Секистов В.Н.: Оценка выступления танцоров-спортсменов средних классов

Опубликовано: 30.05.2016
Фото: Елена Анашина

Судьи
Просмотров: 7107
Комментариев: 0
Сложившаяся за последние двадцать лет в России практика обучения судей для соревнований по танцевальному спорту почти всегда сводилась к тому, что выходил видный Тренер и на очень хорошей паре показывал "как нужно танцевать, и какими приемами этого можно добиться".

Рискну спорить – не этому следует учить Судей. Этому следует учить Тренеров. А вот судей-то следует учить оценивать абсолютный уровень подготовки танцевальной пары данного класса. Учить не как нужно учить танцевать, а как нужно сравнивать танцующие пары. Вот именно этому-то и посвящена настоящая статья.

Попробуем разобрать принципы сравнительно-абсолютной оценки танцоров различных классов подготовки на примере европейской программы (хотя, думаю, принципы едины – вероятно, они же подходят и для латиноамериканских танцев).

КЛАССЫ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ИХ СРАВНЕНИЯ

Во-первых, классами в танцевальном спорте традиционно называют уровни подготовки танцоров. Замечу, что понятия классов нет в Единой Всероссийской Спортивной Классификации РФ, это чисто внутреннее понятие в танцевальном спорте. Разберем понятие классов и нюансов их оценки подробнее:

Класс "Н":

Это первый, самый младший уровень подготовки танцевальной пары или отдельного танцора. Пара или танцор "Н" - класса, знающие около десяти фигур, а исполняющие менее пяти фигур данного танца, должны уметь:

1.​ Попадать в основной ритм – то есть соответствовать своими шагами базовому ритму музыки – удар музыки = шаг с полным переносом веса тела;
2.​ Иметь сравнительно ровную позицию, почти не портящуюся при переходе от фигуры к фигуре;

Оба критерия равнозначны. Сейчас в России принято судить класс "Н" абсолютно – по баллам. В танце судья имеет право поставить паре от 1 до 3 баллов. К примеру, пара, танцующая не в ритме и имеющая крайне непрезентабельную позицию, получает 1 балл; пара, более-менее ровненькая, попадающая в ритм, получает 3 балла; ну а не ровненькая пара, попадающая в ритм или ровненькая пара, в ритм не попадающая, получает 2 балла. (Заметим, что некоторые специалисты считают, что диапазон оценок следует расширить и судить по пяти, а не по трем пунктам). Среднеарифметическая сумма оценок судей представляет баллы, полученные парой в танце. Сумма баллов пары за все танцы является финальной.

Класс "Е":

Это первый, младший уровень подготовки танцевальной пары, выступающий по соревновательной системе. Пара "Е"-класса, знающая порядка двадцати фигур данного танца, а исполняющая менее десятка фигур, должна уметь:

1.​ Двигаться по возможности, плавно – тело и локти партнеров не должны "сотрясаться" от дискрета шагов;
2.​ Попадать в основной ритм – то есть соответствовать своими шагами базовому ритму музыки – удар музыки = шаг с полным переносом веса тела;
3.​ Иметь сравнительно гармоничную позицию (радующую глаз судьи!), по возможности, не портящуюся при переходе от фигуры к фигуре;
4.​ Хореография у пары должна быть ну хоть какая-нибудь, состоящая не только из основных шагов.

Второй из этих критериев – основной, при исполнении танца "не в ритме" должна ставиться самая низкая оценка танцевальной паре за танец. Первый и третий критерии равнозначны. Четвертый критерий учитывается, но, как правило, редко используется для сравнения пар в этом классе.

Пока что современная соревновательная система предполагает, что судья сравнивает одновременно танцующие на паркете пары, отбирая из них те, которые наилучшим образом соответствуют представлениям судьи о возможности для данной пары перейти в следующий тур. Система оценки – да/нет.

Класс "Д":

Это второй уровень подготовки танцевальной пары. (Замечу в скобках, класс "Д" достаточен для первоначального обучения бальным танцам для современного человека). Пара "Д"-класса, знающая порядка тридцати фигур, а исполняющая десять-двенадцать фигур данного танца, должна уметь:

1.​ Двигаться по возможности, плавно – тело и локти партнеров не должны "сотрясаться" от дискрета шагов, двигаться по площадке – то есть создавать видимое движение на площадке, а также соблюдать при этом верные позиции подъема и спуска;
2.​ Попадать в основной ритм – то есть соответствовать своими шагами базовому ритму музыки – удар музыки = шаг с полным переносом веса тела;
3.​ Двигаться почти синхронно, иметь сравнительно гармоничную позицию (радующую глаз судьи!), не портящуюся при переходе от фигуры к фигуре;
4.​ Иметь хотя бы среднюю хореографию, разнообразную в пределах хотя бы половины линии танца – секунд на тридцать.

