Станислав Попов празднует свой юбилей!

Опубликовано: 04.08.2012

Станислав Григорьевич Попов
Просмотров: 19799
Комментариев: 0
4 августа президенту Российского танцевального союза (РТС), заслуженному деятелю искусств РФ Станиславу Попову исполняется 65 лет.

В каждой области творческой деятельности есть мастера, имена которых наиболее точно ей соответствуют. Когда речь заходит о бальных танцах в России, к числу таких прежде всего относится Станислав Попов.

В прошлом танцор международного класса, один из ведущих исполнителей бальных танцев в мире в паре с Людмилой Поповой, победитель и финалист крупнейших чемпионатов.

25 лет назад Станислав Попов основал и с тех пор бессменно возглавляет как президент Российский танцевальный союз.

Станислав Попов, несомненно, один из лучших в мире организаторов и ведущих. На его счету десятки крупнейших турниров: Кубки мира в Кремле, чемпионаты России, Европы и мира. Каждый из этих конкурсов превращается в танцевальное событие.

Постоянный председатель популярнейшей программы РТР «Танцы со звездами», танцмейстер Венского бала, комментатор ТВ программ, судья крупнейших международных танцевальных турниров и многое-многое другое.

Желаем Станиславу здоровья, счастья и претворения в жизнь всех его планов на долгие годы!

Президиум РТС поздравляет!

Уважаемый Станислав Григорьевич, наш дорогой учитель, коллега, друг!

Сегодня у Вас не просто очередной день рождения, сегодня у Вас славный юбилей.

Прошедший год завершает еще одну пятилетку Вашего земного и танцевального существования. Он был во многом похож и не похож на другие – очередной и как всегда успешный Кубок Мира и еще три (!) официальных Чемпионата WDC, проведенных в этом году в России, красивые Чемпионаты РТС, очередные заслуженные награды, которым уже нет числа в Вашей коллекции, но и потеря близких друзей и коллег.

Основанный Вами в 1987 году Российский Танцевальный Союз отметил свое 25-летие и Вы вновь были выбраны нами на очередной бессменный президентский срок. Наш Союз под Вашим руководством переживает удивительное время своего расцвета, невероятного качественного и количественного роста – сегодня это уже вся страна, тысячи танцоров и специалистов от Комсомольска-на-Амуре и Находки на востоке до Краснодарского края на юге, Архангельска на севере и Калининграда на западе. У Вас и у нас впереди много интересной и важной работы по его дальнейшему развитию.
Вы по-прежнему стройны и элегантны, внимательны к мелочам и отзывчивы к просьбам.
Вы полны мудрости и бесценного опыта, человеческого и организаторского.
Вы стали символом успеха и мастерства, синонимом вкуса и профессионализма.
Вы как всегда полны творческих сил и энергии, новых, еще более грандиозных замыслов.
В этот день от имени всех членов РТС мы желаем Вам здоровья, крепкого и неувядающего! Нового и еще более удачного этапа Вашей жизни, следующей великолепной пятилетки свершений на благо российского и международного Танца, на благо Красоты и Добра!

С юбилеем! Живите и будьте счастливы!

С бесконечным и заслуженным уважением,
Президиум РТС


«Танцуйте и будьте счастливы!»

Станислав Попов танцор международного класса, победитель II Всесоюзного конкурса по бальным танцам (1975), неоднократный чемпион социалистических стран по бальным танцам (1979-80), финалист Кубков мира по 10 танцам (1985-86), заслуженный деятель искусств РФ, президент Российского танцевального союза, организатор национальных и международных профессиональных турниров, комментатор TV программ по спортивным танцам, танцмейстер «Венского бала», председатель жюри TV программы «Танцы со звездами».

В каждой области творческой деятельности есть мастера, имена которых наиболее точно ей соответствуют. Когда речь заходит о бальных танцах в России, к числу таких, безусловно, относится Станислав Попов.

