Аспекты кроя. Купальник - основа основ, начало всех начал.

Опубликовано: 04.02.2008

Купальник - основа основ, начало всех начал.
Просмотров: 52255
Комментариев: 0
Секретом идеальной посадки платья на фигуре в любой танцевальной позе служит внутренний купальник, который фиксирует платье на участке от плеч до бедер. Хороший покрой купальника - половина успеха в работе!

Как бы не менялась мода на танцевальный костюм, два требования к платью остаются неизменными всегда - это хорошая посадка и соответствие правилам. Вы обратили внимание, как точно соответствует платье фигуре партнерши, как его посадка практически не меняется во время танца? В этом как раз и состоит главный секрет и главное отличие танцевального костюма от вечернего платья с точки зрения закройщика. Разгадка проста - в основе платья лежит купальник, обычный гимнастический купальник с длинным рукавом. Купальник выполняется из стрейчевых материалов и решает практическую задачу растяжки платья на фигуре. Платье без купальника, даже выполненное из стрейч-ткани, будет в танце неизбежно подниматься вверх по бедрам и перекручиваться на фигуре. Внутренний купальник принудительно фиксирует платье на участке от плеч до бедер и гарантирует эстетическую привлекательность танца в любой позе партнерши. Если вы скроили купальник с хорошей посадкой, считайте, что качественный фундамент вашего платья уже заложен.

При кажущейся простоте раскроя купальника, любой опытный закройщик скажет, что это и просто, и сложно одновременно. Просто потому, что стрейч - пластичный материал, который натянется на фигуру, даже если она окажется чуть большего размера. Сложно потому, что чем ближе изделие к телу, тем больше оно должно учитывать особенности фигуры, а в данном случае - еще и особенности движений. Например, в танце партнерша сильно прогибается в спине, а значит - неизбежно появление нежелательных морщин и складок ткани в районе талии.

Своим опытом в раскрое купальников делится Игорь Яровенко, известный мастер в этой области.

Игорь Яровенко, мастер, г. Бишкек: \"Хочу сразу сказать, что я считаю себя специалистом по купальникам и белью, а танцевальные платья - это разовые заказы. У меня свой специфический взгляд на купальники, я не представляю как можно купить купальник в магазине, а тем более заказать его по каталогу. Я работаю по упрощенной схеме \"примерочных купальников\", это когда есть готовые модели со стандартными лекалами, в которые уже вносится корректировка. По моему опыту, только на одной из 30 - 40 клиенток примерочный купальник сидит нормально, и при пошиве не нужно вносить корректировку в размер. Мои базовые купальники выполнены в диапазоне размеров - от 42 до 60 и плюс детские размеры.

Пример. Для последнего конкурса \"Супермодель России 2004\" (как, впрочем, и для других конкурсов) я шил купальники. Так вот, несмотря на кажущуюся одинаковость конкурсанток по фигурам, приходится шить разные по размеру, длине, окату бедра купальники... Причем на 25 конкурсанток - 30 купальников (с запасом). Потому что на двух одинаковых по росту манекенщиц можно надеть одно и то же пальто, а купальник - почти никогда!\"


Фото. Купальник должен сидеть на фигуре и ощущаться в танце как вторая кожа!

Здесь мы не будем останавливаться на теоретическом построении выкройки купальника, а рассмотрим как именно на практике разные мастера решают вопрос с получением выкройки и посадкой на фигуре. Единственно верного способа решения тут нет, поэтому любой придуманный вами способ, дающий нужный результат - будет правильным. Надеемся, что творческий опыт других мастеров, обобщенный ниже, убедит вас в этом и пригодится в работе.

Итак, основные варианты получения выкройки купальника:
  • Построение выкройки боди по Мюллеру (см. \"Ателье\", 6/2004);
  • Переделка готовых выкроек трикотажных и облегающих моделей из журналов;
  • Копирование выкройки с готовых боди и купальников, имеющихся в продаже, путем их разрезания на детали кроя;
  • Построение выкройки по принципам обычного базового лекала платья с \"минусовыми\" прибавками на свободу (чаще всего, около 4 см на полуобхват);
  • Построение лекал купальника по личным наработкам. Зачастую, при большом опыте мастер может буквально нарисовать индивидуальную выкройку \"на глазок\".
При любом из способов, в 98% случаев в результате получатся лекала, которым будет требоваться доработка на фигуре. Даже если вы используете отработанные лекала, при раскрое по ним из ткани с другим коэффициентом растяжимости все равно потребуется коррекция кроя на примерке. Многие мастера, зная об этом по собственному опыту, стараются специально сделать крой \"с излишком\", чтобы оставить себе простор для коррекции фасона и улучшения посадки купальника на примерке.

Ирина Тараканова, закройщик Дома моделей \"Прима-Эста\": \"В основном, эта работа - манекенно-примерочная, потому что, хоть и опыт большой, и выкройки почти идеальные, мы все подрабатываем на клиенте. Чаще всего, изменения касаются объемов, и тогда все лишнее закалывается булавками. Поясню, почему приходится так делать. Здесь очень важны субъективные ощущения самого клиента. Некоторые любят, чтобы было посвободнее. У некоторых кожа настолько чувствительна, что они затяжку воспринимают как неудобство. Т.е. бывает так, что мы видим, что натяжка хорошая, а клиент ощущает ее как некомфортную. Еще бывает, что по ходу приходится корректировать сам фасон. А для этого хорошо, когда есть запас ткани.\"

Ирина Тараканова рассказала, что при работе в Доме моделей \"Прима-Эста\" закройщики используют специальную мерку для купальника \"вертикальная дуга\". Мерка снимается от высшей точки плеча, через сосок, через пах и замыкается в кольцо у плеча спинки. При крое эта мерка делится пополам - на перед и на спинку. Экспериментальная находка - с длины дуги снимается 5-8%, примерно столько же снимается с горизонтальных обхватов при построении основы.