Класс "С":

Это третий уровень подготовки танцевальной пары. Пара "С"-класса, знающая практически все базовые фигуры, описанные в учебниках, за исключением фигур-линий, а также аттитюдов, батманов и иных трюков, а исполняющая примерно до двадцати фигур данного танца, должна уметь:

1.​ Двигаться всегда, плавно – тело и локти партнеров не должны ощущать дискрета шагов, соблюдать при этом верные позиции подъема и спуска, а также, по возможности, правильно выполнять иные технические элементы;
2.​ Всегда попадать в основной ритм – то есть соответствовать своими шагами базовому ритму музыки – удар музыки = шаг с полным переносом веса тела;
3.​ Существенно и синхронно двигаться по площадке, сохраняя гармоничную позицию (радующую глаз судьи!), не портящуюся при переходе от фигуры к фигуре, в том числе, при исполнении шейпов (наклонов);
4.​ Иметь достаточно разнообразную хореографию.

Класс "В":

Четвёртый уровень подготовки танцевальной пары. Пара "В"-класса, имеет право исполнять все фигуры, разрешенные WDSF, при этом она должна уметь:

1.​ Двигаться всегда плавно, соблюдать при этом верные позиции подъема и спуска, а также правильно выполнять иные технические элементы;
2.​ Попадая в основной ритм, пара может позволить себе танцевать музыкальнее (Под музыкальностью можно понимать к примеру: в Медленной Вальсе: сравнительно долгие верхние позиции, сравнительно быстрый проход нижних позиций; в Танго: мгновенные остановки пары после акцентирования фигур; в Венском Вальсе: несколько замедленное исполнение счета "раз", слегка синкопированное исполнение счета "три"; в Медленном Фокстроте: иногда – визуально несколько затянутое исполнение счета "три"; в Квикстепе: "порхающее" исполнение прыжков типа "степ-хоп");
3.​ Существенно, синхронно и солидно двигаться по площадке, сохраняя гармоничную позицию, не портящуюся при переходе от фигуры к фигуре, в том числе, при исполнении шейпов (наклонов), а также при исполнении фигур-линий;
4.​ Иметь достаточно презентабельную хореографию, выгодно отличающуюся от иных пар.

Более старшие классы – "А", "S" и "М" мы здесь не рассматриваем, это – уровень Чемпионатов и Первенств мира ("А" - 14-15 лет, "S" - 16-18 лет и "М" - взрослые); принципами их оценки занимается WDSF. Однако, некоторые мысли по связи с судейством WDSF, все-таки, могут быть высказаны.

ПРИНЦИПЫ СУДЕЙСТВА WDSF И ВОЗМОЖНОЕ ИХ ОБОБЩЕНИЕ НА МЛАДШИЕ КЛАССЫ

На сайте WDSF указаны основные критерии для оценки танцевальных пар.

4 COMPONENTS - CRITERIA / 4 КОМПОНЕНТА - КРИТЕРИЯ

TQ Technical Qualities / ТК Техническое Качество
MM Movement to Music / ДМ Движение в Музыку
PS Partnering Skill / МП Мастерство Партнерства
CP Choreography and Presentation / ХП Хореография и Презентация

Отметим, что предложенные нами критерии для танцоров "Е"-"В" классов вполне сопоставимы с критериями WDSF и построены по нарастающему уровню мастерства танцоров.

Как правило, WDSF рекомендует для оценки двенадцать судей, которые разделены на четыре группы по три судьи, каждая из групп судей оценивает только один из вышеперечисленных критериев по шкале от 1 до 10 с интервалом в 0,5 балла.

Кроме того, на высших соревнованиях WDSF, как правило, дается рекомендация судьям производить оценку пар в диапазоне от 7 до 9,5.

Однако, отсюда возникает следующая мысль, быть может, представится возможным следующая система оценки танцевальных пар по всем классам:

Н 1-3
Е 2-4
Д 3-5
С 4-6
В 5-7
А 6-8
S 7-9
М 7-10

с диапазоном изменения в 0,5 балла. При этом, разумеется, соревнования следует оценивать двенадцатью судьями – четыре группы по три судьи.

Понятно, что судейство танцоров "Н" класса вполне сопоставляется с современным, даже с возможным расширением диапазона судейства до пяти позиций.

Судейство танцоров "А", "S" и "М" классов определяется ныне действующими правилами WDSF.

А вот как раз судейство танцоров средних классов вполне описывается системой WDSF, при этом она достаточно гармонично сочетается и переходит к судейству начинающих танцоров – "Н" класса.

При нынешнем развитии вычислительной техники представляется несложным разработка программы, которая сможет реализовать предложенный алгоритм, включив в него выбор класса той группы, которая оценивается в настоящее время. При этом класс пары однозначно определяет диапазон допустимых оценок судьи.

В заключение, автор хотел бы высказать глубокую благодарность Ирине Лисенковой, из беседы с которой у меня родилась идея данной работы.

Секистов В.Н., вице-президент МФТС, руководитель ТСК «Прометей»; апрель-май 2016 г., г. Москва.