться, так они стали инициаторами создания всесоюзной (!) Ассоциации профессиональных исполнителей и педагогов бальных танцев. Результатом этого объединения стал сначала свердловский, а потом и всесоюзный бал \"Уральские узоры\". Кстати, один из конкурсов вел известный КВНщик – Александр Масляков. Следующий конкурс – \"Интерданс\" - вывел Суфидяновых на международную арену. Этот турнир не уступал мировым бальным шоу по красоте, зрелищности и профессиональному уровню как организаторов (Дамира и Ольги), так и танцоров – многих их воспитанников. В финале Суфидяновы всегда выходили на паркет, исполняли свой любимый медленный вальс – танец любви и нежности, а участники фестиваля традиционно одаривали Ольгу охапками роз, а Дамира качали. Последний \"Интерданс\" состоялся в 1991 году. Болезнь Дамира, две операции на сердце... \"Танцующий президент\", как окрестили Дамира журналисты (в то время он возглавлял Уральскую федерацию танцевального спорта), вынужден был потушить свечи на балу, который он посвятил своей королеве Ольге.
А 31 октября 1998 года состоялся организованный Ольгой Александровной I Кубок имени Дамира Суфидянова, через месяц после ухода мужа из жизни. Стоит только догадываться, как тяжело Ольге Александровне быть одной, заниматься тем, чем она раньше занималась только вместе с любимым человеком. Инициатором организовать Кубок и назвать клуб в честь мужа была не только Ольга, но и многие ученики Суфидяновых: Лариса и Владимир Бажуковы (ДК \"Урал\"), Ирина и Александр Адамовы (Центр культуры и искусства \"Визовский\"), Александр и Наталья Перловы (ТСК \"Let’s Dance\"). Александр Перлов сейчас возглавляет ФТССО (Федерацию Танцевального Спорта Свердловской Области), а клуб \"Let’s Dance\" - вошел в десятку лучших клубов России.
- Мы с Дамиром одно целое, - говорит Ольга Суфидянова. – Даже после его ухода из жизни я продолжаю работать, постоянно ощущая Дамира рядом, прошу у него совета, и поступаю так, как поступил бы только он.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!