Пройма купальника

Пройма изделия заслуживает отдельного внимания. Купальник с длинным рукавом должен облегать фигуру как вторая кожа, не стеснять движений и не собираться в лишние складки при подъеме рук или изгибе корпуса. Поэтому, при раскрое имеет смысл делать пройму маленькой и при необходимости увеличивать ее на примерке. Вырезать, как известно, всегда проще, чем надставить.

Фото. В танцах зрители и судьи часто наблюдают партнершу со спины, поэтому работе над посадкой спинки стоит уделить особое внимание.

Ирина Тараканова, закройщик Дома моделей \"Прима-Эста\": \"Я заметила, что пройма должна быть выше, чем мы обычно делаем. Например, для платья мы обычно спускаем ее на 2 см от уровня подмышки. Тут мы этого не делаем. А даже, наоборот, поднимаем. Когда купальник оттягивается при надевании на фигуру, то пройма встает на месте. Мы используем покрой - цельнокроенный рукав-ластовица. На свободу движения мы даем 3-3,5 см подъема, ластовица входит в рукав, и ее совершенно не видно.\"

Коррекция спинки

У танцоров часто бывает перегибистая спина, которая обуславливает появление горизонтальной складки на пояснице. В этом случае деталь спинки укорачивается на величину этой складки, а при стачивании с деталью переда просто растягивается по боковым швам в области талии до нужной длины. Спинка может быть скроена со средним швом, без шва, с дополнительными вытачками по талии и без них. Кроме того, купальник может выполняться без боковых швов (например, крупный диагональный рисунок переходит с переда на спинку, и тогда, боковые швы - это ненужная помеха), затягивая фигуру за счет единственного среднего шва спинки. Все зависит от используемой ткани, эскиза, выбранного места под застежку и фигуры клиентки. Кстати, во взрослых платьях проблему с посадкой спинки часто решают с помощью большого и глубокого выреза. Как говорится, нет спинки, нет и проблемы.

Фото. По правилам костюма трусы должны быть такого же цвета, как и платье. В спокойном состоянии трусы должны полностью закрываться юбкой, но в движении - возможно всякое!

Покрой трусов

В трусах (нижней части купальника) самое важное, чтобы они \"не съезжали в попу\". Окат бедра нужно подбирать в каждом конкретном случае, в зависимости от формы ягодиц. Кому-то подойдут трусы средней вырезанности (подъем линии бока - примерно на 5 см от линии бедер), кому-то будет лучше в шортиках. Поскольку трусы закрываются платьем, то здесь главное - это удобство. Ширина промежности в крое, в среднем - 7-8 см.

Надо отметить, что купальник в танцевальных платьях используется по-разному. Он может быть верхней частью изделия (кроится из основной ткани), может быть внутренним фиксатором платья (кроится из телесной сетки + трусы из основной ткани) или может сократиться практически до трусов в некоторых вариантах платьев на латину (трусы кроятся из ткани основы). Линии вырезов и аппликаций на купальнике согласно эскизу наносятся, чаще всего, на примерке (на клиенте или манекене), поскольку важно, чтобы линии вырезов случайно не оголили грудь.

Обратите внимание, примерку купальника нужно проводить на колготки, если девушка будет танцевать в них. Утягивающие колготки-сетка могут легко уменьшить объемы на несколько сантиметров. В последнее время становится модным танцевать с голыми ногами, поэтому вопрос о колготках необходимо поднять при приеме заказа.

Фото. Из ткани платья художником обязательно готовятся аксессуары к костюму: браслеты, ошейники, перчатки, цветы и плоские мотивы для прически.

Прежде чем гимнастический купальник станет танцевальным платьем, к нему необходимо добавить юбку (или верхнее платье) и аксессуары. В данной области наиболее популярны такие покрои как годе, 6- и 8-клинка, солнце-клеш, прямая юбка и расклешенная, цельнокроенное прямое платье и платье с рельефами. Покрои таких моделей относятся в базовому набору знаний любого конструктора, поэтому в особом описании в данном случае не нуждаются. В отделке и декоре используются оборки, воланы на основе круга и спирали, фантазийные куски ткани, прямоугольники для раскроя браслетов и ошейников, прямоугольники и овалы для раскроя \"крыльев\", стандартные шаблоны для раскроя перчаток с пальцами и, чаще, без пальцев.

Изготовление аксессуаров для прически дамы также относится к списку работ по костюму. Они кроятся из тканей платья и продолжают общую стилистическую линию костюма. Часто аксессуары для головы выполняются в виде стилизованных листьев, лекальных кривых и тому подобных форм таким образом, чтобы их можно было прикрепить заколками-невидимками к гладкой прическе партнерши. Аксессуары, также как и платье, украшаются камнями разного размера и цвета, если это разрешено правилами.

О сборке костюма и расклейке камнями мы поговорим подробнее в следующем разделе, посвященном технологии пошива танцевального костюма.

Журнал о моде и шитье \"Осинка.ру\"