Волею судьбы он родился в то время, когда бальные танцы, ставшие делом его жизни, расценивались в нашей стране как «буржуазное занятие», подрывающее основы существующего строя. Но ему удалось достойно пройти сложный путь сначала танцора, а потом организатора, превратив российский профессиональный танец в сильную и самостоятельную составляющую мирового танца.

Сегодня среди многих видов хореографии бальные танцы – тот феномен, в котором объединяются спорт и искусство. И «примирить» в одном целом две, казалось бы, взаимоисключающие стороны, та насущная проблема, от решения которой зависит будущее жанра. Говоря о своих мотивах занятия танцами, Станислав Попов неоднократно подчеркивал свою тягу к соревновательности, поскольку его всегда привлекали конкурсы. Но при этом вся его жизнь как исполнителя, педагога и организатора подтверждает, что в его понимании танцы прежде всего – искусство. Так что, наверное, неслучайно, что во главе профессиональной организации танцоров, Российского танцевального союза, стоит человек, которому присвоено звание – заслуженный деятель искусств России.


Танцор

Быть преданным своему делу так, как вы, невозможно без любви к нему. За что Вы любите танцы?

Станислав Попов: «Мне кажется, если у человека возникает предмет любви, он не знает, за что его любит. Никто никогда не занимается таким анализом. Наверное, это совокупность всего того, что вызывает в душе человека очень светлые чувства. Мне всегда нравилось танцевать. Еще в детстве я переживал, что другие танцуют, а я нет. Помню, день рождения одной девочки из нашего двора. Мне было восемь лет. На праздник мы даже купили напиток, который тогда назывался сидр. Нас учили какому-то танцу: шаг в одну сторону, шаг в другую, и меня охватило чувство огромной радости. Я подумал, что научился танцевать. А потом я много занимался спортом. Но позже, придя в танцевальную школу в парке «Сокольники», у меня снова возникло удивительное чувство. Думаю, просто потому, что танцующий человек – счастлив. Гормоны счастья, проникающие в мое сознание и весь организм во время занятий танцами, побуждали меня заниматься ими и дальше. Нравилось ощущение музыки, движения. Правда, сначала конкурсов не было, и мне, обладающему спортивной жилкой, было чуть менее интересно. А когда появились турниры и танцевальный спорт, профессия танцора-спортсмена стала делом жизни».


В танцы Станислав пришел не сразу. Сначала были занятия спортом – плаванием и пятиборьем, причем весьма серьезно – мастер спорта. В 1965 году Станислав поступил в МЭИ на факультет электронной техники, а в 1967 году старший брат Виктор, к тому времени уже занимавшийся бальными танцами, привел Станислава в Дом культуры «Химик», чтобы познакомить с хорошей партнершей. Так Аня Кушнарева стала первой партнершей Станислава, а Бруно Белоусов, руководитель танцевальной студии, - его первым педагогом. Успешно выступая по «Д» классу на конкурсах в Москве, Горьком, Тарту, Таллинне, Станислав и Анна танцевали вместе недолго, около полутора лет.

А затем среди многих интересных кандидатур на место новой партнерши главной стала солистка ансамбля «Школьные годы» Людмила Бородина. «Через 7 лет мы стали супругами, - рассказывает Станислав, - и после этого прожили вместе еще 20 лет. То есть наш союз продолжался 27 лет, и для многих он являлся идеальным танцевальным дуэтом и идеальной человеческой парой. Когда мы разошлись, окружающие впали в шок. У нас была великолепная жизнь, огромное количество турниров. Практически мы были той парой, благодаря которой долгое время Советский Союз показывал, что мы и в области бальных танцев «впереди планеты всей».


Любительская карьера Станислава и Людмилы насчитывает более ста турниров. Среди наиболее успешных выступления на таких, как «Янтарная пара» (Каунас), «Рижская осень», «Таллиннская регата» и «Таллиннская весна», «Вильнюс», «Неделя Балтийского моря» (ГДР), «Савария» (Венгрия), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах. В 1975 году Станислав и Людмила стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев, а, начиная с 1975 года, началась череда их сначала призовых, а потом и победных выступлений на чемпионатах социалистических стран, в том числе и в Москве в 1979 году. 1981 год ознаменовался новым этапом их танцевальной карьеры – Станислав и Людмила перешли в профессионалы. И первое же участие в Дрезденском танцевальном фестивале принесло успех, который они закрепили на последующих чемпионатах Европы и мира в латиноамериканской, европейской программах, а также программе 10 танцев.


«Однажды мы были в Великобритании на чемпионате Европы, - вспоминает Станислав, - сразу после которого нас пригласили на чемпионат мира в Лондон. Тогда в СССР существовало негласное распоряжение, что люди не имеют права выезжать в западную страну чаще, чем раз в полгода. По нашему поводу международный отдел ЦК КПСС принял специальное решение. Однако после выступления в Лондоне нам предложили приехать на Блэкпульский фестиваль – это крупнейшее событие, самый престижный и самый старый турнир, который сегодня проводится уже более восьмидесяти лет. Все участники прибывают туда за свой счет, а нам англичане готовы были полностью оплатить расходы: дорогу, проживание, пребывание за неделю до турнира - только бы мы приехали. Сейчас это может казаться не существенным, но в советское время с его командировочными расходами подобное предложение выглядело серьезно. Англичане сами разговаривали с нашим посольством, где их и нас обнадежили – в результате в нужный момент мы ни до кого «не дозвонились». И после этого три года мы никуда не ездили».


Последнее выступление Станислава и Людмилы состоялось в 1988 году на крупнейшем в истории бальных танцев турнире «All World Stars Champions» в Токио, в огромном зале Токио-дома, вмещающем 50 тысяч зрителей. Призовой фонд этого турнира составлял около 300 тысяч долларов, а кроме того победители получали еще и новые модели «Мазды». Японское телевидение запечатлело волнующий момент: танцоры и педагоги из разных стран устроили москвичам церемонию прощания с конкурсным танцем. А со своими поклонниками в России Станислав и Людмила попрощались медленным вальсом спустя несколько месяцев в том же году на I Международном конкурсе бальных танцев, проведенном ими в Москве.

Время участия в конкурсах оказалось интересным не только с точки зрения борьбы с соперниками. Острая конкуренция стимулировала творчество танцоров. Нужны были новые профессиональные знания. И в 1980 году Станислав и Людмила стали студентами ГИТИСа по кафедре хореографии (окончили в 1985 году). Им выпала честь учиться на последнем курсе Ростислава Захарова, одного из основоположников советской балетной школы. Совместно с Людмилой Станиславом создано много интересных танцевальных номеров. Несомненно, лучший из них «Кармен» на музыку Бизе в обработке Щедрина, который по праву вошел в историю российского бального танца как первая и очень успешная попытка соединения классической музыки и бальной хореографии.


И кстати, на Кубке мира 2009 на гала-шоу с номером «Кармен» выступила пара из США, в то время чемпионы мира в программе 10 танцев, Герман Муштук и Ивета Лукосите. «С этим номером связана прекрасная история, - поделился Герман. - Когда маленьким мальчиком я только начинал танцевать, несколько раз и в Кишиневе, и в Москве я видел показательные выступления Станислава и Людмилы Поповых с номером «Кармен». Шикарный был номер, в то время один из лучших в Советском Союзе. Все о нем говорили. А недавно ученик Станислава Талят Тарсинов, сегодня один из ведущих хореографов мира, предложил нам его поставить. Так я перенесся к своим замечательным воспоминаниям детства. И сегодня на юбилейном Кубке мира мы дарим этот номер Станиславу!»

Педагог

На протяжении всей своей активной танцевальной карьеры с 1971 по 1988 годы Станислав и Людмила вели не менее активную педагогическую работу в своей танцевальной студии в ДК им. Горького в Москве. В этом необыкновенно творческом по атмосфере коллективе было подготовлено более двадцати пар международного класса. Такие как Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Артур и Мария Лобовы, Талят и Марина Тарсиновы, Игорь и Иветта Кондрашевы, Владимир и Елена Колобовы, Леонид Плетнев и Татьяна Павлова. Сегодня все они - прекрасные педагоги, передающие своим ученикам как у нас в стране, так и за рубежом ту исключительную преданность танцу, которая всегда отличала самого Попова.


Один из его учеников, ныне народный артист Украины, создатель и руководитель единственного в мире Театра танца (Севастополь) Вадим Елизаров так рассказывает о том времени: «Станислав Попов оказал на меня огромное влияние, он – мой кумир. Во всесоюзном танцевании Станислав был системой. В первую очередь грамотнейшим специалистом и человеком, обладающим феноменальным вкусом. И его личный вкус никогда его ни в чем не подвел. Сколько пар воспитали Станислав с Людмилой! Все профессионалы прошли через их руки. Помню знаменитые сборы в Полтаве и у нас в Крыму, в Севастополе. И Стаса - демократичного и в то же время высокопрофессионального. Для меня он был не просто тренером, а прежде всего человеком, дающим пример профессионального отношения к своему делу».


С 1991 по 1995 годы Станислав жил и работал в США, где преподавал в танцевальном клубе «Вашингтон» в Сиэтле. Решением американского правительства ему выдана специальная «грин-карта» как человеку «с выдающимися способностями и международным признанием». В это время Станислав вел преподавательскую работу в Голландии, Германии, Гонконге.

Российский танцевальный союз

История становления первой российской профессиональной танцевальной организации началась в 1987 году, когда при Всесоюзном музыкальном обществе была создана Творческая комиссия по бальной хореографии во главе с председателем Станиславом Поповым. Уже на следующий год (1988) на ее базе возникла Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ). Именно эта организация в 1994 году была преобразована в Русский танцевальный союз, а Станислав Попов стал его бессменным президентом. Теперь Россия в лице РТС получила право участия в работе международной профессиональной организации – Всемирном совете по танцу (WD&DSC). Расширив свои полномочия, РТС в 2007 году был преобразован в Российский танцевальный союз.

Первым профессиональным турниром, организованным Станиславом Поповым, стал I Всесоюзный конкурс по бальным танцам, проведенный в 1988 году в УСЗ «Дружба» (Москва). В силу исторических причин он еще не носил официального названия чемпионата, но таковым являлся по сути. Впервые в нашей стране танцевальный конкурс проводился только по международной конкурсной программе, исключая советские танцы. Его победителей с полным основанием можно определить как первых чемпионов страны. Ими стали: в стандарте Станислав и Людмила Поповы, в латине – Юрис и Бируте Бауманис (Рига), в европейском шоу – снова Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканском – Талят и Марина Тарсиновы.

Начиная с 1990 года, теперь уже чемпионаты России стали проводиться ежегодно по всем программам конкурсного танца: стандарт, латина, европейское и латиноамериканское шоу и программа 10 танцев.


На протяжении многих лет бальные танцы развивались в нашей стране в отрыве от остального мира. А ведь родились эти танцы именно там. Вот почему так важны были сначала пусть незначительные, но с каждым годом все более расширяющиеся связи с мировым танцевальным сообществом. При этом стояла задача двоякого рода. С одной стороны, превратить зарубежные турниры в доступные для наших танцоров, а с другой, - организовать и проводить международные турниры у себя дома.

И первым международным конкурсом профессионалов с участием ведущих пар мира стал проведенный в 1988 году Станиславом Поповым I Московский международный конкурс. В его рамках состоялось еще одно историческое для танцевального мира событие - шоу чемпионов мира Эспена и Кирстен Салберг и Алана и Хейзел Флетчер «Латинская фантазия». За первым конкурсом с интервалом в два года последовали еще три – в 1990, 1992 и 1994 годах. Полученный опыт позволил, начиная с 1995 года, подойти к проведению ежегодного турнира - Кубок мира, который открыл танцевальному миру нашу страну.

Как президент Российского танцевального союза, Станислав Попов всегда принимал активное участие в работе Всемирного танцевального совета (WDC). На протяжении ряда лет он являлся вице-президентом с особыми полномочиями Спортивного комитета WD&DSC, а с 2003 по 2012 годы - вице-президентом Всемирного танцевального совета (WDC).

Начиная с 2001 года, в нашей стране начали регулярно проводиться официальные чемпионаты WDC: чемпионаты Европы по европейской программе, Москва – 2001, 2009, 2012; чемпионаты Европы по латиноамериканской программе, Санкт-Петербург – 2002, Москва – 2005, 2008; чемпионат Европы по программе 10 танцев – Омск – 2007; чемпионаты мира по латиноамериканскому шоу, Москва – 2003, 2006, Омск – 2008, Казань – 2011; чемпионат мира по европейскому сэквею – Омск - 2012. И наконец главный, с точки зрения статуса, турнир – чемпионат мира по латине. Первый прошел в 2007 году в Кремле и стал прощальным для выдающейся пары современности Брайна Ватсона и Кармен (Германия), завоевавшими на нем свой последний, девятый титул. А второй состоялся в 2011 году на той же площадке. На сей раз на кремлевском паркете чемпионами стали Риккардо Кокки и Юлия Загоруйченко (США).

Кубок мира

Международный турнир, ежегодно организуемый Станиславом Поповым. Но сказать так, это значит, показать лишь одну сторону его отношения к этому танцевальному действию. Как для публики, так и для участников турнира не менее важна роль Попова как ведущего. Без этого завершающего штриха не сложилась бы та неповторимая атмосфера Танца, которая отличает Кубок ото всех других конкурсов.

Начав свою историю в 1995 году, Кубок мира стал турниром, собирающим лучшие пары мира в латиноамериканской программе. Первые два года его победителями становились пятнадцатикратные чемпионы мира Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр (Шотландия) (1995, 1996), четыре раза Кубок выигрывали девятикратные чемпионы мира Брайан Ватсон и Кармен (Германия) (1999, 2000, 2002, 2004), трижды – четырехкратные победители Блэкпульского фестиваля Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари (Финляндия) (1997, 1998, 2001), двукратные победители Блэкпульского фестиваля Михал Малитовски и Джоана Ленис (Великобритания) (2007, 2009, 2010), один раз – вице-чемпионы мира Пол Киллик и Ханна Картунен (Великобритания) (2003) и уже дважды действующие чемпионы мира Рикардо Кокки и Юлия Загоруйченко (США) (2008, 2011). И конечно, российские пары. Первыми Кубок мира выиграли финалисты чемпионатов мира Сергей Рюпин и Елена Хворова (2005), а на следующий год на высшую ступень поднялись вице-чемпионы мира Слава Крикливый и Елена Хворова (2006).


Как-то раз, отвечая на вопрос, - возможно ли изменение формата события, - Станислав Попов заметил: «Формат не изменится. Я не хочу менять то, что уже сложилось и стало успешным. Это как «Щелкунчик» 31 декабря в Большом театре. Если вдруг покажут «Золушку» - это будет нечто совсем другое. Примерно 60-70 процентов зрителей нашего Кубка – постоянные. Они хорошо знают участников, с интересом наблюдают за развитием пар, следят за их результатами.

А если попробовать определить, какой за все годы турнир запомнился больше, то прежде всего первый, поскольку с ним связано много бессонных ночей. Трудно было себе представить, что в Москве выступят все те звезды, которые в итоге приехали в Лужники (первый турнир проходил на Малой спортивной арене в Лужниках). Из шести финалистов мира у нас танцевали четверо. Высочайший уровень, и конечно, радостное событие. Была проделана огромная работа. Затем второй Кубок мира, когда мы переместились в Кремль. Совершенно другая площадка и условия проведения. Действительно волнующее событие. Запомнился 10-й Кубок мира, на котором впервые за много лет вновь выступили Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр. Они танцевали румбу, и это было потрясающе красиво. В тот раз мы специально подготовили видеоклип с фрагментами их выступлений за предыдущие годы.


За прошедшие годы Кубок мира стал одним из самых, если не самым, престижным турниром в мире по приглашению. Прежде всего это обусловлено великолепным залом – Кремлем, историческим центром России, Москвы. А еще потрясающим паркетом, великолепными парами, светом – всеми составляющими, дающими возможность этому турниру быть престижным. Кубок мира - не танцевальный марафон, здесь всего три тура. Это не просто соревнование, а, скорее, светское событие, куда люди приходят, готовя свои костюмы, платья, где они танцуют в перерывах. И это очень красиво».

Венский бал

В 2000 году Станислав Попов выступил в новой для себя роли – танцмейстера. В тот раз речь шла об историческом бале Millenium, состоявшемся в Большом театре. А спустя несколько лет в 2003 году организаторы проводимого в Москве впервые «Венского бала» обратились именно к Попову, выбрав его в качестве распорядителя бала. Со временем к роли танцмейстера «Венского бала» добавилась еще роль танцмейстера «Русского бала» в Баден-Бадене. «Огромное количество женщин мечтают надеть бальное платье, а мужчин – фрак. Поэтому в наше время так и популярны балы, - отмечает Станислав. - Иногда людям хочется перенестись в иное измерение и погрузиться в это удивительное романтическое состояние, вспомнить Наташу Ростову. Перед Венским балом мы проводим отбор среди примерно 800 девушек, из которых надо оставить 100. Я с ними занимаюсь в течение 2,5 месяцев, готовлю.

Но далеко не каждая может стать дебютанткой. Критерии – возраст (от 17 до 25), незамужний статус, приятная внешность, интеллект, умение общаться. Это должна быть барышня духовная, хорошо воспитанная и образованная. Она выходит в общество и должна соответствовать представлениям и идеалам».

Культура танца

Огромный пласт общей культуры, который у нас в стране был, но, к сожалению, в значительной мере теперь утерян. И, наверное, неслучаен именно такой ответ Станислава на вопрос о своей мечте. «Когда в середине 90-х годов я вернулся из США в Россию, мне показалось, что в обществе происходят как раз те изменения, которые необходимы для развития танцев и как вида спорта, и просто как вида человеческой активности.

Представлялось, что это станет повальным увлечением. Сейчас у нас в стране много танцевальных коллективов, много спортивных пар, но не могу сказать, что танцы вошли в повседневную жизнь человека и стали частью общей культуры. У людей не возникает желания, закончив, например, школу, пойти еще на танцевальные курсы, чтобы научить свое тело правильно двигаться. С танцами к человеку приходит умение координировать тело, подвижность и элегантность. Многое в жизни и общении становится от этого проще.


Но до сих пор у нас в стране увлечение только танцевальным спортом, а общественный, социальный танец не намного продвинулся в своем развитии по сравнению с тем, что было 25-30 лет назад. В то время, когда существовали не только танцевальные школы, а и просто площадки, где люди могли потанцевать, танцы были намного популярнее. Сегодня просто танцевать не идут никуда. Танцевальные паузы возникают только в рамках каких-то событий, да и то не всегда. Вот почему по-прежнему нашей задачей остается - продолжать популяризацию бальных танцев.

Мне хотелось бы, чтобы танцевальная культура вернула себе в обществе то место, которое она занимала ранее. Исторический пример из далекого прошлого - Петровские ассамблеи. Понимая, что танцы - неотъемлемая часть общеевропейской культуры, Петр I заставил всех на них танцевать. Раньше этот пример мы очень часто приводили в беседах с представителями идеологических органов, которые препятствовали развитию танцевальной культуры.
В свое время советский министр обороны К. Ворошилов издал приказ, согласно которому во всех военных училищах начали преподавать танцы. Советский офицер должен был уметь танцевать. Это была традиция. Танцевали и в суворовских училищах. А сегодня трудно себе представить наших офицеров танцующими, потому что общество опустило их на недостойный офицеров социальный уровень. Многие традиции должны возвращаться в наше общество. В том числе и танцевальная культура, которая должна стать доступной человеку, как одна из составляющих общей культуры.

Бальные танцы - это всегда красиво. В советское время красота встречалась очень редко, а потому была особенно ценна. Огромный интерес вызывала программа, которую показывали в новогоднюю ночь, - «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». А в 4 часа утра после «Голубого огонька» люди ждали программу «Танцы, танцы». Такое происходило только раз в год, а потому сильно запоминалось. Нашу пару зрители старшего возраста помнят не только по телевизионным программам, но еще и потому, что мы часто работали в эстрадных концертах. Сейчас вообще ушла практика сборных концертов. Есть вокалисты, танцевальные коллективы, но мастерство индивидуальных пар нивелировано полностью. Наверное, приходят другие формы. Считаю, сегодня манипулирование сознанием – вещь абсолютно очевидная и реальная. Телевидение не хочет транслировать показательные выступления, зато появляются реалити-шоу, неизвестно на кого рассчитанные. Если основная масса их смотрит, то можно только сожалеть об уровне этой массы. Все забыли о том, что телевидение должно нести воспитательную функцию и уж ни в коем случае не шокировать, не играть на пороках, предлагая не эстетичную продукцию. Помню, когда Кубок мира по танцам на канале НТВ был поставлен на 19.00, по рейтингу он стал одной из самых популярных программ. Рейтинг ведь зависит не только от того, какова программа, но и от времени показа.

И еще один штрих к культуре танца. В США ни один пятизвездочный отель не строится без большого convention-центра, который может использоваться как бальный зал. Бал - не в смысле «Наташи Ростовой». Просто каждая конференция заканчивается тем, что сидящие за столами люди танцуют. Это особая – бальная форма общения. У нас в принципе нет таких залов, даже на уровне проектов гостиниц. Этого нет в менталитете людей, от которых зависит разработка и принятие проектов. В лучшем случае имеется большое помещение под дискотеку, что тоже хорошо: молодежь проходит через определенный этап своего развития, когда нужно наплясаться от души, может быть, даже сломав мебель. Но все это должно быть в комбинации с другими возможностями, когда люди могут реализовать себя еще и в иной среде».

Общественный танец

Для чего люди танцуют? В одном из своих интервью Ханна Картунен, танцовщица мирового уровня, заметила, что нигде, кроме танцев она не получает такого удивительного ощущения перемещения в иное измерение, которое возникает у нее от полного единения с партнером. Так говорят чемпионы, но и обычный человек, танцующий на любом уровне в итоге стремится к тому же. Только происходит это у него не на международном блестящем турнире, а в его частной жизни, важность которой для него первостепенна. «Танцуйте и будьте счастливы!» - говорит Станислав Попов. И многие встают на этот путь счастья и получают его от достижения не только высшей цели, но и просто от свободы движения, от возможности слиться с музыкой, от повышения своей самооценки, приобретения красивой осанки и, конечно, общения. Общения мужчины и женщины, их совместного музыкального и танцевального действия, где проявляются лучшие качества человека.

«Вообще бальные танцы – удивительный вид социальный активности, его значимость в нашем обществе еще просто не поняли. Яркий пример - дети: если они начинают танцевать лет в 6-8, то в 11-12 лет уже сильно отличаются от сверстников – постановкой корпуса, манерой общения. Существует не так много видов деятельности, где мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины учатся общаться. Бывает, что сначала родители приводят детей, потом сами начинают танцевать, а потом, случается, что включаются бабушки и дедушки. Это же прекрасно! На уровне физической культуры бальные танцы - самое массовое движение. Ведь далеко не все играют в футбол, а вот танцуют все абсолютно.

До появления шейка, брейка и им подобных танцы были парными. Тому есть и социальные причины. Известно, что сегодня у института семьи много проблем. Вот и танцы стали другими, люди больше разделяются. Но мне почему-то всегда казалось: вот когда люди «натрясутся» по отдельности, у них возникнет ностальгия по высоким человеческим отношениям, и они начнут сближаться. Может быть, станут счастливы и опять соединятся. Бальные танцы – это идеальные отношения мужчины и женщины».